СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"»















Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики, модуль «Основы светской этики»


Педагогический работник Загузина Гульнара Манзуровна, учитель начальных классов







Класс: 4

Срок реализации: 2019 – 2020 учебный год













2019 год



Пояснительная записка

Программа разработана на основе: Примерная программа начального общего образования по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» по курсу «Основы светской этики» А.И. Шемшуриной.

Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом в мире, и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что религиозную составляющую наряду с наукой, искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу религиозной тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на религиозное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком высоким, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.

В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.

Цели курса «Основы светской эти­ки»:

  • Приобщение подрастающего поколения к гумани­стическим ценностям.

  • Достижение нравственных и культурных основа­ний в ценностных ориентациях и опыте поведения раз­вивающейся личности.

  • Ориентация развивающейся личности на критерии, интегрирующие сущностные характеристики отношения человека к окружающему миру и людям: гуманность, ответ­ственность, чувство собственного достоинства, самоуважение, основанное на уважении к другим; совестливость, патриотизм.

  • Актуализация нравственного потенциала личности.

Образовательные задачи

  • развитие и систематизация этических знаний ребёнка;

  • формирование логического мышления детей путём раз­вивающего этического диалога как основного метода познания в процессе занятий;

  • овладение умениями и навыками диалогического взаи­модействия с окружающими.

Развивающие задачи

  • развитие интереса к этике и её определяющим жизнь смыслам;

  • расширение словарного запаса в процессе освоения эти­ческих понятий и определения нравственных качеств;

  • развитие речи в процессе построения этического диалога;

  • развитие умений нравственного анализа поступков, со­поставлений моральных характеристик, этически выра­женных оценок.

Воспитательные задачи

  • становление и развитие этической культуры школьни­ков, их ценностных ориентаций;

  • формирование нравственно ориентированных взаимоот­ношений школьников, в основе которых лежит уваже­ние и доброжелательность к каждому;

  • развитие адекватной нравственной самооценки учени­ков в процессе этических занятий;

  • развитие позитивных оценок в построении отношений с одноклассниками;

  • повышение авторитета нравственных норм в поведении учащихся;

  • развитие способности к нравственному выбору в жиз­ненных ситуациях.


Цели и задачи определяют содержание курса, где глав­ное — организация разностороннего общения, взаимодей­ствия, взаимовлияния детей, в основе которого предусмотрена воз­можность создания ситуации успеха для каждого, условий для этической рефлексии. В данной логике все воспита­тельные, образовательные и развивающие задачи взаимо­связаны, взаимообусловлены и системно структурированы.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса


Личностные

  • формирование основ российской гражданской идентич­ности, развитие чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

  • воспитание до­верия и уважения к представителям разных народов и вероиспо­веданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

  • становление гуманистических и демократических ценност­ных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;

  • формирование национальной и гражданской самоиден­тичности, осознание своей этнической и национальной при­надлежности;

  • развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе развитие этических чувств как регулятора морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания;

  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональ­ных состояний и рефлексии;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в различных социальных ситуациях, умений не созда­вать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

  • развитие мотивации к продуктивной созидательной дея­тельности;

  • формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные

  • овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;

  • формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной за­дачей и условиями её реализации, определять и находить наи­более эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на ос­нове оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное ис­пользование речевых средств и средств информационно-ком­муникационных технологий для решения различных коммуни­кативных и познавательных задач;

  • совершенствование умений в области работы с информа­цией, осуществления информационного поиска для выполне­ния учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различ­ных стилей и жанров, осознанного построения речевых вы­сказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления анало­гий и причинно-следственных связей, построения рассужде­ний, отнесения к известным понятиям;

  • формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования раз­личных точек зрения и право каждого иметь свою собствен­ную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умении договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать соб­ственное поведение и поведение окружающих.


Предметные

  • знакомство с общечеловеческими нормами морали, по­нимание их значения в выстраивании конструктивных отно­шений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

  • развитие эстетической сферы, способности к эмоцио­нальному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;

  • формирование умений устанавливать связь между куль­турой, моралью и повседневным поведением людей, ана­лизировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали;

  • формирова­ние личностной и гражданской позиции по отношению к раз­личным явлениям действительности.



Содержание учебной программы

Введение.

Тема 1. Этика — наука о нравственной жизни чело­века

Этика — наука о нравственной жизни человека, о нрав­ственных нормах его поведения в окружающем мире и в отношениях с людьми. Понятие «воспитанность», опре­деляющее культуру поведения человека. Вежливость как основа воспитанности.

Древнегреческий мыслитель Аристотель — основатель этической науки. Вековой человеческий опыт о смысло­вой сущности норм поведения человека.

Основные понятия: этика, воспитанность, вежливость.

Раздел 1. Этика общения

Тема 1. Добрым жить на белом свете веселей

Понятия «добро» и «зло» как главные этические кате­гории. Смысловое значение понятия «доброта», его взаи­мосвязь с другими понятиями этики.

Смысловое значение понятия «зло», его сочетание с другими понятиями этики.

Основные понятия: добро, зло.

Тема 2. Правила общения для всех

Значение высказывания «Люди, как камни в реке, об­тачивают друг друга». Общение как потребность человека. Стремление к пониманию — главное в общении людей.

Тактичность как условие общения. Чуткость и дели­катность как характеристики общения. Золотое правило нравственности.

Основные понятия: тактичность, чуткость, деликат­ность.

Тема 3. От добрых правил — добрые слова и поступки

Вековой опыт о добром начале в человеке. Добро в на­шей повседневной жизни. «От доброты добро, от зла зло родится». Копилка добрых слов и поступков.

Основные понятия: доброта, красота.

Тема 4. Каждый интересен

Основные принципы, заложенные в правилах общения, как условие для каждого в классе. Проявление индивиду­альных особенностей и интересов учащихся.

Условия возникновения и сохранения дружбы.

Основные понятия: дружба, уважение, приветливость.

Раздел 2. Этикет

Тема 1. Премудрости этикета

Этикет как этическое понятие, его сущность и содер­жание.

Основные нормы этикета и их смысловые значения.

История возникновения этикета. Аккуратность, опрят­ность, точность как первоначальные условия этикетной культуры. Привлекательность правил этикета.

Основные понятия: этикет, аккуратность, опрятность, точность.

Тема 2. Красота этикета

Целесообразность и красота этикета. Основные принци­пы, заложенные в правила этикета. Правила этикета за столом, умение пользоваться столовыми приборами. Осно­вы разумности этикета.

Основные понятия: церемониал, церемонимейстер.

Тема 3. Простые школьные и домашние правила эти­кета

Правила соответствия школьному и домашнему эти­кету. Их главные основания. Требования этикета в раз­личных жизненных ситуациях, их отражение в посло­вицах.

Основные понятия: поступок, разумность, благодар­ность.

Тема 4. Чистый ручеёк нашей речи

Характеристика и определение понятия «речь», его смысловые значения. Общее и особенное в словах «речь», и «речка». Смысл и эмоциональная окраска слова, его об­разная выразительность. Вековой опыт о главном в речи.

Основные понятия: слово, речь, образ.

Раздел 3. Этика человеческих отношений

Тема 1. В развитии добрых чувств — творение души

Этическая основа понятия «душа», его определение и образные характеристики. Смысловые и эмоциональ­ные значения данного понятия. Взаимодействие разума и чувств в различных состояниях души. Характеристи­ка понятия «душевность». Общее и особенное в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения души.

Основные понятия: душа, душевность, чувство, духов­ность.

Тема 2. Природа — волшебные двери к добру и дове­рию

Природа как добрая основа жизни. Значение природы для человека. Внимание и бережное отношение к живой природе. Природа — книга, которую надо прочитать и правильно понять. Соотношение человека и природы. Ве­ковой опыт о природе.

Основные понятия: природа, жизнь, человек.

Тема 3. Чувство Родины

Многогранность и смысловое значение понятия «Роди­на». Взаимосвязь человека с Родиной.

Взаимосвязь понятий «Родина» и «Отчизна». Цен­ностное содержание пословиц о Родине. Суть выражения «Судьба и Родина едины». Смысловая характеристика по­нятия «патриотизм».

Основные понятия: род, Родина, Отчизна, патриотизм.

Тема 4. Жизнь протекает среди людей

Многообразие форм взаимодействия людей и их взаи­мовлияние друг на друга. Познание себя и других людей через общение и взаимодействие с ними. Потребность до­ставлять радость людям и в то же время уважать себя — одна из ведущих характеристик человека в его отношени­ях с другими людьми.

Основные понятия: человек, человечность, польза, от­ношения.

Раздел 4. Этика отношений в коллективе

Тема 1. Чтобы быть коллективом...

Содержание понятия «коллектив». Главные характери­стики и значимые принципы коллективных отношений. Типичное и особенное в ситуациях коллективной жизне­деятельности. Ценности личности и коллектива, особенно­сти взаимодействия в коллективе. Нравственная установ­ка поведения в коллективе.

Основные понятия: коллектив, личность, нравственная установка, понимание, доверие, достоинство.

Тема 2. Коллектив начинается с меня

Индивидуальные потребности во взаимодействии с кол­лективом. Пути сближения в коллективных отношениях, важные правила для каждого. Самооценка, самоопределе­ние, самовоспитание. Что нужно, чтобы стать единомыш­ленниками.

Основные понятия: индивидуальность, уважение, дружба.

Тема 3. Мой класс — мои друзья

Умение видеть состояние другого человека и соответ­ственно реагировать на него. Нюансы дружеских отноше­ний. Преодоление обид и позитивность стремлений в дру­жеских отношениях. Умение заглянуть в себя и увидеть хорошее в другом человеке.

Основные понятия: помощь, поддержка, участие.

Тема 4. Скажи себе сам

Итоговое творческое сочинение

Введение.

Тема 1. Ежели душевны вы и к этике не глухи...

Золотое правило этики — его сущность и содержание. Основная суть простых нравственных правил. Вековой че­ловеческий опыт о простых и важных нравственных ис­тинах. Взаимодействие разных культур в нашей много­национальной стране. Общее и особенное в традициях. Единое в нравственных нормах взаимоотношений людей. Сущность и содержание общечеловеческих ценностей. Аз­бука простых норм нравственности.

Основные понятия: жизнь, человек, общечеловеческие ценности.

Раздел 1. Простые нравственные истины

Тема 1. Жизнь священна

Жизнь как главная потребность человека. Жизнь свя­щенна — главная нравственная истина. Различие мате­риальных и духовных потребностей, их смысловая зна­чимость. Реализация духовных потребностей в личной жизни человека. Высокие смыслы жизни. Жизнь и чело­век — основные нравственные ценности.

Жить с нравственным законом в душе. Человеческий опыт о качестве жизни.

Основные понятия: потребность, смысл, нравственный закон.

Тема 2. Человек рождён для добра

Благо жизни — в развитии добра. Отражение жизни в народном творчестве. Сказки как учебник жизни. Беско­рыстность и доброта как главные характеристики героев сказок. Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла. Необходимость отойти от зла и сотворить благо.

Основные понятия: добро, зло, истина, красота, благо, труд, мысль.

Тема 3. Милосердие — закон жизни)

Значимость и взаимосвязь этических понятий «сочув­ствие», «сопереживание», «сострадание», «милосердие», «участие».

Чувство сопричастности другому человеку. Милосердие как основа жизни. Нравственные истины милосердия.

Смысловая суть противоположных понятий «благодар­ность» и «неблагодарность».

Основные понятия: сочувствие, сопереживание, состра­дание, милосердие, участие, благодарность.

Тема 4. Жить во благо себе и другим

Конфликтные ситуации и их благоприятное решение. Необходимость следования нравственным принципам в любых ситуациях во взаимодействии с представителями различных вероисповеданий. Недопустимость недоброже­лательности по отношению к любому человеку. Тактич­ность и простые правила справедливости.

Основные понятия: благо, искренность, доброжелатель­ность, справедливость, тактичность.

Раздел 2. Душа обязана трудиться

Тема 1. Следовать нравственной установке

Намерения и поступки, их соответствие и несоответ­ствие. Следование добру как нравственная установка в действиях человека. Её смысловая суть и содержание. Труд и необходимые нравственные усилия души. Вековой опыт человечества как ориентир в нравственных действи­ях и поступках.

Основные понятия: нравственная установка, нравствен­ные усилия, позиция добра.

Тема 2. Достойно жить среди людей

Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». По­гружение во внутренний мир собственной жизни и опора на лучшее в себе. Необходимость веры в себя. Развитие нравственных норм жизни на основе их раз­умности. Достоинство как обязательное следование нрав­ственным канонам в собственных действиях. Достижение понимания другого человека.

Общие правила разных народов: законы гостеприим­ства, уважение к старшим, почитание родителей, забота о младших, слабых.

Бескорыстие как качество личности и основа достойной жизни человека среди людей. Гуманность, гуманизм как сущность человеческой жизнедеятельности.

Основные понятия: достоинство, внутренний мир, разум, бескорыстие, гуманность, гуманизм.

Тема 3. Уметь понять и простить

Необходимость и умение посмотреть на себя со сторо­ны. Забота о равновесии между чувствами и их проявле­ниями. Стремление увидеть и услышать другого человека. Гуманизм как этический принцип отношений.

Типичные моменты семейной жизни и достижение гар­монии в отношениях. Как контролировать свои порывы. Вековой человеческий опыт о понимании и прощении.

Основные понятия: понимание, прощение, семья, гар­мония, гуманность.

Тема 4. Простая этика поступков

Суть простой этики поступков. Основной ориентир — любые наши действия всегда должны быть не во вред

другим людям. Нравственный выбор и его моральное зна­чение. Проявление терпимости как обязательное условие взаимодействия с людьми различных национальностей. В основе терпимости лежит такое понятие, как дружелю­бие. Закономерность простой этики поступков.

Основные понятия: этика поступков, нравственный выбор, терпимость, дружелюбие.

Раздел 3. Посеешь поступок — пожнёшь характер

Тема 1. Общение и источники преодоления обид

Основные формы общения. Характеристики нравствен­ных качеств, привлекающих нас в поступках тех, с кем мы общаемся. Общее и особенное в них. Когда общение становится источником обид, неприятностей, плохого на­строения, грустного состояния души?

Пути преодоления неприятных моментов общения в классе. Простые правила векового опыта человечества, способ­ствующие гармоничному общению.

Основные понятия: доброжелательность, доброта, чув­ство юмора, общительность, воспитанность, терпимость к недостаткам других людей, справедливость, чувство соб­ственного достоинства, благородство.

Тема 2. Ростки нравственного опыта поведения

Направленность душевных усилий каждого на приоб­ретение нравственного опыта поведения. Причины нега­тивных состояний человека и возможности их изменения. Необходимость стремления каждого понять чувства дру­гого и соответственно вести себя. Параметры данного со­ответствия. Практические действия для сокращения рас­стояния между «знаю» и «поступаю». Когда чувства руко­водствуются разумом. Формирование привычки поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами.

Основные понятия: нравственность, воля, опыт поведе­ния, норма, чувство, разум.

Тема 3. Доброте сопутствует терпение

Взаимосвязь добра и терпения. Значимость осознанного нравственного выбора. Результаты терпимости. Качества, сопутствующие проявлению терпимости.

Основные понятия: терпеливость, терпимость, снисхо­дительность, деликатность.

Тема 4. Действия с приставкой «со»

Качества, обозначаемые словами с приставкой «со» — вместе. Ценностно-смысловая суть этих качеств и их зна­чимость для человека. Сочувствие, содействие как помощь в совместном проживании горя и радости. Осознание сво­ей полезности другому человеку. Равнодушие, зависть как противопоставления нравственности. Образ жизни нерав­нодушного человека. Главная ценность этической культу­ры личности.

Основные понятия: равнодушие, зависть, нравствен­ный образ жизни, этическая культура.

Раздел 4. Судьба и Родина едины

Тема 1. С чего начинается Родина...

Смысловой оттенок понятия «чувство Родины». Соот­ношение понятий «Родина» и «Отечество». Связь семьи и Родины зарождается от семейного порога и колыбельной песни, крепнет и расширяется по мере взросления челове­ка. Ценностно-смысловые оттенки этой связи.

Значение лада в семье. Простые правила его сохра­нения.

Вековой опыт человечества.

Основные понятия: Родина, Отечество, дом, семья, лад.

Тема 2. В тебе рождается патриот и гражданин

Основы чувства любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот, гражданин — сын Отечества, его защитник.

Когда взрослеет гражданин, Родина спокойна.

Основные понятия: патриот, патриотизм, гражданин, гражданственность, любовь, служение, долг.

Тема 3. Человек — чело века

Смысловое содержание понятия «человек». Определе­ние сути человека в опыте поколений. Человек таков, как он мыслит. Главенствующие ценности и качества людей.

Мыслители о сути человека.

Основные понятия: человек, образ человека, мышле­ние, жизнедействие, ценность, мировоззрение.

Тема 4. Слово, обращённое к себе

Итоговое творческое сочинение


Тематическое планирование


п/п

Раздел, модуль, тема

Количество часов

Дата

Коррекция

Введение (1 ч)

1

Этика — наука о нравственной жизни человека

1



Этика общения (4 ч)

2

Добрым жить на белом свете весе­лей

1



3

Правила обще­ния для всех

1



4

От добрых пра­вил добрые слова и поступки

1



5

Каждый интере­сен

1



Этикет (4 ч)

6

Премудрости этикета

1



7

Красота этикета

1



8

Простые школь­ные и домашние правила этикета

1



9

Чистый ручеёк нашей речи

1



Этика человеческих отношений (4ч)

10

В развитии до­брых чувств — творение души

1



11

Природа — вол­шебные двери к добру и доверию

1



12

Чувство Родины

1



13

Жизнь протекает с людьми

1



Этика отношений в коллективе (4 ч)

14

Чтобы быть кол­лективом

1



15

Коллектив начина­ется с меня

1



16

Мой класс — мои друзья

1



17

Скажи себе сам

1



Введение (1 ч)

18

Ежели душевны вы и к этике не глухи...

1



Простые нравственные истины (4ч)

19

Жизнь священна

1



20

Человек рождён для добра

1



21

Милосердие — закон жизни

1



22

Жить во благо себе и другим

1



Душа обязана трудиться (4 ч)

23

Следовать нрав­ственной

уста­новке

1



24

Достойно жить среди людей

1



25

Уметь понять и простить

1



26

Простая этика поступков

1



Посеешь поступок — пожнёшь характер (4 ч)

27

Общение и ис­точники преодоления обид

1



28

Ростки нрав­ственного опыта поведения

1



29

Доброте сопут­ствует терпение

1



30

Действия с при­ставкой «со»

1



Судьба и Родина едины (4 ч)

31

С чего начина­ется Родина...

1



32

В тебе рожда­ется патриот и гражданин Человек — чело века

1



33

Слово, обращен­ное к себе

1



34

Слово, обращен­ное к себе

1