Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени»
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _______________ФИО «_____»__________ 20____г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР ______________ «_____»__________ 20____г. | УТВЕРЖДЕНА приказом по ОГАОУ «Центр образования «Ступени» от_______________№____ |
Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир»
для учащихся 1 дополнительного класса
Составитель: Шупилова О.В.,
учитель начальных классов
Биробиджан, 2018 год
Пояснительная записка
1 дополнительный класс ЗПР
Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью. У обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР), которым рекомендовано обучение по варианту 2 программы, мал запас дошкольных и знаний и умений, недостаточен практический опыт, даже если они уже неоднократно встречались с теми или иными объектами и явлениями.
В 1 дополнительном классе будут получать образование школьники, обучавшиеся ранее в обычном 1 классе, а также закончившие обучение в 1 классе по 2 варианту программы для детей с ЗПР . Пролонгация обучения в 1 классе на два года позволяет обеспечить более надежное закрепление знаний и представлений об окружающем природном и социальном мире. Предположительно уровень сформированности представлений об окружающем и базовых учебных навыков, позволяющих осваивать планируемое учебное содержание, у обучающихся из разных педагогических условий будет близок.
Настоящая программа составлена в соответствии с:
Законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 9, 13, 14, 15, 32, 79);
Федеральным государственным стандартом начального общего образования (Приказ Минобрнауки России № 373 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12. 2009).
Общая цель учебного предмета «Окружающий мир» в соответствии с ПрАООП заключается в формировании начальных знаний о природе и обществе – предпосылок для изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе. В соответствии с ПрАООП определяются общие задачи предмета:
сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.
В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
формирование знаний о Родине, ее столице, многонациональном народе;
уточнение существующих и получение новых знаний об условиях жизни людей, растений и животных, бытовых и природных явлениях;
формирование и уточнение пространственно-временных представлений;
формирование представлений о многообразии растительного и животного мира и начальных экологических представлений;
расширение круга представлений о ближайшем и более удаленном социальном окружении;
выработка умения взаимодействовать с окружающим миром и формирование знаний о безопасном поведении;
формирование любознательности, интереса к окружающему предметному и социальному миру, познавательной мотивации.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение
учебного предмета «Окружающий мир»
В 1 дополнительном классе обучение происходит с опорой на учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир» 2 класс УМК «Школа России».
Практическая направленность учебного предмета «Окружающий мир» может способствовать повышению сниженной познавательной активности обучающихся с ЗПР, пробуждению интереса к природному и социальному окружению. Через предметное содержание у детей формируется элементарная система знаний о природе и обществе. Помимо этого достигаются запланированные личностные результаты образования: осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, своей этнической и национальной принадлежности, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. В соответствии с ФГОС именно в 1 дополнительном классе обучение предполагает усиленное внимание к формированию у детей понимания того, в какой стране они живут, закрепление знаний о государственной символике, многонациональном народе нашей страны, закладывает основы этнической толерантности. Специальное внимание уделяется уточнению представлений о семье, профессиях, прошлом и будущем.
Изучение предмета имеет большое воспитательное значение. Он учит любить природу, беречь ее, а также принимать меры по сохранению своего здоровья.
Для получения более точных представлений обязательно планируются экскурсии, где ребенок через чувственное восприятие формирует представления об определенном характере погоды, особенностях явлений неживой природы, определяет состояние растительного мира в конкретный сезон, а также обращает внимание обучающихся на характер труда людей, социальные явления.
Формирование знаний о живой природе начато в первом классе. Однако всегда можно разнообразить изучаемый материал, актуализировав прошлые знания и дополнив его новыми сведениями. Обучающиеся обращаются к тематике живой природы, получая сведения о растениях и животных, а также начальные экологические знания.
Школьники учатся различать растения, выделять части растений (лист, стебель, корень и т.д.), узнают об их функциональном назначении. Расширяются представления о декоративных и комнатных растениях, деревьях и кустарниках, их значении для человека.
В процессе изучения программы по предмету «Окружающий мир» у детей формируется представление об изменениях состояния растений в разные времена года, некоторые сведения об уходе за растениями.
Специально выделен раздел «Законы природы». Сведения о Солнце и Земле, Луне, небе приведены в соответствие с уровнем развития обучающихся с ЗПР. Усиленно формируются временные представления (время суток, день недели, время года, месяц).
Раздел, посвященный животным, изучается существенно дольше, в отличие от конкретного характера материала в предшествующий год обучения, в этом году при изучении животных основной упор делается на выделение существенных обобщающих признаков. В программе предусмотрены темы, которые знакомят школьников с наиболее часто встречающимися животными, птицами, насекомыми. Основная задача данных уроков – научить детей выделять основные характерные признаки групп животных, разнообразие животного мира, уточняет знания о диких животных, местах их обитания, правилах ухода за домашними любимцами, помощи птицам.
Тематика, связанная с правилами безопасного поведения также чрезвычайно важна. Следует постоянно помнить о том, что формирование жизненной компетенции является одной из приоритетных задач при обучении детей с ЗПР. Обучающиеся получают знания о пользе и вреде компьютера, правилах безопасного поведения в автомобиле, поезде, на воде и в самолете.
При ознакомлении с тематикой бытовых приборов, средств связи, транспорта, первоочередное внимание следует уделять тем объектам, с которыми дети встречаются в повседневной жизни. Информация о них может быть более развернутой.
Коррекционно-развивающее значение предмета обеспечивается организацией процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР, «пошаговым» предъявлением материала, опорой на практический опыт и непосредственные впечатления, многократным повторением, обучением переносу усвоенных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью, а также упрощением системы учебно-познавательных задач, решаемых в ходе обучения предмету.
К изучению предмета «Окружающий мир», активно привлекаются родители обучающегося, поскольку только с их помощью может быть усвоено предметное содержание и повышена степень жизненной компетентности ребенка.
Планируемые результаты освоения
учебного предмета «Окружающий мир»
В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водные объекты, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел «Где мы живем»
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Раздел «Природа»
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Раздел «Жизнь города и села»
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, напри-мер от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Раздел «Здоровье и безопасность»
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности. не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Раздел «Общение»
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Раздел «Путешествия»
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности. равнины и горы, холмы, ов-раги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела и тем, входящих в раздел | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
I. Где мы живём? - 5 часов |
1 | Родная страна | | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о стране. Различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России. Называть народы России, обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; работать с взрослыми: находить информацию о народах своего края; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
2 | Город и село | | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать город и село. Знать отличия города и села; называть сходства и различия городского и сельского домов. Рассказывать о своём городе, о главной улице, достопримечательностях. |
3 | Наш проект: «Родной город» | | В ходе выполнения проекта ученики учатся: фотографировать наиболее значимые достопримечательности своего родного города; находить в книгах и сети Интернет соответствующий материал; составлять устный рассказ; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
4 | Природа и рукотворный мир | | Понимать учебную задачу урока; приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира. Работать в парах: различать объекты природы и предметы рукотворного мира. Рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков; рассказывать о своём отношении к природе, к рукотворному миру, оценивать отношение людей к окружающему миру, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
5 | Повторение. Проверим себя. | | Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
II. Природа — 20 часов |
6 | Неживая и живая природа | | Понимать учебную задачу урока; называть объекты неживой и живой природы. Работать в парах: различать объекты неживой и живой природы, классифицировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Называть отличия живых существ от предметов неживой природы. Рассказывать, как связаны между собой неживая и живая природа, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
7 | Явления природы Практическая работа №1 | | Описывать сезонные изменения в природе. Исследовать (на основе наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Характеризовать признаки времен года. Приводить примеры явлений в живой и неживой природе. Рассказывать по рисунку, какие бывают термометры. Знать правила пользования термометрами. Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра. Измерять медицинским термометром температуру своего тела. |
8 | Что такое погода. Температура. | | Понимать учебную задачу урока; знать из чего складывается погода. Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Обозначать явления погоды условными знаками. Приводить примеры погодных явлений, знать, что помогает предсказывать погоду. Отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
9 | В гости к осени. Экскурсия. | | Проводить наблюдения во время вертуальной экскурсии «Времена года в нашем крае». Наблюдать погоду самостоятельно и описывать ее состояние. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. |
10 | Звёздное небо. Путешествие по зодиаку | | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли. Работать с готовыми моделями, картой звёздного неба. Различать изученные созвездия. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения. |
11 | Заглянем в кладовые земли. Практическая работа №2. | | Различать горные породы и минералы, различать составные части гранита. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. С помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов. Различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека. Отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
12 | Про воздух. Опыт №1. | | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Характеризовать свойства воздуха. Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Измерять температуру воздуха с помощью термометра. Знать условия, необходимые для жизни растений и животных. Находить информацию об охране чистоты воздуха; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
13 | Про воду. Опыт №2. | | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды. Измерять температуру воды с помощью термометра. Знать, где используется вода, как и почему она загрязняется. Уметь называть свойства воды; рассказывать о роли воды для живой природы; называть очистительные сооружения. Находить информацию об охране чистоты воды; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
14 | Какие бывают растения? Практическая работа №3. | | Классифицировать растения по отличительным признакам, сравнивать деревья, кустарники и травы. Знать отличия деревьев, кустарников, трав. Знать отличия лиственных и хвойных деревьев. Называть деревья, кустарники и травы своего края. Составлять устный рассказ о красоте растений, фотографировать красивые растения; находить в книгах и сети Интернет соответствующий материал; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
15 | Какие бывают животные? | | Классифицировать животных по отличительным признакам, знать особенности их внешнего вида, питания, размножения. Выделять и сравнивать признаки этих групп. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей зверей, птиц, рыб, насекомых. Характеризовать диких и домашних животных. Знать условия необходимые для жизни животных. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в природе. |
16 | Невидимые нити. | | Рассказывать о связях неживой и живой природы. Находить связи в природе, между природой и человеком. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения. Оценивать конкретные примеры поведения в природе. |
17 | Дикорастущие и культурные растения. | | Делить растения на дикорастущие и культурные (деревья, кустарники, травы), характеризовать их особенности. Приводить примеры дикорастущих и культурных растений своего края. Называть культурные растения (овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные). Рассказывать, для чего люди выращивают культурные растения. Оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране. Отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
18 | Дикие и домашние животные. | | Знать условия необходимые для жизни животных. Объяснять, каких животных называют дикими, а каких – домашними. Приводить примеры диких и домашних животных своего края. Работать в парах: рассматривать иллюстрации учебника, рассказывать по ним, что человек получает от домашних животных. Находить в книгах и сети Интернет информацию о животных. Рассказывать о значении домашних животных для человека. Отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
19 | Комнатные растения. Практическая работа №4. | | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, Знать особенности выращивания комнатных растений. С помощью атласа-определителя узнавать названия комнатных растений своего класса и определять их родину. Выполнять практическую работу по уходу за комнатными растениями и их пересадке. |
20 | Животные живого уголка. | | Понимать учебную задачу урока; рассказывать, каких животных часто содержат в живых уголках. Определять животных живого уголка, учиться ухаживать за некоторыми из этих животных. С помощью атласа-определителя узнавать названия аквариумных рыбок. Рассказывать о своих домашних питомцах. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о животных живого уголка. |
21 | Про кошек и собак. Практическая работа №5. | | Понимать учебную задачу урока; приводить примеры пород кошек и собак. Различать изученные породы. С помощью атласа-определителя называть породы собак. Находить в дополнительной литературе и сети Интернет интересный материал о кошках и собаках; выступать с подготовленным сообщением о какой-нибудь породе собак, опираясь на фотографии (слайды); оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
22 | Красная книга. | | Знать историю создания Красной книги России; называть 2-3 вида растений и животных, занесённых в Красную книгу. Объяснять, почему они попали в Красную книгу. Составлять общий план рассказа о редком растении или животном. С помощью дополнительной литературы, Интернета находить интересный материал о Красной книге, выступать с подготовленным сообщением о любом растении или животном, внесённом в Красную книгу России. Выполнять правила поведения в природе. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения и достижения других учащихся на уроке. |
23 | Будь природе другом | | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; объяснять экологические знаки. Работать в парах: обсуждать основные причины сокращения численности растений и животных. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите, выполнять Правила друзей природы. |
24 | Наши проекты: «Красная книга, или Возьмём под защиту» | | В ходе выполнения проекта ученики учатся: работать в парах и группах; собирать в книгах и сети Интернет соответствующую информацию; готовить рисунки или фотографии; оформлять книгу; составлять устный рассказ; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оценивать результаты собственного труда и труда товарищей |
25 | Повторение. Проверим себя. | | Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
III. Жизнь города и села – 9 часов |
26 | Что такое экономика | | Понимать учебную задачу урока; знать понятие «экономика»; иметь первоначальные представления об экономике города и села, об отдельных производственных процессах. Называть составные части экономики и объяснять их взаимосвязь. Работать в парах: рассказывать о представленных на фотографиях отраслях экономики, называть профессии людей, которые трудятся в этих отраслях. Объяснять, как взаимосвязаны отрасли экономики. В дополнительной литературе, Интернете находить информацию о том, какие деньги используются в разных странах. Анализировать ситуации использования различных денежных единиц. |
27 | Из чего что сделано | | Знать материалы и объекты труда; составные части экономики; названия товаров, профессий. Определять материалы, из которых изготовлены товары. Классифицировать и группировать материалы и товары, которые из них сделаны. Работать в парах: рассказывать по рисункам, как производят товары. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительной литературы и обсуждать полученные сведения. Изображать производственную цепочку с помощью моделей. Учиться уважительному отношению к труду. |
28 | Как построить дом | | Знать материалы и объекты труда; составные части экономики; названия товаров, профессий. Определять материалы, из которых изготовлены товары. Классифицировать и группировать материалы и товары, которые из них сделаны. Работать в парах: рассказывать по рисункам, как производят товары. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительной литературы и обсуждать полученные сведения. Изображать производственную цепочку с помощью моделей. Учиться уважительному отношению к труду. |
29 | Какой бывает транспорт | | Научиться узнавать различные строительные машины и материалы. Находить сходства и различия при строительстве городского и сельского дома. Рассказывать о назначении строительных машин, определять какие строительные материалы для чего служат. Определять этапы строительства дома. Называть строительные профессии и характеризовать деятельность людей |
30 | Культура и образование | | Знать понятия «культура», «образование», «культурное учреждение», «образовательное учреждение»; называть профессии в сфере образования и культуры. Обсуждать, какую роль играют учреждения культуры и образования. Отвечать на вопросы и оценивать свои достижения |
31 | Все профессии важны | | Понимать учебную задачу урока; называть составные части экономики. Определять профессии людей по фотографиям и описаниям. Приводить примеры профессий, связанных с различными отраслями экономики. Объяснять, как взаимосвязан труд людей разных профессий. Готовить рассказы о профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками. |
32 | Повторение. Проверим себя. | | Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
33 | Наши проекты: «Профессии» | | В ходе выполнения проекта ученики учатся: собирать информацию о профессиях своих родителей или других родственников, знакомых. Записывать рассказы, дополнять их фотографиями из семейного архива. Выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды). Рассуждать о разнообразии профессий. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
34 | В гости к зиме. | | Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Описывать зимние явления в неживой и живой природе. Рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края. Исследовать связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. Формулировать правила безопасного поведения на улице зимой. |
IV. Здоровье и безопасность — 9 часов |
35 | Строение тела человека | | Понимать учебную задачу урока; различать внешнее и внутреннее строение человека. Показывать на своём теле части тела. Изучать с помощью рисунка внутреннее строение тела человека. Показывать на своём теле, где находятся эти органы. Знать основные системы органов человека, их роль в организме; правила сохранения и укрепления здоровья; понятие «здоровый образ жизни». Оценивать результаты своего труда и труда товарищей. |
36 | Если хочешь быть здоров. Поговорим о болезнях. | | Объяснять, почему нужно чистить зубы и мыть руки; почему нужно есть много овощей и фруктов; зачем мы спим ночью. Составлять режим дня, рассказывать о своём режиме дня. Работать в парах: называть продукты растительного и животного происхождения. Знать правила сохранения и укрепления здоровья, основные правила личной гигиены, правила ухода за зубами. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения и достижения других учащихся на уроке. |
37 | Берегись автомобиля! | | Понимать учебную задачу урока; знать правила поведения на дороге, в транспорте; различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу. Уметь выполнять правила дорожного движения. Работать в парах: формулировать правила безопасности. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения и достижения других учащихся на уроке. |
38 | Берегись автомобиля! Практическая работа №6 | | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; знать правила поведения на дороге, в транспорте; различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу. Уметь выполнять правила дорожного движения. Придумывать и выполнять различные упражнения, помогающие лучше усвоить правила безопасности. Оценивать результаты своего труда и труда товарищей. |
39 | Домашние опасности | | Понимать учебную задачу урока; учиться предвидеть опасную ситуацию и не допускать её. Объяснять, чем могут быть опасны предметы на фотографиях и рисунках в учебнике. Знать правила обращения с электро- и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами. Уметь выполнять правила безопасного поведения дома. Знать телефоны экстренной помощи. |
40 | Пожар! | | Знать основные правила противопожарной безопасности. Учиться вызывать пожарных по телефону. Рассказывать, для чего нужны предметы, изображённые на фотографиях. Объяснять, чем опасен пожар. Знать, что нужно делать в случае возникновения пожара. Знать телефоны экстренной помощи. |
41 | На воде и в лесу | | Знать основные правила безопасного поведения на воде и в лесу. Различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы. С помощью атласа-определителя узнавать названия жалящих насекомых. Рассказывать, как нужно вести себя во время купания в реке, озере или море. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения и достижения других учащихся на уроке. |
42 | Опасные незнакомцы | | Понимать учебную задачу урока; знать правила поведения в социальной среде, как вести себя с неизвестными людьми. Уметь выполнять правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми. Обсуждать ситуации, в которые попали герои рассказов из учебника. Приводить примеры подобных ситуаций. Соблюдать осторожность при общении с незнакомыми людьми. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения и достижения других учащихся на уроке |
43 | Повторение. Проверим себя | | Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
V. Общение — 8 часов |
44 | Наша дружная семья | | Понимать учебную задачу урока; знать понятия «культура общения», «семья», рассказывать о своей семье, приводить примеры семейных традиций. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Знать правила культурного общения и учиться их выполнять. |
45 | Наши проекты: «Родословная» | | В ходе выполнения проекта ученики учатся: собирать информацию об истории своей семьи в нескольких поколениях. Узнавать свою родословную и изображать её в виде дерева. Изучать свою родословную, расспрашивая старших, просматривая семейный альбом, семейный архив записывать рассказы. Выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды). Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
46 | В школе. | | Рассуждать о роли школы в нашей жизни. Знать и соблюдать правила культурного поведения в школе, правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками. Оценивать характер взаимоотношений людей в школе. Рассказывать о своём школьном коллективе. Формулировать правила поведения на уроке и на перемене. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения и достижения других учащихся на уроке. |
47 | Правила вежливости | | Понимать учебную задачу урока; знать понятие «культура общения»; правила вежливости. Уметь: выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе; выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах. Работать в парах: моделировать ситуации общения, разговора по телефону. Объяснять, что такое «культура» поведения». Оценивать реальные и игровые ситуации общения. |
48 | Ты и твои друзья. Практическая работа №7 | | Понимать учебную задачу урока; знать правила культурного поведения, правила поведения в гостях, привила приёма гостей, учиться их выполнять. Работать в парах: обсуждать правила поведения за столом по рисункам в учебнике. Объяснять, что самое ценное в дружбе. Находить пословицы и поговорки разных народов о дружбе, друзьях, согласии, взаимопомощи, о добре и справедливости. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
49 | Мы – зрители и пассажиры. | | Понимать учебную задачу урока; знать основные правила поведения в общественных местах. Моделировать ситуации общения с людьми в транспорте, театре. Объяснять, зачем нужна культура поведения в общественных местах. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. |
50 | Игра «Хорошо или плохо» | | Моделировать ситуации общения со взрослыми и сверстниками в семье, в школе, в театре, транспорте, в других общественных местах. Объяснять, зачем нужна культура поведения. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. |
51 | Повторение. Проверим себя. | | Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
VI. Путешествия — 17 часов |
52 | Посмотри вокруг… | | Знать понятия «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта»; условные обозначения сторон горизонта. Обозначать стороны горизонта на схеме. Перечислять основные и промежуточные стороны горизонта. Учиться ориентироваться на местности с помощью компаса; показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
53 | Ориентирование на местности Практическая работа №8. | | Знать правила определения сторон горизонта с помощью компаса; условные обозначения сторон горизонта. Осваивать приёмы ориентирования на местности по компасу, солнцу, по местным природным признакам ; показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. Уметь пользоваться компасом. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения и достижения других учащихся на уроке. |
54 | Формы земной поверхности. Экскурсия. | | Понимать учебную задачу урока; различать по карте и показывать различные формы земной поверхности. Сравнивать по схеме холм и гору. Находить на физической карте России равнины и горы и определять их названия. Рассказывать о красоте гор по фотографиям и своим впечатлениям. Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина. Оценивать свою работу. |
55 | Водные богатства. | | Понимать учебную задачу урока; знать понятие «водоём». Сравнивать и различать разные формы водоемов. Работать в парах: рассказывать по схеме о частях реки. Находить на физической карте России разные водоемы и определять их названия. Рассказывать о водных богатствах страны по фотографиям и своим впечатлениям |
56 | В гости к весне. Экскурсия. | | Наблюдать погоду и описывать ее состояние. Рассказывать о весенних явлениях в неживой и живой природе. Исследовать связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Узнавать и называть раннецветущие растения, перелётных птиц. Объяснять, как изменяется весной высота солнца над горизонтом и к чему это приводит. Оценивать свою работу |
57 | Россия на карте. Практическая работа №9 | | Работать с глобусом и картой: понимать условные знаки, показывать территорию России, ее государственные границы. Участвовать в практической работе с картой: определять местонахождение Москвы и других крупнейших городов на карте России. Сравнивать изображение нашей страны на глобусе и карте России. Объяснять, что обозначают цвета на карте. Уметь показывать объекты на настенной карте. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения и достижения |
58 | Наши проекты: «Города России» | | В ходе выполнения проекта ученики учатся: готовить фоторассказы о разных городах России. Находить в книгах и сети Интернет соответствующий материал; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
59 | Путешествие по Москве. | | Понимать учебную задачу урока; с помощью учебника выяснить, когда и кем был основан город Москва. Рассказывать о столице, о гербе Москвы. Рассматривать план Москвы. Описывать достопримечательности столицы России. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения и достижения других учащихся на уроке. |
60 | Московский Кремль. | | Рассказывать о достопримечательностях Москвы. Объяснять, что значит Московский Кремль для каждого жителя России. Находить в дополнительной литературе и сети Интернет сведения о достопримечательностях Московского Кремля. Готовить сообщение по готовому плану. Выступать перед классом, оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
61 | Город на Неве. | | Понимать учебную задачу урока; описывать достопримечательности Санкт-Петербурга. Рассматривать фотографии, находить в дополнительной литературе и сети Интернет сведения о достопримечательностях Северной столицы. Работать в группах: обсуждать свои впечатления. Выступать с сообщениями перед классом. |
62 | Путешествие по планете. | | Работать с глобусом и картой: понимать условные знаки, показывать на карте мира океаны и материки (континенты). Работать с иллюстрациями и видеокадрами из разных уголков планеты. Находить эти места на карте. Сравнивать глобус и карту мира. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения и достижения других учащихся на уроке. |
63 | Путешествие по материкам. | | Работать с глобусом и картой: понимать условные знаки, показывать на карте мира материки. Находить информацию об особенностях каждого материка в учебнике и других источниках. Готовить сообщения о каждом материке и выступать перед классом. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения и достижения других учащихся на уроке. |
64 | Страны мира. | | Работать с глобусом и картой: понимать условные знаки, различать физическую и политическую карты. Находить и показывать на политической карте мира нашу страну. Приводить примеры стран, расположенных на разных материках. Называть достопримечательности 2-3 стран. Оценивать результаты своего труда и труда товарищей. |
65 | Впереди лето. Экскурсия. | | Рассказывать о сезонных явлениях природы. Приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе. Определять растения и животных с помощью атласа-определителя. Составить рассказ о красоте животных по своим наблюдениям. Оценивать свою работу. |
66 | Повторение изученного за год | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература:
Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник в 2 частях.
Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. М.: Парадигма, 2010.
Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.
Дополнительная литература:
1. Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка: метод. пособие к
специализир. комп. программе «Мир за твоим окном» / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова. - Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Полиграф Сервис, 2008. - 144 с.
2. Компьютерный инструмент педагога для оценки представлений о мире в контексте формирования жизненной компетенции ребенка / М. Р. Хайдарпашич // Дефектология. - 2013. -No1.-С. 55-67.
3. Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология – 2006.- No5.- С.30-35.
4. Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования. – 2003. – No 3.
5. Хайдарпашич М. Р. Изучение представлений о временах года при помощи компьютерной программы «Лента времени» / М. Р. Хайдарпашич // Дефектология. - 2007. -No 2. - С. 58-66.
Материально-техническое обеспечение:
Иллюстративный демонстрационный материал, соответствующий изучаемой теме.
Магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Индивидуальный ПК, мультимедийный проектор.
Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации, видеоролики), соответствующие тематике программы по предмету «Окружающий мир».