СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 2 класс, для детей с ЗПР. УМК "Школа России"
Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени»
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _______________ФИО «_____»__________ 20____г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР ______________ «_____»__________ 20____г. | УТВЕРЖДЕНА приказом по ОГАОУ «Центр образования «Ступени» от_______________№____ |
Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир»
для учащихся 2 класса
с задержкой психического развития (2 вариант)
Составитель: Шупилова О.В.,
учитель начальных классов
Биробиджан, 2018 год
Пояснительная записка
2 класс ЗПР
Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью. У обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР), которым рекомендовано обучение по варианту 2 программы,маленький запас знаний, умений и навыков, недостаточен практический опыт, даже если они уже неоднократно встречались с теми или иными объектами и явлениями.
Во 2 классе будут получать образование школьники, обучавшиеся ранее в 1 дополнительном классе, а также закончившие обучение в 1 классе по 2 варианту программы для детей с ЗПР . Пролонгация обучения во 2 классе позволит обеспечить более надежное закрепление знаний и представлений об окружающем природном и социальном мире. Предположительно уровень сформированности представлений об окружающем и базовых учебных навыков, позволяющих осваивать планируемое учебное содержание, у обучающихся из разных педагогических условий будет близок.
Настоящая программа составлена в соответствии с:
Законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 9, 13, 14, 15, 32, 79);
Федеральным государственным стандартом начального общего образования (Приказ Минобрнауки России № 373 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12. 2009).
Общая цель учебного предмета «Окружающий мир» в соответствии с ПрАООП заключается в формировании начальных знаний о природе и обществе – предпосылок для изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе. В соответствии с ПрАООП определяются общие задачи предмета:
сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.
Во 2 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
формирование знаний о Родине, ее столице, многонациональном народе;
уточнение существующих и получение новых знаний об условиях жизни людей, растений и животных, бытовых и природных явлениях;
формирование и уточнение пространственно-временных представлений;
формирование представлений о многообразии растительного и животного мира и начальных экологических представлений;
расширение круга представлений о ближайшем и более удаленном социальном окружении;
выработка умения взаимодействовать с окружающим миром и формирование знаний о безопасном поведении;
формирование любознательности, интереса к окружающему предметному и социальному миру, познавательной мотивации.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение
учебного предмета «Окружающий мир»
Во 2 классе обучение происходит с опорой на учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс УМК «Школа России».
Практическая направленность учебного предмета «Окружающий мир» может способствовать повышению сниженной познавательной активности обучающихся с ЗПР, пробуждению интереса к природному и социальному окружению. Через предметное содержание у детей формируется элементарная система знаний о природе и обществе. Помимо этого достигаются запланированные личностные результаты образования: осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. В соответствии с ФГОС во 2 классе обучение предполагает усиленное внимание к формированию у детей понимания того, в какой стране они живут, закрепление знаний о государственной символике. Специальное внимание уделяется уточнению представлений о воде, воздухе, о разнообразии тел и веществ. Знакомятся с круговоротом воды в природе, составом почвы, размножением и развитием растений и животных. Узнают кто чем питается (цепи питания), как устроен и работает организм человека. Закрепляют полученные знание о правилах поведения на улице, в помещении, в лесу профессиях, прошлом и будущем.
Изучение предмета имеет большое воспитательное значение. Он учит любить природу, беречь ее, а также принимать меры по сохранению своего здоровья.
Для получения более точных представлений обязательно планируются экскурсии, где ребенок через чувственное восприятие формирует представления об определенном характере погоды, особенностях явлений неживой природы, определяет состояние растительного мира в конкретный сезон, а также обращает внимание обучающихся на характер труда людей, социальные явления.
Формирование знаний о живой природе начато в первом классе. Однако всегда можно разнообразить изучаемый материал, актуализировав прошлые знания и дополнив его новыми сведениями. Обучающиеся обращаются к тематике живой природы, получая сведения о растениях и животных, а также начальные экологические знания.
Школьники учатся различать растения, выделять части растений (лист, стебель, корень и т.д.), узнают об их функциональном назначении. Расширяются представления о декоративных и комнатных растениях, деревьях и кустарниках, их значении для человека.
В процессе изучения программы по предмету «Окружающий мир» у детей формируется представление об изменениях состояния растений в разные времена года, некоторые сведения об уходе за растениями.
Специально выделен раздел «Законы природы». Сведения о Солнце и Земле, Луне, небе приведены в соответствие с уровнем развития обучающихся с ЗПР. Усиленно формируются временные представления (время суток, день недели, время года, месяц).
Раздел, посвященный животным, изучается существенно дольше, в отличие от конкретного характера материала в предшествующий год обучения, в этом году при изучении животных основной упор делается на выделение существенных обобщающих признаков. В программе предусмотрены темы, которые знакомят школьников с наиболее часто встречающимися животными, птицами, насекомыми. Основная задача данных уроков – научить детей выделять основные характерные признаки групп животных, разнообразие животного мира, уточняет знания о диких животных, местах их обитания, правилах ухода за домашними любимцами, помощи птицам.
Тематика, связанная с правилами безопасного поведения также чрезвычайно важна. Следует постоянно помнить о том, что формирование жизненной компетенции является одной из приоритетных задач при обучении детей с ЗПР. Обучающиеся получают знания о пользе и вреде компьютера, правилах безопасного поведения в автомобиле, поезде, на воде и в самолете.
При ознакомлении с тематикой бытовых приборов, средств связи, транспорта, первоочередное внимание следует уделять тем объектам, с которыми дети встречаются в повседневной жизни. Информация о них может быть более развернутой.
Коррекционно-развивающее значение предмета обеспечивается организацией процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР, «пошаговым» предъявлением материала, опорой на практический опыт и непосредственные впечатления, многократным повторением, обучением переносу усвоенных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью, а также упрощением системы учебно-познавательных задач, решаемых в ходе обучения предмету.
К изучению предмета «Окружающий мир», активно привлекаются родители обучающегося, поскольку только с их помощью может быть усвоено предметное содержание и повышена степень жизненной компетентности ребенка.
Планируемые результаты освоения
учебного предмета «Окружающий мир»
В процессе изучения предмета «Окружающий мир», учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно- познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стран мира;
этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых; • составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе; • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
вырабатывать правильную осанку;
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
раскрывать роль экономики в нашей жизни;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
понимать, как ведётся хозяйство семьи;
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел «Как устроен мир»
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Раздел «Эта удивительная природа»
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Раздел «Мы и наше здоровье»
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.
Раздел «Наша безопасность»
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Раздел «Чему учит экономика»
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Раздел «Путешествие по городам и странам»
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела и тем, входящих в раздел | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
I. Как устроен мир — 6 часов | |||
1 | Природа. | 1 | Учащиеся должны знать/ понимать классификацию природы, доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа разнообразна, раскрывать ценность природы для людей Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить Познавательные: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и неживой природы по известным признакам; классифицировать объекты живой природы Коммуникативные предлагать задания к рисункам. |
2 | Человек. | 1 | Учащиеся должны знать/ понимать чем человек отличается от других объектов, различать внешность человека и его внутренний мир. Регулятивные: формулировать выводы, оценивать свои достижения. Познавательные: анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми ;моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр. Коммуникативные:формулировать собственное мнение. |
3 | Общество | 1 | Учащиеся должны уметь определять место человека в мире, характеризовать семью, народ, государство, как части общества, сопоставлять формы правления в государстве , соотносить страны и народы. Регулятивные: Умение выполнять задачи в соответствии с целью; оценивать достижения на уроке. Познавательные: описывать по фотографиям достопримечательности разных стран, анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации. |
4 | Что такое экология | 1 | Учащиеся должны уметь отличать экологию от других похожих наук, определять экологические связи. Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос; оценивать достижения на уроке. Познавательные: анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них , опираясь на схему. |
5 | Природа в опасности | 1 | Учащиеся должны знать правила поведения в природе, уметь правильно вести себя в зелёной зоне. Знать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей сред, моделировать в виде схемы воздействие человека на природу. Коммуникативные: работать со взрослыми, строить монологичное высказывание. |
II. Эта удивительная природа — 17 часов | |||
6 | Тела, вещества, частицы | 1 | Учащиеся должны уметь определять понятия: тело, вещество, частица, классифицировать тела и вещества. Приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких, газообразных веществ. Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы; оценивать достижения на уроке Познавательные: проверять с помощью учебника правильность приведённых примеров, осуществлять самопроверку, моделировать расположение частиц в твёрдом, жидком, газообразном веществах |
7 | Разнообразие веществ | 1 | Учащиеся должны знать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Уметь правильно пользоваться этими веществами. Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы. Познавательные: ставить опыты, фиксировать результаты исследования, использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков. Коммуникативные: умение работать со взрослыми, слушать собеседника. |
8 | Воздух и его охрана | 1 | Учащиеся должны знать состав и свойства воздуха. Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные:анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха; исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования Коммуникативные: умение работать со взрослыми |
9 | Вода | 1 | Учащиеся должны уметь определять основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ. Уметь очищать воду с помощью. Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: учить наблюдать, сравнивать, делать выводы,находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста, обобщать информацию. Коммуникативные: умение работать со взрослыми, строить понятные для партнёра высказывания. |
10 | Превращения и круговорот воды | 1 | Учащиеся должны знать, как осуществляется круговорот воды в природе, Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами. Регулятивные Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы; оценивать достижения на уроке. Познавательные: учить наблюдать , сравнивать, делать выводы ,анализировать рисунок- схему, моделировать круговорот воды в природе, осуществлять самопроверку. |
11 | Берегите воду | 1 | Учащиеся должны знать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения. Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; оценивать достижения на уроке Познавательные: находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника, извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды. Коммуникативные умение работать со взрослыми. |
12 | Как разрушаются камни | 1 | Учащиеся должны уметь определять причины разрушения твёрдых тел. Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; оценивать достижения на уроке. Познавательные: моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твёрдых тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении, Коммуникативные: работать со взрослыми, строить монологическое высказывание |
13 | Что такое почва | 1 | Учащиеся должны знать основные свойства почвы, состав почвы. Уметь определять наличие разных компонентов в почве. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: учить наблюдать , сравнивать, делать выводы, моделировать связи почвы и растений , анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам. Коммуникативные: высказывать и обосновывать гипотезы о плодородии почвы |
14 | Разнообразие растений | 1 | Учащиеся должны уметь отличать растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: анализ информации; узнавать, называть и классифицировать объекты окружающей действительности; подготавливать сообщений |
15 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | Учащиеся должны уметь устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить Познавательные: моделировать процессы питания и дыхания растений, рассказывать о этих процессах с помощью выполненной схемы. Коммуникативные: анализировать свой ответ, осуществлять самопроверку. |
16 | Размножение и развитие растений | 1 | Учащиеся должны знать этапы развития растения из семени, способы размножения растений. Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные: работать терминологическим словарём ,передача информации устным способом, использовать знаково-символические средства. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания. |
17 | Охрана растений | 1 | Учащиеся должны уметь объяснять, почему многие растения становятся редкими. Знать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе. Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы; оценивать достижения на уроке Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме творческого характера Коммуникативные: обсуждать материалы книги « Великан на поляне». |
18 | Разнообразие животных | 1 | Учащиеся должны знать классификацию животных и их групповые признаки. Уметь относить животное к определённой группе. Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы ; оценивать достижения на уроке. Познавательные: работать с терминологическим словарём. Коммуникативные: слушать собеседника. |
19 | Кто что ест. | 1 | Учащиеся должны знать классификацию животных по типу пищи. Уметь составлять цепи питания, находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края. Регулятивные: составлять план и последовательность действий; оценивать результаты работы. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, анализ информации презентовать полученную информацию. |
20 | Размножение и развитие животных. | 1 | Учащиеся должны знать способы размножения животных. Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы. Познавательные: моделировать стадии размножения животных; работать с терминологическим словарём; передача информации устным способом. Коммуникативные: оценивать результаты работы. |
21 | Охрана животных | 1 | Учащиеся должны уметь определять причины исчезновения животных. Знать экологические правила, которые должны выполнять люди. Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы. Познавательные: узнавать , называть животных , занесённых в Красную книгу России, формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе, поиск информации из различных источников; осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме творческого характера. Коммуникативные : строить монологическое высказывание; обсуждать меры по охране животных. |
22 | В царстве грибов | 1 | Учащиеся должны знать съедобные и несъедобные грибы. Уметь определять строение шляпочного гриба. Знать правила сбора грибов. |
23 | Великий круговорот жизни | 1 | Учащиеся должны знать основные звенья круговорота жизни. Уметь устанавливать взаимосвязь между ними. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: создавать модель круговорота веществ в природе; анализ информации; делать выводы, сравнивать их с учебником. Коммуникативные: обсуждать опасность исчезновения одного из звеньев. |
III. Мы и наше здоровье — 10 часов | |||
24 | Организм человека | 1 | Учащиеся должны знать внутреннее строение организма человека. Уметь показывать внутренние органы на модели человека. Регулятивные: Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные характеризовать системы органов человека, показывать расположение внутренних органов на своем теле, работать с терминологическим словарём. Коммуникативные: отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в группе. |
25 | Органы чувств | 1 | Учащиеся должны знать органы чувств и их значение для человека. Регулятивные: Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану; работать с терминологическим словарём. |
26 | Надёжная защита организма | 1 | Учащиеся должны знать функции кожи. Уметь оказывать первую помощь при небольших повреждениях. Регулятивные: Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Познавательные: работать с терминологическим словарём; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; передача информации устным способом. Коммуникативные: работать в группе. |
27 | Опора тела и движение | 1 | Учащиеся должны знать строение тела человека. Уметь показывать основные кости скелета. Знать правила посадки за столом и выполнять их. Регулятивные: Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Познавательные: работать с терминологическим словарём; анализ информации. Коммуникативные: работать со взрослыми, слушать собеседника. |
28 | Наше питание. Проект « Школа кулинаров» | 1 | Учащиеся должны знать органы пищеварительной системы. Уметь соблюдать правила питания. Уметь устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы. Научаться: определять цель проекта; собирать материал в дополнительной литературе, Интернете. Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить; составлять план и последовательность действий. Познавательные: устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы; составлять меню здорового питания; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, анализ информации презентовать полученную информацию. Коммуникативные: работать со взрослыми, слушать собеседника. |
29 | Дыхание и кровообращение | 1 | Учащиеся должны знать основные факторы закаливания, уметь закаливать свой организм. |
30 | Умей предупреждать болезни | 1 | Учащиеся должны знать основные факторы закаливания, уметь закаливать свой организм. Регулятивные: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме творческого характера; работать с терминологическим словарём. Коммуникативные: работать со взрослыми, слушать собеседника. |
31 | Здоровый образ жизни. | 1 | Учащиеся должны знать главные правила здорового образа жизни, выполнять их. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: анализ информации ; работать с терминологическим словарём. Коммуникативные: обсуждать правила здорового образа жизни |
32 | Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | Научатся: выполнять тесты с выбором ответа. Регулятивные: оценивать правильность и неправильность ответов. Познавательные: самостоятельно готовиться к тестам, изучая информацию учебника и дополнительную литературу. Коммуникативные: сотрудничать со взрослыми. |
33 | Презентация проектов « Богатства, отданные людям», « Разнообразие природы родного края», « Школа кулинаров» | 1 | Научатся: выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Получат возможность научиться: обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
III. Наша безопасность — 7 часов | |||
34 | Огонь, вода и газ | 1 | Учащиеся должны знать и уметь выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами. Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: моделировать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа в виде схем и ролевой игры; работать с терминологическим словариком Коммуникативные: уметь слаженно действовать в ситуациях опасности |
35 | Чтобы путь был счастливым. | 1 | Учащиеся должны уметь выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Регулятивные: делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы Познавательные: изучать материалы учебника, выполнять тесты по теме, моделировать свои действия в различных ситуациях; готовить сообщения Коммуникативные: работать в группах, обсуждать различные ситуации |
36 | Дорожные знаки. | 1 | Учащиеся должны знать основные дорожные знаки, уметь ориентироваться на дороге. Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения Познавательные: выполнять тесты с выбором ответа, моделировать в виде схемы путь от школы домой. Коммуникативные: обсуждать, как помогают знаки пешеходам. |
37 | Проект « Кто нас защищает?». | 1 | Учащиеся учатся находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и тд. Регулятивные: Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения Познавательные: выполнять тесты с выбором ответа, моделировать в виде схемы путь от школы домой. Коммуникативные: обсуждать, как помогают знаки пешеходам. |
38 | Опасные места. | 1 | Учащиеся должны знать опасные места для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко. Регулятивные: принимать учебную задачу урока ,формулировать выводы по теме урока, отвечать на итоговые вопросы. Познавательные: составлять схему своего двора и окрестностей опасных мест Коммуникативные: обсуждать опасные места в доме и вне его, работать со взрослыми |
39 | Природа и наша безопасность | 1 | Учащиеся должны знать опасности природного характера: грозы, ядовитые растения, грибы, змеи, собаки и соблюдать правила безопасности при общении с природой. Регулятивные: принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников. Познавательные: учиться отличать гадюку от ужа, ядовитые и съедобные грибы, находить информацию о ядовитых растениях. Коммуникативные: обсуждать рассказ « Опасные двойники» |
40 | Экологическая безопасность. | 1 | Учащиеся должны знать и выполнять правила личной экологической безопасности. Регулятивные: отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. Познавательные: анализировать по схеме загрязнения; приводить примеры цепей загрязнения; работать с терминологическим словарём Коммуникативные: обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране природы. |
IV. Чему учит экономика — 10 часов | |||
41 | Для чего нужна экономика? | 1 | Учащиеся должны уметь определять понятие экономика, главную задачу экономики. Регулятивные: принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Познавательные: различать товары и услуги, приводить примеры; добывать информацию об услугах в родном городе. Коммуникативные: работать со взрослыми; прослеживать , какие товары и услуги нужны семье. |
42 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 | Учащиеся должны знать основные составляющие экономики, о роли труда людей и образования в экономике. Регулятивные: отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. Познавательные: прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, раскрывать роль природных богатств для экономики. Коммуникативные: работать со взрослыми, выяснять роль профессий родителей в экономике города. |
43 | Полезные ископаемые | 1 | Учащиеся должны знать основные полезные ископаемые ,способы добычи и охрана, их значение в жизни человека. Регулятивные: принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, формировать адекватную самооценку. Познавательные: определять полезные ископаемые с помощью атласа, рассказывать об особенностях добычи, по материалам учебника ,в музее выяснить, какие полезные ископаемые добывают у нас. Коммуникативные: строить монологическое высказывание |
44 | Растениеводство. | 1 | Учащиеся должны уметь отличать культурные растения от дикорастущих. Знать классификация культурных растений и их использование для производства продуктов питания и промышленных товаров. Регулятивные: делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Познавательные: исследовать растение и описать его по плану; выявить связь растениеводства и промышленности; исследовать, какие продукты используются в семье. Коммуникативные: обсуждать в паре, зачем люди занимаются растениеводством. |
45 | Животноводство | 1 | Учащиеся должны знать особенности разведения и содержания домашних животных. Регулятивные: принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; классифицировать животных; работать с терминологическим словарем; выявлять связь животноводства и растениеводства Коммуникативные: осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками. |
46 | Какая бывает промышленность | 1 | Учащиеся должны знать отрасли промышленности. Уметь различать продукцию каждой отрасли промышленности. Регулятивные: принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы; формировать адекватную самооценку. Познавательные: соотносить продукцию с отраслью, выявлять взаимосвязь отраслей, найти в музее данные об истории предприятий города. Коммуникативные: : осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками. |
47 | Проект « Экономика родного края» | 1 | Научаться: определять цель проекта; собирать информацию об экономике своего края( города). Регулятивные: оценивать результаты проекта и свою роль в его создании. Познавательные: собирать информацию об экономике родного края, оформлять материалы в виде выставки, презентации. Коммуникативные: презентовать проект, выступать перед одноклассниками |
48 | Что такое деньги | 1 | Учащиеся должны уметь определять роль денег в экономике. Знать современные российские монеты. Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Познавательные: работать с терминологическим словарем; моделировать ситуации бартера и купли-продажи ;находить информацию об истории денег в других источниках. Коммуникативные: работать в паре; договариваться о распределение функций и ролей в совместной деятельности |
49 | Государственный бюджет. | 1 | Учащиеся должны уметь оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы Научаться: использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации ; выявлять взаимосвязь между доходами и расходами, моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач, работать с терминологическим словарем. Коммуникативные: осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками. |
50 | Семейный бюджет. | 1 | Учащиеся должны знать основы семейного бюджета. Регулятивные: принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать на итоговые вопросы. Познавательные: выявлять сходство и различие государственного бюджета и семейного, моделировать семейный бюджет. Коммуникативные :обсуждать , какие расходы первостепенные. |
V. Путешествие по городам и странам — 18 часов | |||
51-53 | Золотое кольцо России | 3 | Учащиеся должны знать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, уметь показывать их на карте/ Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные: с помощью Интернета готовить сообщения о любом городе, находить фотографии этих городов ;составлять вопросы к викторине, прослеживать маршрут путешествия по карте; моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры Коммуникативные: рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца, слушать собеседника; задавать вопросы |
54 | Проект «Музей путешествий». | 1 | Научаться: определять цель проекта; выступать с подготовленными сообщениями. Регулятивные: понимать цель и задачи проекта и стремиться их выполнять. Познавательные: собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки), оформлять экспозицию музея, готовить сообщения Коммуникативные: презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов. |
55 | Наши ближайшие соседи | 1 | Наши ближайшие соседи. Регулятивные: принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать на итоговые вопросы; формировать адекватную самооценку Познавательные: с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, работать с терминологическим словарем. Коммуникативные: обсуждать, почему с соседними государствами нужно иметь добрососедские отношения. |
56 | На севере Европы. | 1 | Учащиеся должны знать страны севера Европы, их столицы, государственные устройства, символы, достопримечательности. Уметь показывать их на карте. Регулятивные: принимать учебную задачу урока, формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке. Познавательные: соотносить государства и флаги, составлять вопросы викторины по странам Европы, находить материал о достопримечательностях стран. Коммуникативные: работать в группе, готовит сообщения о государстве на основе материалов учебник, выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений |
57 | Что такое Бенилюкс? | 1 | Учащиеся должны знать страны Бенилюкса, особенности их экономики, их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности. Уметь показывать страны на карте. Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Познавательные: составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса; используя дополнительную литературу находить несколько интересных фактов по изученным странам. Коммуникативные: работать в группе, договариваться о распределение функций и ролей в совместной деятельности |
58 | В центре Европы | 1 | Учащиеся должны знать страны центра Европы, их столицы, флаги, достопримечательности знаменитых людей. Уметь показывать страны на карте. Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему. Познавательные: конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях ; составлять вопросы для викторины; в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты Коммуникативные: работать в группе, и выступать от группы, распределять материал на несколько сообщений между членами групп; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности. |
59 | Путешествие по Франции и Великобритании. (Франция.) | 1 | Учащиеся должны знать Францию, её расположение на карте, столица, государственное устройство, символы, знаменитых людей. Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные: конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях ; составлять вопросы для викторины; в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты Коммуникативные: работать в группе, и выступать от группы, распределять материал на несколько сообщений между членами групп; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности. |
60 | Путешествие по Франции и Великобритании. (Великобритания) | 1 | Учащиеся должны знать Великобританию, её расположение на карте, столица, государственное устройство, символы, знаменитых людей. Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные: конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях ; составлять вопросы для викторины; в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты. Коммуникативные: работать в группе, и выступать от группы, распределять материал на несколько сообщений между членами групп; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности ы, |
61 | На юге Европы. | 1 | Учащиеся должны знать Грецию и Италию, их географическое положение, устройство, символы, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города. Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему. Познавательные: составлять вопросы к викторине, находить интересные факты в Интернете о странах. Коммуникативные: осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками. |
62 | По знаменитым местам мира. | 1 | Учащиеся должны уметь соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; описывать достопримечательности. Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему. Познавательные: работать с картой; находить в дополнительной литературе и интернете материал о достопримечательностях разных стран Коммуникативные : осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками. |
63-65 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 3 | Учащиеся научаться выполнять тесты с выбором ответа.Регулятивные: : формирование адекватной оценки своих достижений. Познавательные: самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные знания. Коммуникативные : сотрудничать со взрослыми . |
66 | Презентация проектов « Кто нас защищает?», «экономика родного края», « Музей путешествий». | 1 | Учащиеся научаться выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Регулятивные: формирование адекватной оценки своих достижений и достижений одноклассников. Познавательные: самостоятельно готовить выступление по проекту, находить дополнительный интересный материал из различных источников. Коммуникативные: обсуждать выступления уч-ся, слушать собеседника |
67-68 | Повторение изученного за год. | 2 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература:
Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник в 2 частях.
Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. М.: Парадигма, 2010.
Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.
Дополнительная литература:
1. Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка: метод. пособие к
специализир. комп. программе «Мир за твоим окном» / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова. - Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Полиграф Сервис, 2008. - 144 с.
2. Компьютерный инструмент педагога для оценки представлений о мире в контексте формирования жизненной компетенции ребенка / М. Р. Хайдарпашич // Дефектология. - 2013. -No1.-С. 55-67.
3. Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология – 2006.- No5.- С.30-35.
4. Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования. – 2003. – No 3.
5. Хайдарпашич М. Р. Изучение представлений о временах года при помощи компьютерной программы «Лента времени» / М. Р. Хайдарпашич // Дефектология. - 2007. -No 2. - С. 58-66.
Материально-техническое обеспечение:
Иллюстративный демонстрационный материал, соответствующий изучаемой теме.
Магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Индивидуальный ПК, мультимедийный проектор.
Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации, видеоролики), соответствующие тематике программы по предмету «Окружающий мир».