Боковский район
ст. Каргинская
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Каргинская средняя общеобразовательная школа имени М.А.Шолохова»
Боковского района
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Каргинская СОШ
имени М.А.Шолохова»
Приказ № 138 от 28.08.2018
________ Говорухина Т.И.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
уровень общего образования (класс) начальное 4 класс
количество часов 102
учитель Ф.И.О._Ковалёва Антонина Васильевна.
Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Л.Ф. Климановой, входящей в УМК «Школа России».
2018-2019 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» для 4 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению, программы УМК «Школа России» по редакцией Л.Ф. Климановой, утвержденной Министерством образования РФ – Москва: «Просвещение», 2017г, с учётом ФГОС НОО, призвана обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных и коммуникативных результатов. Учителем и учащимися используется учебно-методический комплекс: учебник «Литературное чтение» 4 класс. Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова. – М., «Просвещение», 2018г.
Всего 102 часа (3 часа в неделю). Фактически запланировано 1.. часа. Дата 1,2,3 мая выпадает на праздничные дни.
Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации в соответствии со сложившейся ситуацией
Планируемые результаты изучения курса
Ожидается, что учащиеся по завершению обучения в 4 классе смогут демонстрировать следующие результаты в освоении литературного чтения. У третьеклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации
и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Планируемые результаты
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.
В конце 4 класса обучающиеся должны знать:
• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).
Обучающиеся должны уметь:
• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
• передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
• использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);
• составлять план к прочитанному;
• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
• определять тему и главную мысль произведения;
• озаглавливать иллюстрации и тексты;
• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
• выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
• ставить вопросы к прочитанному;
• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Обучающиеся должны:
• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
• принимать участие в конкурсах чтецов;
• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;
• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Результаты обучения литературе в начальной школе представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих начальную школу.
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь:
читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Формы контроля
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета, критерии оценивания
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«Литературное чтение»
В программе представлено пять основных содержательных линий:
Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.
Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания.
Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.
Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).
1 полугодие - сознательное, правильное, достаточно беглое чтение целыми словами с использованием интонации, понимание смысла прочитанного. Темп чтения вслух – 80-90 слов. Осознанное чтение про себя.
2 полугодие – беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдений всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Темп чтения вслух – 90 слов. Темп чтения про себя -140 слов (ориентировочно)
Первоначальное литературное образование – раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе.
Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.
Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.
Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.
Формирование умений читательской деятельности – характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.
Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Виды речевой деятельности – обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.
Слушание (аудирование)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.
Чтение
Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение.
Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов, искажения окончаний, искажения ударений. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки).
Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.
Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью.
Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).
Говорение
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.). Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).
Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.
Письмо
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера)
Тематическое планирование по курсу «Литературное чтение»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
| | 1 | |
1 | | 1ч | 1.09 |
| | 4 | |
2 | | 1ч | 04.09 |
3 | | 1ч | 05.09 |
4 | | 1ч | 06.09 |
5 | | 1ч | 08.09 |
| | 15 | |
6 | | 1ч | 11.09 |
7 | | 1ч | 12.09 |
8 | | 1ч | 13.09 |
9 | | 1ч | 15.09 |
10 | | 1ч | 18.09 |
11 | | 1ч | 19.09 |
12 | | 1ч | 20.09 |
13 | | 1ч | 22.09 |
14 | | 1ч | 25.09 |
15 | | 1ч | 26.09 |
16 | | 1ч | 27.09 |
17 | | 1ч | 29.09 |
18 | | 1ч | 02.10 |
19 | | 1ч | 03.10 |
| | 8 | |
20 | | 1ч | 04.10 |
21 | | 1ч | 06.10 |
22 | | 1ч | 09.10 |
23 | | 1ч | 10.10. |
24 | | 1ч | 11.10 |
25 | | 1ч | 13.10 |
26 | | 1ч | 16.10 |
27 | | 1ч | 17.10 |
28 | | 1ч | 18.10 |
29 | | 1ч | 20.10 |
30 | | 1ч | 23.10 |
| | 24 | |
31 | | 1ч | 24.10 |
32 | | 1ч | 25.10 |
33 | | 1ч | 27.10 |
34 | | 1ч | 07.11 |
35 | | 1ч | 08.11 |
36 | | 1ч | 10.11 |
37 | | 1ч | 13.11 |
38 | | 1ч | 14.11 |
39 | | 1ч | 15.11 |
40 | | 1ч | 17.11 |
41 | | 1ч | 20.11 |
42 | | 1ч | 21.11 |
43 | | 1ч | 22.11 |
44 | | 1ч | 24.11 |
45 | | 1ч | 27.11 |
46 | | 1ч | 28.11 |
47 | | 1ч | 29.11 |
48 | | 1ч | 01.12 |
49 | | 1ч | 04.12 |
50 | | 1ч | 05.12 |
51 | | 1ч | 06.12 |
52 | | 1ч | 08.12 |
53 | | 1ч | 11.12 |
54 | | 1ч | 12.12 |
| | 6 | |
55 | | 1ч | 13.12 |
56 | | 1ч | 15.12 |
57 | | 1ч | 18.12 |
58 | | 1ч | 19.12 |
59 | | 1ч | 20.12 |
60 | | 1ч | 22.12 |
| | 8 | |
61 | | 1ч | 25.12 |
62 | | 1ч | 26.12 |
63 | | 1ч | 27.12 |
64 | | 1ч | 29.12 |
65 | | 1ч | 09.01 |
66 | | 1ч | 10.01 |
67 | | 1ч | 12.01 |
68 | | 1ч | 15.01 |
| | 10 | |
69 | | 1ч | 16.01 |
70 | | 1ч | 17.01 |
71 | | 1ч | 19.01 |
72 | | 1ч | 22.01 |
73 | | 1ч | 23.01 |
74 | | 1ч | 24.01 |
75 | | 1ч | 26.01 |
76 | | 1ч | 29.01 |
77 | | 1ч | |
78 | | 1ч | 30.01 |
| | 6 | |
79 | | 1ч | 31.01 |
80 | | 1ч | 02.02 |
81 | | 1ч | 05.02 |
82 | | 1ч | 06.02 |
83 | | 1ч | 07.02 |
84 | | 1ч | 09.02 |
| | 16 | |
85 | | 1ч | 12.02 |
86 | | 1ч | 13.02 |
87 | | 1ч | 14.02 |
88 | | 1ч | 16.02 |
89 | | 1ч | 19.02 |
90 | | 1ч | 20.02 |
91 | | 1ч | 21.02 |
92 | | 1ч | 26.02 |
93 | | 1ч | 27.02 |
94 | | 1ч | 28.02 |
95 | | 1ч | 02.03 |
96 | | 1ч | 05.03 |
97 | | 1ч | 06.03 |
98 | | 1ч | 07.03 |
99 | | 1ч | 12.03 |
100 | | 1ч | 13.03 |
| | 8 | |
101 | | 1ч | 14.03 |
102 | | 1ч | 16.03 |
«СОГЛАСОВАНО» Протокол заседания Методического совета МБОУ «Каргинская СОШ имени М.А.Шолохова» № 1 от 25.08.2017 Подпись руководителя МС | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ______________Лиховидова Г.Д. дата 25.08.2017 | _____________ ГоворухинаТ.И. | | Годовой календарный график прохождения программного материала по курсу «Литературное чтение» 4 класс Учитель: Ковалева А.В. Всего 136 часов (4 часа в неделю). Планирование составлено на основе авторской программы О.В.Кубасовой по курсу «Литературное чтение», входящей в УМК «Школа России». Данная программа реализуется следующими учебными пособиями: - учебник «Литературное чтение» для 4 класса в 2-х частях – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012; - тетрадь с печатной основой - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2017. № п/п | Тема | Кол-во часов | Сроки прохождения | Форма контроля | Дата проведения | 1 | Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 | 1.09 | | | 2. | Самое великое чудо на свете | 4 | 20.09 - 11.10 | | | 3. | Устное народное творчество | 14 | 9.10 – 11.10 | | | 4. | Поэтическая тетрадь 1 | 11 | 15.10 – 24.10 | | | 5. | Великие русские писатели | 24 | 25.10 – 13.11 | | | 6. | Поэтическая тетрадь 2 | 6 | 14.11-21.11 | | | 7. | Литературные сказки | 8 | 22.11 - 20.12 | Техника чтения | 19.12. | 8. | Были-небылицы | 10 | 24.12 - 15.01 | | | 9. | Поэтическая тетрадь 1 | 6 | 16.01 – 4.02 | | | 10. | Люби живое | 16 | 5.02 – 14.02 | | | 11. | Поэтическая тетрадь 2 | 8 | 18.02 – 13.03 | | | 12. | Собирай по ягодке - наберёшь кузовок | 12 | 14.03 - 8.04 | | | 13. | По страницам детских журналов | 8 | 9.04 – 2.05 | Техника чтения | 23.04 | 14. | Зарубежная литература | 8 | 6.05 – 23.05. | | | | |