СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 3класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для обучающихся 3класса по УМК " Начальная школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 3класс»

Рабочая программа учебного предмета( курса)


«Литературное чтение» 3 класс

учитель



Колоскова Ольга Викторовна

































Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по литературному чтению и авторской программы А.О.Ефросинина «Литературное чтение», «Литературное чтение. Учебная хрестоматия»

Программа предназначена для учащихся 3 класса средней общеобразовательной школы.

Основная цель учебного предмета — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт, помочь ему стать читателем.

Основные задачи:

- освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге; - овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой; - воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе; - формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.

Учебный предмет «Литературное чтение» является составляющей обязательной части учебного плана начального общего образования

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» рассчитана на 4 часа в неделю.






Планируемые результаты освоения

курса «литературное чтение» 3 класс


Личностные результаты:

1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.

2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4.Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5.Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

7.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8.Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

9.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

10.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

11.Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

12.Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

13.Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

14.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

15.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

16.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:

1.Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2.Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; -формирование потребности в систематическом чтении.

3.Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

4.Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

5.Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».


К концу обучения в третьем классе:

Ученик научится: (Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»)

  • осознавать значение чтения для расширения своего читательского круго­зора;

  • понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;

  • практически различать художественные, научно-популярные и справоч­ные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;

  • отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о про­изведении, героях и их поступках;

  • правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произве­дения и его соответствие содержанию;

  • понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этиче­ских позиций, и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

  • подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать кон­текстное и прямое значение слов;

  • находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, по­словицы;

  • читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможно­стям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное;

  • читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учите­ля;

  • читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препина­ния и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

  • пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;

  • пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;

  • классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, автор­ской принадлежности, выделяя существенные признаки;

  • различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сбор­ники по темам и жанрам.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку по­ступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;

  • понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторским мнением;

  • работать с аппаратом книг разного типа (книг-произведений, книг-сборников) и классифицировать их по жанрам, темам, авторам;

  • уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.

Ученик научится: (Раздел «Литературоведческая пропедевтика»)

  • различать стихотворный и прозаический тексты;

  • определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихо­творений, загадок);

  • использовать в речи изученные литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведе­ния, сравнение, эпитет).

Ученик получит возможность научиться :

  • подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значе­ния слов;

  • употреблять в речи изученные литературоведческие понятия;

  • находить и читать диалоги и монологи героев.

Ученик научится: (Раздел «Творческая деятельность»)

  • понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль ге­роя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения;

  • инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

  • рассказывать сказки от лица героя;

  • рассказывать о героях произведения;

  • создавать истории с героями произведений.

Ученик получит возможность научиться:

  • иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

  • выполнять проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные — герои литературных произведений»;

  • создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).

Ученик научится: (Раздел «Чтение: работа с информацией»)

  • находить информацию о героях произведений, об авторе, книге;

  • работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;

  • дополнять таблицы и схемы недостающей информацией;

  • сравнивать произведения по таблицам, схемам, моделям; дополнять, ис­правлять, уточнять.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

  • находить информацию о книге, пользуясь ее аппаратом;

  • находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;

  • сравнивать полученную из текста информацию с информацией гото­вых таблиц и схем.




































Содержание тем учебного курса

«литературное чтение» 3 класс


Устное народное творчество (16 часов)

Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказ­ки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилет­ка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).

Басни (5 часов)

Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград», «Ворона и лисица».

Произведения А.С. Пушкина (10 часов)

«У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Ня­не»); К.Г. Паустовский. «Сказки Пушкина».

Стихи русских поэтов (12 часов)

Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародей­кою Зимою...»; А.Н. Майков. «Осень»; АЛ. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин. «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «При­вет», «Зимний день».

Произведения Л.Н. Толстого (9часов)

«Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», «Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».

Произведения Н.А. Некрасова (7 часов)

«Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отры­вок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»;К.И. Чуковский. «Мужичок с ноготок»; «О сти­хах Н.А. Некрасова».

Произведения А.П. Чехова (6 часов)

Рассказы «Степь», «Ванька»; Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова».

Сказки зарубежных писателей (4часа)

III. Перро. «Подарки феи»; Ц. Топелиус. «Солнечный Луч и ноябре».

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка (6 часов)

«Умнее всех», «Приёмыш».

Произведения А.И. Куприна (8 часов)

«Синяя звезда», «Барбос и Жулька».

Произведения С.А. Есенина (7 часов)

«Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», .«Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берё­за»,«Бабушкины сказки».

Произведения К.Г. Паустовского (12 часов)

«Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».

Произведения С.Я. Маршака (4 часа)

«Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин. «С Марша­ком».

Рассказы Л. Пантелеева (5 часов)

«Честное слово», «Камилл и учитель».

Произведения А.П. Гайдара (7 часов)

«Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар»; К.Г. Паустов­ский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

Произведения М.М. Пришвина (7 часов)

«Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».

Произведения зарубежных писателей (10 часов)

Дж. Лондон. «Волк»; Э. Сетон-Томпсон. «Чинк» (в со­кращении).

Резерв – 1 час.





































Учебно-тематический план

по «литературному чтению» 3 класс

(4 ч в неделю)

УМК Ефросинина Л.А. Литературное чтение.

Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебная хрестоматия



Раздел

Кол - во часов

Кол – во

часов

на контрольные, лабораторные, практические работы

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Устное народное творчество

16

1

Называть жанры фольклора. Работать

с понятием «загадка». Называть тему,

форму, виды загадок. Работать

с понятием «пословица». Рассказывать

об особенностях построения пословиц.

Называть тему пословицы. Работать с понятием «присказка». Называть виды присказок. Рассказывать знакомые сказки. Работать со схемой «Какие бывают сказки». Устно приводить примеры. Работать с текстом сказки (правильно называть, определять тему и жанр). Рассказывать сказки с присказками. Выявлять особенности языка сказки, тона и темпа чтения.

Самостоятельно составлять план (блок- схему). Определять главную мысль сказки. Заполнять схему «Народные сказки» и устно приводить примеры сказок. Делить сказку на части, составлять словесный план.

Рассказывать сказки по выбору. Участвовать в коллективном заполнении схемы «Фольклор» (с приведением примеров). Упражняться в чтении скороговорок. Придумывать скороговорки. Участвовать в конкурсе «Знатоки загадок, пословиц и скороговорок». Познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и ее особенностями (напевность, повторы, устойчивые эпитеты). Пересказывать былину по плану. Работать со схемой «Герои былины». Рассказывать о героях былины. Рассказывать о героях былины.

Басни

5

1

Упражняться в выразительном чтении басен. Выполнять взаимопроверку знания наизусть басни (работа в парах). Комментировать иллюстрации к выбранной басне и подбирать строки к рисунку. Выделять мораль, определять главную мысль басни. Выделять части басни. Упражняться в чтении морали (выделять назидательный, поучительный тон).

Произведения А.С. Пушкина

10

1

Вспомнить и назвать несколько изученных ранее произведений А.С. Пушкина. Читать и делить на части прочитанный отрывок из поэмы.

Наблюдать за рифмующимися строками. Работать с образами

героев (по группам): образ царя Салтана, князя Гвидона, царевны Лебеди. Составлять выставку книг со

сказками А.С. Пушкина. Сравнивать стихотворения, определять их тему, наблюдать за построением строф и рифмы. Сравнивать стихотворения по критериям общее (жанр, автор, различия, тема, заглавие).

Оформить страничку для книжки-самоделки «Присказки и устаревшие слова в сказках А.С. Пушкина».

Стихи русских поэтов

5

1

Заполнять схему «Русские поэты». Называть имена русских поэтов. Узнавать авторов строк знакомых

произведений. Понимать, что такое строфа. Приводить примеры строф.

Наблюдать за построением строф,

выделять рифмующие строки.

Произведения Л.Н. Толстого

9

1

Принимать участие в выставке книг Л.Н Толстого. Аннотировать знакомые книги. Выявлять сходство и различие рассказов «Лебеди» и «Зайцы». Читать научно-познавательный рассказ по частям. Работать с моделями обложек. Соотносить рассказы Л.Н. Толстого с моделями обложек. Составлять обобщающую схему «Рассказы Л.Н. Толстого». Пересказывать рассказ «Прыжок». Выразительно читать подготовленную часть рассказа.

Произведения Н.А. Некрасова

7

1

Работать со справочным материалом о Н.А. Некрасове. Составлять партитуру чтения стихотворений. Выполнять упражнения в выразительном чтении отрывка из стихотворения «Крестьянские дети». Выделять тематические отрывки в большом поэтическом тексте. Выделять эпитеты, сравнения, олицетворения. Выбирать нужный тон и темп чтения. Заучивать наизусть фрагмент стихотворения. Моделировать обложку. Составление аннотации к книге.

Произведения А.П. Чехова

6

1

Сравнивать произведения разных жанров. Различать понятия «описание» и «повествование». Выделять описания героев и пейзажа. Понимать главную мысль. Составлять блок-схему (модульный план) произведения. Составлять кластер «Они писали рассказы ».Объяснять заглавие (заглавие — жанр, заглавие — имя героя, заглавие — главная мысль). Сравнивать рассказ- описание и рассказ-повествование. Составлять словарь необычных слов. Находить в тексте эпизоды и выразительно читать их. Пользоваться предисловием и послесловием в книге. Отрабатывать навык правильного, быстрого и

выразительного чтения.

Сказки зарубежных писателей

4

1

Работать со схемами

«Литературные сказки», «Народные сказки». Называть известные сказки. Составлять схематическую цепочку событий. Сравнивать героев. Различать

положительных и отрицательных героев сказки. Называть основные признаки авторских и народных

сказок. Работать с сюжетом сказки. Выделять особенности сказки. Пересказывать по плану сказку Ц. Топелиуса. Видеть сходство и различия сказок народов мира, отечественных и зарубежных писателей.

Стихи русских поэтов

7

1

Называть изученные стихотворения русских поэтов. Читать наизусть стихотворения русских поэтов. Делить стихотворение на части. Упражняться в выразительном чтении стихотворения. Выявлять главную мысль стихотворения. Упражняться в нахождении логического ударения. Выполнять словарную работу, объяснять значения слов, встречающихся в тексте. Анализировать текст. Готовить партитуру чтения. Сравнивать стихотворения по темам, авторам. Читать стихотворения о Родине.

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка

6

1

Осознавать понятия «авторская позиция» и «автор-рассказчик». Работать с сюжетом и планом. Находить в тексте слова, подтверждающие позицию автора.

Находить в тексте повествование, описание, рассуждение. Определять микро- темы рассказа. Сравнить сказку с басней. Находить и выразительно читать юмористические эпизоды, мораль — главную мысль сказки. Инсценировать сказку. Читать

наизусть отрывок из любого произведения писателя.

Произведения А.И. Куприна

8

1

Работать над содержанием рассказа, сюжетом. Делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану. Выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи.

Описывать героев рассказа. Выделять эпитеты и сравнения. Работать по сюжету. Дополнять план. Самостоятельно работать с текстами произведений (читать вслух и молча, определять главную мысль).

Соблюдать паузы, выделять логические ударения в предложениях, передавать интонационный рисунок.

Называть произведения А.И. Куприна,

вошедшие в круг чтения. Различать основные жанры произведений А.И. Куприна.

Произведения С.А. Есенина

7

1

Выделять эпитеты, сравнения, олицетворения. Сравнивать строфы, указывать паузы, выделять логические ударения. Выразительно читать один из отрывков наизусть. Выразительно читать стихотворение «Берёза»: определять интонационную партитуру, отношение автора; заучивать наизусть.

Самостоятельно читать стихотворение «Бабушкины сказки». Выполнять творческую работу: рассказывать сказку «Про Ивана - дурака».

Слушать стихи С.А. Есенина. Работать с выставкой книг стихов русских поэтов о Родине, родной природе.

Произведения К.Г. Паустовского

12

1

Обучение художественному пересказу по плану (план в учебнике).

Различать рассказ- повествование, рассказ-описание, рассказ - рассуждение. Заучивать наизусть эпизод. Понятия: юмористический рассказ, юмор. Понятие: «научно-познавательный рассказ». Выполнять дифференцированную работу: читать истории «Дед и заяц», «Ваня и заяц», «Автор и герои рассказа». Повторить понятие «автор-рассказчик».

Слушать сказку К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Рассматривать книгу, работать с аппаратом книги: предисловие, оглавление, аннотация.

Самостоятельно заполнять схему «Они писали о животных». Организовать выставку «Моя любимая книга» с отзывом ученика. Принять участие в викторине «По страницам нашего учебника». Инсценировать эпизоды отдельных произведений.

Произведения С.Я. Маршака

4

1

Называть знакомые произведения С.Я. Маршака, читать наизусть фрагменты. Работать со стихотворением «Урок родного языка». Слушать стихотворение «Ландыш», выделять эпитеты и сравнения. Слушать пьесу-сказку С.Я. Маршака «Кошкин дом». Оформлять книги- самоделки «По страницам книг С.Я. Маршака» и «Герои пьесы- сказки С.Я. Маршака Кошкин дом». Читать по ролям сказки С.Я. Маршака. Рассказывать наизусть загадки С.Я. Маршака.

Рассказы Л. Пантелеева

5

1

Работать с рассказом: первичное чтение, определение темы. «Автор- рассказчик», «автор — герой рассказа». Делить рассказ на смысловые части. Составлять план и пересказывать по готовому плану.

Различать исторический рассказ. Объяснять, кто такой автор- рассказчик. Работать с «сюжетным треугольником». Выделять кульминационные моменты в рассказах. Самостоятельно проверять скорость чтения по песочным часам.

Различать фантастические рассказы. Работать с рассказами Л. Пантелеева «Фенька», «Новенькая». Работать с книгами о детях и для детей. Придумывать фантастический рассказ, записывать его и иллюстрировать.

Произведения А.П. Гайдара

7

1

Сравнивать рассказы А.П. Гайдара «Горячий камень» и К.Г. Паустовского «Стальное колечко». Работать с отдельными главами повести «Тимур и его команда». Рассказывать о дружбе ребят (по выбору). Рассматривать книги о детях, сравнивать игры, забавы и жизнь детей в годы войны и в мирное время. Узнавать произведения о детях по эпизоду. Составлять список произведений о детях. Рассказывать истории о любимом герое-сверстнике.

Произведения М.М. Пришвина

7

1

Работать с очерком «Моя Родина». Следить за развитием сюжета в рассказе «Двойной след». Сравнивать рассказы «Двойной след» и «Выскочка». Читать рассказ-описание

«Жаркий час». Пояснять заглавие словами из текста. Сравнивать разные по жанру произведения М.М. Пришвина: очерк, художественный рассказ, юмористический рассказ, рассказ-описание. Работать с книгами писателей-натуралистов (М.М. Пришвин, Г. Скребицкий, И.С. Соколов-Микитов, В. Бианки, Э. Шим и др.). Читать и рассказывать прочитанные в детских журналах произведения о животных и природе.

Произведения зарубежных писателей

10

1

Работать с рассказом: чтение, работа с сюжетом, герои рассказа, смысл рассказа. Понимать схожесть рассказов зарубежных и отечественных писателей. Правильно читать иностранные имена, названия населенных пунктов. Сравнивать рассказ «Чинк» с рассказами русских писателей А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, А.И. Куприна. Находить на карте страну изучаемого произведения.

Работать с выставкой книг зарубежных писателей. Называть произведения зарубежных писателей из круга детского чтения. Рассказывать о любимом писателе (с использованием справочного материала в книгах и энциклопедиях). Оформлять дневник летнего чтения.

Резерв

1



Итого

136

18








\












Календарно- тематическое планирование 136ч

по литературному чтению (4 ч в неделю)

УМК Ефросинина Л.А. «Литературное чтение»

Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Учебная хрестоматия»


Название темы, урока

Кол-во часов

Дата

проведения

Корректировка

Тема 1 «Устное народное творчество»

16



1.Устное народное творчество. Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В. Даль «Старик-годовик». Начало работы над проектом «Составление словаря необычных слов»

1



2.Пословицы. Какие бывают пословицы. Дополнительное чтение. Загадки, пословицы.

1



3.Русские народные сказки. «Самое дорогое»

1



4.Русские народные сказки. «Про Ленивую и Радивую»

1



5.Слушание. Сказки о животных. Дополнительное чтение. Русские народные сказки. «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич».

1



6.Сказки с загадками. «Дочь-семилетка». Дополнительное чтение. Русская народная сказка «Умная внучка» в пересказе А.П.Платонова

1



7.Волшебные сказки. «Царевич Нехитёр-Немудёр»

1



8.Волшебные сказки. «Царевич Нехитёр-Немудёр». О присказках.

1



9.Слушание. Сказки народов России. Дополнительное чтение. Русские народные сказки. «Елена Премудрая», чукотская сказка «Девушка и Месяц».

1



10.Скороговорки. Потешки. Повторение: малые жанры фольклора. Литературный диктант.

1



11.Обобщение по разделу «Русские народные сказки». Проверочная работа по теме «Русские народные сказки».

1



12.Работа над ошибками. Былины. «Добрыня и Змея»

1



13.«Илья Муромец и Соловей-разбойник».

1



14.«Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула».

1



15.Слушание. Былины. Дополнительно чтение. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович».

1



16.Урок-обобщение по теме «Былины». Проект «Былинные герои».

1



Тема 2 «Басни»

5



1. Басни. Эзоп «Лисица и виноград». И.А. Крылов «Лиса и виноград».

1



2. И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». Дополнительное чтение. Эзоп «Ворон и Лисица». Начало работы над проектом: «Лучший чтец басен».

1



3. И.А.Крылов. Дополнительное чтение. И.А. Крылов. «Волк и Ягненок», «Крестьянин и работник».

1



4. Слушание. Дополнительное чтение. Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица», А.Е. Измайлов. «Филин и чиж»

1



5. Обобщение по разделу «Басни». Рубрика «Проверьте себя». Защита проекта «Лучший чтец басен».

1



Тема 3 «Произведения А. С. Пушкина»

10



1. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый…» Начало работы над проектом: Книжка-самоделка «Присказки и устаревшие слова в сказках А.С. Пушкина»

1



2. Слушание. Дополнительное чтение. Отрывок «Бой Руслана с головой»

1



3. А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»

1



4. А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»

1



5. А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Литературный диктант.

1



6. Работа над ошибками. К. Г. Паустовский. «Сказки Пушкина». Слушание. Дополнительное чтение. А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1



7. Слушание. А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Э. Бабаев. «Там лес и дол видений полны…»

1



8. . А. С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя», «Зимний вечер». Защита проекта: Книжка-самоделка «Присказки и устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина»

1



9. А. С. Пушкин «Няне».

1



10. Обобщение по разделу «Произведения А. С. Пушкина». Рубрика «Проверьте себя» Проверочная работа по теме «Сказки А.С.Пушкина»

1



Тема 4 «Стихи русских поэтов: Ф. И. Тютчева, А. Н. Майкова, А. А. Фета»

5



1.Работа над ошибками. Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…»

1



2. А.Н Майков. «Осень»

1



3. А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…». «Кот поёт глаза прищуря…».

1



4. Слушание. Стихи русских поэтов. Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя».

1



5. Слушание и работа с детской книгой. Стихи русских поэтов. Рубрика «Книжная полка». Дополнительное чтение И.А. Бунин. «Листопад»

1



Тема 5 « Произведения Л. Н. Толстого»

9


2 четверть

1. Л.Н. Толстой. «Два брата» (сказка).

1



2. Л.Н. Толстой. «Белка и волк» (басня).

1



3. Л.Н.Толстой. Дополнительное чтение «Ореховая ветка».

1



4. Л.Н. Толстой. Научно-популярные и художественные рассказы. «Лебеди», «Зайцы». Дополнительное чтение «Лев и собачка».

1



5. Слушание и работа с детской книгой. Книги Л.Н.Толстого. Рубрика «Книжная полка». Дополнительное чтение. Л.Н. Толстой. «Работник Емельян и пустой барабан».

1



6. Художественные рассказы Л.Н. Толстого. Быль «Прыжок».

1



7. Художественные рассказы Л.Н.Толстого. Былина «Как боролся русский богатырь».

1



8. Слушание и работа с детской книгой. Книги Л.Н. Толстого. Рубрика «Книжная полка». Дополнительное чтение. А. П. Сергеенко « Как Л.Н Толстой рассказывал сказку об огурцах». Творческая работа: рассказ-описание об огурчиках (свежих, соленных, перезревших).

1



9. Обобщение по разделу « Произведения Л. Н. Толстого». Рубрика «Проверьте себя». Проверочная работа по теме «Книги Л.Н.Толстого».

1



Тема 6 « Произведения Н. А. Некрасова»

7



1. Работа над ошибками. Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (отрывок). «Мужичок с ноготок» К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок».

1



2. Слушание и работа с детской книгой. Стихи о детях. Дополнительное чтение. Н. А. Некрасов «Крестьянские дети» (в сокращении).

1



3. Стихи Н. А. Некрасова о природе «Славная осень…».

1



4. Дополнительное чтение. Н.А. Некрасов « Зелёный шум». К. И. Чуковский «Зелёный шум».

1



5. Стихи Н. А. Некрасова о природе. «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

1



6. Слушание и работа с детской книгой. Книги Н.А. Некрасова. К. И. Чуковский «О стихах Н. А. Некрасова». Дополнительное чтение. Н. А. Некрасов «Саша», «Перед дождём».

1



7. Обобщение по разделу «Произведения Н.А.Некрасова». Рубрика « Проверьте себя». Литературный диктант.

1



Тема 7 «Произведения А.П. Чехова»

6



1. Работа над ошибками. А.П. Чехов «Степь» (отрывок).

1



2. Дополнительное чтение А.П. Чехов. «Белолобый». И. С. Тургенев «Лес и степь»

1



3. А. П. Чехов «Ванька».

1



4. А. П. Чехов «Ванька».

1



5. Слушание и работа с детскими книгами. Рассказы о животных. Дополнительное чтение Л. Андреев «Кусака».

1



6. Обобщение по разделу «Произведения А.П. Чехова». Н.С. Шер «О рассказах А.П. Чехова». Рубрика « Проверьте себя».

1



Тема 8 «Сказки зарубежных писателей»

4



1.Тестирование по теме «Начитанность и знание изученных произведений». Ш. Перро. «Подарки феи».

1



2. Ц. Топелиус «Солнечный луч в ноябре». Дополнительное чтение. Ц. Топелиус «Зимняя сказка».

1



3. Слушание и работа с детскими книгами. Сказки зарубежных писателей. Дополнительное чтение. Х.- Г. Андерсен. « Снеговик»; Братья Гримм « Умная дочь крестьянская».

1



4. Комплексная проверочная работа

1



Тема 9 «Стихи русских поэтов И. Никитина, И. Сурикова, С. Дрожжина»

7


3 четверть

1. Работа над ошибками. И.С. Никитин. «Русь».

1



2. И.С. Никитин. «Утро».

1



3. И.З. Суриков. «Детство».

1



4. Слушание и работа с детскими книгами. Стихи русских поэтов. Дополнительное чтение. И.С. Никитин. «Помню я: бывало, няня…»

1



5. Стихи русских поэтов. С.Д. Дрожжин. «Зимний день» «Привет».

1



6. Слушание и работа с детскими книгами. Стихи русских поэтов о Родине и родной природе Дополнительное чтение. Ф.Н. Глинка. «Москва».

1



7. Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов». Рубрика «Проверьте себя».

1



Тема 10 «Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка»

6



1. Д.Н. Мамин - Сибиряк. Рассказ «Приёмыш».

1



2. Д.Н. Мамин - Сибиряк. Рассказ «Приёмыш».

1



3. Д.Н. Мамин - Сибиряк. Рассказ «Приёмыш». Дополнительное чтение. В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Сказка «Умнее всех».

1



4. Д.Н. Мамин - Сибиряк. Сказка «Умнее всех».

1



5. Слушание и работа с детской книгой. Произведения о животных. Дополнительное чтение. Рассказ Д.Н. Мамина - Сибиряка «Постойко».

1



6. Дополнительное чтение. Рассказ Д.Н. Мамина - Сибиряка «Постойко».

1



Тема 11 «Произведения А.И. Куприна»

8



1. А.Н. Куприн. Рассказ «Синяя звезда».

1



2. А.Н. Куприн. Рассказ «Синяя звезда».

1



3. А.Н. Куприн. Рассказ «Барбос и Жулька».

1



4. А.Н. Куприн. Рассказ «Барбос и Жулька».

1



5. Дополнительное чтение. А.И.Куприн «Собачье счастье».

1



6. Слушание и работа с детскими книгами. Книги о животных. Рубрика «Книжная полка».

1



7.Дополнительное чтение. А.Куприн «Ю-ю».




8. Обобщение по разделам «Произведения Д.Н. Манина - Сибиряка», «Произведения А.И. Куприна». Рубрика «Проверьте себя»

1



Тема 12 «Стихи С.А. Есенина»

7



1. С.А. Есенин. Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом…»

1



2. С.А. Есенин. Стихи о природе. «Нивы сжаты, рощи голы…»

1



3. С.А. Есенин «Берёза». Дополнительное чтение. Стихи о берёзе (отрывки)

1



4. С.А. Есенина «Бабушкины сказки»

1



5.С.А. Есенина «Бабушкины сказки». Исследовательская работа на тему «Сравнение стихотворения И.З.Сурикова «Детство», И.С.Никитина «Помню я, бывало няня...» и С.А.Есенина «Бабушкины сказки»

1



6. Слушание и работа с детскими книгами. Книги со стихотворениями русских поэтов . С.А. Есенин «Топи да болота…», «Сыплет черёмуха снегом…»; И.С. Тургенев «Деревня»

1



7. Обобщение по разделу «Стихи С.А. Есенина». Рубрика «Проверьте себя»

1



Тема 13 «Произведения К. Г. Паустовского»

12



1. К.Г. Паустовский. Сказка «Стальное колечко»

1



2. К.Г. Паустовский. Сказка «Стальное колечко»

1



3. К.Г. Паустовский. Сказка «Стальное колечко»

1



4. К.Г. Паустовский. Сказка «Стальное колечко»

1



5. К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»

1



6. К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»

1



7.К. Г. Паустовский «Какие бывают дожди»

1



8. Дополнительное чтение. К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

1



9. Дополнительное чтение. К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб».

1



10. Слушание и работа с детскими книгами. Рассказы о животных. И.С.Тургенев «Воробей». Защита проекта «Обложка любимой книги»

1



11. Дополнительное чтение. К.Г. Паустовский «Прощание с летом»

1



12. Обобщения по разделу « Произведения К.Г.Паустовского»

1



Тема 14 «Произведения С.Я. Маршака»

4


4 четверть

1. С.Я. Маршак. Стихотворение «Урок родного языка»

1



2. С.Я. Маршак. Стихотворение «Ландыш»

1



3. Слушание и работа с детскими книгами. Книги С.Я. Маршака. Дополнительное чтение. Пьеса-сказка «Кошкин дом»

1



4. Обобщение по разделу «Произведения С.Я Маршака». В. Субботин «С Маршаком».

1



Тема 15 «Произведения Л. Пантелеева»

5



1. Л. Пантелеев. Рассказ «Честное слово» .

1



2. Л. Пантелеев. Рассказ «Честное слово». Дополнительное чтение. Дополнительное чтение. В.А.Осеева «Бабка»

1



3. Исторические рассказы Л. Пантелеева. Рассказ «Камилл и учитель»

1



4. Л. Пантелеев. Рассказ «Камилл и учитель».

1



5. Слушание и работа с детской книгой. «Рассказы о детях и для детей» Дополнительное чтение. Л. Пантелеев. «Фенька». Дополнительное чтение. Л.Пантелеев «Новенькая»

1



Тема 16 «Произведения А.П. Гайдара»

7



1. А.П. Гайдар. Рассказ «Горячий камень»

1



2. А.П. Гайдар. Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы)

1



3. А.П. Гайдар. Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы). Дополнительное чтение. С.В.Михалков «Ошибка»

1



4. Писатели о писателе. Стихотворение С. В. Михалкова «Аркадий Гайдар» Очерк К. Г. Паустовского «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

1



5. Слушание и работа с книгами. Книги о детях. Рубрика «Книжная полка». Дополнительное чтение. В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре».

1



6. Обобщение по разделу «Произведения А.П. Гайдара». Рубрика «Проверьте себя».

1



7. Итоговый мониторинг предметных результатов (контрольная работа).

1



Тема 17 «Произведения М.М. Пришвина»

7



1. М.М Пришвин. Очерк «Моя Родина».

1



2. Дополнительное чтение. М.М Пришвин. Рассказ «Двойной след».

1



3. М.М Пришвин. Рассказ «Выскочка».

1



4. М.М Пришвин «Жаркий час».

1



5. В. Чалмаев «Воспоминания о М. М. Пришвине».

1



6. Слушание и работа с детскими книгами. Рубрика «Книжная полка». Книги о животных. Дополнительное чтение. В.В. Бианки «По следам».

1



7. Обобщение по разделу «Произведения М.М. Пришвина». Рубрика «Проверьте себя».

1



Тема 18 «Произведения зарубежных писателей»

10



1. Дж. Лондон «Бурый волк»

1



2. Дж. Лондон «Бурый волк»

1



3.. Дж. Лондон «Бурый волк»

1



4. Тестирование по теме «Начитанность и знание изученных произведений»

1



5. Э. Сетон- Томпсон «Чинк»

1



6. Э. Сетон- Томпсон «Чинк»

1



7. Э. Сетон- Томпсон «Чинк»

1



8. Слушание и работа с детскими книгами. Книги зарубежных писателей. Дополнительное чтение. Дж. Чиарди. «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн».

1



9. Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей». Рубрика «Проверьте себя».

1



10. Библиотечный урок.

1