СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ориентирована на работу по учебнику "Литературное чтение" Л.А.Ефросининой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению (4 класс)»

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу:

1. Литературное чтение: программа : 1–4 классы / Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. – М. : Вентана-Граф, 2012.

2. Литературное чтение. 4 класс : учебник для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. / авт.-сост. Л. А. Ефросинина, М. И. Омороко-ва. – М. : Вентана-Граф, 2014.

3. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение. 4 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. / Л. А. Ефросинина. – М. : Вентана-Граф, 2017.

4. Литературное чтение. 4 класс : учебная хрестоматия для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – М. : Вентана-Граф, 2014.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

Личностными результатами изучения литературного чтения в начальной школе являются:

– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

– формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

– овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения литературного чтения в начальной школе являются:

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиск средства её осуществления;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата;

– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

– использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

– активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

– использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета;

– овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и оценки событий;

– определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;

– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

– овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

– умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметными результатами изучения литературного чтения в начальной школе являются:

– понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;

– формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;

– понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

– достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

– умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ


Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер.

К концу обучения в 4 классе обучающиеся должны достигнуть следующих результатов и научиться:

– читать осознанно, правильно, выразительно в соответствии с нормами литературного произношения вслух и про себя;

– использовать выразительные средства чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодику речи).

Темп чтения: вслух – не менее 80 слов, про себя – не менее 110 слов;

– читать наизусть не менее 15 стихотворений, 6 отрывков из прозы;

– понимать и оценивать духовные ценности, которые несёт в себе художественная литература; объяснять понятия «честность», «отзывчивость», «ответственность», «добро», «зло»;

– понимать значение отечественной и зарубежной литературы как части культуры, сохраняющей и передающей нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;

– осознавать себя гражданином России, понимать ценность многонациональной литературы своей страны и мира;

– проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к культуре других народов;

– работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников);

– пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями в организации своей работы с литературными произведениями (понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы).

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».

Ученик научится:

– проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;

– воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;

– пользоваться чтением для решения различных учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;

– читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, молча – не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);

– читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения в соответствии с орфоэпическими нормами;

– пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным)), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;

– различать художественную, научно-популярную, учебную и справочную литературу;

– ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного; самостоятельно определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; выделять сюжетную линию: устанавливать причинно-следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы, задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;

– работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микротемы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту, дополнять ответы и подтверждать их цитатами из текста;

– понимать и объяснять поступки героев, высказывать своё мнение о них, соотносить с нравственными нормами и определять авторскую позицию;

– пересказывать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, устно или письменно;

– выразительно декламировать подготовленные стихотворные произведения;

– составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;

– пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.

Ученик получит возможность научиться:

– воспринимать художественную литературу как вид искусства;

– определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к произведениям, героям и их поступкам;

– отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения художественного произведения;

– сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделяя 2–3 отличительные особенности;

– формулировать свою мысль в форме монологического высказывания небольшого объёма (повествование, рассуждение, описание) с опорой на авторский текст;

– работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика».

Ученик научится:

– различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, учебный, художественный и научно-популярный, соотносить типы текста с жанром;

– сопоставлять жанры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка) по структуре;

– использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор-герой произведения, автор-рассказчик, главный и второстепенные герои, положительные и отрицательные герои произведения;

– практически находить в тексте произведения средства выразительности – эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры – и объяснять их роль;

– подбирать к словам синонимы и антонимы, ориентируясь на их контекстное значение;

Ученик получит возможность научиться:

– сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);

– находить в тексте диалоги и монологи героев произведений, описания (пейзажи и портреты героев), повествования и рассуждения;

– различать понятия «произведение», «книга», «периодические издания» (газеты, журналы), использовать их для решения учебных задач.

Раздел «Творческая деятельность».

Ученик научится:

– читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать «живые картины» к эпизодам произведения или элементам сюжета (вступление, кульминация, заключение);

– создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины);

– выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты (собирать информацию, оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках);

– писать небольшие сочинения на заданную тему по иллюстрациям или репродукциям картин к произведению; отзывы о произведениях, о героях произведений.

Ученик получит возможность научиться:

– творчески пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;

– сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;

– пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;

– создавать собственные тексты (повествование – по аналогии; рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя или пейзаж).

Раздел «Чтение: работа с информацией».

Ученик научится:

– находить и выделять главную и второстепенную информацию в тексте произведения;

– прогнозировать содержание книги, исходя из названия (фамилия автора и заголовок) и анализа её структуры (оглавление (содержание), аннотация, титульный лист);

– работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач;

– использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев;

– пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту, сравнивать информацию из разных источников.

Ученик получит возможность научиться:

– находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте;

– находить необходимую информацию о книгах, об авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях, в том числе электронных;

– собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор;

– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников, выявлять достоверную (противоречивую) информацию.


Содержание учебного предмета

Произведения фольклора: сказки («Иван-царевич и Серый волк», «Марья Моревна»), загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки, легенды («Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком»), былины («Волх Всеславович», «Вольга Святославич», «Святогор»), героические песни («Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море»).

Басни. Русские баснописцы: И. А. Крылов («Стрекоза и Муравей», «Мартышка и Очки», «Квартет», «Крестьянин в беде», «Осёл и Соловей»), И. И. Хемницер («Стрекоза», «Друзья»), Л. Н. Толстой («Стрекоза и муравьи»), И. И. Дмитриев («Муха», «Петух, кот и мышонок»), А. Е. Измайлов («Кукушка», «Лестница»).

Произведения В. А. Жуковского: «Песня», «Ночь», «Вечер», «Загадки», «Спящая царевна» (сказка), «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери».

Произведения А. С. Пушкина: «Осень» (отрывок), «И. И. Пущину», «Зимняя дорога» (в сокращении), «Песнь о вещем Олеге», «Сказка о золотом петушке».

Произведения М. Ю. Лермонтова: «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус», «Горные вершины», «Утёс», «Казачья колыбельная песня», «Ашик-Кериб» (турецкая сказка).

Произведения П. П. Ершова: «Конёк-Горбунок» (отрывки), «Кто он?» (в сокращении).

Произведения В. М. Гаршина: «Лягушка-путешественница» (сказка), «Сказка о жабе и розе».

Произведения русских писателей о детях: Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (глава IV, в сокращении), К. М. Станюкович «Максимка», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Вертел».

Произведения зарубежных писателей: В. Гюго «Козетта» (отдельные главы), Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки), «Приключения Гекльберри Финна» (главы из романа), Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди» (в сокращении), «Самое невероятное», «Девочка со спичками», «Дети года» (стихотворение).

В мире книг: Детская Библия. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын». Мифы Древней Греции: «Арион», «Дедал и Икар». Мифы народов мира: «Ярило-Солнце» (славянский миф), «Творение», «Создание ночи» (древнеиндийские мифы), «Подвиги стрелка И» (древнекитайский миф). Книги Древней Руси: «Повести временных лет» (отрывки), «О князе Владимире» (отрывок из жития).

Произведения Л. Н. Толстого: «Акула», «Черепаха», «Русак» (рассказы), «Два брата» (сказка), «Мужик и Водяной» (басня), «Святогор-богатырь» (былина).

Стихи А. А. Блока: «Россия», «Рождество», «На поле Куликовом».

Стихи К. Д. Бальмонта: «Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи», «Русский язык» (в сокращении), «Золотая рыбка».

Произведения А. И. Куприна: «Скворцы» (рассказ), «Четверо нищих» (легенда), «Воспоминания об А. П. Чехове».

Стихи И. А. Бунина: «Гаснет вечер, даль синеет…», «Детство», «Листопад» (отрывок).

Произведения С. Я. Маршака: «Словарь», «Загадки», «Зелёная застава» (стихотворения), «Двенадцать месяцев» (избранные картины), «Сказка про козла» (пьесы), «Ледяной остров» (повесть в стихах), перевод Р. Бёрнса «В горах моё сердце».

Стихи Н. А. Заболоцкого: «Детство», «Лебедь в зоопарке», «Весна в лесу».

Произведения о детях войны: В. П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы), К. Симонов «Сын артиллериста».

Стихи Н. М. Рубцова: «Берёзы», «Тихая моя родина», «Ласточка».

Произведения С. В. Михалкова: стихотворения «Школа», «Хижина дяди Тома», «Как бы мы жили без книг?», басни «Зеркало», «Любитель книг», «Чужая беда», сказка «Как старик корову продавал».

Юмористические произведения: Н. Носов «Федина задача», И. Гамазкова «Страдания», В. Драгунский «Тайное становится явным», М. Горький «Пепе».

Очерки: И. Соколов-Микитов «Родина», М. Шолохов «Любимая мать-отчизна», А. Куприн «Сказки Пушкина», Н. Шер «Картины-сказки», М. Горький «О сказках», Г. Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич», С. В. Михалков «Слово о Крылове», К. И. Чуковский «Николай Алексеевич Некрасов», К. Г. Паустовский «Великий сказочник» (в сокращении), А. И. Куприн «Памяти Чехова», В. М. Рыбаков «О книге Дж. Свифта», В. М. Песков «В гостях у Сетон-Томпсона» (в сокращении), Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди», М. Горький «О книгах», Ю. Яковлев «Право на жизнь».

Путешествия. Приключения. Фантастика: Н. Вагнер «Фея Фантаста», «Берёза», «Сказка», «Руф и Руфина», Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипуто

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Дом. задание

по плану

по факту

1 четверть – 24 ч.

Раздел 1. Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни (7 ч)

1

04.09


Малые жанры фольклора. Доп. чтение. Русская народная сказка «Марья Моревна»

1

Хр. 1 с. 3-7

2

05.09


Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»

1

Вопрос 8 с.18

3

07.09


Былина «Волх Всеславович»

1

Составьте план былины «Волх Всеславович»

4

11.09


Народные легенды. «Легенда о граде Китеже»

1

с. 24-26 - пересказ

5

12.09


Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»

1

Вопрос 5 с. 32

6

14.09


Доп. чтение. Песня-слава «Русская Земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море». Обобщение

1

Хр. 1 с. 8-11, сообщение о А. В. Суворове; презентацию «Защитники Отечества»

7

18.09


Входная контрольная работа за 3 класс

1

Чтение доп. литературы

Раздел 2. Басни. Русские баснописцы (6 ч)

8

19.09


И. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. Хемницер «Стрекоза». Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи»

1

с. 39-44 - наизусть по выбору

9

21.09


И. Хемницер «Друзья». Доп. чтение. И. Крылов «Крестьянин в беде»

1

с. 45, хр.1 с. 117-119 - выразительно басню по выбору

10

25.09


А. Измайлов «Кукушка». Доп. чтение. А. Измайлов «Лестница»

1

с. 47-48, хр. 1 с. 116-117 - выразительно басню по выбору

11

26.09


Комплексная работа (по тексту)

1

Чтение доп. литературы

12

28.09


И. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». Доп. чтение. И. Крылов «Осёл и Соловей». С. Михалков «Слово о Крылове»

1

с. 49-53, хр. 1 с. 119-120 - наизусть басню по выбору

13

02.10


Обобщение по разделу «Басни». Рубрика «Проверьте себя»

1

книги-самоделки «Любимые басни и баснописцы»

Раздел 3. Произведения В. А. Жуковского (5 ч)

14

03.10


В. Жуковский «Песня», «Ночь»

1

с. 58 - наизусть

15

05.10


Доп. чтение. В. Жуковский «Вечер», «Загадки»

1

Хр. 1 с. 83-84 - наизусть по выбору

16

09.10


Волшебные сказки в стихах. В. Жуковский «Спящая царевна»

1

с. 60-73 – рисунок, выучите понравившийся эпизод

17

10.10


Доп. чтение. В. Жуковский «Сказка о царе Берендее…»

1

Хр. 1 с. 85-114 - краткий пересказ сказки, рисунок

18

12.10


Обобщение. Произведения Жуковского. Рубрика «Проверьте себя»

1

Составьте вопросы для викторины по произведениям В. Жуковского

Раздел 4. Произведения А. С. Пушкина (5 ч)

19

16.10


А. С. Пушкин «Осень». Доп. чтение. Г. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (в сокращении)

1

с. 74-76 - наизусть один из отрывков

20

17.10


Контрольная работа за I четверть

1

Чтение доп. литературы

21

19.10


А. С. Пушкин «И. И. Пущину», «Зимняя дорога»

1

с. 76, 79-80 – выразительно стих. По выбору

22

23.10


Доп. чтение. А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». Из воспоминаний В. И. Даля

1

Творческая работа «Любимые герои сказок А. С. Пушкина»

23

24.10


Доп. чтение. А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

1

Найдите в Интернете интересные факты из жизни А. С. Пушкина

Раздел 5. Произведения М. Ю. Лермонтова (3 ч)

24

26.10


М. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...», «Парус»

1


2 четверть – 24 ч.

25

06.11


Стихи о природе М. Ю. Лермонтова. М. Лермонтов «Горные вершины», «Утёс»

1

с. 85-87 - наизусть

26

07.11


М. Лермонтов. Восточная сказка «Ашик-Кериб»

1

Найдите в Интернете интересные факты из жизни М. Ю. Лермонтова

Раздел 6. Произведения П. П. Ершова (4 ч)

27

09.11


П. Ершов «Конёк-Горбунок» (отрывки)

1

с. 88-97 - перечитать

28

13.11


П. Ершов «Конёк-Горбунок» (отрывки)

1

с. 88-97 - наизусть отрывок, рисунок

29

14.11


П. Ершов «Кто он?»

1

Вопрос 2 с.99

30

16.11


Обобщение «Русские поэты». Рубрика «Проверьте себя»

1

Подготовьте сообщение о лягушках

Раздел 7. Произведения В. М. Гаршина (3 ч)

31

20.11


В. Гаршин «Лягушка-путешественница»

1

Перескажите от имени лягушки один из эпизодов сказки с.102-110

32

21.11


В. Гаршин «Лягушка-путешественница»

1

Хр. 1 с. 154-165 - прочитайте

33

23.11


Доп. чтение. В. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

Напишите отзыв: хр. 1 с. 154-165

Раздел 8. Произведения русских писателей о детях (3 ч)

34

27.11


Н. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»)

1

Нарисуйте иллюстрацию «Жучка – собачка Тёмы»

35

28.11


Доп. чтение. К. Станюкович «Максимка»

1

Подобрать интересные факты из жизни К. Станюковича

36


30.11



Доп. чтение. Д. Мамин-Сибиряк «Вертел». Обобщение. Рубрика «Проверьте себя»

1

Хр.2 с. 44-69 - прочитайте

Раздел 9. Произведения зарубежных писателей (10 ч)

37

04.12


В. Гюго «Козетта» (отдельные главы)

1

с. 124-142 - пересказ

38

05.12


В. Гюго «Козетта» (отдельные главы)

1

Прочитайте книгу В. Гюго о детях

и напишите отзыв

39

07.12


Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

1

с. 143- 154 - пересказ

40

11.12


Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

1

Хр. 2 с. 3-15 - прочитайте

41

12.12


Доп. чтение. Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна»

1

Напишите отзыв: хр. 2 с. 3-15

42

14.12


Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди»

1

с. 155-173, вопрос 4

43

18.12


Контрольная работа за II четверть

1

Чтение доп. литературы

44

19.12


Стихотворение Х.-К. Андерсена «Дети года»

1

Создайте книгу-самоделку «Дети года»

45

21.12


К. Паустовский «Великий сказочник». Доп. чтение. Х.-К. Андерсен «Девочка со спичками»

1

Х.-К. Андерсен «Девочка со спичками» - пересказ

46

25.12


Контрольная работа за 1 полугодие

1

Чтение доп. литературы

Раздел 10. В мире книг (7 ч)

47

26.12


Библейские предания «Суд Соломона», «Блудный сын»

1

Вопрос 2 хр. 1 с.45

48

28.12


Древнегреческий миф «Арион», «Дедал и Икар»

1


3 четверть – 29 ч.

49

15.01


Славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийские мифы «Творение», «Создание ночи»

1

Хр. 1 с. 66-69, 81 - пересказ мифа (по выбору)

50

16.01


Доп. чтение. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И»

1

Хр. 1 с.69-81 – пересказ

51

18.01


«Деятельность Ярослава. Похвала книгам» (отрывок из «Повести временных лет»). «О князе Владимире» (отрывок из жития)

1

Мини-сочинение на тему: «Что я узнал о Ярославе», «Что я узнал о Владимире» (на выбор)

52

22.01


Отрывки из «Повести временных лет»: «Повесть о Константине и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого», «Повесть о Никите Кожемяке»

1

Составьте наставление для себя

53


23.01



«Поучение Владимира Мономаха детям» (отрывок из «Повести временных лет»)

1

Проект «Древнерусские слова», сообщение о Л. Н. Толстом

Раздел 11. Произведения Л. Н. Толстого (7 ч)

54

25.01


Л. Н. Толстой «Акула»

1

с. 4-8, вопрос 7

55

29.01


Л. Н. Толстой «Два брата»

1

с. 8-12, вопросы

56

30.01


Л. Н. Толстой «Мужик и Водяной»

1

с. 12-14 - выразительно

57

01.02


Л. Н. Толстой «Черепаха»

1

с. 15-17, вопрос 6

58

05.02


Л. Н. Толстой «Русак»

1

с. 18-20, вопрос 5

59

06.02


Былина Л. Н. Толстого «Святогор-богатырь

1

с. 21-23, вопрос 4

60

08.02


Обобщение. Рубрика «Проверьте себя»

1

Сообщение о жизни и творчестве А. А. Блока

Раздел 12. Стихи А. А. Блока (2 ч)

61

12.02


А. Блок «Россия»

1

с. 26-28 - наизусть

62

13.02


А. Блок «Рождество»

1

с.28-30 – выразительно, сообщение о К. Бальмонте

Раздел 13. Стихи К. Д. Бальмонта (4 ч)

63

15.02


К. Бальмонт «Россия»

1

с.31-33 - выразительно

64

19.02


К. Бальмонт «К зиме»

1

с.33-34 - наизусть

65

20.02


К. Бальмонт «Снежинка», «Камыши»

1

с.34-36 - выразительно

66

22.02


К. Бальмонт «У чудищ», «Как я пишу стихи». Доп. чтение. К. Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка»

1

с.37-39 - наизусть

Раздел 14. Произведения А. И. Куприна (4 ч)

67

26.02


А. Куприн «Скворцы»

1

с.41-54, вопрос 7

68

27.02


Доп. чтение. А. Куприн «Четверо нищих»

1

Хр. 2 с.71-76 - пересказ

69

01.03


Доп. чтение. Э. Сетон-Томпсон «Виннипегский волк»

1

Хр. 2 с.91-101, 211-217 – задания

70

05.03


Обобщение. Рубрика «Проверьте себя»

1

Сообщение о жизни и творчестве И. А. Бунина

Раздел 15. Стихи И. А. Бунина (3 ч)

71

06.03


И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет...», «Детство»

1

с.57-59 - наизусть

72

12.03


И. Бунин «Листопад» (отрывок)

1

с.61-64 - отрывок наизусть, сообщение о С. Я. Маршаке

73

13.03


Контрольная работа за III четверть

1

Чтение доп. литературы

Раздел 16. Произведения С. Я. Маршака (6 ч)

74

15.03


С. Маршак «Словарь»

Доп. чтение. С. Маршак «Загадки», «Зелёная застава»

1

с.66-67- наизусть

75

19.03


Доп. чтение. С. Маршак «Загадки», «Зелёная застава»

1

Хр. 2 с.102 – наизусть, рисунки

76

20.03


Пьесы-сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев»

(избранные картины)

1

с.67-102 – по ролям

77

22.03


Пьесы-сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев»

(избранные картины)

1


4 четверть – 24 ч.

78

02.04


Доп. чтение. С. Маршак «Сказка про козла»

1

Подготовьте инсценировку хр. 2 с.115-126

79

03.04


С. Маршак – переводчик. Р. Бёрнс «В горах моё сердце...»

(перевод С. Маршака)

1

с.102-103 - наизусть, рисунок на тему «Любимый уголок моей Родины»

Раздел 17. Стихи Н. А. Заболоцкого (2 ч)

80

05.04


Н. Заболоцкий «Детство»

1

с.104-105 - наизусть

81

09.04


Н. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке». Доп. чтение. Н. Заболоцкий «Весна в лесу»

1

Хр. 2 с.159-160 - выразительно

Раздел 18. Произведения о детях войны (3 ч)

82

10.04


В. П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы)

1

Хр. 2 с.160-176 - выразительно

83

12.04


В. П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы)

1

Книги о детях войны

84

16.04


Доп. чтение. К. Симонов «Сын артиллериста»

1

Хр. 2 с.126-135 – выразительно, сообщение о Н. М. Рубцове

Раздел 19. Стихи Н. М. Рубцова (4 ч)

85

17.04


Н. Рубцов «Берёзы»

1

с.108-109 - наизусть

86

19.04


Н. Рубцов «Тихая моя родина». Доп. чтение. Н. Рубцов «Ласточка»

1

Хр. 2 с.177 – выразительно, сообщение об А. Платонове

87

23.04


Доп. чтение. А. Платонов. Сказка-быль «Любовь к Родине, или Путешествие воробья», «Неизвестный цветок»

1

Хр. 2 с.153-158 - пересказ от имени девочки

88

24.04


Комплексная работа (по тексту)

1

Чтение доп. литературы

Раздел 20. Произведения С. В. Михалкова (2 ч)

89

26.04


С. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома». Доп. чтение. С. Михалков «Как бы мы жили без книг?». Книга Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

1

с.116-118 - выразительно

90

30.04


С. Михалков «Зеркало». Доп. чтение. С. Михалков «Любитель книг», «Чужая беда»

1

Хр. 2 с.180-181 - выразительно

Раздел 20. Юмористические произведения (4 ч)

91

07.05


Н. Носов «Федина задача»

1

Отзыв о рассказе с.122-127

92

08.05


Контрольная работа за IVчетверть

1

Чтение доп. литературы

93

14.05


И. Л. Гамазкова. «Страдания». Доп. чтение. В. Драгунский «Тайное становится явным»

1

Хр. 2 с.183-187 – пересказ, детские журналы и газеты

94

15.05


Контрольная работа за курс 4 класса

1

Чтение доп. литературы

Раздел 21. Очерки (3 ч)

95

17.05


И. Соколов-Микитов «Родина». Доп. чтение. М. Шолохов. «Любимая мать-отчизна»

1

с.129-130, хр. 2 с.219-220 – выраз. один из очерков

96

21.05


Очерки о людях. А. Куприн «Сказки Пушкина». Н. Шер «Картины-сказки»

1

Очерк о знакомстве с картинами В. М. Васнецова, сообщение о М. Горьком

97

22.05


Обобщение. Рубрика «Проверьте себя». Доп. чтение. Ю. Яковлев «Право на жизнь»

1

Хр. 2 с.220-221 – выраз., сообщение о Н. П. Вагнере

Раздел 22. Путешествия. Приключения. Фантастика (5 ч)

98

24.05


Н. Вагнер «Фея Фантаста»

1

с.141-146 - пересказ

99

28.05


Н. Вагнер «Берёза»

1

с.146-155 - выразительно один из эпизодов

100

29.05


Доп. чтение. Н. Вагнер «Сказка», «Руф и Руфина»

1

Хр. 2 с.35-44 – выраз. один из эпизодов, сообщение о Дж. Свифте

101

31.05


Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы)

1


Итого: 101 час



6