Пояснительная записка
В статье 4 закона об образовании в ЯНАО определено, что « в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей организуется изучение родных языков коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей « (Салехард, 2000)
Настоящая программа разработана на основе программ:
- «Программы по родному языку и чтению для 1-4 классов ненецкой начальной школы Крайнего Севера» Е.Г.Сусой 1994 года издания;
- В.Н.Няруй, Л.И.Потапова «Типовая программа по родному (ненецкому ) языку для 1-9 классов» 2007 года издания.
Начальный курс родного (ненецкого) языка является частью систематического курса родного (ненецкого) языка, изучаемого в среднем звене школы.
Цель: научить учеников мыслить, читать и писать, говорить на родном языке.
Задачи:
дать учащимся определённый (соответствующий) объём знаний по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису;
привить умения и навыки пользоваться полученными знаниями на практике;
обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся говорением в соответствии с нормами письменно-литературного языка;
сформировать у учащихся прочные орфоэпические, орфографические и пунктуационные навыки;
привить навыки выразительного чтения;
выработать речевые умения;
привить интерес и любовь к родному языку путём раскрытия его своеобразия и характерных особенностей, учет вариантов влияния гортанно-смычных, порядок слов в предложении, наличие послелогов и т. д.;
приобщить учащихся посредством изучения родного языка к культуре своего народа, его истории.
Программа имеет три целевые установки или компетенции: коммуникативная, языковая, этнокультуроведческая.
Программа предусматривает:
- овладение родным языком, изучение теории и усвоение практической речи на фоне знаний этнокультурных традиций ненецкого этноса. Родной язык выступает не только как средство общения, но и является средством сохранения национальных и культурных традиций ненецкого народа.
- достижения элементарного запаса знаний и практических навыков по родному языку, которые необходимы для отработки правильной литературной речи и грамотного письма.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и средстве человеческого общения.
Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации.
Через овладение языком – его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой , грамматикой, разнообразием синтаксических структур – формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место отводится темам «текст» , «Предложение и словосочетание».
Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку , что создаёт действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст – повествование, текст – описание, текст- рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др)., развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике родного языка.
Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака( слова как единства звучания и значения);
Осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства родного языка и эстетической функции родного языка; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией.
В ходе освоения родного языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах(текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка).
Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету.
Описание места учебного предмета.
На уроки родного (ненецкого) языка запланировано на год 68 часов:
грамматика (ненэця вада) – 68 ч.,
количество часов в неделю – 2 часа;
количество часов в 1 четверть – 18 уроков;
количество часов во 2 четверть 14 уроков;
количество часов в 3 четверть – 19 урока;
количество часов в 4 четверть – 17 уроков;
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В содержание курса обучения родному (ненецкому) языку в начальной школе входят:
1. Языковой материал (фонетика, лексика, грамматика, графика, орфография, пунктуация).
2. Сфера общения (социально-бытовые, учебно-трудовые, социально-культурные, игровые).
3.Речевые умения, характеризующие степень владения ненецким языком как средством общения (аудирование (слушание), говорение, чтение, письмо)
4. Комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях
2.Планируемые результаты
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления (определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться работать по предложенному учителем плану; самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем).
Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология продуктивного чтения; технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД: Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности (ориентироваться в учебнике: на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях).
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную, пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Овладение следующими логическими действиями: сравнение; анализ; синтез; классификация и обобщение по родовидовым признакам; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений; отнесение к известным понятиям. Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему), пользоваться словарями, справочниками.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД: Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами. (оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста; слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной
(знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных практических и коммуникативных задач.
Содержание учебного предмета.
Учащиеся должны знать:
- имя существительное: склонение по падежам в единственном и во множественном числе, типы склонения существительных;
- значение послелогов и их падежные формы;
-глагол: время глагола, типы спряжения глаголов;
- формы глаголов: неопределенная, отрицательная;
- однородные члены предложения, выраженные именами существительными и глаголами;
- предложение: главные, второстепенные члены предложения.
Учащиеся должен уметь:
- склонять имена существительные, определять класс и группу их основы, тип склонения и падежную форму;
- составлять связные тексты с использованием в них существительных в различных падежах, правильно обозначать их на письме;
- уметь находить послелоги;
- уметь правильно согласовывать имена прилагательные с именем существительным в числе и падеже;
- распознавать второстепенные члены предложения по вопросам;
- определять спряжение глагола.
Развитие творческих способностей:
- написать небольшие сочинения разных типов (повествование, описание, рассуждение) на основе читаемой литературы или собственных наблюдений;,
- изложить (подробно, сжато) содержание текста по плану, составленному самостоятельно;
- конструировать предложения и связную речь с использованием частей речи.
Тематическое планирование по родному (ненецкому) языку для 4 класса
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | дата | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | Дом задание |
1 | Повторение за 3 класс. Имя существительное | 1 | | Различать изученные части речи, подбирать примеры изученных частей речи. | Стр 7 упр 9 |
2 | Имя прилагательное. Глагол | 1 | | Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Распознавать глаголы среди других частей речи. Определять лексическое значение глаголов. | Стр 9 упр 16 |
3 | Склонение имён существительных. | 1 | | Определять принадлежность имен сущ- х к 1-му склонению. | Стр 41, Упр 2 |
4 | Склонение имён существительных в единственном числе. В.п.Д.п | 1 | | Уметь определять склонение имён прилагательных 1 склонения . | Стр 47, упр 2 |
5 | Местной и Отложительной падежи | 1 | | Изменять имена существительные по падежам М.п. О.п, П.п | Стр 55 Упр 17 |
6 | Склонение имён существительных в двойственном числе. Р.п,В.п, Д.п | 1 | | Определять падеж в котором употреблено имя существительное во множественном числе в Р.п, В.п.Дп. | Стр50, упр 9 |
7. | Изложение. «Надежный товарищ» | 1 | | Подробно излагать повествовательный текст по составленному плану, оценивать содержание, структуру написанного текста и использование в нем языковых средств . | Стр 66-67 Упр 15 |
8 | Контрольная работа за 1 четверть по теме: «Склонение имен существительных в ед.ч | 1 | | Выполняют контрольную работу | Повторить првило |
9 | Склонение имён существительных в множественном числе. | 1 | | Определять принадлежность имён существительных к второму склонению, обосновывать правильность определения уметь подбирать примеры | Стр 62 упр 3 |
10 | Дательный, Местный, Отложительный. Прододольный падежи | 1 | | Изменять имена существительные по падежам, запоминать названия падежей и вопросы к ним. Распознавать Д.п, П.п, О.п в котором употребленоимя существительное . по падежному вопросу и предлогу. | Стр 66, упр 12 |
11 | Изложение. «Помощь идет» | 1 | | Составить план. Написать изложение | Стр 76 упр 6 |
12 | Склонение имён существительных множественного числа И.п, В.п | 1 | | Определять падеж в котором употреблено имя существительное во множественном числе в И.п, В.п. Изменять слова по падежам. Находить в предложении существительные в И.п, В.п | Стр 90, упр 8 |
13 | Послелог. | 1 | | Узнавать послелоги в устной и в письменной речи. Правильно употреблять послелоги в речи. | Стр 106 упр 2 |
14. | Закрепление и обобщение по теме:»Послелог» | | | Правильно употреблять послелоги в речи. Раздельно писать послелоги со словами | Стр 107 упр 3 |
15 | Контрольная работа за 2 четверть по теме: «Склонение имён существительных во мн ч. | | | Выполняют контрольную работу | Повторить правила |
16 | Спряжение глаголов 1 и 2 спряжения. | 1 | | Определять падеж в котором употреблено имя существительное во множественном числе в И.п, В.п. Изменять слова по падежам. Находить в предложении существительные в И.п, В.п Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем будущем времени, наблюдать за написанием личных суффиксов в глаголах 1 -2 спряжений. | Стр 115, упр 2 |
17 | Глагол третьего спряжения | 1 | | Работать с таблицей спряжение глаголов. | Стр 134, упр 2 |
18 | Закрепление по теме: «Спряжение глаголов 1, 2 и 3 спряжения» | 1 | | Находить и изменять глаголы по лицам и числам. | Стр 137, упр 4 |
19 | Сочинение по картине | 1 | | Пишут сочинение. | Повторить правило |
20 | Времена глагола. Глагол будущего времени. Глагол настоящего времени. Глагол прошедшего времени | 1 | | Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Находить глаголы в настоящем времени, в будущем времени, в прошедшем времени. Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. | Стр 139. Упр 2 |
21 | Закрепление и обобщение по теме: «Времена глагола» | 1 | | Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. | Стр 142, упр 3 |
22 | Неопределённая форма глагола. | 1 | | Узнавать неопределенную форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределенной форме однокоренные глаголы. | Стр 145-146 упр 2 |
23 | Изложение «Моя любимая книга» | 1 | | Составить план, написать изложение. | Правило |
24 | Отрицательная форма глагола | 1 | | Узнавать глаголы отрицательной формы. Уметь находить их в предложении. | Стр 150, упр 2 |
25 | Контрольная работа за 3 четверть по теме: »Неопределенная форма глагола» | 1 | | Выполняют контрольную работу. | Повторить правило |
26 | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | | Различают распространённые и нераспространённые предложения. Составляют нераспространённые предложения и распространяют их однородными членами | Стр 160, упр 13 |
27 | Дополнение. Определение. Обстоятельство | 1 | | Распознают дополнение в предложении, выделяют дополнение графически. Распространяют предложения дополнениями. Составляют схемы распространённых предложений. Распознают определение в предложении, выделяют определение графически. Распространяют предложения определениями. Распознают обстоятельство в предложении, выделяют графически. Распространяют предложения обстоятельствами | Стр 163 упр 17 |
28 | Сочинение по картине « В тундре весна » | 1 | | Пишут сочинение. | Стр 176, упр 26 |
29 | Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления | 1 | | Характеризуют предложения с однородными членами. Определяют, какие члены предложения являются однородными. Правильно интонирую предложения с однородными членами. Составляют предложения и связные тексты с однородными членами. Определяют интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Выявляют обобщающие слова перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающих слов. Используют в речи предложения с разными однородными членами. | Стр 172, упр 3 |
30 | Повествовательные и вопросительные предложения | 1 | | Распознают виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные). Соотносят эмоциональную окраску предложения и цель высказывания. Работают в парах. | Стр 179, упр 2 |
31 | Восклицательные предложения | 1 | | Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание схемы и использовать его для составления сообщения о видах предложений. | Стр 181, упр 6 |
32 | Обобщение знаний о предложении | 1 | | Обобщить знания, умения о предложении. | Стр 181, упр 7 |
33 | Сочинение по картине «Пожар» | 1 | | Пишут сообщение | Повторить правило |
34 | Контрольная работа за 4 четверть по теме: «Распространённые и нераспространенные предложения» | 1 | | Выполняют контрольную работу. | Повторить правило |
Материально-техническое обеспечение.
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с материалом учебника «Родного языка» 1-4 классы последних изданий:
В.М.Сэрпива, С.И.Яндо, В.Н.Няруй, Е.Н.Самойлова, «Ненэця՚ вада» Учебник для 4 кл под редакцией М.Я.Бармич, СПб.: изд-ва «Просвещение», 2019
На уроке, с целью расширения словарного запаса и привлечения интереса к изучению ненецкого языка, большое внимание уделяется лексике ненецкого языка. При этом используется следующая дополнительная литература:
М.Я.Бармич, Е.М.Талеева «Практикум по лексике ненецкого языка» (1 часть)
М.Я.Бармич «Практикум по лексике ненецкого языка» (2 часть)
Е.Н.Самойлова «Русско-ненецкий тематический словарь»
В.Н.Няруй «Ненецко-русский этнопедагогический словарь».
Г.И.Вануйто «Таблицы, опорные конспекты и схемы по ненец. языку»
М.Я.Бармич «Грамматика ненецкого языка в таблицах»
Материально-технические средства.
Компьютерная техника.
Интерактивная доска
Видеопроектор
Экспозиционный экран
Формы и средства контроля
Текущий контроль проводится, по преимуществу, на уровне речевых навыков (произносительных, лексических, грамматических, орфографических, техники чтения). Количество и содержание таких контрольных работ определяется учителем самостоятельно. Формы промежуточного контроля: словарные диктанты, лексико-грамматические тесты, письменные контрольные работы, контроль монологической и диалогической речи в форме индивидуально-групповых занятий, проектная деятельность, устный опрос. Формы итогового контроля: контрольные работы по окончании изучения каждого раздела, итоговая контрольная работа по окончании учебного года по всем видам речевой деятельности (говорение, чтение, восприятие на слух, письмо). Контроль осуществляется по 4 направлениям: 1. чтение 2. говорение 3. письмо 4. аудирование
Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов:
Устный контроль и самоконтроль.
Индивидуальный и фронтальный опрос
Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам
Работа в паре, в группе. (взаимно и самооценка)
Контрольное списывание
Диктанты (контрольные, словарные, объяснительные, свободные)
Крезовые работы (тесты)
Творческие работы (сочинения, изложения)
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Диктант.
«5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (во 2 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
нарушение правил орфографии при написании слов;
пропуск и искажение букв в словах;
замену слов;
отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
два исправления;
две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие: повторение одной и той же буквы в слове; недописанное слово; перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена; дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Списывание текста.
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление ;
«3» – ставится, если в работе допущены 2 ошибки и 1 исправление ;
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки .
Контрольный диктант.
Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту). Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.
Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
Оценки за грамматические задания.
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;
Словарный диктант Количество слов
(оценивается строже контрольного диктанта). для словарного диктанта.
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов;
«4» – 1 – 2 ошибки; 2 класс – 10 – 12 слов;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов;
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов.
Контрольное списывание.
«5» – нет ошибок;
«4» –1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«3» – 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);
«2» – 3 ошибки (2 – 4 кл.);
Объем диктанта:
1-й класс- 10 - 15 слов.
2-й класс - 1 - 2 четверть - 12 - 18 слов, 3 - 4 четверть - 25 - 32 слова.
3-й класс - 1 - 2 четверг - 25 - 43 слова, 3 - 4 четверть - 33 - 43 слова.
4-й класс - 1 - 2 четверть - 48 - 57 слов, 3 - 4 четверть - 46 - 53 слова.
Тест
Оценки:
«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» - верно выполнено 3/4 заданий.
«3» - верно выполнено 1/2 заданий.
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
Список литературы
1.В.М.Сэрпива, С.И.Яндо, В.Н.Няруй, Е.Н.Самойлова, «Ненэця՚ вада» Учебник для 4 класса под редакцией М.Я.Бармич, СПб.: изд-ва «Просвещение», 2019год
2. М. Я .Бармич. Картинный словарь ненецкого языка. Пособие для учащихся начальных
классов. С-Петербург филиал изд. Просвещение. 2002г.
3. М. Я. Бармич. И. А. Вэлло Словарь ненецко – русский и русско –ненецкий. Пособие
для учащихся начальной школы. С-Петербург филиал изд. Просвещение. 2002г.
4. М.Я Бармич. Ебцотако тохолку. Ненецкий язык в картинках. С-Петербург.
Отделение изд. Просвещение. 2000г.
5. А.И.Рожин, Л.А.Варковицкая, Е.Г.Сусой, Е.М.Талеева Книга для учителя ненецкой
начальной школы Изд. Просвещение ленинградское отд. 1979 г.
6. М.А.Неняңг На уроках ненецкого языка. Методическое пособие для учителей 1-4
классов общеобразовательных учреждений. С-Петербург филиал изд. Просвещение
2007 г.