Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» для начального общего образования разработана на основе
1. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.
2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»:постановлениеГлавногогосударственногосанитарноговрачаРоссийскойФедерацииот29декабря2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011г.
3. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год.
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением Федерального учебно- методического объединения по общему образованию – протокол от 08.04.2015 г№1/15).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. №373.
6. Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ СОШ №3.
В систему предметов общеобразовательной школы предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном
языке» включена приказом Минобрнауки от 31.12.2015года №1577. Изучение данной предметной области должно обеспечить:
– воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
– приобщение к литературному наследию своего народа;
– формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
– обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
– получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
I. Общая характеристика учебного предмета
Ведущая идея настоящего предмета – обучение литературному чтению на родном (русском) языке.
Данный предмет закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального развития младших школьников, умение пользоваться устным и письменным родным языком. Курс «Литературное чтение на родном языке» обеспечивает
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП, успешность изучения других предметов учебного плана в начальной школе.
Программа направлена на решение следующих целей:
– совершенствование норм и условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного
языка Российской Федерации и как языка межнационального общения;
– обучение русскому языку детей младшего школьного возраста как средству укрепления русского языка (как родного). Достижение поставленных целей изучения родного языка обеспечивается решением следующих задач:
– формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
– развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
С учетом особенности художественной литературы, ее нравственную сущность, влияние на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Приоритетные формы и методы работы с обучающимися:
- индивидуальные (консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы);
-фронтальная;
- групповые (звеньевая, дифференцированно-групповая, творческие группы, динамические группы);
- коллективные (соревнования, поисковые)
- дидактические и ролевые игры;
Приоритетные методы обучения:
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
- проблемный;
- активные методы обучения (кластер, синквейн, фишбоун идр.)
Приоритетные методы и формы контроля: Виды контроля:
- вводный;
- текущий;
- тематический;
- коррекция;
- итоговый.
Методы контроля результатов обучения
• Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа идр.
• Письменные: контрольные, самостоятельные работы, тест, опрос идр.
• Практические: создание материального продукта, творческого или выполненного по образцу, алгоритму (изделие, модель,сочинение, рисунок, схема), демонстрация действий и операций идр.
• Работа в парах и группах
• Машинные: тест.
II. Место предмета « Литературное чтение на родном языке (русском)» в учебном плане
Года обучения | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего часов за учебный год |
2 класс | 1 | 34 | 34 |
3 класс | 1 | 34 | 34 |
4 класс | 1 | 34 | 34 |
102 часа за курс
III. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Литературное чтение на родном (русском) языке
Личностные результаты:
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
• формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов,культур;
• воспитаниехудожественно-эстетическоговкуса,эстетическихпотребностей,ценностейичувствнаосновеопытаслушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• формированиеуважительногоотношениякиномумнению,историиикультуредругихнародов,выработкаумениятерпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
• овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьномуколлективу;
• принятиеиосвоениесоциальнойролиобучающегося,развитиемотивовучебнойдеятельностииформированиеличностного смыслаучения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
• наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки
на безопасный, здоровый образ жизни.
IV.Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
• осмыслять цели изучения темы, под руководством учителя, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока, сохранять учебную задачу урока (воспроизводить еѐ в ходе урока по просьбе учителя);
• планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану); контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем; оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем);
• определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворѐнность/неудовлетворѐнность,позитивноотноситьсяксвоимуспехам,стремитьсякулучшениюрезультата;
• анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по просьбе учителя; осваивать с помощью учителя позитивные установки.
Познавательные УУД
• понимать и толковать условные знаки и символы для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки ипр.);
• пользоваться приѐмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений; понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого воображения;сравниватьисопоставлятьпроизведениямеждусобой,называяобщееиразличноевних(художественныеинаучно- познавательные тексты) под руководством учителя; сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией,с
пословицей (поговоркой). Анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений;
• осознавать сущность малых фольклорных жанров устного народного творчества и литературных произведений как часть родной национальной культуры;
• осознавать смысл понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему,жанр;
• проявлятьиндивидуальныетворческиеспособностиприсоставлениизагадок,песенок,потешек,впроцессечтенияпоролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
• понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого.
Коммуникативные УУД
• включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в ходе беседы;
• формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4предложений.
• строитьсвязноевысказываниеиз3-4предложенийпопредложеннойтеме.Слушать партнѐра по общению, вникать в смысл того, о чѐм говорит собеседник;
• аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя,
используя доступные оценочные средства.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности
• воспринимать на слух различные виды текстов;
• различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
• принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;
• называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
• читать и понимать жанры устного народного творчества;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• при чтении отражать настроение автора читаемого текста.
Обучающиеся научатся:
Творческая деятельность
• читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
• пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
• составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя;
• составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных отношений под руководством учителя;
• соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
Обучающиеся научатся:
Литературоведческая пропедевтика:
• различать произведения по жанру малые фольклорные формы, большие фольклорные формы;
• отличать прозаический текст от поэтического;
• называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• находитьвтекстахнародныхсказокфакты,связанныесисториейРоссии,еѐкультурой(традиции,костюмы,быт,праздники, верования);
• использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческойдеятельности.
V.Содержание предмета.
Круг детского чтения Знакомство с культурно-историческим наследием России.
Произведения устного народного творчества (малые фольклорные жанры, русские народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки)
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор русского народа, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания:
повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Развитие устной и письменной речи.
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование.знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта).
Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
4 класс (34 часа)
Летописи. Былины. Жития.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Из летописи: “И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда”. События летописи — основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи: “И вспомнил Олег коня своего”.
Летопись — источник исторических фактов.
Сравнение текста летописи с текстом произведения А. С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”. Поэтический текст былины. “Ильины три поездочки”.
Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов.
Герой былины — защитник государства Российского. Картина В. Васнецова “Богатыри”.
Устное народное творчество.
Русская народная сказки . «О молодильных яблоках и живой воде», «Финист – ясный сокол», «Никита – кожемяка» Характеристика героев сказки.
Родина
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. И. С. Никитин “Русь”. Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. С. Д.
Дрожжин “Родине”. Авторское отношение к изображаемому. А. В. Жигулин “О, Родина! В неяркомблеске...”Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. Стихи русских поэтов. Поэтический вечер. Проект: “Они защищалиРодину”.
Оценка планируемых достижений
4_класс (34часа)
Раздел | Темы | Количество часов |
Летописи. Былины. Жития. | Из летописи: “И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда”. | 2 |
События летописи — основные события Древней Руси. | 1 |
Сравнение текста летописи и исторических источников. | 1 |
Из летописи: “И вспомнил Олег коня своего”. | 1 |
Летопись — источник исторических фактов. | 1 |
Сравнение текста летописи с текстом произведения А. С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”. | 2 |
Поэтический текст былины. “Ильины три поездочки”. | 1 |
Сказочный характер былины. | 1 |
Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. | 1 |
Сравнение поэтического и прозаического текстов | 1 |
Герой былины — защитник государства Российского | 1 |
Картина В. Васнецова “Богатыри”. | 1 |
Сочинение по картине. | 1 |
Мифы и легенды Древней Греции. | 1 |
Устное народное творчество | Русская народная сказка «О молодильных яблоках и живой воде». | 1 |
Характеристика героев сказки. | 1 |
Русская народная сказка «Финист – ясный сокол». | 1 |
Характеристика героев сказки. | 1 |
Русская народная сказка «Никита - кожемяка». | 1 |
Характеристика героев сказки. | 1 |
Быль - что это такое? | 1 |
Викторина по русским народным сказкам. | 1 |
Родина | И. С. Никитин “Русь”. Образ Родины в поэтическом тексте. | 1 |
Ритм стихотворения. | 1 |
С. Д. Дрожжин “Родине”. | 1 |
Авторское отношение к изображаемому. | 1 |
А. В. Жигулин “О, Родина! В неярком блеске...”Тема стихотворения | 1 |
Авторское отношение к изображаемому. | 1 |
Образ природы и родины в стихах русских поэтов. | 1 |
Поэтический вечер. | 1 |
Рассказы о русских писателях. | 1 |
Проект: “Они защищали Родину”. Поэтический вечер. | 1 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Технические средства обучения
1. Интерактивная доска
2. Компьютер учителя с комплектующими
3. Проектор
4. ПК обучающихся
5. Документ-камера
6. Принтер
7. Сканер
Учебно-лабораторное и демонстрационное оборудование
· Наборы сюжетных ( и предметных) картинок в соответствии с тематикой.
· Словари (орфографические, орфоэпические, толковые, словообразовательные)
· Энциклопедии, сборники загадок, пословиц и поговорок.
· Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы.
· Раздаточный материал
· Детские книги
Электронные образовательные ресурсы
1. Электронная поддержка образовательной системы «Школа России»
2. Программное обеспечение «Начальная школа Кирилла и Мефодия». 3. Сообщество взаимопомощи учителей. Литературное чтение, раздел «Начальные классы»http://pedsovet.su
4. DVD-диски с экранизированными произведениями(DVD-фильм).
5. Портреты писателей и поэтов. 6. Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)http://school-collection.edu.ru 7. Детские электронные книги и презентации:http://viki.rdf.ru/ 8. Учительский портал:http://www.uchportal.ru