СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Музыка" ФГОС ООО

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа ФГОС ООО по Музыке поможет учителю при составлении планирования своей работы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Музыка" ФГОС ООО»

Рабочая программа

Предметная область «Искусство»

Название учебного предмета «Музыка»

Составитель Крымская Ю.В.,учитель музыки

  1. Пояснительная записка

1.1. Цели реализации программы:

Достижение обучающимися результатов изучения предмета «Музыка» в соответствии с требованиями, утвержденными ФГОС ООО.

Освоение межпредметных понятий, универсальных учебных действий, обеспечивающих успешное изучение данного и других учебных предметов на уровне среднего общего образования, создание условий для достижения личностных результатов основного общего образования.

Цели изучения курса «Музыка»:

  • формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления,  творческого воображения певческого голоса,;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее  интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание устойчивого интереса к музыке,  музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностномго отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся. Духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.


1.2. Задачами реализации программы учебного предмета являются

  • Научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

  • Содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

  • Всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве (поэзия о музыке, «музыкальный рисунок»);

  • Способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

  • Научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;

  • Сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).






  1. Общая характеристика учебного предмета

Программа по «Музыка» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования.

2.1. Основные разделы учебного предмета:

5 класс

  • Музыка и другие виды искусства

  • Музыка и литература

  • Музыка и изобразительное искусство

6 класс

  • В чём сила музыки?

  • «Тысяча миров» музыки

  • Как создаётся музыкальное произведение

7 класс

  • Содержание музыки

  • Форма в музыке

  • Музыкальная драматургия

2.2. Перечень форм организации учебной деятельности:

  • Классно-урочная

  • Индивидуальные

  • Групповые

  • Дифференцированного обучения

  • Проектного обучения

2.3. Перечень методов организации учебной деятельности:

  • Объяснительно-иллюстративные

  • Развивающего обучения

  • Диалогические

  • Информационные

  • Игровые

Программа предусматривает широкую палитру использования разнообразных форм музыкальных занятий:

    • слушание музыки и размышления о ней,

    • хоровое и ансамблевое пение,

    • пластическое интонирование,

    • вокальная, ритмическая, театрализованная импровизация, инструментальное исполнительство,

    • музыкально-ритмическое движение.


2.4. В основу данной рабочей программы легла авторская программа по Музыке для 5-7 классов В.В. Алеева, Т.И. Науменко и Т.Н. Кичак. Эта программа продолжает концептуальную линию УМК Музыка 1-4 класс В.О. Усачёвой и Л.В. Школяр, так как базируется на принципах программы разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года. Программа ВВ.Алеева, Т.И. Науменко и Т.Н. Кичак опирается на позитивные традиции в области музыкально эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Одним из важных моментов этого УМК – обеспечение учебников дисками с необходимыми аудио-файлами, что позволит учащимся работать с изучаемыми музыкальными произведениями как в классе, так и самостоятельно дома.

Настоящая про­грамма опирается на позитивные традиции в области музы­кально-эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике.

Кроме того, задействуются некоторые идеи и выводы, со­держащиеся в учебно-методических материалах и научных трудах виднейших отечественных педагогов-музыкантов — Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Б. В. Асафьева, Н. Л. Грод- зенской, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Г. П. Сту­ловой, Г. М. Цыпина, В. Н. Шацкой, Б. Л. Яворского.

Одновременно с этим концепция настоящей программы, ее содержание, структура и принципы отбора музыкального материала, выстраивание литературного и изобразительного рядов во многом представляют предмет самостоятельной ав­торской разработки. При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа на­целена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами худо­жественной и познавательной деятельности — литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художест­венной культурой, русским языком, природоведением. В свя­зи с этим авторы в различной мере ориентировались на учеб­ные программы по указанным предметам для 5— классов.

Другие отличительные особенности программы отрази­лись:

  • во взгляде на музыку не только с точки зрения ее эсте­тической ценности, но и с позиции ее универсального значе­ния в мире, когда музыка раскрывается во всем богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, — природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фан­тазии, чувства1;

  • в системном погружении в проблематику музыкально­го содержания;

  • в рассмотрении музыкального искусства с точки зре­ния стилевого подхода, применяемого с учетом научных до­стижений в области эстетики, литературоведения, музыкоз­нания;

  • в углублении идеи музыкального образования при по­мощи учебника («Книга открывает мир»);

  • в обновленном музыкальном материале, а также введе­нии параллельного и методически целесообразного литера­турного и изобразительного рядов.


  1. Место учебного предмета, курса в учебном плане


3.1. Количество часов на освоение учебного предмета на уровне основного общего образования102 учебных часов: 5-7 классы по 34 часа.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса


Обучение «Музыке» по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям ФГОС ООО.

    1. Личностные результаты:

5 класс

— развитие музыкально-эстетического чувства, прояв­ляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

  • совершенствование художественного вкуса;

  • овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятель­ности;

  • наличие определенного уровня развития общих музы­кальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

  • формирование навыков самостоятельной, целенаправ­ленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

  • сотрудничество в ходе решения коллективных музы­кально-творческих задач.

6 класс

  • развитие музыкально-эстетического чувства, прояв­ляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

  • совершенствование художественного вкуса;

  • овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятель­ности;

  • наличие определенного уровня развития общих музы­кальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

  • формирование навыков самостоятельной, целенаправ­ленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

  • сотрудничество в ходе решения коллективных музы­кально-творческих задач.

7 класс

  • развитие музыкально-эстетического чувства, прояв­ляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

  • совершенствование художественного вкуса, устойчи­вых предпочтений в области эстетически ценных произведе­ний музыкального искусства;

  • овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятель­ности;

  • наличие определенного уровня развития общих музы­кальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

сотрудничество в ходе реализации коллективных твор­ческих проектов, решения различных музыкально-творче­ских задач.


    1. Метапредметные результаты:

5 класс

  • анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

  • проявление творческой инициативы и самостоятель­ности в процессе овладения учебными действиями;

  • размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

  • использование разных источников информации; стрем­ление к самостоятельному общению с искусством и художе­ственному самообразованию;

  • применение полученных знаний о музыке как виде ис­кусства для решения разнообразных художественно-творче­ских задач;

  • наличие аргументированной точки зрения в отноше­нии музыкальных произведений, различных явлений отече­ственной и зарубежной музыкальной культуры;

  • общение, взаимодействие со сверстниками в совмест­ной творческой деятельности.

6 класс

  • анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

  • проявление творческой инициативы и самостоятель­ности в процессе овладения учебными действиями;

  • размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

  • использование разных источников информации; стрем­ление к самостоятельному общению с искусством и художе­ственному самообразованию;

  • применение полученных знаний о музыке как виде ис­кусства для решения разнообразных художественно-творче­ских задач;

  • наличие аргументированной точки зрения в отноше­нии музыкальных произведений, различных явлений отече­ственной и зарубежной музыкальной культуры;

  • общение, взаимодействие со сверстниками в совмест­ной творческой деятельности.

7 класс

  • анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

  • проявление творческой инициативы и самостоятель­ности в процессе овладения учебными действиями;

  • размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

  • использование разных источников информации; стрем­ление к самостоятельному общению с искусством и художе­ственному самообразованию;

  • определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осу­ществления в реальных жизненных ситуациях;

  • применение полученных знаний о музыке как виде ис­кусства для решения разнообразных художественно-творче­ских задач;

  • наличие аргументированной точки зрения в отноше­нии музыкальных произведений, различных явлений отече­ственной и зарубежной музыкальной культуры;

  • общение, взаимодействие со сверстниками в совмест­ной творческой деятельности.


    1. Предметные результаты:

5 класс

  • умение находить взаимодействия между музыкой и ли­тературой, музыкой и изобразительным искусством на осно­ве знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выра­жать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

умение определять главные отличительные особеннос­ти музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музы­ ки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

  • знание имен композиторов — К. Дебюсси и М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музы­кального импрессионизма;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную парию аккомпанементом, пение a capella в уни­сон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания.

6 класс

  • определение в прослушанном музыкальном произведе­нии его главных выразительных средств — ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, ди­намики;

  • умение отразить понимание художественного воздейст­вия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности — исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпане­ментом, умение исполнять более сложные ритмические ри­сунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).

7 класс

  • понимание главных особенностей содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;

  • умение определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпо­су и отражение этого умения в размышлениях о музыке;

  • умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;

  • умение находить взаимодействия между художествен­ными образами музыки, литературы и изобразительного ис­кусства (с учетом критериев, представленных в учебнике);

  • осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;

  • понимание художественно-выразительных особеннос­тей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехча­стная форма, рондо, вариации, сонатная форма);

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности — исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушивать­ся в аккордовую партитуру и слышать ее отдельные голоса.


  1. Содержание учебного предмета «Музыка»



№ п\п

Наименование раздела

Дидактические единицы, раскрывающие содержание данного раздела

Наименование лабораторных, практических и иных видов занятий

5 класс

1

Музыка и другие виды искусства

Музыка рассказывает обо всём.

Истоки

Искусство открывает мир.

Искусства различны, тема едина.

Входящий тест «Композитор-исполнитель-Слушатель»

2

Музыка и литература

Два великих начала искусства.

«Стань музыкою, слово!»

Музыка «дружит» не только с поэзией.

Песня – верный спутник человека.

Романса трепетные звуки.

Мир русской песни.

Песни народов мира.

Обобщение темы «Музыка и литература»

Практическая работа «Сочиняем песню»

3

Песня

Мир человеческих чувств.

Народная хоровая музыка.

Что может изображать хоровая музыка.

Обобщающий урок.


4

Опера и балет

Самый значительный жанр вокальной музыки.

Из чего состоит музыка.

Единство музыки и танца.

«Русские сезоны» в Париже.

Диагностическая карта по теме «Союз музыки и литературы»

5

Музыка звучит в литературе

Музыкальность слова.

Музыкальные сюжеты в литературы.

Обобщающий урок.


6

Образы живописи в музыке

Живописность искусства.

«Музыка – сестра живописи».

Образы природы в творчестве музыкантов.

«Музыкальные краски» композиторов –импрессионистов.

Волшебная красочность музыкальных сказок.

Сказочные герои в музыке.

Тема богатырей в музыке.

Музыкальная викторина «Взаимодействие искусств»

7

Музыка в произведениях изобразительного искусства

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».

Обобщение темы «Образы живописи в музыке».

Обобщение тем года.

Тест «Можно ли услышать живопись?»

6 класс

1

«Тысяча миров» музыки

«Музыка души».

Наш вечный спутник

Искусство и фантазия

Искусство – память человечества.

Какой бывает музыка.

Волшебная сила музыки

Музыка объединяет людей.

Обобщение темы «Тысяча миров» музыки.

Входящий тест «Взаимодействие искусств»

2

Ритм

Единство музыкального произведения.

«Вначале был ритм»

О чём рассказывает музыкальный ритм.

Диалог метра и ритма.

От адажио к престо.

Практикум по сочинительству вокальной, пластической, инструментальной импровизации; «Ритмическое разнообразие»

3

Мелодия

Мелодия – душа музыки.

«Мелодией одной звучат печаль и радость».

Мелодия «угадывает» нас самих.


4

Гармония

Что такое гармония в музыке

Два начала гармонии.

Эмоциональный мир музыкальной гармонии.

Красочность музыкальной гармонии.

Диагностическая карта «Звуковедение. Мелодия. Гармония»

5

Полифония

Мир образов полифонической музыки.

Философия фуги.

Музыкальная фактура.

Пространство фактуры.


6

Тембры

Тембры – музыкальные краски.

Соло и тутти.

Музыкальная викторина «Анализ музыкального произведения»

7

Динамика

Громкость и тишина в музыке.

Тонкая палитра оттенков.

По законам красоты.

Обобщение тем года.

Исходящий тест «Средства музыкальной выразительности»

7 класс

1

Содержание в музыке

«Магическая единственность» музыкального произведения.

Музыку трудно объяснить словами.

Что такое музыкальное содержание.

Музыка, которую необходимо объяснить словами.

Октябрьский образ в пьесе П.Чайковского.

«Восточная» партитура Н.Римского-Корсакова «Шехеразада».

Когда музыка не нуждается в словах.

Обобщение темы «Содержание в музыке».

Входящий тест «Развитие музыки»

2

Музыкальный образ

Лирические образы в музыке.

Драматические образы в музыке.

Эпические образы в музыке.


3

О чём рассказывает музыкальный жанр

«Память жанра».

Такие разные песни, танцы, марши.

Обобщение тем "Музыкальный образ", «О чём рассказывает музыкальный жанр».

Практикум по сочинительству вокальной, пластической, инструментальной импровизации «Жанровое разнообразие»

4

Что такое музыкальная форма

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы.

«Художественная форма – это ставшее зримым содержание».

От целого к деталям.

Диагностическая карта «Виды музыкальных форм»

5

Музыкальная композиция

Какой бывает музыкальная композиция.

Музыкальный шедевр в 16 тактах. (период)

Два напева в романсе М.Глинки «Венецианская ночь».

Трёхчастность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки.

Многомерность образа в форме рондо.

Образ Вов в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича.

Обобщение темы «Музыкальная композиция».

Музыкальная викторина «Построение музыки»

6

Музыкальная драматургия

Музыка в развитии.

Музыкальный порыв.

Движение образов и персонажей в оперной драматургии.

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь».

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

Обобщение темы «Музыкальная драматургия».

Исходящий тест «Содержание в музыке»




  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Характеристика основных видов деятельности обучающегося


5 класс

Музыка другие виды искусства





Входящая работа «Композитор-исполнитель-слушатель»

4

  • Различать характерные признаки видов искусства.

  • Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искус­ства.

  • Исполнять песенные произведе­ния в соответствии с их интонацион­но-образным содержанием

  • Воспринимать и выявлять внеш­ние связи между звуками природы и звуками музыки.

  • Понимать единство истоков раз­личных видов искусства.

  • Проявлять эмоциональную отзыв­чивость к музыкальным произведе­ниям при их восприятии и исполнении

  • Анализировать и обобщать много­образие связей музыки, литературы и изобразительного искусства по критериям, заданным в учебнике.

  • Приводить примеры преобразую­щего влияния музыки.

  • Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл

  • Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям.

  • Выявлять связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством на уровне темы.

Музыка и литература





Практическая работа «Сочиняем песню»

8

  • Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой.

  • Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных обра­зов.

  • Рассуждать об общности и разли­чии выразительных средств музыки и литературы

  • Воспринимать и выявлять внут-

  • ренние связи между музыкой и лите­ратурой.

  • Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных обра­зов.

  • Рассуждать об общности и разли­чии организации речи в произведе­ниях литературы и музыки

  • Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.

  • Анализировать и обобщать много­образие связей музыки и литературы

  • Сравнивать и определять музы­кальные произведения разных жан­ров и стилей.

  • Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искус­ства.

  • Использовать образовательные ре­сурсы сети Интернет для поиска му­зыкальных произведений к изучае­мой теме

Песня

4

  • Изучать специфические черты русской народной музыки и испол­нять ее отдельные образцы.

  • Осознавать интонационно-образ­ные, жанровые и стилевые основы музыки (в рамках изученного на уро­ке материала).

  • Интерпретировать вокальную му­зыку в коллективной музыкально­творческой деятельности.

  • Рассказывать о народной музыке своего региона (края, республики и т. д.)

  • Анализировать и обобщать харак­терные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира.

Опера и балет





Диагностическая карта по теме «Союз музыки и литературы»

4

  • Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов (с учетом критериев, представлен­ных в учебнике).

  • Анализировать и обобщать много­образие связей музыки, литературы и изобразительного искусства

  • (с учетом критериев, представлен­ных в учебнике).

  • Творчески интерпретировать со­держание музыкальных произведе­ний в пении.

  • Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудо­жественных произведений или их фрагментов

  • Анализировать многообразие свя­зей музыки, литературы и изобрази­тельного искусства (с учетом крите­риев, представленных в учебнике).

  • Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке.

  • Рассуждать о яркости и контраст­ности образов в музыке.

  • Творчески интерпретировать со­держание музыкальных произведе­ний в изобразительной деятельности

  • Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представлен­ных в учебнике).

  • Выявлять круг музыкальных об­разов в различных музыкальных произведениях.

  • Воспринимать и сравнивать музы­кальный язык в произведениях раз­ного смыслового и эмоционального содержания.

  • Исследовать значение изобрази тельного искусства для воплощения музыкальных образов.

  • Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

  • Воспринимать разные по смыслу музыкальные интонации (при прослушивании музыкальных произведений, в исполнении).

  • Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации

  • заданного музыкального образа

  • (танцевальная импровизация).

  • Творчески интерпретировать

  • содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности

Музыка звучит в литературе

3

  • Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.

  • Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов.

  • Анализировать и обобщать много­образие связей музыки и литературы

  • Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов и наоборот.

  • Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы.

  • Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и лите­ратуры.

  • Анализировать примеры преобра­зующего воздействия музыки на че­ловека

Образы живописи в музыке.



Музыкальная викторина «Взаимодействие искусств»

7

  • Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

  • Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

  • Рассуждать об общности и различии «планов содержания и выражения

музыки и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике).

  • Понимать специфику деятельности композитора и художника на основе соотнесения средств художест венной выразительности музыки и живописи (с учетом критериев, представленных в учебнике и Днев­нике музыкальных наблюдений)

  • Анализировать многообразие свя­зей музыки и изобразительного ис­кусства.

  • Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искус­ства.

  • Различать характерные признаки видов искусства (с учетом критери­ев, представленных в учебнике).

  • Воспринимать и сравнивать разно­образные по смыслу музыкальные интонации в процессе слушания му­зыки

  • Понимать характерные черты музыкального импрессионизма

  • (с учетом критериев, представлен­ных в учебнике), и называть его ос­новных представителей.

  • Исследовать значение изобрази­тельного искусства для воплощения музыкальных образов.

  • Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искус­ства.

  • Воспринимать внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

Музыка в произведениях изобразительного искусства.





Тест «Можно ли услышать живопись?»

4

  • Анализировать многообразие свя­зей музыки и изобразительного ис­кусства.

  • Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

  • Воспринимать музыкальные про­изведения с точки зрения единства содержания и выражения.

  • Понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы (с учетом критериев. представлен­ных в учебнике)

  • Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобрази­тельного искусства.

  • Рассуждать о яркости и контраст­ности образов в музыке.

  • Ориентироваться в специфике выразительных средств музыки.


Итого за весь курс

34

5

6 класс

«Тысяча миров» музыки.





Входящий тест «Взаимодействие искусств»

9

  • Выявлять возможности эмоционального воздействия

  • Характеристика видов деятельности музыки на человека (на личном примере).

  • Осознавать и рассказывать о влияния музыки на человека

  • Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

  • Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

  • Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды

  • Осознавать интонационно-образ­ные, жанровые основы музыки как вида искусства.

  • Исследовать многообразие жанро­вых воплощений музыкальных про­изведений

  • Осознавать значение искусства в жизни современного человека.

  • Рассуждать о специфике воплоще­ния духовного опыта человека в ис­кусстве (с учетом критериев, пред­ставленных в учебнике).

  • Наблюдать за развитием одного образа в музыке.

  • Анализировать приемы развития одного образа в музыкальном произ­ведении

  • Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.

  • Воспринимать и сравнивать музы­кальный язык в произведениях раз­ного смыслового и эмоционального содержания.

  • Сотрудничать в процессе коллек­тивного обсуждения проблемных вопросов, учитывать мнения своих товарищейобразов в различных музыкальных произведениях.

  • Воспринимать и сравнивать музы­кальный язык в произведениях раз­ного смыслового и эмоционального содержания.

Ритм



Практикум по сочинительству вокальной, пластической, инструментальной импровизации; «Ритмическое разнообразие»


7

  • Понимать значение средств худо­жественной выразительности в со­здании музыкального произведения.

  • Владеть отдельными специальны­ми музыкальными терминами, отра­жающими знание средств музыкаль­ной выразительности

  • Рассуждать об общности и разли­чии выразительных средств музыки и изобразительного искусства

  • Осознавать интонационно-образные, жанровые особенности музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике).

  • Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей (с учетом критериев, представленных в учебнике).

  • Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, в музыкально-ритмическом движении.

Мелодия

3

  • Осознавать интонационно-образ­ные, жанровые и стилевые основы музыки

  • Узнавать по характерным призна­кам (интонации, мелодии) музыку отдельных выдающихся композито­ров (Ф. Шуберта, П.И. Чайковского, В.А. Моцарта) Воспринимать и сравнивать раз­личные по смыслу музыкальные ин­тонации при прослушивании музы­кальных произведений.

  • Воспринимать характерные чер­ты творчества отдельных отечествен­ных композиторов.

Гармония



Диагностическая карта «Звуковедение. Мелодия. Гармония»


4

  • Понимать значение средств худо­жественной выразительности (гар­монии) в создании музыкального произведения

  • Выявлять возможности эмоци­онального воздействия музыки на человека.

  • Оценивать музыкальные произве­дения с позиции правды и красоты.

  • Находить ассоциативные связи между образами музыки и изобрази­тельного искусства.

  • Интерпретировать вокальную му­зыку в коллективной музыкально-­творческой деятельности.

  • Воспринимать и осознавать гармо­нические особенности музыкально­го произведения

  • Сравнивать разнообразные мело­дико-гармонические интонации в музыке.

  • Узнавать по характерным призна­кам (интонации, мелодии, гармо­нии) музыку отдельных композито­ров прошлого (В. А. Моцарта).

  • Выявлять возможности эмоци­онального воздействия музыки на человекаВоспринимать гармонические особенности музыкального произве­дения.

  • Анализировать приемы взаимо­действия нескольких образов в му­зыкальном произведении.

  • Сравнивать особенности музы­кального языка (гармонии) в произ­ведениях, включающих образы раз­ного смыслового содержания

  • Узнавать по характерным призна­кам (гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Н. Римского-Корсакова).

  • Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.

  • Наблюдать за развитием одного образа в музыке.

  • Рассуждать о яркости музыкаль­ных образов в музыке

Полифония

4

  • Осознавать значение искусства в жизни современного человека.

  • Анализировать аспекты воплоще­ния жизненных проблем в музы­кальном искусстве Воспринимать характерные чер­ты творчества отдельных зарубеж­ных композиторов (И. С. Баха, В. А. Моцарта).

  • Узнавать по характерным призна­кам (интонации, мелодии, гармо­нии, полифоническим приемам) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (И. С. Баха, В. А. Моцарта)

  • Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искус­ства

  • Понимать значение средств худо­жественной выразительности (фактуры) в создании музыкального произведения (Рассуждать о яркости образов в музыке.)

  • Творчески интерпретировать содержание и форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности

Тембры.



Музыкальная викторина «Анализ музыкального произведения»

2

  • Исследовать разнообразие и спе­цифику тембровых воплощений

  • в музыкальных произведениях.

  • Определять тембры при прослу­шивании инструментальной музыки (с учетом критериев, представлен­ных в учебнике).

  • Устанавливать внешние связи между звуками природы и звучания­ми музыкальных тембров.

  • Исследовать разнообразие и спе­цифику тембровых воплощений в музыкальных произведениях.

  • Понимать значение средств худо­жественной выразительности (темб­ров) в создании музыкального произ­ведения (с учетом критериев, пред­ставленных в учебнике).

  • Выявлять круг музыкальных об­разов в музыкальных произведениях

Динамика



Исходящий тест «Средства музыкальной выразительности»

5

  • Устанавливать внешние связи между звуками природы и их музы­кально-динамическими воплоще­ниями.

  • Исследовать разнообразие и спе­цифику динамических воплощений в музыкальных произведениях.

  • Анализировать приемы развития художественного образа в музы­кальном произведении (с учетом критериев, представленных в учеб­нике).

  • Рассуждать об общности и разли­чии выразительных средств музыки и поэзии (с учетом критериев, пред­ставленных в Дневнике музыкаль­ных размышлений) Воспринимать и выявлять внеш­ние связи между звуками природы и их музыкально-динамическими воплощениями.

  • Исследовать разнообразие и спе­цифику динамических воплощений в музыкальных произведениях.

  • Наблюдать за развитием одного или нескольких музыкальных обра­зов (тем) в произведении Оценивать музыкальные произве­дения с позиции красоты и правды. Осознавать и рассказывать о влия­нии музыки на человека.

  • Выявлять возможности эмоци­онального воздействия музыки на человека (на личном примере).

  • Оценивать музыкальные произве­дения с позиции правды и красоты.

  • Приводить примеры преобразую­щего влияния музыки.

  • Понимать выразительные особен­ности музыкального языка в произ­ведениях разного эмоционального и смыслового содержания


Итого за весь курс

34

5

7 класс

Содержание в музыке





Входящий тест «Развитие музыки»

9

  • Эмоционально воспринимать об­разы различных видов искусства.

  • Воспринимать и выявлять внеш­ние и внутренние связи между музы­кой и другими видами искусства (с учетом критериев, представлен­ных в учебнике).

  • Рассуждать о яркости образов в музыке и других видах искусства

  • Рассуждать о значении искусства в жизни современного человека.

  • Изучать специфику современной популярной зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности.

  • Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства.

  • Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искус­ства.

  • Оценивать художественные произ­ведения с позиции красоты и правды.

  • Анализировать способы воплоще­ния содержания в музыкальных про­изведениях

  • Воспринимать и оценивать музы­кальные произведения с точки зре­ния единства содержания и формы

  • Осваивать выдающиеся образцы западноевропейской музыки (эпоха венского классицизма)

Музыкальный образ.

3

  • Анализировать содержание музы­кальных произведений (с учетом кри­териев, представленных в учебнике)

  • Находить ассоциативные связи между образами музыки, поэзии и изобразительного искусства Анализировать содержание музы­кальных произведений

  • Воспринимать и оценивать музы­кальные произведения с точки зре­ния единства содержания и средств выражения.

  • Анализировать многообразие свя­зей музыки и литературы.

  • Выявлять круг образов в музы­кальном произведении.

  • Рассуждать о яркости и контраст­ности в музыке

  • Воспринимать и оценивать музы­кальные произведения с точки зре­ния единства содержания и средств выражения.

  • Находить ассоциативные связи между образами музыки, литерату­ры и изобразительного искусства.

  • Самостоятельно подбирать сход­ные произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке.

  • Использовать образовательные ре­сурсы Интернет для поиска произве­дений изобразительного искусства

  • Выявлять возможности преобра­зующего значения музыки.

  • Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах от­дельных музыкальных произведе­ний.

  • Принимать участие в коллектив­ном обсуждении музыкальных воп­росов проблемного содержания.

  • Узнавать наиболее яркие произве­дения отечественных композиторов академической направленности

О чём рассказывает музыкальный жанр.





Практикум по сочинительству вокальной, пластической, инструментальной импровизации «Жанровое разнообразие»

4

  • Исследовать взаимосвязь жанровых и интонационных основ музыки.

  • Понимать взаимосвязь между жанром музыкального произведения и его содержательным воплощением

  • Осознавать взаимосвязь жанро­вых и интонационно-образных воп­лощений в музыке

  • Наблюдать за развитием одного образа в музыке.

  • Понимать значение народного му­зыкального творчества в сохранении и развитии общей культуры народа.

  • Осознавать взаимосвязь жанровых и интонационно-образ­ных воплощений в музыке

  • Выявлять круг музыкальных об­разов в различных музыкальных произведениях.

  • Воспринимать особенности инто­национного и драматургического развития в произведениях сложных форм.

  • Воспринимать и сравнивать музы­кальный язык в произведениях раз­ного смыслового и эмоционального содержания.

  • Узнавать по характерным призна­кам (интонации, мелодии, гармо­нии) музыку отдельных выдающих­ся композиторов прошлого (П.Чайковского, Ф. Шопена) Понимать характерные особеннос­ти музыкального языка.

  • Воспринимать и оценивать музы­кальные произведения с точки зре­ния единства содержания и средств музыкальной выразительности.

  • Рассуждать о яркости и контраст­ности образов в музыке

Что такое музыкальная форма.



Диагностическая карта «Виды музыкальных форм»


3

  • Воспринимать и оценивать произведения искусства с точки зрения единства содержания и формы

  • Понимать характерные особенности музыкального языка Различать характерные признаки видов искусства.

  • Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника

  • Исследовать многообразие форм построения музыкальных произ­ведений (форма музыкального периода, двухчастная форма, трёхчастная, рондо, вариации).

  • Понимать характерные особеннос­ти музыкального языка.

  • Наблюдать за развитием одного образа в музыкальном произведении

  • Выявлять круг музыкальных об­разов в музыкальном произведении.

  • Наблюдать за сопоставлением музыкальных образов (музыкаль­ных тем).

  • Рассуждать об общности и разли­чии формообразующих средств в музыке, литературе и изобрази­тельном искусстве

  • Наблюдать за развитием и сопос­тавлением образов на основе сходст­ва и различия интонаций, музыкаль­ных тем.

  • Размышлять о яркости и контр­астности образов в музыке.

  • Наблюдать за развитием образа на основе сходства и различия инто­наций, музыкальных тем.

  • Понимать характерные особеннос­ти музыкального языка.

  • Раскрывать особенности музы­кального воплощения поэтического образа (в устном ответе).

  • Узнавать по характерным призна­кам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающих­ся композиторов прошлого (М.Глинки)

  • Наблюдать за развитием образа, сопоставлением его фрагментов на основе сходства и различия музы­кальных тем.

  • Анализировать приемы взаимо­действия и развития одного или не­скольких образов в произведениях разных жанров.

  • Рассуждать об общности и разли­чии выразительных средств музыки и литературы

  • Выявлять типологические особен­ности в музыкальном формообразо­вании

  • Самостоятельно подбирать сход­ные поэтические произведения к изучаемой музыке

Музыкальная композиция.





Музыкальная викторина «Построение музыки»

8

  • Наблюдать за развитием одного образа в музыке.

  • Воспринимать особенности драма­тургического развития в произведе­ниях малых форм.

  • Анализировать приемы развития одного образа в музыкальном произ­ведении.

  • Понимать характерные особеннос­ти музыкального языка.

  • Находить ассоциативные связи между «планами выражения» музы­ки и изобразительного искусстваВоспринимать особенности инто­национного и драматургического развития в произведениях простых и сложных форм.

  • Выявлять круг музыкальных образов в музыкальных произведе­ниях.

  • Анализировать приемы взаимо­действия и развития одного или не­скольких образов в произведениях разных музыкальных форм

Музыкальная драматургия.





Исходящий тест «Содержание в музыке»

7

  • Воспринимать особенности инто­национного и драматургического развития в оперных произведениях.

  • Наблюдать за развитием музы­кального образа в музыке.

  • Анализировать приемы развития музыкального образа.

  • Понимать характерные особеннос­ти музыкального языка.

  • Воспринимать и сравнивать музы­кальный язык в произведениях раз­ного смыслового и эмоционального содержания

  • Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

  • Выявлять круг музыкальных об­разов в различных музыкальных произведениях (их фрагментах).

  • Наблюдать за сопоставлением контрастных музыкальных образов.

  • Воспринимать особенности инто­национного и драматургического развития в оперных произведениях.

  • Анализировать приемы тематиче­ского развития в форме сонатного аллегро.

  • Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропей­ской музыки разных эпох.

  • Понимать характерные черты венской классической школы

  • Воспринимать и оценивать музы­кальные произведения с точки зре­ния единства содержания и формы.

  • Оценивать музыкальные произве­дения с позиции красоты и правды.


Итого за весь курс

34

4































  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



    1. Учебно-методическое обеспечение

Примерная программа основного общего образования по музыке

Авторская программа по музыке Науменко Т.И., Алеев В.В. 5-7кл ФГОС

Рабочая программа «Музыка» 5-7 класс

      1. Учебники

Учебники «Музыка»5-7 класс. Науменко Т.И., Алеев В.В. (в учебник входит компакт-диск с соответствующим программе музыкальным материалом)

    1. Печатные пособия

Энциклопедия «Музыка наших дней»

Нотный и поэтический текст Гимна России

Портреты композиторов

Атлас музыкальных инструментов


7.3.Учебное оборудование

  • Синтезатор

  • Аудиторная доска с магнитной поверхностью и нотным станом

  • Набор шумовых инструментов для оркестра.

7.4 Компьютерная техника и интерактивное оборудование

  • Мультимедийный компьютер со звуковой картой

  • Мультимедиапроектор

  • Интерактивная доска

  • Стереоколонки

  • Принтер HP Laser Jet P1005






  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Музыка как вид искусства

Выпускник научится:

• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

• самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия

Выпускник научится:

• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;

• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономер-ности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.

Выпускник получит возможность научиться:

• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;

• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

Музыка в современном мире: традиции и инновации

Выпускник научится:

• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);

• применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета.

Выпускник получит возможность научиться:

• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.