Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2022-2023 учебный год; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Учебный план АООП (вариант 1) на 2022-2023 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ».
4.СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Программа по изобразительному искусству составлена с учетом особенностей познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствует формированию личности и воспитанию положительных навыков и привычек.
Основная цель предмета – осуществление комплексного подхода к развитию личности младших школьников с интеллектуальными нарушениями, путем коррекции и развития сенсомоторной сферы, высших психических функций, обогащения чувственного опыта в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Для достижения поставленной цели на уроках изобразительного искусства решаются следующие задачи:
1.Формирование навыков и приемов работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
2. Развитие интереса к изобразительной деятельности, эстетических чувств и понимание красоты окружающего мира в процессе знакомства с произведениями декоративно-прикладного и народного искусства.
3.Развитие познавательной активности.
4.Формирование у обучающихся приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения.
5.Формирование умения следовать инструкции при выполнении работ, а также умения работать самостоятельно.
6.Развитие навыков коллективной работы для получения результата общей деятельности.
7.Коррекция недостатков психической деятельности и развитие речи обучающихся.
8.Воспитание положительных качеств личности (настойчивость, стремление к познанию, доброжелательность).
9.Воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других.
Предмет имеет коррекционную направленность.
Основными направлениями коррекционной работы являются:
1.Совершенствование движений и сенсомоторное развитие:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений;
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук (правильное удержание карандаша и кисточки, нажима и темпа движения, прекращения движения в нужной точке; сохранение направления движения).
2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти.
3.Развитие основных мыслительных операций и речи:
-умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;
-обогащение словаря за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества.
- умение планировать деятельность;
- умение систематизировать естествоведческий материал, давать простейшие объяснения;
-умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.
4.Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления;
5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство». В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» рабочая программа в 3 классе рассчитана на 34 ч. в год (1ч. в неделю).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.
1.Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
-положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;
-приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности
предметов искусства;
-воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;
-умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво / некрасиво);
-представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;
-стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил гигиены и безопасного труда;
-умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится / не нравится; что получилось / что не получилось); принятие факта существования различных мнений;
-проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам / неудачам одноклассников;
-стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;
-стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;
-стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач.
2. Предметные результаты по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец обучения в 3 классе:
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
Обучающиеся овладеют знаниями: названий частей конструкции изображаемого предмета (дерева дома тела человека); названий некоторых народных промыслов, изготавливающих игрушки (Дымково, Городец); приемов передачи глубины пространства: загораживание одних предметов другими, зрительное уменьшение их по сравнению с вблизи расположенными; об осевой симметрии. Обучающиеся овладеют умениями: сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом с помощью учителя; планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции с помощью учителя; находить правильное изображение предмета среди выполненных ошибочно; исправлять свой рисунок, используя ластик; с помощью учителя достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов; изображать некоторые элементы городецкой росписи с помощью учителя; соотносить форму предметов с геометрическими эталонами; владеть приемами осветления цвета; рассказывать, что изображено на картине, перечислять характерные признаки изображенного времени года с помощью вопросов учителя. | Обучающиеся получат возможность овладеть знаниями: названий частей конструкции изображаемого предмета (дерева дома тела человека); названий некоторых народных промыслов, изготавливающих игрушки (Дымково, Городец); приемов передачи глубины пространства: загораживание одних предметов другими, зрительное уменьшение их по сравнению с вблизи расположенными; об осевой симметрии. Обучающиеся получат возможность овладеть умениями: самостоятельно сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом; самостоятельно планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции; находить правильное изображение предмета среди выполненных ошибочно; исправлять свой рисунок, используя ластик; самостоятельно достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов; изображать элементы городецкой росписи самостоятельно; соотносить форму предметов с геометрическими эталонами; владеть приемами осветления цвета; самостоятельно рассказывать, что изображено на картине, перечислять характерные признаки изображенного времени года. |
3.Формирование базовых учебных действий
Личностные базовые учебные действия:
У обучающихся будут сформированы:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
Регулятивные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо - родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-читать;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Содержание учебного предмета
Обучение композиционной деятельности.
Рисование на темы: «Осень. Птицы улетают», «Дети лепят снеговика», «Скворечник на берёзе. Весна», «Деревня. Дома и деревья в деревне летом». Иллюстрирование сказки «Колобок»: «Колобок лежит на окне», «Колобок катится по дорожке».
Выполнение аппликаций: «Закладка для книг» (узор из растительных форм), «Разная посуда» (коллективная работа, на цветной фон наклеиваются чашки, кружки, кринки, которые дети вырезают из полосок сложенной вдвое бумаги).
Выполнение узора с помощью «картофельного» штампа (элементы узора – растительные формы, снежинки и т.п. – выполняется с помощью учителя).
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.
Лепка: «Зайчик», «Гусь» (по мотивам дымковской игрушки); пирамида из шаров, круглых лепёшек, выделенных различной величины из пластилина: «Человек стоит – идёт - бежит» (преобразование вылепленной из пластилина фигурки человека).
Аппликация: «Бабочка» (вырезание из цветной бумаги, сложенной вдвое, дорисовывание фломастером), «Узор в квадрате из листьев».
Рисование с натуры вылепленных игрушек: «Лошадка», или «Гусь» (по выбору учителя), рисование разной посуды: чашки, кружки, кринки и т.п.
Рисование по образцу и наблюдению: «Деревья зимой», «Деревья осенью. Дует ветер».
Рисование с натуры вылепленного человечка в положении статики и динамики: стоит, идёт, бежит.
Рисование элементов городецкой росписи: листья, бутоны. Цветы. Составление узора в квадрате: «Коробочка».
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.
Рисование с натуры 3 шаров, окрашенных в главные цвета.
Рисование с натуры или по представлению предметов, которые можно окрасить составными цветами: лист тополя, апельсин, цветок и т.п.
Получение на палитре оттенков чёрного цвета: тёмно – серый, серый, светло – серый; зелёного цвета: светло-зелёный; окраска изображений (например, лист сирени, монеты и т.п.)
Раскрашивание нарисованных с натуры предметов: посуда, игрушки простой формы (например, мяч, кубики и т.п.).
Рисование элементов городецкой или косовской росписи: листья, бутоны, цветы.
Работа в цвете на темы: «Осень. Птицы улетают», «Дети лепят снеговика», «Скворечник на берёзе. Весна», «Деревня. Дома и деревья в деревне летом». (Использование расширенных знаний учащихся о цвете, закрепление приёмов получения светлых оттенков цвета при изображении неба, земли, стволов деревьев).
Обучение восприятию произведений искусства.
Беседа по плану:
Как художник наблюдает природу, чтобы её изобразить?
Как он рассматривает предметы, чтобы их изобразить или придумать другие?
Какие краски использует художник, изображая деревья в разные времена года?
Что использует художник, придумывая узоры для тканей и посуды?
Для демонстрации можно использовать произведения живописи: картины И. Левитана, И. Шишкина, А. Куинджи, А. Саврасова, И. Бродского, А. Пластов, К. Коронина, Ф. Толстого.
Произведения декоративно – прикладного искусства: полотенца, платки с узорами, изделия Городца, Косова, Дымкова, Хохломы, Каргополя.
Работа над развитием речи
В 3 классе закрепляется речевой материал 1 и 2 классов. Новые слова, словосочетания:
художник, природа, красота; белила, палитра;
ритм (в узоре); фон; украшение, движение;
загораживать, украшать, изображать, рассматривать, сравнивать;
уменьшаться (маленький), увеличиваться (большой); придумывать;
идёт, бежит, стоит; развивается (флаг на ветру); примакивать, высыхать (о краске);
светлый (светло – синий); голубой, розовый, серый; широкий, узкий; высокий, низкий; близко, далеко;
форма предмета, кончик кисти, ритм в узоре, «картофельный» штамп, русский узор, народный узор; Россия, Русь, народ.
Новые фразы:
Приготовить рабочее место. Рисуй, чтобы было похоже (одинаково). Рисуй по памяти. Работай кончиком кисти, вот так.
Помой кисточку в воде.
В узоре повторяется форма и цвет; фон в узоре жёлтый; форма предмета похожа на овал.
Сначала нарисую ствол, потом ветки… Машина загораживает дом.
Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
В 3 классе осуществляется текущий и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся.
Текущий контроль.
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка по предмету «Изобразительное искусство» проводится в следующих формах:
-фронтальный опрос;
-творческие и практические работы;
Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме творческой работы.
При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы.
Знания и умения обучающихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических, творческих работ.
«5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы, обучающийся умеет применить полученные знания в практической деятельности; верно передает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
«4» -выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но обучающийся допускает неточности в выполнении работы, гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
«3» - выставляется за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов) и, если работа требует корректировки со стороны учителя; предлагаемые действия выполняет с ошибками, работает с помощью и под постоянным контролем педагога.
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы
Базовый учебник:
Изобразительное искусство. 3 класс :учеб. Для общеобразоват. Организаций / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М. :Просвещение, 2018.
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска; экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы).
В 2021-2022 учебном году ГБОУ Новобрянская СКОШИ в рамках «Национального проекта» реализует возможность максимального использования данных интерактивной доски в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.
Для оптимального использования интерактивной доски в работе с обучающимися требуется соблюдение методических рекомендаций:
Интерактивная доска должна использоваться в работе с обучающимися 3 класса при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.
Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
Организация и методика проведения занятия с ИД соответствует методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам коррекционной педагогики. Занятие с применением ИД включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИД.
При составлении занятий с использованием ИД необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.
ИД должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.
Обязательно использовать на занятиях с ИД традиционную предметно-развивающую среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.
Преимущества работы с интерактивной доской:
Усиливает подачу материала.
Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.
Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.
Позволяет увеличить восприятие материал за счет увеличения количества иллюстративного материала.
Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.
Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала.
В своей работе в первую очередь исходим из перспективного плана, темы и целей занятий. Необходима продуманная предварительная работа: составление дидактических задач, поиск иллюстраций в электронном виде, изготовление самих дидактических игр.
Литература для учителя:
- Грошенков И.А. Уроки рисования в I – VI классах вспомогательной школы. Издание 3-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 2005.
- Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 стр.
- Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе.
- Кузин В.С., Кубышкин Э.И. «Изобразительное искусство». Издательский дом « Дрофа», 2015 г.
- Карпенко М.Т. «Сборник загадок» (пособие для учителя ) Москва «Просвещение», 2008 г.
- Смирнова А.Н . «Коррекционно – воспитательная работа учителя вспомогательной школы.» М. Просвещение, 2012 г.
М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина «И учеба, и игра изобразительное искусство», Ярославль, Академия развития 2001 год.
Серия книг «Школа рисования», «Мир книги», Москва 2005 год.
И.А.Грошенков «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», ООО издательство «Школьная пресса».
Е. А. Коростина «Изобразительное искусство», издательство «Учитель – АСТ» Волгоград 2002 год.
В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина «Изобразительное искусство», издательский дом «Дрофа» 2005 год.
Цифровые образовательные ресурсы:
Презентации:
- Синь России. Гжель.
- Городецкая роспись.
- Роспись по дереву
- Что это за листья?
- Орнамент.
- Геометрические узоры
- Снежинки.
- Хохломская роспись. Узор в полосе.
- Рисуем листья, ветку, деревья
http://www.uroki.net/docnach.htm
Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download
Фестиваль «Открытый урок» [email protected]
Литература для учащихся:
Изобразительное искусство. 3 класс :учеб. Для общеобразоват. Организаций / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М. :Просвещение, 2018.
Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. - М.: Детская литература, 2004.Туберовская, О. М.
В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. - Л. : Детская литература, 1973. Энциклопедический словарь юного художника. - М. : Педагогика, 2013.
Литература для родителей:
Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! - СПб., 2005.
Т. А. Копцева «Природа и художник» М. 2000.
В. С. Горичева «Сказку сделаем из глины, снега, из теста, пластилина» Яр-ль. 2008.
Г. Г. Григорьева «Изобразительная деятельность дошкольников» М., 2014.
.Г. С. Швайко «Занятия по ИЗО в д/с» М., 2001
И. А. Курочкина «Знакомим с натюрмортом» С-П., 2009. п-ма «Детство»
Т. Н. Доронова «Природа, искусство, изобразительная деятельность» п-ма «Радуга» М.
Контрольно- измерительные материалы.
Тесты для детей по развитию познавательных процессов: зрительного восприятия, произвольного внимания, наглядно-образного и логического мышления. Найди закономерность и в пустых клетках нарисуй недостающие предметы. Найди закономерность и в пустых клетках нарисуй недостающие предметы:
1 четверть:
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Поурочное планирование уроков учебного предмета «Изобразительное искусство»
в 3 классе 34 часа
№ п / п | Тема урока, тип урока | Основные виды учебной деятельности | Основные термины и понятия. | Учебно – дидактическое обеспечение |
1 | Беседа на тему: «Лето, осень. Изменения в природе». Лепка по образцу Деревья осенью. Дует сильный ветер. | Наблюдение за изменениями в природе. Работа с рассказом; составление предложений для характеристики изменений в природе. Лепка по образцу и наблюдению. | Листья, осень, ветер | Веточка дерева, образцы рисунка Презентация «Рисуем листья, ветки, деревья» |
2 | Рисование по образцу. Деревья осенью. Дует сильный ветер. | Рисование по образцу после наблюдений, используя помощь учителя. | Листья, осень, ветер | Образец рисунка, натуральная веточка. Презентация |
3 | Рисование на тему. Осень. Птицы улетают. Журавли летят клином. | Характеристика признаков осени, составление плана работы, работа цветными карандашами; оценка своей работы, сравнение ее с другими работами. | Золотая осень | Веточка дерева, образцы рисунка Презентация «Журавли» |
4 | Аппликация. Бабочка. Рисование. Бабочка и цветы. | Рассматривание картин художника, рассуждение о своих впечатлениях; ответы на вопросы по содержанию картин. Анализ формы и частей предмета, работа в технике акварели. Оценка своей работы, сравнение ее с другими работами. | «контраст, фон, осевая симметрия» | Образцы, презентация |
5 | Рисование узора с использованием трафарета. «Бабочка на ткани». | Работа цветными карандашами, акварелью и в технике аппликации, используя графические средства выразительности: пятно, линию. Работа с понятием «узор». Работа с трафаретом. | Узор | Работа с трафаретом. |
6 | Разные способы изображения бабочек. Аппликация. Бабочка из гофрированной бумаги. | Развивать декоративное чувство при выборе цвета, при совмещении материалов и заполнении формы. Работа с геометрической формой простого плоскостного тела (бабочки); освоение работы в технике (объемной) аппликации (практические навыки). | гофрированная бумага (техника сгибания, скручивания при работе); | Образцы рисунков, презентации |
7 | Рисование по образцу. Одежда ярких и нежных цветов. | Обсуждение выбора цвета для одежды мальчика и девочки. Работа с трафаретом. Составление рисунка в соответствии с условиями творческого задания. Обсуждение творческих работ одноклассников; оценивание результатов своей работы и работ одноклассников. | «яркие цвета», «разбеленные цвета». | Образцы рисунков, презентации |
8 | Рисование по образцу. Превращение цветового пятна в изображение (цветы, листья, деревья). | Работа над значениями понятий «цветовое пятно, насыщенность цвета» в рисунке; понятия «контраст». Использование прорисовки в работе. Последовательное выполнение рисунка согласно замысла и композиции; работа в технике акварели. | «цветовое пятно, насыщенность цвета» | Образцы рисунков, презентации |
9 | Рисование кистью по сырой бумаге. Небо, радуга, листья, цветок. | Рисование цветовых пятен необходимой формы и нужного размера в технике рисования «по-сырому»; прорисовывание полусухой кистью по сырому листу; закрепление правил работы с акварелью; правильное смешивание краски во время работы. Оценивание своей работы. | «рисование по-сырому», «мазок» | Презентации, образцы рисунков |
10 | Рисование с натуры человека в положении статики и динамики (стоит, идет, бежит). Дорисовывание. | Рассматривание иллюстрации картин художника А. Дейнеки «Раздолье», «Бег», в которых художник изобразил людей в движении; ответы на вопросы по теме. Называние частей тела человека; понимание расположения тела человека в движении относительно вертикальной линии. Работа с трафаретом. Овладение навыками работы с цветными мелками. Самостоятельное рисование. | статика (покой), динамика (движение) | Картин художника А. Дейнеки «Раздолье», «Бег». |
11 | Лепка на тему «Зимние забавы». | Рассматривание произведения художников, изобразивших зимние игры детей, состояние и настроение природы в зимнем пейзаже; выделение общего и различного в передаче движения детей, изображения зимних игр и зимнего пейзажа; выполнение работы в технике «лепка в рельефе»; участие в подведении итогов, обсуждении и оценке творческой работы. | Лепка в рельефе | Образцы, картины с изображением зимнего пейзажа |
12 | Рисование с натуры вылепленного человечка на тему «Зимние забавы». | Изображение фигур детей в движении, соблюдая пропорции; овладение навыками работы гуашью. Самостоятельная работа. Оценивание своей работы. | пропорции | Презентации, образцы рисунков |
13 | Рисование на тему «Дети лепят снеговиков». | Называние частей фигуры человека; объяснение, как выглядит снеговик; работа от общего к частному; анализ формы частей с соблюдением пропорций; работа в технике акварели с соблюдением пропорций при изображении детей на рисунке, с соблюдением плановости (задний, передний планы), при создании рисунка; оценивание своей работы и работ одноклассников. | Техника акварель | Презентации, образцы рисунков |
14 | Рисование гуашью по образцу. Деревья зимой в лесу (лыжник). | Называние отличительных особенностей техники работы с краской гуашью от техники работы акварелью. Выполнение эскиза живописного фона для зимнего пейзажа; определение цвета для передачи радостного солнечного зимнего состояния природы; прорисовывание деталей кистью, фломастером; участие в подведении итогов работы; обсуждение работ одноклассников и оценка результатов своей и их деятельности. | Техника акварель | Образцы рисунка |
15 | Рисование угольком. Зима. | Называние разных художественных материалов (гуашь, акварель, мелки, уголь); выполнение рисунка (зарисовки) деревьев зимой. | уголек | Картины о зиме, презентация «Зима» |
16 | Лошадка. Лепка и зарисовка вылепленной фигурки. | Знакомство с каргопольской игрушкой, промыслом; ответы на вопросы; изображение каргапольских лошадок; определение центра композиции рисунка; лепка лошадок, состоящих из нескольких частей, соединяя их путем прижимания друг к другу. | Нарядная, гирлянда | Картины с изображением каргопольской игрушки- лошадки, презентации |
17 | Рисование на тему «Лошадка везет из леса сухие ветки, дрова». | Анализ формы частей соблюдением пропорций. Составление предложений о красоте, зимнем состояние природы. Оценка своей работы, сравнение ее с другими работами. | воз | Образцы рисунка |
18 | Аппликация с зарисовкой. Кружка, яблоко, груша. | Рассматривание картин художников, ответы на вопросы по их содержанию Называние фамилий художников; называние фруктов, разных по цвету и форме. Понимание значения «натюрморт»; работа с акварелью и в технике аппликации. | натюрморт | Образцы рисунков, картины художников |
19 | Рисование по описанию. Деревья в лесу. Домик лесника. Человек идет по дорожке. | Анализ формы частей с соблюдением пропорций; работа в технике акварели с соблюдением пропорций при изображении; составление предложений о красоте, зимнем состояние природы; оценивание своей работы и работ одноклассников. | Зимняя природа | Картины с изображением зимней природы |
20 | Элементы косовской росписи. Декоративное рисование. Украшение силуэтов сосудов косовской росписью. | Называние города, где изготавливают косовскую керамику; изделий косовской керамики; использование линии, точки, пятна как основы для выполнения узора косовской росписи; овладение первичными навыками в создании косовской росписи в технике акварели; работа с понятием «узор» («орнамент»); выполнение простых элементов косовской росписи; оценка своей работы, сравнение ее с другими работами. | Косовская керамика, косовская роспись, узор | Презентация «Как изготавливают косовскую керамику», картины |
21 | Декоративное рисование. Орнамент в круге. | Украшение силуэта сосуда элементами косовской росписи; работа красками с максимальной самостоятельностью; оценка своей работы, сравнение ее с другими работами. | сосуд, силуэт, узор, орнамент; | Презентация, образцы рисунков |
22 | Беседа по картинам. Сказочная птица на картинах И.Билибина. Декоративное рисование. Сказочная птица. | Называние имени художника И. Билибина; составление предложений о своих впечатлениях; ответы на вопросы по содержанию произведений художника; работа в технике акварели; оценка своей работы. | элемент росписи, силуэт; | Презентация, беседа по картине И.Билибина «Сказочная птица» |
23 | Декоративное рисование. Сказочная птица. Украшение узором рамки. | Знакомство с видами орнамента, узора, его символами и принципами композиционного построения; выполнение орнаментальную композицию; работа с рассказом об отражении элементов природы в произведениях художника; украшение рамки для рисунка «Сказочная птица» красивым узором; работа в технике акварели. | Орнамент, узор | Образцы рамок с узором |
24 | Беседа по картинам. И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели». Рисование на тему «Скворечник на березе. Весна» | Ответы на вопросы по содержанию картин; составление предложений об изменениях в природе весной; работа в технике акварели. | Декоративное рисование | Презентации по картинам. И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели». |
25 | Рисование с использованием картофельного штампа. Закладка для книги. | Рассматривание разных узоров в закладках для книги; усвоение понятий: ритм, ритмично, повторение, чередование, элементы узора, штамп. Освоение процесса изготовления штампа. | Штамп | Образцы закладок для книг |
26 | Беседа на тему «Красота вокруг нас. Посуда». Демонстрация образцов посуды с орнаментом. Рисование элементов узора на посуде. | Беседа, ответы на вопросы; объяснение значения понятия «декоративность»; выполнение творческого задания согласно условиям; самостоятельность при работе; оценка своей работы, сравнение ее с другими работами. | Элементы узоров | Образцы посуды с орнаментом |
27 | Аппликация. Украшение изображений посуды узором. | Усвоение значений понятий «декоративность» и «изменение» (трансформация); работа в технике аппликации с определением центра композиции и характера расположения растительных мотивов, связь декора с формой украшаемого предмета. | Декор | Презентация, образцы рисунков, предметные картинки |
28 | Беседа на тему «Святой праздник Пасхи». Декоративное рисование. Украшение узором яиц к празднику Пасхи. | Ответы на вопросы по теме; сравнение своей работы с оригиналом (образцом); самостоятельность при работе; оценка своей работы, сравнение ее с другими работами. | роспись, расписывать, орнамент, Пасха, пасхальное яйцо | Презентация «Пасха» |
29 | Беседа на заданную тему «Городецкая роспись». Рисование элементов городецкой росписи. | Объяснение смысла понятия «городецкая роспись». Обсуждении средств художественной выразительности для передачи формы, колорита. Работа гуашью самостоятельно. | Городецкая роспись | Образцы городецкой росписи |
30 | Декоративное рисование. Украшение силуэта кухонной доски городецкой росписью. | Рисование по образцу, в технике гуаши; выполнение узоров росписи составными, осветленными цветами; участие в подведении итогов, обсуждении и оценке творческой работы. | Узор | Картины о весенней природе, образцы рисунков. Презентация |
31 | Беседа на тему «Иллюстрация к сказке, зачем нужна иллюстрация». Рисование эпизодов к сказке «Колобок». | Рассматривание иллюстраций в книгах, высказывание своего мнения о роли цвета, атрибутов при создании образов героев; | Роль цвета | Книги |
32 | Рисование красками, гуашью по образцу «Колобок на окне». Украшение элементов рисунка городецкой росписью. | Выделение этапов работы в соответствии с поставленной целью; обсуждение и оценка творческой работы. Работа в технике акварели. | Элементы городецкой росписи | Образцы рисунков |
33 | Творческая работа Лепка, рисование на тему «Летом за грибами». | Самостоятельная работа в технике лепки и рисования акварелью. | Творческая работа | Образцы рисунков |
34 | Беседа по картине. А. Пластов. Летом. Составление рассказа по теме «Поход в лес за грибами летом. | Рассматривание картин, беседа; составление предложений по теме. | Грибы | Картины, презентации |
Календарно-тематическое планирование по предмету «ИЗО»
№ | Содержание программного материала | Кол-во часов | Дата |
1 | Беседа на тему: «Лето, осень. Изменения в природе». Лепка по образцу Деревья осенью. Дует сильный ветер. | 1 | |
2 | Рисование по образцу. Деревья осенью. Дует сильный ветер. | 1 | |
3 | Рисование на тему. Осень. Птицы улетают. Журавли летят клином. | 1 | |
4 | Аппликация. Бабочка. Рисование. Бабочка и цветы. | 1 | |
5 | Рисование узора с использованием трафарета. «Бабочка на ткани». | 1 | |
6 | Разные способы изображения бабочек. Аппликация. Бабочка из гофрированной бумаги. | 1 | |
7 | Рисование по образцу. Одежда ярких и нежных цветов. | 1 | |
8 | Рисование по образцу. Превращение цветового пятна в изображение (цветы, листья, деревья). | 1 | |
9 | Рисование кистью по сырой бумаге. Небо, радуга, листья, цветок. | 1 | |
10 | Рисование с натуры человека в положении статики и динамики (стоит, идет, бежит). Дорисовывание. | 1 | |
11 | Лепка на тему «Зимние забавы». | 1 | |
12 | Рисование с натуры вылепленного человечка на тему «Зимние забавы». | 1 | |
13 | Рисование на тему «Дети лепят снеговиков». | 1 | |
14 | Рисование гуашью по образцу. Деревья зимой в лесу (лыжник). | 1 | |
15 | Рисование угольком. Зима. | 1 | |
16 | Лошадка. Лепка и зарисовка вылепленной фигурки. | 1 | |
17 | Рисование на тему «Лошадка везет из леса сухие ветки, дрова». | 1 | |
18 | Аппликация с зарисовкой. Кружка, яблоко, груша. | 1 | |
19 | Рисование по описанию. Деревья в лесу. Домик лесника. Человек идет по дорожке. | 1 | |
20 | Элементы косовской росписи. Декоративное рисование. Украшение силуэтов сосудов косовской росписью. | 1 | |
21 | Декоративное рисование. Орнамент в круге. | 1 | |
22 | Беседа по картинам. Сказочная птица на картинах И.Билибина. Декоративное рисование. Сказочная птица. | 1 | |
23 | Декоративное рисование. Сказочная птица. Украшение узором рамки. | 1 | |
24 | Беседа по картинам. И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели». Рисование на тему «Скворечник на березе. Весна» | 1 | |
25 | Рисование с использованием картофельного штампа. Закладка для книги. | 1 | |
26 | Беседа на тему «Красота вокруг нас. Посуда». Демонстрация образцов посуды с орнаментом. Рисование элементов узора на посуде. | 1 | |
27 | Аппликация. Украшение изображений посуды узором. | 1 | |
28 | Беседа на тему «Святой праздник Пасхи». Декоративное рисование. Украшение узором яиц к празднику Пасхи. | 1 | |
29 | Беседа на заданную тему «Городецкая роспись». Рисование элементов городецкой росписи. | 1 | |
30 | Декоративное рисование. Украшение силуэта кухонной доски городецкой росписью. | 1 | |
31 | Беседа на тему «Иллюстрация к сказке, зачем нужна иллюстрация». Рисование эпизодов к сказке «Колобок». | 1 | |
32 | Рисование красками, гуашью по образцу «Колобок на окне». Украшение элементов рисунка городецкой росписью. | 1 | |
33 | Творческая работа Лепка, рисование на тему «Летом за грибами». | 1 | |
34 | Беседа по картине. А. Пластов. Летом. Составление рассказа по теме «Поход в лес за грибами летом. | 1 | |