СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике 4 класс (пнш)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 4 класс (пнш)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Новотырышкинская СОШ»


«Рассмотрено»

Руководитель МО

Будницкая И.Б. /__________/

Протокол № 1 от

30 августа 2019г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Климцева Н.В. /__________/


31 августа 2019г

«Утверждено»

Директор МБОУ

« Новотырышкинская СОШ»

Горяева Л.В. /_______________/

Приказ № 100/1-р от 31 августа 2019г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета


«математика»


(136 часов)


4 класс









Составитель: Жукова Галина Анатольевна,

учитель начальных классов








2019 г

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), с учетом примерной программы начального общего образования, на основе авторской программы А.Л.Чекина, Р.Г.Чураковой (УМК «Перспективная начальная школа»)

Программа обеспечивает достижение следующих целей:

  • Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических (включая знаково-символические), аксиоматику, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий.

  • Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.

  • Освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.

  • Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни;

Таким образом, программа по учебному предмету «Математика» призвана ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике. Дать ребёнку первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов равночисленных множеств и т.п. А также предложить ребёнку соответствующие способы познания окружающей действительности.

    1. Общая характеристика учебного предмета

Основная дидактическая идея программы может быть выражена следующей формулой: «через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного». При этом ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром. Все это означает, что знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или псевдореальной (учебной) ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия.

Содержание программы можно представить как взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач) и информационной (работа с данными). Что же касается вопросов алгебраического характера, то они рассматриваются в других содержательных линиях, главным образом, арифметической и алгоритмической.

1.2. Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Математика» представлен в предметной области «Математика и информатика» и изучается в 4 классе по 4 часа в неделю. Объем учебного времени составляет 136 часов.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «математика»

На уровне начального общего образования в ходе освоения математического содержания в учебниках математики созданы условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Специально разработанные задания в печатной форме учебника математики позволяют системно решать задачи формирования всего комплекса универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных и регулятивных).

Предметные результаты:

Выпускники научатся:

• называть и записывать любое натуральное число до 1 000 000 включительно;

• сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (,

• сравнивать доли одного целого и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (,

• устанавливать (выбирать) правило, по которому составлена данная последовательность; • выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;

• выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;

• вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок; • выполнять изученные действия с величинами;

• решать простейшие уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий; • определять вид многоугольника; • определять вид треугольника;

• изображать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки) и обозначать их;

• изображать окружности (с помощью циркуля) и обо- значать их;

• измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки; • находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;

• вычислять площадь прямоугольника и квадрата, используя соответствующие формулы;

• вычислять площадь многоугольника с помощью разбивки его на треугольники;

• распознавать многогранники (куб, прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и тела вращения (цилиндр, конус, шар); находить модели этих фигур в окружающих предметах;

• решать задачи на вычисление геометрических величин (длины, площади, объема (вместимости));

• измерять вместимость в литрах;

• выражать изученные величины в разных единицах: литр (л), кубический сантиметр (куб. см или см3), кубический дециметр (куб. дм или дм3), кубический метр (куб. м или м3);

• распознавать и составлять разнообразные текстовые задачи;

• понимать и использовать условные обозначения, используемые в краткой записи задачи; • проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;

• записывать решение задачи по действиям и одним выражением;

• различать рациональный и нерациональный способы решения задачи;

• выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;

• решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара и при расчете между продавцом и покупателем (с использованием калькулятора при проведении вычислений);

• решать задачи на движение одного объекта и совместное движение двух объектов (в одном направлении и в противоположных направлениях);

• решать задачи на работу одного объекта и на совместную работу двух объектов;

• решать задачи, связанные с расходом материала при производстве продукции или выполнении работ;

• проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);

• вычислять площади участков прямоугольной формы на плане и на местности с проведением необходимых измерений;

• измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел;

• понимать и использовать особенности построения системы мер времени; • решать отдельные комбинаторные и логические задачи;

• использовать таблицу как средство описания характеристик предметов, объектов, событий;

• читать простейшие круговые диаграммы.

Выпускники получат возможность научиться:

• понимать количественный, порядковый и измерительный смысл натурального числа;

• сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (,

• сравнивать натуральные и дробные числа и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (,

• решать уравнения на основе использования свойств истинных числовых равенств;

• определять величину угла и строить угол заданной величины при помощи транспортира; • измерять вместимость в различных единицах: литр (л), кубический сантиметр (куб. см или см3), кубический дециметр (куб. дм или дм3), кубический метр (куб. м или м3);

• понимать связь вместимости и объема;

• понимать связь между литром и килограммом;

• понимать связь метрической системы мер с десятичной системой счисления;

• проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);

• вычислять площадь прямоугольного треугольника и произвольного треугольника, используя соответствующие формулы;

• находить рациональный способ решения задачи (где это возможно);

• решать задачи с помощью уравнений;

• видеть аналогию между величинами, участвующими в описании процесса движения, процесса работы и процесса покупки (продажи) товара, в плане возникающих зависимостей;

• использовать круговую диаграмму как средство представления структуры данной совокупности;

• читать круговые диаграммы с разделением круга на 2, 3, 4, 6, 8 равных долей;

• осуществлять выбор соответствующей круговой диаграммы;

• строить простейшие круговые диаграммы;

• понимать смысл термина «алгоритм»;

• осуществлять построчную запись алгоритма;

• записывать простейшие линейные алгоритмы с помощью блок-схемы.

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к продолжению образования, достигнут необходимый уровень их математического развития:

• Осознание возможностей и роли математики в познании окружающей действительности, понимание математики как части общечеловеческой культуры.

• Способность проводить исследование предмета, явления, факта с точки зрения его математической сущности (числовые характеристики объекта, форма, размеры, продолжительность, соотношение частей и пр.).

• Применение анализа, сравнения, обобщения, классификации для упорядочения, установления закономерностей на основе математических фактов, создания и применения различных моделей для решения задач, формулирования правил, составления алгоритма действия.

• Моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл арифметических действий, математических отношений и зависимостей, характеризующих реальные процессы (движение, работа и т.д.).

• Выполнение измерений в учебных и житейских ситуациях, установление изменений, происходящих с реальными и математическими объектами.

• Прогнозирование результата математической деятельности, контроль и оценка действий с математическими объектами, обнаружение и исправление ошибок.

• Осуществление поиска необходимой математической информации, целесообразное ее использование и обобщение.

  1. Содержание учебного предмета

Числа и величины (12 ч )

Натуральные и дробные числа.

Новая разрядная единица - миллион (1 000 000). Знакомство с нумерацией чисел класса миллионов и класса миллиардов.

Понятие доли и дроби. Запись доли и дроби с помощью упорядоченной пары натуральных чисел: числителя и знаменателя. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

Постоянные и переменные величины.

Составление числовых последовательностей по заданному правилу. Установление (выбор) правила, по которому составлена данная числовая последовательность.

Величины и их измерение.

Литр как единица вместимости. Сосуды стандартной вместимости. Соотношение между литром и кубическим дециметром. Связь между литром и килограммом.

Арифметические действия 50 ч)

Действия над числами и величинами

Алгоритм письменного умножения многозначных чисел столбиком.

Предметный смысл деления с остатком. Ограничение на остаток как условие однозначности. Способы деления с остатком. Взаимосвязь делимого, делителя, неполного частного и остатка. Деление нацело как частный случай деления с остатком.

Алгоритм письменного деления с остатком «столбиком». Случаи деления многозначного числа на однозначное и многозначного числа на многозначное.

Сложение и вычитание однородных величин.

Умножение величины на натуральное число как нахождение кратной величины.

Деление величины на натуральное число как нахождение доли от величины.

Умножение величины на дробь как нахождение части от величины.

Деление величины на дробь как нахождение величины по данной ее части.

Деление величины на однородную величину как измерение.

Прикидка результата деления с остатком.

Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.

Элементы алгебры

Буквенное выражение как выражение с переменной (переменными). Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной (переменных). Уравнение как равенство с переменной. Понятие о решении уравнения. Способы решения уравнений: подбором, на основе свойств зависимости между результатом и компонентами действий, на основе свойств истинных числовых равенств.

Текстовые задачи (26 ч )

Арифметические текстовые(сюжетные) задачи, содержащие зависимость, характеризующую процесс движения (скорость, время, пройденный путь), процесс работы(производительность труда, время, объем всей работы), процесс изготовления товара (расход на предмет, количество предметов,общий расход), расчета стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Решение задач разными способами.

Алгебраический способ решения арифметических сюжетных задач.

Знакомство с комбинаторными и логическими задачами.

Задачи на нахождение доли целого и целого по его доли, части целого и целого по его

части.

Геометрические фигуры ( 12 Ч)

Разбивка и составление фигур. Разбивка многоугольника на несколько треугольников. Разбивка прямоугольника на два одинаковых треугольника.

Знакомство с некоторыми многогранниками (прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и телами вращения (шар, цилиндр, конус).

Геометрические величины (14 Ч)

Площадь прямоугольного треугольника как половина площади соответствующего

прямоугольника.

Нахождение площади треугольника с помощью разбивки его на два прямоугольных треугольника.

Понятие об объеме. Объем тел и вместимость сосудов. Измерение объема тел произвольными мерками.

Общепринятые единицы объема: кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр. Соотношения между единицами объема, их связь с соотношениями между соответствующими единицами длины.

Задачи на вычисление различных геометрических величин: длины, площади, объема.

Работа с данными (22 Ч)

Таблица как средство описания характеристик предметов, объектов, событий.

Круговая диаграмма как средство представления структуры совокупности. Чтение круговых диаграмм с разделением круга на 2, 3, 4, 6, 8, 9, 12 равных долей. Выбор соответствующей диаграммы. Построение простейших круговых диаграмм.

Алгоритм. Построчная запись алгоритма. Запись алгоритма с помощью блок-схемы.


  1. Тематическое планирование


Название раздела

Тема урока

Кол часов

Повторение

1-3

Сначала займемся повторением

3

4

Проверочная работа №1

1

Задачи на разностное и кратное сравнение

5-6

Когда известен результат разностного сравнения

2

7-8

Когда известен результат кратного сравнения

2

9-10

Учимся решать задачи. Самостоятельная работа №2

2

Класс миллионов. Буквенные выражения

11

Алгоритм умножения столбиком

1

12

Алгоритм умножения столбиком

1

13

Поупражняемся в вычислениях столбиком

1

14

Тысяча тысяч, или миллион

1

15

Разряд единиц миллионов и класс миллионов

1

16

Когда трех классов для записи числа недостаточно

1

17

Поупражняемся в сравнении чисел и повторим пройденное

1

18-19

Может ли величина изменяться?

2

20-21

Всегда ли математическое выражение является числовым?

2

22-23

Зависимость между величинами

2

24

Поупражняемся в нахождении значений зависимой величины. Самостоятельная работа №3


1

Задачи на «куплю-продажу»

25-26

Стоимость единицы товара, или цена

2

27

Когда цена постоянна

1

28

Учимся решать задачи. Самостоятельная работа №4

1










Деление с остатком

29-30

Деление нацело и деление с остатком

2

31

Неполное частное и остаток

1

32

Остаток и делитель

1

33

Когда остаток равен 0

1

34

Контрольная работа за 1 четверть

1

35

Когда делимое меньше делителя. Работа над ошибками

1

36

Деление с остатком и вычитание

1

37-38

Какой остаток может получиться при делении на 2?

2

39

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное

1

40-42

Запись деления с остатком столбиком. Способ поразрядного нахождения результата деления

3

43

Поупражняемся в делении столбиком. Вычисления с помощью калькулятора

1

44

Час, минута и секунда

1

45

Кто или что движется быстрее?

1

46

Длина пути в единицу времени, или скорость

1

47

Учимся решать задачи. Самостоятельная работа №5

1





Объем

48

Какой сосуд вмещает больше?

1

49

Литр. Сколько литров?

1

50-51

Вместимость и объем

2

52

Кубический сантиметр и измерение объема

1

53

Кубический дециметр и кубический сантиметр

1

54

Кубический дециметр и литр

1

55

Литр и килограмм

1

56-57

Разные задачи

2

58

Поупражняемся в измерении объема. Самостоятельная работа №6

1





Задачи о работе

59

Кто выполнил большую работу?

1

60

Производительность — это скорость выполнения работы

1

61

Учимся решать задачи

1

62

Контрольная работа за 1 полугодие

1

63

Отрезки, соединяющие вершины многоугольника. Работа над ошибками

1

64

Разбиение многоугольника на треугольники

1

65

Записываем числовые последовательности

1

66

Работа с данными . Самостоятельная работа №7

1

Деление столбиком

67-68

Деление на однозначное число столбиком

2

69-70

Число цифр в записи неполного частного

2

71-72

Деление на двузначное число столбиком

2


73-74

Алгоритм деления столбиком

2

75

Сокращенная форма записи деления столбиком

1

76

Поупражняемся в делении столбиком. Самостоятельная работа №8

1



Действия над величинами

77

Сложение и вычитание величин

1

78

Умножение величины на число и числа на величину

1

79

Деление величины на число

1

80

Нахождение доли от величины и величины по ее доле

1

81

Нахождение части от величины

1

82

Нахождение величины по ее части

1

83

Деление величины на величину

1

84

Поупражняемся в действиях над величинами1. Самостоятельная работа №9

1



Движение нескольких объектов

85

Когда время движения одинаковое

1

86

Когда длина пройденного пути одинаковая

1

87-88

Движение в одном и том же направлении

2

89

Движение в противоположных направлениях

1

90-91

Учимся решать задачи

2

92

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное. Самостоятельная работа №10

1

Работа нескольких объектов

93

Когда время работы одинаковое

1

94

Когда объем выполненной работы одинаковый

1

95

Производительность при совместной работе

1

96

Время совместной работы

1

97

Учимся решать задачи и повторим пройденное. Самостоятельная работа №11

1



Покупка нескольких товаров

98

Когда количество одинаковое

1

99

Когда стоимость одинаковая

1

100

Цена набора товаров

1

101

Учимся решать задачи

1

102

Контрольная работа за 3 четверть

1

103-104

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное. Самостоятельная работа №12 Работа над ошибками

2




Логика

105

Вычисления с помощью калькулятора

1

106-7

Как в математике применяют союз «и» и союз «или»

2

108-9

Когда выполнение одного условия обеспечивает выполнение другого. Не только одно, но и другое

2

110

Учимся решать логические задачи

1

111

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное.Самостоятельная работа №13

1


Геометрические фигуры и тела

112

Квадрат и куб

1

113

Круг и шар

1

114

Площадь и объем

1

115-116

Измерение площади с помощью палетки

2

117

Поупражняемся в нахождении площади и объема

1


118

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное. Самостоятельная работа №14

1

Уравнение

119

Уравнение. Корень уравнения

1


120

Учимся решать задачи с помощью уравнений

1


121

Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное

1


122-3

Разные задачи. Самостоятельная работа №15

2

Повторение

124

Натуральные числа и число 0 (повторение)

1


125

Алгоритм вычисления столбиком (повторение)

1


126

Действия с величинами (повторение)

1


127-8

Как мы научились решать задачи (повторение)

2


129-130

Итоговая комплексная работа

2


131

Геометрические фигуры и их свойства (повторение)

1


132

Годовая контрольная работа

1


133

Работа над ошибками .Самостоятельная работа №16

1


134

Буквенные выражения и уравнения (повторение)

1


135

Учимся находить последовательности

1


136

Работа с данными

1