СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному языку (русскому) для 6 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родному  языку (русскому) предназначена для обучения учащихся 6  класса общеобразовательных школ.

Программа рассчитана на изучение русского родного языка в 6 классе – 0,5 ч. в неделю, всего 17 часов.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному языку (русскому) для 6 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВИШНЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

БЕЛОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ





Рассмотрена на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла

Протокол № 1

от __ августа 2020 г.

Руководитель ШМО ______

Н.П.Ничипорчук

Согласована с заместителем директора по УВР ___ августа 2020 г. ___________Н.И.Бабичева

Утверждена Приказом № __ от __ августа 2020 г. Директор школы ________П.И. Сасин











Рабочая программа

по родному языку (русскому)

для 6 класса

(Срок реализации - 1 год)







Составитель: Скрипко Виктория Васильевна, учитель I квалификационной категории







Вишнево

2020



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по родному языку (русскому) предназначена для обучения учащихся 6 класса общеобразовательных школ.

Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

  • Примерной  программы  по учебному  предмету  «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию.  Протокол от 31 января 2018 года №2/18);

  • Примерной рабочей программы по учебному предмету «Русский родной язык» для 5-9 классов/ Под общ. редакцией О. М. Александровой;

  • Требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».

  • Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Основной образовательной программы основного общего образования Вишневской СОШ;

  • Устава Вишневской СОШ;

  • Учебного плана Вишневской СОШ на 2020 – 2021 учебный год;

  • Положения о рабочей программе педагога (Приказ № 22 от 31.03.2016 года).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника О.М.Александровой, О.В.Загоровской, С.И.Богданова, Л.А.Вербицкой и др. «Русский родной язык», 6 класс, учебное пособие, 2020

Программа рассчитана на изучение русского родного языка в 6 классе – 0,5 ч. в неделю, всего 17 часов.





















ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА



Личностные результаты:

  • воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

  • приобщение к литературному наследию своего народа;

  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;

  • осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

  • получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.



Метапредметные результаты:

  1. владение всеми видами речевой деятельности;

  2. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; в процессе речевого общения, в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.



Предметные результаты:

  • Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём;

  • Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;

  • приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;

  • соблюдение основных норм русского речевого этикета;

  • соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка;

  • соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки;

  • Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации).



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

В том числе на развитие речи

Контрольные работы

1.

Язык и культура.


5



2.

Культура речи.


7



3.

Речь. Текст.


5

1

1


Итого:

17

































































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Язык и культура

Краткая история русского литературного языка.

Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.

Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.


Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.).



Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение.


Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления синонимов.

Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления антонимов.

Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления лексических омонимов.

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.


Основные грамматические нормы современного русского литературного языкаКатегория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.

Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).

Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.


Речевой этикет. Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.

.

Речь. Текст

Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.


Текст как единица языка и речи. Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.


Функциональные разновидности языка.

Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».

Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа).

Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.

Публицистический стиль. Устное выступление.

Язык художественной литературы. Описание внешности и характера героя.










КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Перечень разделов и тем

Кол

-во часов

Дата проведения

Домашнее задание

Примечание


Примечание

План

Факт.

Язык и культура (5 ч)



1

Введение. История русского литературного языка.

1



§ 1, упр. 4(1зад.), с. 7-8




2

Диалекты как часть народной культуры.

1



§ 2, упр. 19, с. 23



3

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур.

1



§ 3, упр. 26 (1зад.), с. 29, § 4, упр. 33 (устно), с. 36



4

Современные неологизмы.

1



§ 5, упр. 40, с. 41



5

Отражение во фразеологии истории и культуры народа. Современные фразеологизмы.

1



§ 6, 7, упр. 54 (1-2, 4 зад.), с. 53


Культура речи (7 ч)

6

Стилистические особенности

произношения и ударения. Нормы

произношения отдельных

грамматических форм.

1



§ 8, 9, упр. 66,

с. 61




7

Синонимы и точность речи. Антонимы и точность речи.

1



§ 10, 11, упр. 76, с. 65, упр. 85,

с. 70 (по выбору)



8

Лексические омонимы и точность

речи.

1



§ 12, упр. 98,

с. 75



9

Особенности склонения имён

собственных.

1



§ 13, упр. 110,

с. 82




10

Нормы употребления имён существительных.

1



§ 14, упр. 114,

с. 84




11

Нормы употребления имён прилагательных, числительных, местоимений.

1



§ 15, упр. 133,

с. 94


12

Речевой этикет.

1



§ 16, упр. 144,

с. 100-101


Речь. Текст (5 ч)

13

Эффективные приёмы чтения. Этапы работы с текстом. Тематическое единство текста.

1



§ 17-19, упр. 158, с. 111-112



14

Р.р. Тексты описательного типа. Сочинение.

1



§ 20, упр. 169,

с. 121-122



15

Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина.

1



§ 21, упр. 175, с. 127-128



16

Научный стиль.

1



§ 22, 23, упр. 190, с. 139



17

Виды ответов. Итоговая контрольная работа.

1



без задания