Муниципальное казенное образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Одинцовская общеобразовательная школа «Надежда»
УТВЕРЖДАЮ
Директор_______ К.С. Махнач |
Приказ №_______ от______2022 |
Рабочая программа
по предмету: «Окружающий мир»
3 Б класс
Составитель: Малынова Э.С., учитель 1 КК
2022-2023 учебный год
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для обучающихся 3 классов по АООП для обучающихся с ЗПР (7.2), РАС (8.2), НОДА (6.2), слабослышащих и позднооглохших обучающихся (2.2) на уровне начального общего образования МКОУ для обучающихся с ОВЗ Одинцовской общеобразовательной школы «Надежда».
Варианты 2.2, 6.2, 7.2, 8.2. АООП НОО предполагают, что обучающиеся получают образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для обучающихся 3 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598);
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Для реализации данной программы используется линия учебников (автора-составителя А.А. Плешакова, УМК «Школа России»), включенных в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена на 68 часов (по 2 часа в неделю при 34учебных неделях).
Описание методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса
Учебное оборудование:
технические средства (мультимедийный проектор, компьютер)
учебные (столы, доска)
Учебные средства:
Плешаков А.А. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2020 год;
Плешаков А.А. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2020 год;
Плешаков А.А. «Рабочая тетрадь №1» по окружающему миру. М., «Просвещение», 2021 год;
Плешаков А.А. «Рабочая тетрадь №2» по окружающему миру. М., «Просвещение», 2021 год.
Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)
Рабочая программа по окружающему миру к предметной линии учебников для 1-4 классов общеобразовательной школы автора-составителя А.А. Плешакова 3 кл., М.: Просвещение, 2018 г.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
осознание себя как гражданина России проявляется в:
Гордости за свою Родину (ее размеры, богатства, разнообразие народов)
Понимания отличия России от других стран,
Заинтересованности в пополнении знаний о своей стране,
Знании наиболее насущных экологических проблем в регионе и конкретном месте своего проживания;
уважительном отношении к представителям других национальностей (с которыми ученик должен взаимодействовать).
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур проявляется в:
понимании смысла географической карты как модели мира, страны,
Понимании взаимосвязи живой и неживой природы;
Понимании взаимосвязей в природе;
Понимании взаимосвязей между деятельностью человека и состоянием природы.
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов проявляется в:
- интересе к зарубежным странам
- интересе к другим культурам.
интерес к познанию социального и природного мира проявляется в:
интересе к изучаемому предмету в целом (в невербальных проявлениях при рассказах учителя и вопросах),
стремлении смотреть кинофильмы или читать произведения о животных, природе.
интересе к подсобному хозяйству (даче): что растет, как растет и выездам «на природу»;
интересе к жизни своей семьи в связи с изучаемыми темами (поездкам родителей, их занятиям, семейному бюджету и т.п.);
интересе к зарубежным странам (понимании их отличий от России, удаленности и пр.);
стремлении выполнять практические работы, домашние задания и проекты по предмету,
освоение социальной позиции ученика проявляется в:
трансляции домашнего задания родителям,
переживании при получении нежелаемой (или неполучении желаемой) оценки,
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни проявляется в:
- понимании роли правильного питания в сохранении здоровья;
понимании роли профилактики заболеваний в сохранении здоровья;
понимание роли здорового образа жизни в сохранении здоровья;
- соблюдении правил безопасного поведения.
уважение к людям труда проявляется в:
понимании того, что деньги платят за труд
понимании, что люди ценят результаты своего труда и беспокоятся об их сохранности/использовании;
знании названий профессий и их значения для людей.
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении проявляется в:
понимании связи состояния здоровья с налагаемыми ограничениями,
понимании связи заботы о здоровье с учебной успешностью (пропуски занятий по болезни приводят к появлению пробелов в знаниях),
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий проявляется в:
возможности рассказывать результаты своего проекта, сопровождая его презентацией.
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации проявляется в:
расширении представлений о различных аспектах и многообразии природного и социального мира, их взаимосвязях;
понимании значения экономических факторов для жизни семьи, региона, страны;
Метапредметные результаты освоения ПРП для 3-го класса по учебному предмету «Окружающий мир» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированность познавательных универсальных учебных действий:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления проявляется в:
понимании групповой инструкции к заданиям для самостоятельной работы
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера проявляется в:
самостоятельности в подготовке проектов (по оценке родителей).
проявлениях поисковой активности (попыток самостоятельного поиска решения ранее неизвестного задания).
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач проявляется в:
овладении умениями декодирования условных знаков и представленных наглядных моделей.
Овладении умением транслировать необходимую информацию с опорой на наглядную модель.
Овладение умением самостоятельного построения наглядной модели (в соответствии с изучаемым материалом)
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать. в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета проявляется в:
Овладении умением выяснять нужные сведения у взрослых.
Овладении умением самостоятельного поиска некоторой необходимой информации (под контролем взрослого).
Овладении умением рассказывать подготовленный материал перед классом.
Овладении умением сопровождать рассказ видеопрезентацией или другой наглядностью.
Овладении умением интерпретировать полученные количественные данные (например, состав пищевых продуктов, семейный бюджет и пр.
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах проявляется в:
овладении умениями самостоятельного чтения научно-популярных (информационных) статей в учебнике;
овладении умением формулировать выводы устно и письменно.
Овладении умением находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы
способности излагать свое мнение и аргументировать его;
Овладении умением понятного пересказа информационного текста.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям проявляется в:
Овладении умением выделять существенные признаки.
Овладении умением сравнивать различные объекты и явления природы и формулировать вывод.
Овладении умением называть объекты, входящие в определенную обобщенную группу или обобщать объекты.
Овладении умением вербализовать причинно-следственную связь между явлениями природы, природными изменениями.
Овладении умением объяснять значение слов обобщенного и абстрактного характера в соответствии с изучаемым материалом.
умении устанавливать причинно-следственные связи между некоторыми явлениями и событиями;
овладении операциями обобщения и абстрагирования, в т.ч. составления памяток с условными знаками для воспроизведения усвоенного материала.
Сформированность регулятивных универсальных учебных действий.
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата проявляется в:
способности выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности;
способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, оречевлять план и соотносить действия с планом;
способности выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;
способности исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно.
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих проявляется в;
Умении договориться о распределении ролей в ходе выполнения деятельности.
Овладении умением договориться с партнером о частных моментах в ходе выполнения задания.
Овладении умением адекватно воспринимать указания одноклассника на ошибки.
Овладении умением оценить поведение окружающих.
Овладении умением оценить собственное поведение.
Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий.
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач проявляется в:
Овладении умением обратиться к сверстнику с предложением, просьбой о помощи в преодолении затруднения, объяснением.
Овладении умением позвонить (написать) однокласснику чтобы узнать у него задание или совместно его выполнить.
Овладении умением обратиться к педагогу с просьбой о помощи в преодолении затруднения.
Овладении умением сопровождать видеопрезентацию рассказом.
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий проявляется в;
Овладении умением работать в паре (предлагать и выслушивать предложения).
Овладении умением аргументировать свою точку зрения.
Сформированность личностных универсальных учебных действий.
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха проявляется в;
Способности адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (не понял, забыл, не постарался, не успел).
Овладении доступными формами ответственного поведения (записать задание, транслировать его взрослым, самостоятельно уточнить недостающую информацию у учителя или одноклассников, принести на урок требуемое, дополнительно подготовиться к проверочным работам).
Стремлении к совершенствованию своих учебных умений, базирующееся на осознании имеющихся затруднений (просьба объяснить, повторные попытки решения, повторные правильные выполнения ранее неудававшихся заданий).
Способности выполнять домашние задания с минимальной помощью взрослого.
способности адекватно относиться к неуспеху в деятельности (увеличивать старание);
способности объективно оценивать причины неуспеха в деятельности;
способность адекватно оценивать свое поведение на уроке.
Предметные результаты
По итогам обучения в 3 классе можно проверять сформированность следующих знаний, представлений и умений.
Название страны, региона, места проживания,
Представление об обществе, народе, семье
Знание региональной символики; достопримечательностей родного края, его основных предприятий
знание отличий между живой и неживой природой, неживой природой и рукотворным миром;
знание, что тела состоят из веществ, невидимых глазу;
понимание сущности экологии;
знание живого, входящего в Красную книгу;
заповедники: понимание сущности;
знание состава воздуха;
Представления о воде, почве, природных богатствах;
Круговорот воды в природе;
классификации растений (культурные и дикорастущие деревья, кустарники, травы, цветковые, хвойные, водоросли, мхи, папоротники);
развитие и охрана растений;
правила безопасности для разных ситуаций (пожар, утечка газа);
правила безопасности на дороге;
опасные природные явления (гроза, буря)
опасные места (там, где нет или мало людей)
знание названий представителей классов животных (насекомые, птицы, рыбы, звери, пресмыкающиеся, земноводные, черви, пауки, хищные, всеядные, растительноядные);
цепи питания, размножение, развитие, охрана животных;
грибы, микроорганизмы;
основы знаний об организме человека;
основы профилактики заболеваний, здорового образа жизни;
органы чувств, кожа, осанка
основы правильного питания и состав продуктов;
основы экономических представлений (деньги);
сущности понятия экономика, области экономики, роль человеческого труда
расширение знаний названий профессий, в том числе профессий близких людей;
знание видов транспорта;
знание названий сторон света, материков, стран, городов
понимание отличий своей и чужой страны.
Основное содержание учебного предмета
Человек и природа
Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Ориентирование на местности. Компас.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд, болото); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Охрана, бережное использование воздуха.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана, бережное использование воды.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Охрана, бережное использование почв.
Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Особенности питания разных животных. Размножение животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Охрана и бережное отношение человека к диким животным, уход за домашними животными.
Человек — часть природы. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами. Здоровый образ жизни, соблюдение режима, профилактика нарушений деятельности органов чувств, опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной, нервной систем. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Понимание состояния своего здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовнонравственные и культурные ценности российского общества, отраженные в государственных праздниках и народных традициях региона.
Человек — член общества, создатель и носитель культуры. Семья — самое близкое окружение человека. Участие семьи в событиях страны и региона.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация.
Россия на карте, государственная граница России.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Основная форма организации учебных занятий по предмету «Окружающий мир» – урок. Большинство уроков носит комбинированный характер, сочетая актуализацию ранее полученных знаний с изучением нового материала. Некоторые уроки предполагают только знакомство с новым материалом или презентацию подготовленных детьми самостоятельных работ. В конце каждого раздела и четверти организуются уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Родной край и его экология | 8 |
2 | Воздух, вода и почва | 6 |
3 | Тайны живой природы | 14 |
4 | Человек и его здоровье | 12 |
5 | Наша безопасность | 10 |
6 | Общество | 2 |
7 | Экономика | 5 |
8 | Путешествия по городам и странам | 11 |
| Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование
| Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
| Родной край и его экология (8 ч) | | | |
| Родная природа, родная земля: повторение пройденного | 02.09 | | |
| Родная природа, родная земля: повторение пройденного | 06.09 | | |
| Мир вокруг нас | 09.09 | | |
| Мир вокруг нас | 13.09 | | |
| Экология – наука о доме | 16.09 | | |
| Экология – наука о доме | 20.09 | | |
| Экология – наука о доме | 23.09 | | |
| Проверочная работа №1 по разделу «Родной край и его экология». | 27.09 | | |
| Воздух, вода и почва (6 ч) | | | |
| Что мы знаем о воздухе | 30.09 | | |
| Что мы знаем о воздухе | 04.10 | | |
| Вода | 07.10 | | |
| Вода | 18.10 | | |
| Почва | 21.10 | | |
| Урок обобщения и систематизации знаний по разделу | 25.10 | | |
| Тайны живой природы (14 ч) | | | |
| Разнообразие растений | 28.10 | | |
| Разнообразие растений | 01.11 | | |
| Разнообразие растений | 04.11 | 8.11 | |
| Разнообразие растений | 08.11 | | |
| Разнообразие животных | 11.11 | | |
| Разнообразие животных | 15.11 | | |
| Разнообразие животных | 18.11 | | |
| Разнообразие животных | 29.11 | | |
| Разнообразие животных | 02.12 | | |
| В царстве грибов | 06.12 | | |
| В царстве грибов | 09.12 | | |
| В царстве микробов и бактерий и великий круговорот жизни | 13.12 | | |
| В царстве микробов и бактерий и великий круговорот жизни | 16.12 | | |
| Проверочная работа № 2 по разделу «Тайны живой природы». | 20.12 | | |
| Человек и его здоровье (12 ч.) | | | |
| Организм человека. Органы чувств | 23.12 | | |
| Организм человека. Органы чувств | 27.12 | | |
| Наш организм | 30.12 | | |
| Наш организм | 10.01 | | |
| Наш организм | 13.01 | | |
| Наш организм | 17.01 | | |
| Наш организм | 20.01 | | |
| Наш организм | 24.01 | | |
| Человек как чудо природы | 27.01 | | |
| Человек как чудо природы | 31.01 | | |
| Люди с ограниченными возможностями здоровья | 03.02 | | |
| Проверочная работа № 3 по разделу «Человек и его здоровье». | 07.02 | | |
| Наша безопасность (10 ч) | | | |
| Огонь, вода и газ | 10.02 | | |
| Огонь, вода и газ | 14.02 | | |
| Огонь, вода и газ | 17.02 | | |
| Безопасность на дороге | 28.02 | | |
| Безопасность на дороге | 03.03 | | |
| Безопасность на дороге | 07.03 | | |
| Опасные места | 10.03 | | |
| Опасная природа | 14.03 | | |
| Экологическая безопасность | 17.03 | | |
| Проверочная работа № 4 по разделу «Наша безопасность». | 21.03 | | |
| Общество (2 ч) | | | |
| Общество | 24.04 | | |
| Общество | 28.03 | | |
| Экономика (5 ч) | | | |
| Общее понятие об экономике | 31.03 | | |
| Общее понятие об экономике | 11.04 | | |
| Общее понятие об экономике | 14.04 | | |
| Экономика рядом с тобой | 18.04 | | |
| Проверочная работа №5 по разделу «Экономика». | 21.04 | | |
| Путешествия по городам и странам (11 ч) | | | |
| Золотое кольцо России | 25.04 | | |
| Наши ближайшие соседи | 28.04 | | |
| На севере Европы | 02.05 | | |
| Что такое Бенилюкс | 05.05 | | |
| В центре Европы | 09.05 | | |
| По Франции и Великобритании (Франция) | 12.05 | | |
| По Франции и Великобритании (Великобритания) | 16.05 | | |
| На юге Европы | 19.05 | | |
| По знаменитым местам мира. | 19.05 | | |
| Проверочная работа №6 по разделу «Путешествия по городам и странам» | 23.05 | | |
| Повторение | 26.05 | | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол методического объединения
От__________2022 г. №_____________
Председатель ШМО
____________________Малынова Э.С.