МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТАГНИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» УТВЕРЖДЕНА Приказ № 43 от 26.08.2022 г Директор МБОУ «Тагнинская ООШ» О.В. Темникова Рабочая программа по предмету «Технология» 7 класса (ФГОС ООО) Составитель: Третьякова Е.Н. учитель технологии высшая квалификационная категория 2022 – 2023 учебный год | |
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Технология» 7 класс
Место предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс «Технология» изучается по два часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение технологии в 7 классе составит 68 часов.
Учебно-методический комплект
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно- методический комплект:
учебник «Технология» 7 класс / Казакевич В. М., Пичугина Г. В., Семёнова Г. Ю. и др./под ред. Казакевича В. М. — М. : «Издательство Просвещение», 2021;
Технология. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников В. М. Казакевича и др. 5—9 классы : учеб.пособие для общеобразоват. организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семёнова. — М. : Просвещение, 2020.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Технология»
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и социальных технологий и перспектив их развития;
освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми безопасными приёмами использования распространёнными инструментами, механизмами и машинами, способами управления, широко применяемыми в жизни современных людей видами бытовой техники;
овладение распространёнными общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда;
развитие у обучающихся познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности на примерах отечественных достижений в сфере технологий производства и социальной сфере;
формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.
Задачи технологического образования в общеобразовательных организациях:
ознакомить учащихся с законами и закономерностями, техникой и технологическими процессами доминирующих сфер созидательной и преобразовательной деятельности человека;
синергетически увязать в практической деятельности всё то, что учащиеся получили на уроках технологии и других предметов по предметнопреобразующей деятельности;
включить учащихся в созидательную или преобразовательную деятельность, обеспечивающую эффективность действий в различных сферах приложения усилий человека как члена семьи, коллектива, гражданина своего государства и представителя всего человеческого рода;
сформировать творчески активную личность, решающую постоянно усложняющиеся технические и технологические задачи.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология» для обучающихся 7 класса
При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного образования к личностным, метапредметным результатам, предметным и требования индивидуализации обучения.
Личностные результаты:
Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.
Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.
Планирование образовательной и профессиональной карьеры.
Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты:
Планирование процесса познавательной деятельности.
Ответственное отношение к культуре питания, соответствующего нормам здорового образа жизни.
Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.
Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий технического творчества и декоративно-прикладного искусства.
Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и объектов.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих субъективную потребительную стоимость или социальную значимость.
Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и другие базы данных.
Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость.
Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.
Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.
Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.
Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты:
Культура труда (знания в рамках предметной области и бытовые навыки):
соблюдает правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «технологическая операция» и адекватно использует эти понятия;
разъясняет содержание понятий «станок», «оборудование», «машина», «сборка», «модель», «моделирование», «слой» и адекватно использует эти понятия;
следует технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;
получил и проанализировал опыт оптимизации заданного способа (технологии) получения материального продукта на собственной практике;
выполняет элементарные операции бытового ремонта методом замены деталей;
характеризует пищевую ценность пищевых продуктов;
может назвать специфичные виды обработки различных видов пищевых продуктов (овощи, мясо, рыба и др.);
может охарактеризовать основы рационального питания.
Технические результаты:
выполняет элементарные технологические расчеты;
называет и характеризует актуальные и перспективные информационные технологии;
получил и проанализировал опыт проведения виртуального эксперимента по избранной обучающимся тематике;
создает 3D-модели, применяя различные технологии, используя неавтоматизированные и/или автоматизированные инструменты (в том числе специализированное программное обеспечение, технологии фотограмметрии, ручное сканирование и др.);
анализирует данные и использует различные технологии их обработки посредством информационных систем;
использует различные информационно-технические средства для визуализации и представления данных в соответствии с задачами собственной деятельности;
выполняет последовательность технологических операций по подготовке цифровых данных для учебных станков;
применяет технологии оцифровки аналоговых данных в соответствии с задачами собственной деятельности;
может охарактеризовать структуры реальных систем управления робототехнических систем;
объясняет сущность управления в технических системах, характеризует автоматические и саморегулируемые системы;
конструирует простые системы с обратной связью, в том числе на основе технических конструкторов;
знает базовые принципы организации взаимодействия технических систем;
характеризует свойства конструкционных материалов искусственного происхождения (например, полимеров, композитов);
применяет безопасные приемы выполнения основных операций слесарно-сборочных работ;
характеризует основные виды механической обработки конструкционных материалов;
характеризует основные виды технологического оборудования для выполнения механической обработки конструкционных материалов;
имеет опыт изготовления изделия средствами учебного станка, в том числе с симуляцией процесса изготовления в виртуальной среде;
характеризует основные технологии производства продуктов питания;
получает и анализирует опыт лабораторного исследования продуктов питания.
Проектные компетенции (компетенции проектного управления и гибкие компетенции):
использует методы генерации идей по модернизации/проектированию материальных продуктов или технологических систем, направленных на достижение поставленных целей;
самостоятельно решает поставленную задачу, анализируя и подбирая материалы и средства для ее решения;
использует инструмент выявления потребностей и исследования пользовательского опыта;
получил и проанализировал опыт определения характеристик и разработки материального или информационного продукта, включая планирование, разработку концепции, моделирование, конструирование и разработку документации в информационной среде (конструкторе), на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов.
Содержание рабочей программы по предмету «Технология» для 7 класса
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Содержание программы предусматривает освоение материала по следующим образовательным линиям:
распространённые технологии современного производства и сферы услуг;
культура и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
элементы черчения, графики и дизайна;
элементы прикладной экономики, предпринимательства;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
творческая, проектно-исследовательская деятельность;
технологическая культура производства и культура труда;
история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии.
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
| Создание новых идей при помощи метода фокальных объектов. Техническая документация в проекте. Конструкторская документация. Технологическая документация в проекте | 5 |
| Современные средства ручного труда. Средства труда современного производства. Агрегаты и производственные линии | 4 |
| Культура производства. Технологическая культура производства. Культура труда | 4 |
| Двигатели. Воздушные двигатели. Гидравлические двигатели. Паровые двигатели. Тепловые машины внутреннего сгорания. Реактивные и ракетные двигатели. Электрические двигатели | 7 |
| Производство металлов. Производство древесных материалов. Производство синтетических материалов и пластмасс. Особенности производства искусственных волокон в текстильном производстве. Свойства искусственных волокон. Производственные технологии обработки конструкционных материалов резанием. Производственные технологии пластического формования материалов. Физико-химические и термические технологии обработки материалов | 10 |
| Характеристики основных пищевых продуктов, используемых в процессе приготовления изделий из теста. Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности. Мучные кондитерские изделия и тесто для их приготовления. Переработка рыбного сырья. Пищевая ценность рыбы. Механическая и тепловая кулинарная обработка рыбы. Нерыбные пищевые продукты моря. Рыбные консервы и пресервы | 11 |
| Энергия магнитного поля. Энергия электрического тока. Энергия электромагнитного поля | 6 |
| Источники и каналы получения информации. Метод наблюдения в получении новой информации. Технические средства проведения наблюдений. Опыты или эксперименты для получения новой информации | 4 |
| Грибы. Их значение в природе и жизни человека. Характеристика искусственно выращиваемых съедобных грибов. Требования к среде и условиям выращивания культивируемых грибов. Технологии ухода за грибницами и получение урожая шампиньонов и вёшенок. Безопасные технологии сбора и заготовки грибов | 5 |
| Корма для животных. Состав кормов и их питательность. Составление рационов кормления. Подготовка кормов к скармливанию и раздача их животным | 7 |
| Социальные технологии. Социальные сети как технология. Технологии сферы услуг. Способы выявления потребностей. Методы принятия решения. Анализ альтернативных ресурсов. Составление программы изучения потребностей | 6 |
Поурочно-тематическое планирование по предмету «Технология» для 7 класса
№ п/п | Название темы, тема урока | Кол-во час. | Дата проведения урока |
| 1 четверть | | |
| Введение в предмет "Технология" | 1 | 05.09 |
| Методы и средства творческой и проектной деятельности | 5 | |
| Создание новых идей методом фокальных объектов Входящая контрольная работа | 1 | 6.09 |
| Техническая документация в проекте | 1 | 12.09 |
| Конструкторская документация | 1 | 13.09 |
| Технологическая документация в проекте | 1 | 19.09 |
| Творческий проект "Сувенир" | 1 | 20.09 |
| Производство | 4 | |
| Современные средства ручного труда | 1 | 26.09 |
| Средства труда современного производства | 1 | 27.09 |
| Агрегаты и производственные линии | 1 | 3.10 |
| Творческий проект "Буклет" | 1 | 4.10 |
| Технология | 4 | |
| Культура производства | 1 | 10.10 |
| Технологическая культура производства. | 1 | 11.10 |
| Культура труда | 1 | 17.10 |
| Творческий проект "Домашнее рабочее место" | 1 | 18.10 |
| Техника | 7 | |
| Двигатели. Воздушные двигатели. Контрольная работа за 1 четверть | 1 | 24.10 |
| Гидравлические двигатели. | 1 | 25.10 |
| 2 четверть | | |
| Паровые двигатели. | 1 | 7.11 |
| Тепловые машины внутреннего сгорания. | 1 | 8.11 |
| Реактивные и ракетные двигатели. | 1 | 14.11 |
| Электрические двигатели | 1 | 15.11 |
| Творческий проект "Двигатель" | 1 | 21.11 |
| Технологии получения обработки, преобразования и использования материалов | 10 | |
| Производство металлов. | 1 | 22.11 |
| Производство древесных материалов. | 1 | 28.11 |
| Производство синтетических материалов и пластмасс. | 1 | 29.11 |
| Особенности производства искусственных волокон в текстильном производстве | 1 | 5.12 |
| Свойства искусственных волокон | 1 | 6.12 |
| Производственные технологии обработки конструкционных материалов резанием | 1 | 12.12 |
| Производственные технологии пластического формования материалов | 1 | 13.12 |
| Физико-химические и термические технологии обработки материалов | 1 | 19.12 |
| Этапы творческого проекта "Изделие из пластичного материала папье-маше" | 1 | 20.12 |
| Контрольная работа за полугодие. Творческий проект " Изделие из пластичного материала папье-маше" | 1 | 26.12 |
| Технология приготовления мучных изделий | 5 | |
| Характеристики основных пищевых продуктов, используемых в процессе приготовления изделий из теста | 1 | 27.12 |
| 3 четверть | | |
| Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности. | 1 | 19.01 |
| Мучные кондитерские изделия и тесто для их приготовления | 1 | 10.01 |
| Этапы творческого проекта "Кулинарная книга. Мучные изделия" | 1 | 16.01 |
| Творческий проект "Кулинарная книга. Мучные изделия" | 1 | 17.01 |
| Технологии получения и обработки рыбы и морепродуктов | 6 | |
| Переработка рыбного сырья. Пищевая ценность рыбы. | 1 | 23.01 |
| Механическая и тепловая кулинарная обработка рыбы. | 1 | 24.01 |
| Морепродукты | 1 | 30.01 |
| Рыбные консервы и пресервы | 1 | 31.01 |
| Этапы творческого проекта "Кулинарная книга. Блюда из рыбы и морепродуктов" | 1 | 6.02 |
| Творческий проект "Кулинарная книга. Блюда из рыбы и морепродуктов" | 1 | 7.02 |
| Технология получения, преобразования и использования энергии | 4 | |
| Энергия магнитного поля | 1 | 13.02 |
| Энергия электрического тока | 1 | 14.02 |
| Энергия электромагнитного поля | 1 | 20.02 |
| Творческий проект "Учебный стенд" | 1 | 21.02 |
| Технология получения, обработки и использования информации | 5 | |
| Источники и каналы получения информации | 1 | 27.02 |
| Метод наблюдения в получении новой информации. | 1 | 28.02 |
| Технические средства проведения наблюдений | 1 | 6.03 |
| Опыты или эксперименты для получения новой информации | 1 | 7.03 |
| Творческий проект "Развитие и поведение домашнего животного(растения)" Контрольная работа за 3 четверть | 1 | 13.03 |
| Технология растениеводства 4 четверть | 7 | |
| Грибы, их значение в природе и жизни человека. | 1 | 14.03 |
| Характеристика искусственно выращиваемых съедобных грибов. | 1 | 27.03 |
| Требования к среде и условиям выращивания культивируемых грибов. | 1 | 28.03 |
| Технологии ухода за грибницами и получение урожая шампиньонов и вешенок | 1 | 3.04 |
| Безопасные технологии сбора и заготовки грибов | 1 | 4.04 |
| Этапы творческого проекта "Домашняя грибная ферма" | 1 | 10.04 |
| Творческий проект "Домашняя грибная ферма" | 1 | 11.04 |
| Кормление животных как основа технологии их выращивания и преобразования в интересах человека | 6 | |
| Корма для животных. | 1 | 17.04 |
| Состав кормов и их питательность. | 1 | 18.04 |
| Составление рационов кормления. | 1 | 24.04 |
| Подготовка кормов к скармливанию и раздача их животным | 1 | 25.04 |
| Этапы творческого проекта "Рацион питания домашних животных" | 1 | 2.05 |
| Творческий проект "Рацион питания домашних животных" | 1 | 15.05 |
| Социальные технологии | 4 | |
| Назначение социологических исследований. | 1 | 16.05 |
| Технология опроса: анкетирование | 1 | 22.05 |
| Итоговая Контрольная работа по курсу Технологии за 7 класс | 1 | 23.05 |
| Технология опроса: интервью | 1 | 29.05 |
| Итого | 68 | |