Рабочая программа
Предметная область «Искусство»
Название учебного предмета «Музыка»
Составитель Крымская Ю.В.,учитель музыки
Пояснительная записка
1.1. Цели реализации программы:
Достижение обучающимися результатов изучения предмета «Музыка» в соответствии с требованиями, утвержденными ФГОС ООО.
Освоение межпредметных понятий, универсальных учебных действий, обеспечивающих успешное изучение данного и других учебных предметов на уровне среднего общего образования, создание условий для достижения личностных результатов основного общего образования.
Цели изучения курса «Музыка»:
формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса,;
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностномго отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся. Духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
1.2. Задачами реализации программы учебного предмета являются
Научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
Содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
Всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве (поэзия о музыке, «музыкальный рисунок»);
Способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
Научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
Сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
Общая характеристика учебного предмета
Программа по «Музыка» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования.
2.1. Основные разделы учебного предмета:
5 класс
6 класс
7 класс
Содержание музыки
Форма в музыке
Музыкальная драматургия
2.2. Перечень форм организации учебной деятельности:
2.3. Перечень методов организации учебной деятельности:
Программа предусматривает широкую палитру использования разнообразных форм музыкальных занятий:
слушание музыки и размышления о ней,
хоровое и ансамблевое пение,
пластическое интонирование,
вокальная, ритмическая, театрализованная импровизация, инструментальное исполнительство,
музыкально-ритмическое движение.
2.4. В основу данной рабочей программы легла авторская программа по Музыке для 5-7 классов В.В. Алеева, Т.И. Науменко и Т.Н. Кичак. Эта программа продолжает концептуальную линию УМК Музыка 1-4 класс В.О. Усачёвой и Л.В. Школяр, так как базируется на принципах программы разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года. Программа ВВ.Алеева, Т.И. Науменко и Т.Н. Кичак опирается на позитивные традиции в области музыкально эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Одним из важных моментов этого УМК – обеспечение учебников дисками с необходимыми аудио-файлами, что позволит учащимся работать с изучаемыми музыкальными произведениями как в классе, так и самостоятельно дома.
Настоящая программа опирается на позитивные традиции в области музыкально-эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике.
Кроме того, задействуются некоторые идеи и выводы, содержащиеся в учебно-методических материалах и научных трудах виднейших отечественных педагогов-музыкантов — Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Б. В. Асафьева, Н. Л. Грод- зенской, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Г. П. Стуловой, Г. М. Цыпина, В. Н. Шацкой, Б. Л. Яворского.
Одновременно с этим концепция настоящей программы, ее содержание, структура и принципы отбора музыкального материала, выстраивание литературного и изобразительного рядов во многом представляют предмет самостоятельной авторской разработки. При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности — литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением. В связи с этим авторы в различной мере ориентировались на учебные программы по указанным предметам для 5— классов.
Другие отличительные особенности программы отразились:
во взгляде на музыку не только с точки зрения ее эстетической ценности, но и с позиции ее универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всем богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, — природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства1;
в системном погружении в проблематику музыкального содержания;
в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;
в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает мир»);
в обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
3.1. Количество часов на освоение учебного предмета на уровне основного общего образования – 102 учебных часов: 5-7 классы по 34 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Обучение «Музыке» по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям ФГОС ООО.
Личностные результаты:
5 класс
— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
6 класс
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
совершенствование художественного вкуса;
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
7 класс
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Метапредметные результаты:
5 класс
анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
6 класс
анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
7 класс
анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Предметные результаты:
5 класс
умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музы ки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
знание имен композиторов — К. Дебюсси и М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную парию аккомпанементом, пение a capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания.
6 класс
определение в прослушанном музыкальном произведении его главных выразительных средств — ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, динамики;
умение отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);
проявление навыков вокально-хоровой деятельности — исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).
7 класс
понимание главных особенностей содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;
умение определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;
умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;
умение находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике);
осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
понимание художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации, сонатная форма);
проявление навыков вокально-хоровой деятельности — исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее отдельные голоса.
Содержание учебного предмета «Музыка»
№ п\п | Наименование раздела | Дидактические единицы, раскрывающие содержание данного раздела | Наименование лабораторных, практических и иных видов занятий |
5 класс |
1 | Музыка и другие виды искусства | Музыка рассказывает обо всём. Истоки Искусство открывает мир. Искусства различны, тема едина. | Входящий тест «Композитор-исполнитель-Слушатель» |
2 | Музыка и литература | Два великих начала искусства. «Стань музыкою, слово!» Музыка «дружит» не только с поэзией. Песня – верный спутник человека. Романса трепетные звуки. Мир русской песни. Песни народов мира. Обобщение темы «Музыка и литература» | Практическая работа «Сочиняем песню» |
3 | Песня | Мир человеческих чувств. Народная хоровая музыка. Что может изображать хоровая музыка. Обобщающий урок. | |
4 | Опера и балет | Самый значительный жанр вокальной музыки. Из чего состоит музыка. Единство музыки и танца. «Русские сезоны» в Париже. | Диагностическая карта по теме «Союз музыки и литературы» |
5 | Музыка звучит в литературе | Музыкальность слова. Музыкальные сюжеты в литературы. Обобщающий урок. | |
6 | Образы живописи в музыке | Живописность искусства. «Музыка – сестра живописи». Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» композиторов –импрессионистов. Волшебная красочность музыкальных сказок. Сказочные герои в музыке. Тема богатырей в музыке. | Музыкальная викторина «Взаимодействие искусств» |
7 | Музыка в произведениях изобразительного искусства | «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». Обобщение темы «Образы живописи в музыке». Обобщение тем года. | Тест «Можно ли услышать живопись?» |
6 класс |
1 | «Тысяча миров» музыки | «Музыка души». Наш вечный спутник Искусство и фантазия Искусство – память человечества. Какой бывает музыка. Волшебная сила музыки Музыка объединяет людей. Обобщение темы «Тысяча миров» музыки. | Входящий тест «Взаимодействие искусств» |
2 | Ритм | Единство музыкального произведения. «Вначале был ритм» О чём рассказывает музыкальный ритм. Диалог метра и ритма. От адажио к престо. | Практикум по сочинительству вокальной, пластической, инструментальной импровизации; «Ритмическое разнообразие» |
3 | Мелодия | Мелодия – душа музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость». Мелодия «угадывает» нас самих. | |
4 | Гармония | Что такое гармония в музыке Два начала гармонии. Эмоциональный мир музыкальной гармонии. Красочность музыкальной гармонии. | Диагностическая карта «Звуковедение. Мелодия. Гармония» |
5 | Полифония | Мир образов полифонической музыки. Философия фуги. Музыкальная фактура. Пространство фактуры. | |
6 | Тембры | Тембры – музыкальные краски. Соло и тутти. | Музыкальная викторина «Анализ музыкального произведения» |
7 | Динамика | Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков. По законам красоты. Обобщение тем года. | Исходящий тест «Средства музыкальной выразительности» |
7 класс |
1 | Содержание в музыке | «Магическая единственность» музыкального произведения. Музыку трудно объяснить словами. Что такое музыкальное содержание. Музыка, которую необходимо объяснить словами. Октябрьский образ в пьесе П.Чайковского. «Восточная» партитура Н.Римского-Корсакова «Шехеразада». Когда музыка не нуждается в словах. Обобщение темы «Содержание в музыке». | Входящий тест «Развитие музыки» |
2 | Музыкальный образ | Лирические образы в музыке. Драматические образы в музыке. Эпические образы в музыке. | |
3 | О чём рассказывает музыкальный жанр | «Память жанра». Такие разные песни, танцы, марши. Обобщение тем "Музыкальный образ", «О чём рассказывает музыкальный жанр». | Практикум по сочинительству вокальной, пластической, инструментальной импровизации «Жанровое разнообразие» |
4 | Что такое музыкальная форма | «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. «Художественная форма – это ставшее зримым содержание». От целого к деталям. | Диагностическая карта «Виды музыкальных форм» |
5 | Музыкальная композиция | Какой бывает музыкальная композиция. Музыкальный шедевр в 16 тактах. (период) Два напева в романсе М.Глинки «Венецианская ночь». Трёхчастность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки. Многомерность образа в форме рондо. Образ Вов в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича. Обобщение темы «Музыкальная композиция». | Музыкальная викторина «Построение музыки» |
6 | Музыкальная драматургия | Музыка в развитии. Музыкальный порыв. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь». Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. Обобщение темы «Музыкальная драматургия». | Исходящий тест «Содержание в музыке» |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Характеристика основных видов деятельности обучающегося |
|
5 класс |
-
| Музыка другие виды искусства
Входящая работа «Композитор-исполнитель-слушатель» | 4 | Различать характерные признаки видов искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искусства. Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства по критериям, заданным в учебнике. Приводить примеры преобразующего влияния музыки. Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям. Выявлять связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством на уровне темы. |
-
| Музыка и литература
Практическая работа «Сочиняем песню» | 8 | Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы Воспринимать и выявлять внут- ренние связи между музыкой и литературой. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. Рассуждать об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска музыкальных произведений к изучаемой теме |
-
| Песня | 4 | Изучать специфические черты русской народной музыки и исполнять ее отдельные образцы. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки (в рамках изученного на уроке материала). Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкальнотворческой деятельности. Рассказывать о народной музыке своего региона (края, республики и т. д.) |
-
| Опера и балет
Диагностическая карта по теме «Союз музыки и литературы» | 4 | Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов (с учетом критериев, представленных в учебнике). Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Исследовать значение изобрази тельного искусства для воплощения музыкальных образов. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Воспринимать разные по смыслу музыкальные интонации (при прослушивании музыкальных произведений, в исполнении). Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыкального образа (танцевальная импровизация). Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности |
-
| Музыка звучит в литературе | 3 | Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов и наоборот. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы. Анализировать примеры преобразующего воздействия музыки на человека |
-
| Образы живописи в музыке.
Музыкальная викторина «Взаимодействие искусств» | 7 | Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. Рассуждать об общности и различии «планов содержания и выражения музыки и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). Понимать специфику деятельности композитора и художника на основе соотнесения средств художест венной выразительности музыки и живописи (с учетом критериев, представленных в учебнике и Дневнике музыкальных наблюдений) Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Различать характерные признаки видов искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации в процессе слушания музыки Понимать характерные черты музыкального импрессионизма (с учетом критериев, представленных в учебнике), и называть его основных представителей. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Воспринимать внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. |
-
| Музыка в произведениях изобразительного искусства.
Тест «Можно ли услышать живопись?» | 4 | Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и выражения. Понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы (с учетом критериев. представленных в учебнике) Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. Ориентироваться в специфике выразительных средств музыки. |
| Итого за весь курс | 34 | 5 |
6 класс |
-
| «Тысяча миров» музыки.
Входящий тест «Взаимодействие искусств» | 9 | Выявлять возможности эмоционального воздействия Характеристика видов деятельности музыки на человека (на личном примере). Осознавать и рассказывать о влияния музыки на человека Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды Осознавать интонационно-образные, жанровые основы музыки как вида искусства. Исследовать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений Осознавать значение искусства в жизни современного человека. Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека в искусстве (с учетом критериев, представленных в учебнике). Наблюдать за развитием одного образа в музыке. Анализировать приемы развития одного образа в музыкальном произведении Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Сотрудничать в процессе коллективного обсуждения проблемных вопросов, учитывать мнения своих товарищейобразов в различных музыкальных произведениях. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. |
-
| Ритм
Практикум по сочинительству вокальной, пластической, инструментальной импровизации; «Ритмическое разнообразие» | 7 | Понимать значение средств художественной выразительности в создании музыкального произведения. Владеть отдельными специальными музыкальными терминами, отражающими знание средств музыкальной выразительности Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства Осознавать интонационно-образные, жанровые особенности музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике). Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей (с учетом критериев, представленных в учебнике). Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, в музыкально-ритмическом движении. |
-
| Мелодия | 3 | Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Ф. Шуберта, П.И. Чайковского, В.А. Моцарта) Воспринимать и сравнивать различные по смыслу музыкальные интонации при прослушивании музыкальных произведений. Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных композиторов. |
-
| Гармония
Диагностическая карта «Звуковедение. Мелодия. Гармония» | 4 | Понимать значение средств художественной выразительности (гармонии) в создании музыкального произведения Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты. Находить ассоциативные связи между образами музыки и изобразительного искусства. Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности. Воспринимать и осознавать гармонические особенности музыкального произведения Сравнивать разнообразные мелодико-гармонические интонации в музыке. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных композиторов прошлого (В. А. Моцарта). Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человекаВоспринимать гармонические особенности музыкального произведения. Анализировать приемы взаимодействия нескольких образов в музыкальном произведении. Сравнивать особенности музыкального языка (гармонии) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания Узнавать по характерным признакам (гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Н. Римского-Корсакова). Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств. Наблюдать за развитием одного образа в музыке. Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке |
-
| Полифония | 4 | Осознавать значение искусства в жизни современного человека. Анализировать аспекты воплощения жизненных проблем в музыкальном искусстве Воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И. С. Баха, В. А. Моцарта). Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, полифоническим приемам) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (И. С. Баха, В. А. Моцарта) Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства Понимать значение средств художественной выразительности (фактуры) в создании музыкального произведения (Рассуждать о яркости образов в музыке.) Творчески интерпретировать содержание и форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности |
-
| Тембры.
Музыкальная викторина «Анализ музыкального произведения» | 2 | Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений в музыкальных произведениях. Определять тембры при прослушивании инструментальной музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике). Устанавливать внешние связи между звуками природы и звучаниями музыкальных тембров. Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений в музыкальных произведениях. Понимать значение средств художественной выразительности (тембров) в создании музыкального произведения (с учетом критериев, представленных в учебнике). Выявлять круг музыкальных образов в музыкальных произведениях |
-
| Динамика
Исходящий тест «Средства музыкальной выразительности» | 5 | Устанавливать внешние связи между звуками природы и их музыкально-динамическими воплощениями. Исследовать разнообразие и специфику динамических воплощений в музыкальных произведениях. Анализировать приемы развития художественного образа в музыкальном произведении (с учетом критериев, представленных в учебнике). Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и поэзии (с учетом критериев, представленных в Дневнике музыкальных размышлений) Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и их музыкально-динамическими воплощениями. Исследовать разнообразие и специфику динамических воплощений в музыкальных произведениях. Наблюдать за развитием одного или нескольких музыкальных образов (тем) в произведении Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты. Приводить примеры преобразующего влияния музыки. Понимать выразительные особенности музыкального языка в произведениях разного эмоционального и смыслового содержания |
| Итого за весь курс | 34 | 5 |
7 класс |
-
| Содержание в музыке
Входящий тест «Развитие музыки» | 9 | Эмоционально воспринимать образы различных видов искусства. Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и другими видами искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). Рассуждать о яркости образов в музыке и других видах искусства Рассуждать о значении искусства в жизни современного человека. Изучать специфику современной популярной зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности. Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Оценивать художественные произведения с позиции красоты и правды. Анализировать способы воплощения содержания в музыкальных произведениях Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы Осваивать выдающиеся образцы западноевропейской музыки (эпоха венского классицизма) |
-
| Музыкальный образ. | 3 | Анализировать содержание музыкальных произведений (с учетом критериев, представленных в учебнике) Находить ассоциативные связи между образами музыки, поэзии и изобразительного искусства Анализировать содержание музыкальных произведений Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. Анализировать многообразие связей музыки и литературы. Выявлять круг образов в музыкальном произведении. Рассуждать о яркости и контрастности в музыке Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения. Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства. Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке. Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска произведений изобразительного искусства Выявлять возможности преобразующего значения музыки. Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных произведений. Принимать участие в коллективном обсуждении музыкальных вопросов проблемного содержания. Узнавать наиболее яркие произведения отечественных композиторов академической направленности |
-
| О чём рассказывает музыкальный жанр.
Практикум по сочинительству вокальной, пластической, инструментальной импровизации «Жанровое разнообразие» | 4 | Исследовать взаимосвязь жанровых и интонационных основ музыки. Понимать взаимосвязь между жанром музыкального произведения и его содержательным воплощением Осознавать взаимосвязь жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке Наблюдать за развитием одного образа в музыке. Понимать значение народного музыкального творчества в сохранении и развитии общей культуры народа. Осознавать взаимосвязь жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (П.Чайковского, Ф. Шопена) Понимать характерные особенности музыкального языка. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств музыкальной выразительности. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке |
-
| Что такое музыкальная форма.
Диагностическая карта «Виды музыкальных форм» | 3 | Воспринимать и оценивать произведения искусства с точки зрения единства содержания и формы Понимать характерные особенности музыкального языка Различать характерные признаки видов искусства. Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (форма музыкального периода, двухчастная форма, трёхчастная, рондо, вариации). Понимать характерные особенности музыкального языка. Наблюдать за развитием одного образа в музыкальном произведении Выявлять круг музыкальных образов в музыкальном произведении. Наблюдать за сопоставлением музыкальных образов (музыкальных тем). Рассуждать об общности и различии формообразующих средств в музыке, литературе и изобразительном искусстве Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. Размышлять о яркости и контрастности образов в музыке. Наблюдать за развитием образа на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. Понимать характерные особенности музыкального языка. Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтического образа (в устном ответе). Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (М.Глинки) Наблюдать за развитием образа, сопоставлением его фрагментов на основе сходства и различия музыкальных тем. Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных жанров. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы Выявлять типологические особенности в музыкальном формообразовании Самостоятельно подбирать сходные поэтические произведения к изучаемой музыке |
-
| Музыкальная композиция.
Музыкальная викторина «Построение музыки» | 8 | Наблюдать за развитием одного образа в музыке. Воспринимать особенности драматургического развития в произведениях малых форм. Анализировать приемы развития одного образа в музыкальном произведении. Понимать характерные особенности музыкального языка. Находить ассоциативные связи между «планами выражения» музыки и изобразительного искусстваВоспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях простых и сложных форм. Выявлять круг музыкальных образов в музыкальных произведениях. Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных музыкальных форм |
-
| Музыкальная драматургия.
Исходящий тест «Содержание в музыке» | 7 | Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в оперных произведениях. Наблюдать за развитием музыкального образа в музыке. Анализировать приемы развития музыкального образа. Понимать характерные особенности музыкального языка. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях (их фрагментах). Наблюдать за сопоставлением контрастных музыкальных образов. Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в оперных произведениях. Анализировать приемы тематического развития в форме сонатного аллегро. Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох. Понимать характерные черты венской классической школы Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. -
|
| Итого за весь курс | 34 | 4 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическое обеспечение
Примерная программа основного общего образования по музыке
Авторская программа по музыке Науменко Т.И., Алеев В.В. 5-7кл ФГОС
Рабочая программа «Музыка» 5-7 класс
Учебники
Учебники «Музыка»5-7 класс. Науменко Т.И., Алеев В.В. (в учебник входит компакт-диск с соответствующим программе музыкальным материалом)
Печатные пособия
Энциклопедия «Музыка наших дней»
Нотный и поэтический текст Гимна России
Портреты композиторов
Атлас музыкальных инструментов
7.3.Учебное оборудование
7.4 Компьютерная техника и интерактивное оборудование
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Музыка как вид искусства
Выпускник научится:
• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
• самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия
Выпускник научится:
• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономер-ности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.
Выпускник получит возможность научиться:
• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;
• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.
Музыка в современном мире: традиции и инновации
Выпускник научится:
• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);
• применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета.
Выпускник получит возможность научиться:
• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.