СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке. 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке. 4 класс.»

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» для начального общего образования разработана на основе

1. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.

2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»:постановлениеГлавногогосударственногосанитарноговрачаРоссийскойФедерацииот29декабря2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011г.

3. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год.

4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением Федерального учебно- методического объединения по общему образованию – протокол от 08.04.2015 г№1/15).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. №373.

6. Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ СОШ №3.

В систему предметов общеобразовательной школы предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном

языке» включена приказом Минобрнауки от 31.12.2015года №1577. Изучение данной предметной области должно обеспечить:

– воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

– приобщение к литературному наследию своего народа;

– формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

– обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

– получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.



I. Общая характеристика учебного предмета

Ведущая идея настоящего предмета – обучение литературному чтению на родном (русском) языке.

Данный предмет закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального развития младших школьников, умение пользоваться устным и письменным родным языком. Курс «Литературное чтение на родном языке» обеспечивает

достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП, успешность изучения других предметов учебного плана в начальной школе.

Программа направлена на решение следующих целей:

– совершенствование норм и условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного

языка Российской Федерации и как языка межнационального общения;

– обучение русскому языку детей младшего школьного возраста как средству укрепления русского языка (как родного). Достижение поставленных целей изучения родного языка обеспечивается решением следующих задач:

– формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

– развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

С учетом особенности художественной литературы, ее нравственную сущность, влияние на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Приоритетные формы и методы работы с обучающимися:

- индивидуальные (консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы);

-фронтальная;

- групповые (звеньевая, дифференцированно-групповая, творческие группы, динамические группы);

- коллективные (соревнования, поисковые)

- дидактические и ролевые игры;

Приоритетные методы обучения:

- репродуктивный;

- частично-поисковый;

- исследовательский;

- проблемный;

- активные методы обучения (кластер, синквейн, фишбоун идр.)

Приоритетные методы и формы контроля: Виды контроля:

- вводный;

- текущий;

- тематический;

- коррекция;

- итоговый.

Методы контроля результатов обучения

• Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа идр.

• Письменные: контрольные, самостоятельные работы, тест, опрос идр.

• Практические: создание материального продукта, творческого или выполненного по образцу, алгоритму (изделие, модель,сочинение, рисунок, схема), демонстрация действий и операций идр.

• Работа в парах и группах

• Машинные: тест.

II. Место предмета « Литературное чтение на родном языке (русском)» в учебном плане

Года обучения

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за учебный год

2 класс

1

34

34

3 класс

1

34

34

4 класс

1

34

34

102 часа за курс

III. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Литературное чтение на родном (русском) языке

Личностные результаты:

• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

• формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов,культур;

• воспитаниехудожественно-эстетическоговкуса,эстетическихпотребностей,ценностейичувствнаосновеопытаслушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

• формированиеуважительногоотношениякиномумнению,историиикультуредругихнародов,выработкаумениятерпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

• овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьномуколлективу;

• принятиеиосвоениесоциальнойролиобучающегося,развитиемотивовучебнойдеятельностииформированиеличностного смыслаучения;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

• наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки

на безопасный, здоровый образ жизни.

IV.Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

• осмыслять цели изучения темы, под руководством учителя, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока, сохранять учебную задачу урока (воспроизводить еѐ в ходе урока по просьбе учителя);

• планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану); контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем; оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем);

• определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворѐнность/неудовлетворѐнность,позитивноотноситьсяксвоимуспехам,стремитьсякулучшениюрезультата;

• анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по просьбе учителя; осваивать с помощью учителя позитивные установки.

Познавательные УУД

• понимать и толковать условные знаки и символы для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки ипр.);

• пользоваться приѐмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений; понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого воображения;сравниватьисопоставлятьпроизведениямеждусобой,называяобщееиразличноевних(художественныеинаучно- познавательные тексты) под руководством учителя; сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией,с

пословицей (поговоркой). Анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений;

• осознавать сущность малых фольклорных жанров устного народного творчества и литературных произведений как часть родной национальной культуры;

• осознавать смысл понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему,жанр;

• проявлятьиндивидуальныетворческиеспособностиприсоставлениизагадок,песенок,потешек,впроцессечтенияпоролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;

• понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого.

Коммуникативные УУД

• включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в ходе беседы;

• формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4предложений.

• строитьсвязноевысказываниеиз3-4предложенийпопредложеннойтеме.Слушать партнѐра по общению, вникать в смысл того, о чѐм говорит собеседник;

• аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя,

используя доступные оценочные средства.

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

Виды речевой и читательской деятельности

• воспринимать на слух различные виды текстов;

• различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;

• принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;

• называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;

• читать и понимать жанры устного народного творчества;

Обучающиеся получат возможность научиться:

• при чтении отражать настроение автора читаемого текста.

Обучающиеся научатся:

Творческая деятельность

• читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

• пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;

• составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…).

Обучающиеся получат возможность научиться:

• пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя;

• составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных отношений под руководством учителя;

• соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;

Обучающиеся научатся:

Литературоведческая пропедевтика:

• различать произведения по жанру малые фольклорные формы, большие фольклорные формы;

• отличать прозаический текст от поэтического;

• называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• находитьвтекстахнародныхсказокфакты,связанныесисториейРоссии,еѐкультурой(традиции,костюмы,быт,праздники, верования);

• использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческойдеятельности.

V.Содержание предмета.

Круг детского чтения Знакомство с культурно-историческим наследием России.

Произведения устного народного творчества (малые фольклорные жанры, русские народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки)

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор русского народа, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания:

повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Развитие устной и письменной речи.

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование.знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта).

Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.









4 класс (34 часа)

Летописи. Былины. Жития.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Из летописи: “И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда”. События летописи — основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи: “И вспомнил Олег коня своего”.

Летопись — источник исторических фактов.

Сравнение текста летописи с текстом произведения А. С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”. Поэтический текст былины. “Ильины три поездочки”.

Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов.

Герой былины — защитник государства Российского. Картина В. Васнецова “Богатыри”.

Устное народное творчество.

Русская народная сказки . «О молодильных яблоках и живой воде», «Финист – ясный сокол», «Никита – кожемяка» Характеристика героев сказки.

Родина

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. И. С. Никитин “Русь”. Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. С. Д.

Дрожжин “Родине”. Авторское отношение к изображаемому. А. В. Жигулин “О, Родина! В неяркомблеске...”Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. Стихи русских поэтов. Поэтический вечер. Проект: “Они защищалиРодину”.

Оценка планируемых достижений



4_класс (34часа)

Раздел

Темы

Количество часов

Летописи. Былины. Жития.

Из летописи: “И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда”.

2

События летописи — основные события Древней Руси.

1

Сравнение текста летописи и исторических источников.

1

Из летописи: “И вспомнил Олег коня своего”.

1

Летопись — источник исторических фактов.

1

Сравнение текста летописи с текстом произведения А. С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”.

2

Поэтический текст былины. “Ильины три поездочки”.

1

Сказочный характер былины.

1

Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой.

1

Сравнение поэтического и прозаического текстов

1

Герой былины — защитник государства Российского

1

Картина В. Васнецова “Богатыри”.

1

Сочинение по картине.

1

Мифы и легенды Древней Греции.

1

Устное народное творчество

Русская народная сказка «О молодильных яблоках и живой воде».

1

Характеристика героев сказки.

1

Русская народная сказка «Финист – ясный сокол».

1

Характеристика героев сказки.

1

Русская народная сказка «Никита - кожемяка».

1

Характеристика героев сказки.

1

Быль - что это такое?

1

Викторина по русским народным сказкам.

1

Родина

И. С. Никитин “Русь”. Образ Родины в поэтическом тексте.

1

Ритм стихотворения.

1

С. Д. Дрожжин “Родине”.

1

Авторское отношение к изображаемому.

1

А. В. Жигулин “О, Родина! В неярком блеске...”Тема стихотворения

1

Авторское отношение к изображаемому.

1

Образ природы и родины в стихах русских поэтов.

1

Поэтический вечер.

1

Рассказы о русских писателях.

1

Проект: “Они защищали Родину”. Поэтический вечер.

1



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Технические средства обучения

1. Интерактивная доска

2. Компьютер учителя с комплектующими

3. Проектор

4. ПК обучающихся

5. Документ-камера

6. Принтер

7. Сканер

Учебно-лабораторное и демонстрационное оборудование

· Наборы сюжетных ( и предметных) картинок в соответствии с тематикой.

· Словари (орфографические, орфоэпические, толковые, словообразовательные)

· Энциклопедии, сборники загадок, пословиц и поговорок.

· Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы.

· Раздаточный материал

· Детские книги

Электронные образовательные ресурсы

1. Электронная поддержка образовательной системы «Школа России»

2. Программное обеспечение «Начальная школа Кирилла и Мефодия». 3. Сообщество взаимопомощи учителей. Литературное чтение, раздел «Начальные классы»http://pedsovet.su

4. DVD-диски с экранизированными произведениями(DVD-фильм).

5. Портреты писателей и поэтов. 6. Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)http://school-collection.edu.ru 7. Детские электронные книги и презентации:http://viki.rdf.ru/ 8. Учительский портал:http://www.uchportal.ru