Управление образования Администрации Солнечногорского муниципального района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 4
Тел. 64-48-85 141500 г. Солнечногорск ул. Ухова строение № 29
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №4
________________ Котович Е.Ю.
«_____»____________2018г.
_____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
8 «В» класс
Составитель: Соловьева Анна Юрьевна
учитель истории и обществознания
2018 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по курсу обществознания в 8 классе разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Программы основного общего образования по обществознанию Л.Н.Боголюбова и составлена в соответствии с образовательной программой школы.
Курс обществознание интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её
познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной
позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления,
способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к
социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закреплённым в Конституции РФ;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для
социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно
оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в
социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в
области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной
деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми
различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной
деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.
Рабочая программа предусматривает наряду с традиционными нетрадиционные формы организации образовательного процесса: проблемные уроки, дискуссии, круглые столы, презентации и др.; предусматривает использование различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления.
Рабочая программа предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки, а также применение следующих форм контроля: индивидуальной, фронтальной, групповой; видов и приёмов контроля: письменный, устный, практический, составление планов, таблиц, схем, сочинения, исторические диктанты, беседы, рассказы, устное тестирование и др.
В результате изучения обществознания ученик должен: знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие
черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие
общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и
государства);
- приводить примеры социальных объектов определённого типа; социальных отношений;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в
различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности; типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные
носители (СМИ, учебный текст и т.д.), различать в социальной информации факты и
мнения;
-- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1)использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности:
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм в правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни: умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Корректировка |
План | Факт | |
1 | Вводный урок. Человек в обществе. | 1 | 06.09.18 | | |
2 | Что делает человека человеком. | 1 | 13.09.18 | | |
3 | Человек, общество, природа. | 1 | 20.09.18 | | |
4 | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1 | 27.09.18 | | |
5 | Развитие общества. | 1 | 04.10.18 | | |
6 | Как стать личностью | 1 | 11.10.18 | | |
8 | Сфера духовной жизни | 1 | 25.10.18 | | |
9 | Мораль. | 1 | 08.11.18 | | |
10 | Долг и совесть. | 1 | 15.11.18 | | |
11 | Моральный выбор. Свобода и ответственность. | 1 | 22.11.18 | | |
12 | Образование. | 1 | 29.11.18 | | |
13 | Наука в современном обществе. | 1 | 06.12.18 | | |
14 | Религия как одна из форм культуры. | 1 | 13.12.18 | | |
15 | Духовная сфера общества. | 1 | 20.12.18 | | |
16 | Социальная структура общества. | 1 | 27.12.18 | | |
17 | Социальные статусы и роли. | 1 | 17.01.19 | | |
18 | Нации и межнациональные отношения. | 1 | 24.01.19 | | |
19 | Отклоняющееся поведение. | 1 | 31.01.19 | | |
20 | Экономика и ее роль в жизни общества. | 1 | 07.02.19 | | |
21 | Основные вопросы экономики. | 1 | 14.02.19 | | |
22 | Право собственности. | 1 | 21.02.19 | | |
23 | Рыночная экономика. | 1 | 28.02.19 | | |
24 | Производство как основа экономики. | 1 | 07.03.19 | | |
25 | Предпринимательская деятельность. | 1 | 14.03.19 | | |
26 | Роль государства в экономике. | 1 | 21.03.19 | | |
27 | Распределение доходов. | 1 | 21.03.19 | | |
28-29 | Потребление. Экономические основы защиты прав потребителя. | 2 | 04.04.19 11.04.19 | | |
30 | Инфляция и семейная экономика. | 1 | 18.04.19 | | |
31-32 | Безработица, ее причины и последствия. | 2 | 25.04.19 08.05.19 | | |
33-34 | Мировое хозяйство и Международная торговля. | 2 | 15.05.19 22.05.19 | | |
Литература:
Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений\ (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой; Рос. акад. наук,, Рос. акад. образования, изд – во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.
Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей для общеобразоват. учреждений\ (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова; Рос. акад. наук,, Рос. акад.
образования, изд – во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012-2014.
СОГЛАСОВАНО
Протокол ШМО №_____
от «____»____________2018г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_________________________
«____»______________2018г.