Приложение к ООП ООО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 П. ВЕСЁЛЫЙ
ЧУНСКИЙ РАЙОН ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Литературное чтение на родном русском языке
название учебного предмета
1-4 класс
Предметная область: родной русский язык и литературное чтение на родном русском языке
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном русском языке».
Результаты изучения литературного чтения на русском родном языке в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных результатов:
осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих метапредметных результатов:
познавательные универсальные учебные действия:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
2) коммуникативные универсальные учебные действия:
развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
3) регулятивные универсальные учебные действия:
развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих предметных результатов:
1) Выпускник научится:
понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность народа, как особый способ познания жизни, как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития; для познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами, определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: чтение вслух и про себя, владение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения;
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
2) Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.
Достижение предметных результатов по годам обучения:
К концу первого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации художественных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста;
читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения.
К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации художественных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
обогащать собственный круг чтения.
Обучающийся получит возможность научиться:
соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц.
К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.
К концу четвёртого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для познания себя, для культурной самоидентификации;
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном русском языке».
1 класс (33 ч в год, 1 час в неделю)
№ | Раздел | Количество часов |
Мир детства: | 24: |
1 | Я и книги. | 7 |
2 | Я взрослею. | 9 |
3 | Я фантазирую и мечтаю. | 8 |
Россия – Родина моя: | 9: |
4 | Что мы Родиной зовём. | 3 |
5 | О родной природе. | 6 |
Итого: | 33 |
2 класс (34 ч в год, 1 час в неделю)
№ | Раздел | Количество часов |
Мир детства: | 22: |
1 | Я и книги. | 5 |
2 | Я взрослею. | 7 |
3 | Я и моя семья. | 4 |
4 | Я фантазирую и мечтаю. | 6 |
Россия – Родина моя: | 12: |
5 | Родная страна во все времена сынами сильна | 3 |
6 | Народные праздники, связанные с временами года | 4 |
7 | О родной природе. | 5 |
Итого: | 34 |
3 класс (34 ч в год, 1 час в неделю)
№ | Раздел | Количество часов |
Мир детства: | 22: |
1 | Я и книги. | 6 |
2 | Я взрослею. | 6 |
3 | Я и моя семья. | 4 |
4 | Я фантазирую и мечтаю. | 6 |
Россия – Родина моя: | 12: |
5 | Родная страна во все времена сынами сильна. | 3 |
6 | От праздника к празднику. | 4 |
7 | О родной природе. | 5 |
Итого: | 34 |
4 класс (34 ч в год, 1 час в неделю)
№ | Раздел | Количество часов |
Мир детства: | 21: |
1 | Я и книги. | 5 |
2 | Я взрослею. | 4 |
3 | Я и моя семья. | 6 |
4 | Я фантазирую и мечтаю. | 6 |
Россия – Родина моя: | 13: |
5 | Родная страна во все времена сынами сильна. | 3 |
6 | Что мы Родиной зовём. | 4 |
7 | О родной природе. | 6 |
Итого: | 34 |
3. Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение на родном русском языке».
1 класс (1 час в неделю, 33 часа в год)
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Раздел 1. Мир детства. (24 ч): Я и книги. (7 ч.) |
1 | Я и книги. | 1 |
2 | Не красна книга письмом, красна умом. | 1 |
3 | С. А. Баруздин. «Самое простое дело». | 1 |
4-5 | Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент). | 2 |
6-7 | Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»). | 2 |
Я взрослею. (9 ч.) |
8 | Пословицы о дружбе. | 1 |
9 | Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало». | 1 |
10 | И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент). | 1 |
11-12 | С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг». | 2 |
13 | Пословицы о правде и честности. | 1 |
14-15 | В. А. Осеева. «Почему?» | 2 |
16 | Л. Н. Толстой. «Лгун». | 1 |
Я фантазирую и мечтаю. (8 ч.) |
17 | Необычное в обычном. | 1 |
18-19 | С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент). | 2 |
20 | В. В. Лунин. «Я видела чудо». | 1 |
21-22 | М. М. Пришвин. «Осинкам холодно». | 2 |
23-24 | А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры». | 2 |
Раздел 2. Россия – Родина моя. (9 ч.): Что мы Родиной зовём (3 ч.) |
25 | Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент). | 1 |
26 | П. А. Синявский. «Рисунок». | 1 |
27 | К. Д. Ушинский. «Наше Отечество». | 1 |
О родной природе (6 ч.) |
28 | Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках. | 1 |
29 | И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…» | 1 |
30 | С. В. Востоков. «Два яблока». | 1 |
31 | В. М. Катанов. «Жар-птица». | 1 |
32-33 | А. Н. Толстой. «Петушки». | 2 |
2 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Раздел 1. Мир детства. (22 ч): Я и книги. (5 ч.) |
1 | Не торопись отвечать, торопись слушать | 1 |
2 | О. С. Бундур. «Я слушаю». | 1 |
3 | Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»). | 1 |
4-5 | Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент). | 2 |
Я взрослею (7 ч.) |
6 | Пословицы об отношении к другим людям. В. В. Бианки. «Сова». | 1 |
7 | Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком». | 1 |
8 | Пословицы о смелости. С. П. Алексеев. «Медаль». | 1 |
9 | В. В. Голявкин. «Этот мальчик». | 1 |
10 | В. Ю. Драгунский. «Рабочие дробят камень». | 1 |
11 | Пословицы о труде. Е. А. Пермяк. «Маркел-самодел и его дети». | 1 |
12 | Б. В. Шергин. «Пословицы в рассказах». | 1 |
Я и моя семья (4 ч.) |
13 | С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика». | 1 |
14 | В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент). | 1 |
15 | М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок». | 1 |
16 | Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья». | 1 |
Я фантазирую и мечтаю (6 ч.) |
17 | Мечты, зовущие ввысь. | 1 |
18 | Н. К. Абрамцева. «Заветное желание». | 1 |
19-20 | Е. В. Григорьева. «Мечта». | 2 |
21-22 | Л. Н. Толстой. «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»). | 2 |
Раздел 2. Россия – Родина моя (12 ч.): Родная страна во все времена сынами сильна (3 ч.) |
23 | В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»). | 1 |
24 | М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале» (фрагмент). | 1 |
25 | М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент). | 1 |
Народные праздники, связанные с временами года (4 ч.) |
26 | Л. Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»). | 1 |
27 | В. А. Жуковский. «Жаворонок». | 1 |
28 | А. С. Пушкин. «Птичка». | 1 |
29 | И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»). | 1 |
О родной природе (5 ч.) |
30 | Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики». | 1 |
31 | И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает». | 1 |
32 | М. С. Пляцковский. «Колокольчик». | 1 |
33 | В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент). | 1 |
34 | Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…» | 1 |
3 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Раздел 1. Мир детства. (22 ч): Я и книги. (6 ч.) |
1-2 | Пишут не пером, а умом. | 2 |
3-4 | В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»). | 2 |
5-6 | В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»). | 2 |
Я взрослею (6 ч.) |
7 | Жизнь дана на добрые дела. Пословицы о доброте. | 1 |
8 | Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй». | 1 |
9 | Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка». | 1 |
10 | Живи по совести. Пословицы о совести. | 1 |
11 | П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». | 1 |
12 | Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон». | |
Я и моя семья (4 ч.) |
13 | В дружной семье и в холод тепло. | |
14 | О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку». | |
15 | А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент). | |
16 | В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент). | |
Я фантазирую и мечтаю (6 ч.) |
17 | Детские фантазии | 1 |
18-19 | В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»). | 2 |
20-22 | Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент). | 3 |
Раздел 2. Россия – Родина моя (12 ч.): Родная страна во все времена сынами сильна (3 ч.) |
23 | О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент). | 1 |
24 | Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент). | 1 |
25 | О. П. Орлов. «Возвращайся к нам, Маклай» (глава «Как Маклай ходил в дальнюю деревню»). | 1 |
От праздника к празднику (4 ч.) |
26 | Всякая душа празднику рада. | 1 |
27 | А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент). | 1 |
28-29 | С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент). | 2 |
О родной природе (5 ч.) |
30 | Русские народные загадки о лесе, реке, тумане. | 1 |
31 | В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент). В. Д. Берестов. «У реки». | 1 |
32 | И. С. Никитин. «Лес». К. Г. Паустовский. «Клад». | 1 |
33 | М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья». | 1 |
34 | И. П. Токмакова. «Туман». | 1 |
4 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Раздел 1. Мир детства. (21 ч): Я и книги. (5 ч.) |
1 | Испокон века книга растит человека | 1 |
2 | С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»). | 1 |
3 | Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»). | 1 |
4 | Ю. Н. Тынянов. «Пушкин» (фрагмент). | 1 |
5 | С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент). | 1 |
Я взрослею (4 ч.) |
6 | Пословицы о скромности. Е. В. Клюев. «Шагом марш». | 1 |
7 | И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша». | 1 |
8 | Б. П. Екимов. «Ночь исцеления». | 1 |
9 | И. С. Тургенев. «Голуби». | 1 |
Я и моя семья (6 ч.) |
10 | Такое разное детство | 1 |
11 | Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент). | 1 |
12 | М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»). | 1 |
13-14 | О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку», «Про чистоту»). | 2 |
15 | К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент). | 1 |
Я фантазирую и мечтаю (6 ч.) |
16-17 | Придуманные миры и страны. | 2 |
18-19 | Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент). | 2 |
20-21 | В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты). | 2 |
Раздел 2. Россия – Родина моя (13 ч.): Родная страна во все времена сынами сильна (3 ч.) |
22 | Люди земли русской. | 1 |
23 | Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»). | 1 |
24 | Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»). | 1 |
Что мы Родиной зовём (4 ч) |
25 | А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент). | 1 |
26 | А. Д. Дорофеев. «Веретено». | 1 |
27 | В. Г. Распутин. «Саяны». | 1 |
28 | Сказ о валдайских колокольчиках. | 1 |
О родной природе (6 ч) |
29 | Под дыханьем непогоды. | |
30 | Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе. | |
31 | А. Н. Апухтин. «Зимой». | |
32 | В. Д. Берестов. «Мороз». | |
33 | А. Н. Майков. «Гроза». | |
34 | Н. М. Рубцов. «Во время грозы». | |