СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования ОУ, с учетом авторской программы Т.М. Андриановой, В.А. Илюхиной. («Русский язык» 1-4 классы УМК «Планета знаний»).
муниципальное общеобразовательное учреждение
Шурскольская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» Зам.директора по УВР _______ Зубакова Е.А. | «Утверждена» Приказ № _____________ От «____» _____________ г. Директор школы ________ Матвейчук Н.П. |
Рабочая программа учебного курса
«Русский язык»
для 3 «Б» класса
Составитель:
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Хромуничева Полина Андреевна
с. Шурскол
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования ОУ, с учетом авторской программы Т.М. Андриановой, В.А. Илюхиной. («Русский язык» 1-4 классы УМК «Планета знаний»).
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 статьи 9,13,14,15,32 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании»;
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года.Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);
Конституция Российской Федерации (ст. 43);
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785);
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373);
Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373», зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707;
Письмо Департамента образования Ярославской области от 14 мая 2014 года № 1172/01-10 «Об использовании учебников»;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования. В редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»»
Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2009 № 729 (ред. от 13.01.2011) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.01.2010 № 15987);
Приказ Минобрнауки РФ от 13.01.2011 № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 № 19739);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года №МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 66 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089»;
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373». (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40936);
Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа (Стандарты второго поколения) под редакцией А.М. Кондакова и Л.П. Кезина.- М.: Просвещение, 2011 и авторская программа по обучению грамоте по «Прописям» В.А. Ильюхина, «Русский язык», автор Т.М. Андрианова, В.А. Ильюхина.Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета знаний».
Данная программа обеспечивает соответствие общим целям обучения предмету русского языка, предусмотренным ФГОС:
формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в речевой практике, развитие интуиции и «чувства» языка;
воспитание уважения к языку родного народа, чувства сопричастности к сохранению его самобытности и чистоты, стремления познавать свойства родного слова и совершенствовать свою речь.
Достижение указанных целей возможно через решение следующих задач:
дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности средств русского языка, свойствах родного слова;
обеспечить усвоение первоначальных знаний о системе русского языка, в частности из области лексики, фонетики и графики, грамматики русского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;
сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки (в рамках программы);
развивать речь обучающихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению орфоэпических норм литературного языка, формировать речевые умения, позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить чужую речь и создавать собственную в устной и письменной формах;
способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих способностей детей.
Место предмета в учебном плане
На изучение курса «Русский язык» в 3 классе отводится 170 часов (5 часов в неделю).
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета
Методические пособия для обучающихся:
Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина. «Русский язык» 3 класс - М.: АСТ, «Астрель». 2011г.
Т.М. Андрианова, В.А.Илюхина. Рабочая тетрадь в 2-х частях к учебнику «Русский язык» 3 класс. – М.: АСТ, «Астрель». 2014г.
Методические пособия для учителя:
Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина. «Русский язык» 3 класс. - М.: АСТ, «Астрель». 2011г.
Т.М. Андрианова, В.А.Илюхина. Рабочая тетрадь в 2-х частях к учебнику «Русский язык» 3 класс. – М.: АСТ, «Астрель». 2014г.
Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: примерная основная образовательная программа (сборник). М.: АСТ: Астрель, 2011г.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные
У обучающихся будут формироваться:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной активностью, инициативностью;
понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
понимание сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка);
осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке; внимание к мелодичности народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов);
положительной мотивации к изучению русского языка как средства, важного для жизни человека, познавательный интерес к изучению разных типов предложений, позволяющих решать разные коммуникативные задачи (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.)
Обучающиеся получат возможность для формирования:
осознания русского языка как основного средства мышления и общения;
восприятия русского языка как явления культуры русского народа, понимания связи развития языка с развитием культуры и общества;
понимания богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимания к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
внимания к мелодичности народной звучащей речи;
стремления к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
положительной мотивации и познавательного интереса к изучению курса русского языка
Предметные
Обучающиеся научатся:
осознавать слово, предложение как главные средства языка;
использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением и использовать эти свойства при создании собственных высказываний;
оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении – назвать предмет, явление;
осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);
дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);
находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;
анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;
вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;
применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);
определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов, создавать тексты /сочинения/ в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;
Обучающиеся получат возможность научиться:
производить звукобуквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний;
оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
создавать тексты /сочинения/ в 8–12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений
Метапредметные
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); озаглавливать текст;
задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Обучающиеся получат возможность научиться:
участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;
понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной мысли текста;
подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно);
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (извинения, пожелания, побуждения других к действию).
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
осознавать цели и задачи раздела курса;
в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.
Обучающиесяполучат возможность научиться:
осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;
осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника); осуществлять само- и взаимопроверку работ;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);
использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот; находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи, виды предложений, типы текстов ;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).
Познавательные
Обучающиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
выделять существенную информацию из читаемых текстов;
свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
владеть общим способом проверки безударных гласных, способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);
преобразовывать словесную информацию в условные модели и наоборот;
находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: части речи; виды предложения, типы текстов;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составления текстов).
Содержание учебного предмета
3 класс (170 часов)
Речевое общение(46 ч)
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений(18 ч)
Речь. Речь как способ общения с помощью языковых средств. Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Представление о речевых действиях, об основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, письме, чтении. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи.
Высказывание. Текст. Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога. Тема и основная мысль текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над развитием мысли в текстах. Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом периоде времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений.
Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.
Речевой этикет. Просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок. Приемы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).
Развитие речи. Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения)(28 ч)
Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста: объяснений учителя, вопросов, содержания небольших текстов как учебного, так и художественного характера, формулировок заданий к упражнениям, правил, определений. Восприятие (понимание смысла обращенной к ученику речи) устных и письменных высказываний, включающих две микротемы. Восприятие интонационного рисунка предложения, фразы, выделение главного, понимание средств выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонация, мимика, жесты).
Чтение осмысленное, плавное (целыми словами и словосочетаниями). Выявление непонятных слов, выражений, уточнение их значения (с помощью взрослых, толкового, этимологического словарей). Определение темы и основной мысли текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста.
Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс передачи смысла, информации. Устное и письменное воспроизведение чужой речи. Списывание с образца, письмо по памяти, под диктовку. Устный пересказ, письменное изложение текста по частям (свободное списывание или диктант), изложение целого текста с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации.
Создание собственных высказываний (сочинений, небольших по объему, с 1-2 микротемами). Определение темы и цели высказывания, отбор нужного для материала, продумывание способов донесения смысла высказывания до слушателей, читателей. Выделение в собственном высказывании главного, выражение основной мысли и своего отношения к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм). Употребление слов в соответствии с орфоэпическими нормами, использование точной интонации в собственной речи.
Оформление письменной речи. Разборчивое и достаточно быстрое письмо слов в соответствии с требованиями каллиграфии и грамотного письма.
Составление текста письма (родным, друзьям), подпись конверта; составление текстов записки, объявления о пропаже животного, описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрешки), выражение своего отношения к разным периодам времен года, месяцам, праздникам, сочинение юмористических историй по рисункам, рассказ об историях, происшедших реально.
Ведение диалога: вступление в разговор, поддерживание его репликами, выражение своей точки зрения, убеждение, рациональное использование при разговоре несловесных средств общения.
Уместное использование и правильное построение высказываний этикетного характера: просьбы, пожелания, разговора по телефону.
Оценивание высказывания, редактирование.
Язык как средство общения (124 ч)
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений(74 ч)
Общие сведения о языке. О роли языка. Язык как кодовая система отражения реального мира с главным средством — словом. Языковые средства для обозначения предметов и явлений. Язык как средство общения. Сведения из истории происхождения слов (этимологические экскурсы). Происхождение географических названий. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Сведения о некоторых произносительных, словообразовательных и словоупотребительных нормах русского языка (красивее, надеть — одеть, нравиться, красненький и т. п.). Разделы языкознания (представление о разделах науки о языке).
Фонетика, орфоэпия. Словесное ударение. Произношение звуков и сочетание звуков в соответствии с нормами русского литературного языка. Фонетический разбор (анализ) слова.
Графика. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов с мягкими согласными, с йотированными гласными е, е, ю, я, с непроизносимыми согласными.
Использование на письме разделительных ь и ъ знаков; небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца, красной строки.
Развитие графической зоркости, умения точного списывания с образца.
Чистописание. Совершенствование техники написания письменных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, ч, 4) с, С, е, Е, о, О, а, д, б, 5) ь, ы, ъ; 6) н, ю, Н, Ю, к, К; 6) В, 3, з, Э, э, Ж, ж, X, х, ф; 7) Ф, У, Г, Ю, П, Т, Р, Б, Д. Отработка начертания букв и их рациональных соединений при письме слов и предложений.
Слово и его значение. Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. Сведения о заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.
Слово и его строение. Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах. Корень как главная значимая часть слова, «проводник» истории происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова). Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах. Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др. ), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-).
Слово как часть речи. Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении). Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, имеющими эмоционально-оценочную окраску (молодец, красивая, ужасная, приплелся, умная и т. п.).
Имя существительное. Углубление представлений о значениях имен существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц). Наблюдение над изменением имен существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имен существительных в предложениях.
Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имен прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый); материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм). Наблюдение над изменением имен прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имен прилагательных в предложениях.
Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.
Местоимение. Наблюдение над особенностью значения местоимений – обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.
Служебные части речи. Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражение различного рода отношений между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели – предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания –частицы). Наблюдение над ролью предлогов и союзов в составе словосочетаний, союзов в составе сложных предложений.
Синтаксис(29 ч)
Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье - варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания (вопросительные и невопросительные), разнообразие целей высказывания (речевых задач), выражаемых невопросительными предложениями: сообщить (повествовательные); убедить, попросить, приказать (побудительные); утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений, разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Развитие речевого слуха: интонирование и восприятие интонации этих предложений.
Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы).
Предложения распространенные и нераспространенные. Общее представление о второстепенных членах предложения. Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях определенных частей речи; распространение мысли с помощью второстепенных членов в зависимости от речевой задачи.
Наблюдения над интонацией предложений, осложненных обращениями.
Орфография и пунктуация(21 ч)
Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твердого знака. Написание частицы НЕ с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сел, улиц.
Знаки препинания в конце предложений.
Тематическое планирование уроков русского языка
3 класс (170 часов)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |
1. | Речевое общение Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений (20 ч); Развитие речи. Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения) (26 ч). | 46 | |
2. | Язык как средство общения Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений (74 ч); Синтаксис (29 ч); Орфография и пунктуация (21 ч). | 124 | |
Всего: | 170 |
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка
3 класс (170 часов)
№ урока | Тема урока | Дата
| Содержание урока | Характеристика учебной деятельности обучающихся | Страница учебника |
Речевое общение (46 ч) Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений (20 ч) | |||||
1. | Речь устная и письменная. |
| Ознакомление с учебником. Повторение сведений о формах речи (устной, письменной; диалогической, монологической). Стимулирование устных и письменных высказываний обучающихся. | Осознавать речь как речевое действие, вызываемое определённой целью, речевой задачей. Выделять отличительные признаки устной и письменной речи. Находить общую информацию в текстах разных упражнений. Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного. Использовать содержание прочитанного текста для определения собственного отношения к жизненным фактам (к школе, к знаниям). Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка своего народа. Классифицировать орфограммы по существенным признакам, определять тему текста, правильно переносить слова при записи, знать и использовать в речи понятие «орфограмма» Анализировать и классифицировать языковой материал, удерживать цель и задачи учебной деятельности, осуществлять само- и взаимоконтроль. Осознавать практическую значимость изучения русского языка. Рассказывать о составе слова и его значимых частях, подбирать слова под схемы, использовать памятку для выполнения учебной задачи. Ориентироваться в схемах, анализировать, сравнивать, классифицировать и моделировать языковой материал, следовать плану учебной деятельности, проводить аналогии. Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему. Анализировать готовый речевой материал - авторский текст, обсуждать личное впечатление, составлять собственный текст по аналогии. Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную коррекционную деятельность и действия, необходимые для решения орфографической задачи.
| Уч. стр. 6-9 |
2. | Речь устная и письменная. Повторение орфограмм. |
| Повторение сведений о лексическом значении слова, развитие умения пользоваться словарем, повторение значимых частей текста, предложения, слова. | ||
3. | Речевые действия (особенности устной речи). |
| Углубление представления о речевых действиях и об основных видах речевой деятельности. Стимулирование соблюдения при письме «золотого правила», правил грамотной записи слов. | Уч. стр. 10-13 | |
4. | Речевые действия (особенности письменной речи). |
| Осознание важности культуры письменной речи, применении речевых действий в жизни, понятие о внутренней речи. | ||
5. | Общее повторение правил записи слов. |
| Обобщение основных правил записи слов: пишу, как слышу; слышу, но пишу (на основе знания норм произношения слов); слышу, но букву выбираю по правилу; переношу слова по слогам. | Уч. стр. 14-19 | |
6. | Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слов. |
| Углубление представление об орфограмме и актуализировать знания об основных орфограммах в корне, о действиях при решении орфографической задачи. | ||
7. | Обозначение твердых и мягких согласных на письме. |
| Обучение руководству правилами при записи слов и предложений (под диктовку, при свободном письме), наводить справку в орфографическом словаре. | ||
8. | Большая буква в именах собственных. |
| Повторение сведения о собственных именах существительных, об употреблении в них большой буквы (сделать акцент на написание имён, отчеств, фамилий, званий улиц, населённых пунктов, кличек). | Уч. стр. 20-21 | |
9. | Значение слова (лексическое). |
| Повторение сведений о свойствах лексического значения слова, смысле устойчивых выражений и пословиц, о толковом словаре. | Уч. стр. 22-27 . | |
10. | Значимые части слов. |
| Углубление представлений о роли окончания, о форме слова и однокоренных словах. Упражнения в полном разборе слов по составу его значимых частей (морфемном анализе) на основе памятки 2. | ||
11. | Лексическое и общее значения слов. |
| Систематизация знаний о группах слов с общим (грамматическим) значением: предметности, признака предмета, действия предмета – частях речи. Внимание к образности, точности, «тайнописи» языка произведений народного творчества: загадок и пословиц. Словесное творчество. | ||
12. | Слово в предложении. |
| Повторение сведений о предложении, тексте, о роли частей речи в их составе. Углубить представление о главных членах предложения с введением терминов подлежащее и сказуемое. | Уч. стр. 28-31 | |
13. | Слово в предложении и тексте. |
| Упражнения в записи предложений и текстов в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами. | ||
14. | Слово в предложении и тексте. Письмо по памяти. |
| Упражнение в записи предложений и текстов в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами. | ||
15. | Письмо под диктовку с комментированием. |
| Упражнение в записи предложений и текстов в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами. |
| |
16. | Письмо под диктовку и его анализ. |
| Проверка сформированности знаний, умений и навыков по правописанию слов. Обучение группировке слов по однотипным орфограммам и подбору соответственно им способы проверки, иллюстрирование аналогичными примерами. | Уч. стр. 32-33 | |
17. | Работа над ошибками, допущенными в письме под диктовку. |
| Индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами. | Уч. стр. 34-35 | |
18. | Р.р. Обучающее изложение «Свет осени» по готовому плану. |
| Обучение воспроизведению содержания текста с предварительным его прогнозированием по ориентировочным основам: заголовку, плану. | Уч. стр. 36-37 | |
19. | Работа над ошибками, допущенными в изложении. |
| Анализ и взаимооценка работ, работа над речевыми и другими недочетами. |
| |
20. | Творческая работа: зарисовка уголка родной природы. |
| Обучение умению словесно передавать свои наблюдения за природой родного края. Составление текста с опорой на авторские тексты и тексты сверстников по данной теме. |
| |
Развитие речи. Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения) (26 ч) | |||||
21. | Слово. Предложение. Текст. |
| Организация наблюдения над известными детям средствами языка с позиций их роли в речи, взаимодействия друг с другом, особенностей употребления в собственных высказываниях, чтобы мысль была понята другими. | Иметьположительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка своего народа. Узнавать часть речи по существенным признакам, описывать части речи по плану, подбирать словосочетания по схеме, образовывать формы множественного числа разных частей речи. Использовать знаково-символьное моделирование, отбирать речевой материал в соответствии с речевой задачей, строить письменное высказывание с соблюдением норм. Применять правила делового сотрудничества. Объяснять взаимосвязь имен существительных и прилагательных, определять род имен прилагательных по роду имен существительных. Применять изученные способы действий в самостоятельной работе, планировать учебную деятельность, контролировать качество выполнения задания, оценивать свою деятельность. Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему. Квалифицировать предложение и текст по совокупности признаков. Объяснять функции единиц речи: у слова и словосочетания - назывные функции, у предложения - коммуникативные. Выявлять смысловые части текста. Устанавливать аналогии, извлекать из научного текста новую информацию, связно излагать информацию. Осознавать речевую культуру как часть общей культуры личности. Углублениепредставлений о восклицательных предложениях как предложениях, произносимых с сильным чувством, восклицательной интонацией (характеристика по интонации). Понимание, что восклицательными могут быть любые предложения по цели высказывания. Упражнения в определении речевой задачи, основного чувства и соответствующем интонировании читаемых предложений, собственных высказываний. Наблюдать, анализировать и делать выводы, отбирать материал в соответствии с учебной задачей, аргументировано высказывать мнение.
| Уч. стр. 40-45 |
22. | Слово и его роль в речи. |
| Усвоение понятия о словосочетании как распространенном слове: его роли называть предмет, действие более конкретно, чем слово, его структуре и связи в нем частей речи. более конкретно, слово, его структуре и связи в | ||
23. | Слово и словосочетание. |
| Формирование понятия о словосочетании, как распространённом слове: его роли называть предмет, действие более конкретно, чем слово, его структуре и связи в нём частей речи. | ||
24. | Части речи. |
| Формирование сведений об изученных частях речи. Организация наблюдения над употреблением разных частей речи в составе словосочетании, предложении. | Уч. стр. 46-47 | |
25. | Усвоение понятия о роде имени существительного как его постоянном признаке. |
| Наблюдение над языковым фактом: зависимостью связи слов при согласовании от рода имен существительных. | Уч. стр. 48-51 | |
26. | Род имён существительных. |
| Упражнения в определении рода имен существительных, употребленных как в единственном, так и во множественном числе (в начальном и косвенных падежах), в правильном согласовании частей речи в словосочетании (прилагательных, глаголов в прошедшем времени). | ||
27. | Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже). |
| Ознакомление с новой орфограммой и условиями её проявления. При решении орфографической задачи дать установку: ориентироваться на всю совокупность признаков этой орфограммы. Упражнение в определении рода имён существительных, в выборе мягкого знака, в подборе нужных по смыслу слов, в письме под диктовку. орфографической всю совокупность наблюдение над | Уч. стр. 52-55 | |
28. | Упражнения в записи имен существительных женского рода с мягким знаком на конце. |
| Упражнения в определении рода имен существительных, в выборе мягкого знака, в подборе нужных по смыслу слов, в письме под диктовку. | ||
29. | Изменение имён прилагательных по родам.
|
| Ознакомление с новой орфограммой - родовыми окончаниями прилагательных и способом их проверки (по окончанию вопроса). окончаниямиприлагательных и способом их | Уч. стр. 56-57 | |
30. | Изменение имён прилагательных по родам. Родовое окончание прилагательных.
|
| Упражнения в согласовании с существительными имен прилагательных, решение как орфографических задач, так и задач по культуре речи (как сказать правильно:...ужасный / ужасная неряха?) | ||
31. | Входной диктант с грамматическим заданием по теме: «Повторение» |
| Проверка знаний обучающийся, выявление пробелов. |
| |
32. | Устойчивые сочетания слов. |
| Углубление представления о наличии в русском языке особого рода словосочетаний устойчивых выражений, смысл которых не определяется значениями входящих в них слов. | Уч. стр. 63-64 | |
33. | Предложение, как коммуникативное средство. |
| Усвоение понятия о предложении как коммуникативном средстве, с помощью которого можно решать различные речевые задачи. Систематизация известных детям признаков предложения. Представление о грамматике как разделе науки о языке, ее составных частях: морфологии, синтаксисе. | Уч. стр. 62-63 | |
34. | Вопросительные и повествовательные предложения. |
| Дифференциация предложений с позиций цели высказывания, речевой задачи, вычленять вопросительные и повествовательные предложения по цели высказывания: задаем вопросы, отвечаем, сообщаем; по интонационной окраске. Наблюдение над наличием внешних признаков: а) во-просительных предложений: вопросительной интонации, вопросительного знака, наличием вопросительных слов, частиц; б) повествовательных предложений: повествовательной интонации, точки в конце. | Уч. стр. 64-65 | |
35. | Употребление отрицательной частицы НЕ. |
| Углубление представления о разнообразии функций повествовательных предложений: сообщать, утверждая или отрицая информацию. Знакомство со способами выражения утверждения или отрицания с помощью слов- предложений ДА. НЕТ. Отрицания с помощью частицы НЕ (отсюда отрицательная частица) и ее раздельным написанием с частями речи, особенно с глаголами. | Уч. стр. 66-67 | |
36. | Побудительные предложения. |
| Знакомство с признаками побудительных предложений: их речевыми задачами (просьба, приказ, совет, запрет и пр.), особой «повелительной формой» глаголов, наличием обращений. Наблюдение над употреблением частицы нес глаголами, слов-обращений в побудительных предложениях, в пословицах типа «Семь раз отмерь — один отрежь» | Уч. стр. 68-69 | |
37. | Восклицательные предложения. |
| Углубление представлений о восклицательных предложениях как предложениях, произносимых с сильным чувством, восклицательной интонацией (характеристика по интонации). Понимание, что восклицательными могут быть любые предложения по цели высказывания. Упражнения в определении речевой задачи, основного чувства и соответствующем интонировании читаемых предложений, собственных высказываний. | Уч. стр. 70-71 | |
38. | Знаки препинания в конце предложений (обобщение). |
| Наблюдение и сопоставление цели высказывания, интонационного выделения в устной речи и пунктуационного в письменной речи. Упражнение в «чтении» знаков препинания в конце предложений и постановке их самостоятельно. | Уч. стр. 72-75 | |
39. | Обобщение знаний о предложении. Интонация предложений. |
| Упражнение в «чтении» знаков препинания в конце предложений и постановке их самостоятельно. Обобщение признаков предложения, включая дифференциацию по цели высказывания и эмоциональной окраске. | ||
40. | Урок-тренинг по теме «Предложение». |
| Самопроверка, проверка в парах уровня усвоения изученного материала за первую четверть. Тренировка в письме под диктовку текста. | ||
41. | Объяснительный диктант. |
| Тренировка в письме под диктовку текста для выявления и коррекции затруднений. |
| |
42. | Контрольный диктант с грамматическим заданием за первую четверть. |
| Демонстрация уровня приобретенных навыков и умений. |
| |
43. | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. |
| Индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами. |
| |
44. | Повторение по теме «Проводники наших мыслей и чувств». |
| Упражнения для обобщения правописания изученных орфограмм. |
| |
45. | Проверочное списывание «Ёжик проснулся». |
| Демонстрация уровня приобретенных навыков и умений. |
| |
46. | Работа над ошибками, допущенными при списывании. |
| Индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами. |
| |
Язык как средство общения (124 ч) Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений (74 ч) | |||||
47. | Текст. |
| Обобщение признаков текста (тематическое единство, состоит из взаимосвязанных предложений). Углубление представлений о функциях (речевых задачах) текстов. | Адекватно оценивать свои возможности, соотносить их со сложностью задания. Различать тип текста по существенным признакам, называть отличительные признаки текста-рассуждения, использовать полученные знания при анализе текста. Анализировать, делать выводы, составлять собственные высказывания с соблюдением заданного сюжета, составлять коллективное высказывание, договариваться, приходить к общему решению. Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему. Определять значимые части слова, выделять корень, различать форму слова и однокоренные слова, объяснять словообразование форм и однокоренных слов, отличать сложные слова, соотносить слово и схему. Наблюдать, анализировать, использовать знаково-символическое моделирование, выделять существенную информацию, объяснять свою позицию. Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению русского языка. Определять части речи в словосочетаниях, классифицировать словосочетания по заданным основаниям, анализировать предложения, составлять словосочетания из набора слов, составлять синонимичные словосочетания. Анализировать, получать информацию из текста, выделять существенную информацию, строить речевое высказывание. Осознавать язык как явление культуры народа, связь развития языка с развитием культуры и общества. Понимать способы выражения основной мысли в текстах на одну тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, проверять предположения по тексту. Рассуждать, строить высказывание, аргументировать свое мнение, выбирать существенную информацию в тексте. Оценивать трудность предлагаемого задания. Применять изученные правила и алгоритмы действий в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль. Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения, осуществлять коррекцию ошибок по алгоритму, выполнять задания по аналогии. Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками, планировать собственную коррекционную деятельность и действия, необходимые для решения орфографической задачи. Применять правила делового сотрудничества. Рассказывать о местоимении, его роли в речи, лице местоимений, смысловом значении, корректно употреблять личные местоимения в речи. Сравнивать, анализировать и обобщать речевой материал, делать выводы, использовать словари для уточнения значения и правописания слов, осуществлять работу в паре, учитывать точку зрения партнера, договариваться. Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка. Различать смысловые оттенки глаголов в разных временных формах, определять время глаголов, корректно задавать вопросы к глаголам в предложениях. Объяснять взаимосвязь рода, лица, числа и времени глаголов, изменять глаголы по временам и числам. Проводить наблюдения за речевым материалом, анализировать, классифицировать речевые единицы, выделять существенные признаки. Осознавать практическую значимость изучения русского языка. Оценивать трудность предлагаемого задания. Применять полученные знания в самостоятельной работе, объяснять последовательность своих действий, определять тип, тему и основную мысль текста, рассказывать о средствах выражения основной мысли, использовать приемы для запоминания и письменного пересказа текста. Систематизировать сведения о языке, анализировать и классифицировать языковой материал, осуществлять самостоятельную работу по инструкции. Осознавать русский язык как явление культуры русского народа, связь развития языка с развитием культуры и общества. Различать структурные единицы слова, словосочетания, предложения, текста. Различать форму слова и однокоренные слова, объяснять оттенки смысловых значений, связанные с суффиксами и приставками, правильно употреблять в речи формы слов во множественном числе (сторожа, столяры), выделять суффиксы и приставки в словах. Применять правила делового сотрудничества. Давать определение суффиксу и приставке, узнавать приставки вне слова, знать правила употребления приставок с частями речи, отличать приставки и предлоги. Делать выводы об оттенках смысла глагола, связанных с приставками, подбирать синонимы к глаголам, применять алгоритм выделения приставки в слове. Отбирать речевой материал в соответствии с определенной целью, классифицировать языковые единицы по заданным признакам, осуществлять самоконтроль. Быть внимательным к звуковому и слоговому строю русского языка, проявлять интерес к словотворчеству. Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему. Образовывать слова с приставками и правильно их записывать, объяснять правописание НЕ с глаголами, составлять текст с пословицами. Составлять слова с приставками, используя твердый разделительный знак, переносить слова с твердым знаком, записывать слова, различая правописание твердого и мягкого знаков. Получать информацию из текста, дополнять текст своими выводами, действовать по алгоритму. Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка. Закрепить навык правописания слов с приставками и суффиксами, применять изученные алгоритмы при решении орфографических задач. Анализировать и делать выводы, проверять по эталону, действовать по алгоритму, контролировать и оценивать свою деятельность.
| Уч. стр. 76-77 |
48. | Списывание текста с речевой задачей. |
| Проверка уровня графической зоркости и степени понимания темы текста (выбор более точного заголовка) или выделение в тексте предложений. | Уч. стр. 76 | |
49. | Повествование. |
| Знакомство с дифференциацией текстов по их назначению (речевой задаче). Наблюдение над особенностями и структурой текста-повествования. | Уч. стр. 78-81
| |
50. | Описание. Рассуждение. |
| Знакомство с дифференциацией текстов по их назначению (речевой задаче). Наблюдение над особенностями и структурой текста-описания. | ||
51. | Р.р. Обучающее изложение по готовому плану «Долгожданная зима». |
| Воспроизведение текста повествовательного характера о наступлении зимы с опорой на план. | Уч. стр. 86 | |
52. | Работа над ошибками, допущенными в изложении. |
| Анализ и взаимооценка работ, работа над речевыми и другими недочетами. |
| |
53. | Р.р. Творческая работа: составление текста (загадки или другого жанра) о зиме. |
| Анализирование особенностей содержания, структуры и языка текста загадки (о снежинке, первом снеге) и составление собственных текстов (по желанию). Оценка загадок, составленных одноклассниками, советы по их корректировке. | Уч. стр. 87 | |
54. | Главные части в средствах языка. |
| Представление о главных частях в строении разных средств языка (в слове, словосочетании, предложении, тексте) с помощью таблицы. Анализ материала таблицы и выводы о наличии в основных средствах языка главных структурных частей. Повторение правил ведения беседы по телефону. | Уч. стр. 90-91 | |
55. | Корень - главная значимая часть слова. |
| Расширение понятия о корне как смысловом ядре слова, об историческом корне слова. Упражнения в выделении корня в однокоренных словах, в отдельном слове, в моделировании слов, в отличии однокоренных слов: от форм одного и того же слова, от синонимов. | Уч. стр. 92-93 | |
56. | Правописание корня. Повторение. |
| Упражнения в правописании безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых, двойных согласных в корнях слов. Наблюдение над написанием корней, в которых имеется чередование согласных к//ч, х//ш, г//з//ж и др., безударный гласный и. | Уч. стр. 94-97 | |
57. | Правописание корня. Обобщение. |
| Упражнения в совершенствовании разных видов письма, отработка правописания слов с орфограммами. | ||
58. | Способы проверки безударных гласных в корне слова. |
| Повторение и расширение способов проверки двух безударных гласных в слове: подбор двух проверочных слов вечереет, колосок; запоминание, сверка со словарем соловей, огород. | Уч. стр. 98-103 | |
59. | Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями оро//ра, оло//ла, ере//ре. |
| Знакомство с новым способом проверки: сопоставление возможности чередования буквосочетаний оро//ра, оло//ла, ере//ре. Знакомство с историей развития языка: наличие в современном языке пар слов, пришедших в язык из старославянского языка (с неполногласными сочетаниями) и древнерусского языка (с полногласными сочетаниями), стилевое различие синонимов: город-град, золото-злато. | ||
60. | Способы проверки двух (одной) безударных гласных в словах. |
| Упражнения в написании слов из словаря. Применение возможных способов проверки слов: сопоставлением слов с полногласными и неполногласными сочетаниями, поиском исторического корня. | ||
61. | Р.р. Обучающее изложение текста «Ухоронки». |
| Прогнозирование содержания по названию, составление плана изложения, воспроизведение содержания текста на основе нескольких источников. | Уч. стр. 104-105 | |
62. | Работа над ошибками, допущенными в изложении. |
| Взаимооценка работ, выявление удавшихся фраз, словосочетаний, коррекция речевых ошибок. | ||
63. | Главное слово в словосочетании. |
| Углубление представлений о словосочетании: роли в нем главного слова — от него задается вопрос, с ним сопряжена форма зависимого слова. Дифференцирование словосочетания по средствам выражения главного слова (глагольные, именные, наречные). Упражнения в анализе словосочетаний по схеме (памятке). Повторение способов решения задач по проверке орфограмм в корнях слов. | Уч. стр. 106-107 | |
64. | Главные члены предложения как грамматическая основа предложения. |
| Углубление представлений о структуре предложения: о главных членах предложения как основной части предложения (грамматической основе), о второстепенных членах предложения (с введением термина). | Уч. стр. 108-115
| |
65. | Подлежащее и грамматические средства его выражения. |
| Углубление понятия о подлежащем, о частотных средствах выражения подлежащего. | ||
66. | Сказуемое и грамматические средства его выражения. |
| Углубление понятия о сказуемом: о частотных средствах выражения сказуемого, об обозначении сказуемым не только действия, но и состояния субъекта. | ||
67. | Подлежащее - смысловое и структурное ядро предложения. |
| Обобщение сведений о средствах выражения главных членов предложения, упражнения в их нахождении, в делении «сплошного» текста на предложения, представление о грамматической основе в сложных предложениях (пропедевтика). | ||
68. | Сказуемое - смысловое и структурное ядро предложения. |
|
| ||
69. | Тема и основная мысль текста. |
| Анализ текстов с точки зрения цели высказывания, темы, основной мысли, отношения к описываемому. | Уч. стр. 116-121 | |
70. | Способы выражения основной мысли в художественных произведениях разных жанров. |
| Наблюдение над приемами выражения основной мысли, основного чувства в баснях и других жанрах. | ||
71. | Способы выражения основной мысли в текстах. |
| Представление о разных способах выражения основной мысли, в том числе и скрытых. Упражнение в определении темы, основной мысли, главной части текстов; в выборочном списывании, в составлении пропущенных частей текстов. | ||
72. | Создание текста на основе его главной мысли |
| Составление текста на основе основной мысли по общей речевой теме «Подкормите птиц зимой», конкретизирование темы (по выбору). | ||
73. | Контрольное списывание текста «Русь». |
| Применение навыков внимательного чтения и списывания. Проверка уровня графической и орфографической зоркости, а также текстовых умений (дополнительное задание). | Уч. стр. 126-127 | |
74. | Подготовка к контрольному диктанту. |
| Орфографическая и синтаксическая подготовка к написанию текста на слух. | ||
75. | Контрольный диктант с грамматическим заданием за вторую четверть. |
| Демонстрация уровня предметных учебных действий. |
| |
76. | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. |
| Индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами. |
| |
77. | Проверочная работа комплексного характера по теме: «Главные члены предложения». |
| На основе текста проверка разного типа текстовых и языковых учебных действий (использование слов разных частей речи), универсальных учебных действий. |
| |
78. | Р.р. Творческие работы детей по теме «Новогодняя елка». |
| Описание изготовления елочной игрушки либо описание новогодней елки по выбору. | Уч. стр. 129 | |
79. | Презентация и анализ творческих работ. |
| Подбор критериев и оценка выполненных работ, выявление удачных речевых оборотов, коррекция речевых ошибок. | ||
80. | Главные части слова и словосочетания. |
| Упражнения в морфемном анализе слова, в восстановлении и составлении словосочетаний, в анализе слова и словосочетаний, в решении орфографических задач при записи слов. | Уч. стр. 6-7 | |
81. | Части речи в роли главных членов предложения. |
| Углубление понятий о предложении как конструкции из слов, которые в составе предложения являются членами предложения. Расширение представлений о средствах выражения главных членов предложения: именами прилагательными, словосочетаниями и пр. Составление высказываний на тему «Береза». | Уч. стр. 8-9 | |
82. | Употребление личных местоимений в роли подлежащего. |
| Наблюдение над выражением подлежащего личными местоимениями. | Уч. стр. 10-15 | |
83. | Значение лица и числа личных местоимений. |
| Знакомство с понятием о личных местоимениях: роль, значение лица, числа. | ||
84. | Значение рода местоимений. Признаки личных местоимений. |
| Наблюдение над проявлением значения рода в личных местоимениях, над особенностями местоимений 3 лица. Обобщение признаков личных местоимений. | ||
85. | Сказуемое. Употребление форм глагола. |
| Углубление представлений о частотном глагольном средстве выражения сказуемого: выбор глагольных форм осуществляется задачей обозначить реальные, «побудительные», желаемые действия субъекта. | Уч. стр. 16-29 | |
86. | Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени. |
| Представление об изменении глаголов по временам. Знакомство с формами пошедшего, настоящего, будущего времени глагола. | ||
87. | Изменение глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени. Формы числа. |
| Внимание на зависимость выбора формы глаголов прошедшего времени от рода и числа имени существительного, на изменение глаголов в прошедшем времени по числам и родам. | ||
88. | Формы рода глаголов прошедшего времени. Родовые окончания глаголов. |
| Знакомство с орфограммами: родовые окончания глаголов прошедшего времени, написание гласной перед -л. Упражнения в выборе родовых окончаний при проведении разных видов письма. | ||
89. | Формы лица и числа глаголов настоящего и будущего времени. |
| Внимание к зависимости выбора формы глаголов от вида (что делать? что сделать?). Представление о глаголах неопределенной формы, входящих в состав сказуемых (буду читать, начал петь). | ||
90. | Формы лица и числа глаголов настоящего и будущего времени. |
| Наблюдение по таблице над изменением глаголов по числам и лицам, над сложной и простой формой глаголов будущего времени. | ||
91. | Употребление временных глаголов в роли сказуемого. |
| Обобщение сведений об использовании в роли сказуемых временных форм глаголов. Упражнение в анализе и составлении предложений с опорой на выбор главных членов предложения. | ||
92. | Взаимосвязь подлежащего и сказуемого. Главные члены предложения. |
| Обобщение сведений о главных членах предложения, морфологических средствах их выражения и взаимосвязи (согласовании в формах числа, рода, лица). Наблюдение над предложениями, в которых сказуемые выражены именами существительными и прилагательными. | Уч. стр. 30-31 | |
93. | Взаимосвязь подлежащего и сказуемого. |
| Упражнение в выделении главных членов в предложениях, в самостоятельном построении предложений с опорными словами и без них. | ||
94. | Главная (основная) мысль текста (обобщение). |
| Упражнение в определении типа текста, его темы и основной мысли (на основе текста-описания). Обучение устному изложению содержания текста-описания. | Уч. стр. 32-33 | |
95. | Подготовка к диктанту. |
| Организация работы по самоконтролю, взаимоконтролю за прочностью усвоения изученного материала: использование разных глагольных форм в роли сказуемого. Воспроизведение содержание текста- описания. |
| |
96. | Диктант с грамматическим заданием по теме: «Глаголы настоящего и будущего времени» |
| Демонстрация уровня приобретенных орфографических и пунктуационных навыков и умений. |
| |
97. | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. |
| Индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами. |
| |
98. | Р.р. Творческая работа. Инструкция по изготовлению кормушки. |
| Составление текста-инструкции с использованием знаний о главных частях средств языка. Описание процесса изготовления какой-либо кормушки для птиц. Работа с материалами раздела «Мастерская слова» |
| |
99. | Работа над ошибками, допущенными в творческой работе. |
| Работа над ошибками и речевыми недочетами с использованием по выбору материалов раздела «Школа Грамотея» |
| |
100. | Структурные части средств языка. |
| Общее представление о структурных средствах языка, с помощью которых можно конкретизировать значение, распространять мысль. Отбор лексики для выражения отношения к предмету речи.редактирование, устранение речевых недочетов. | Уч. стр. 42-43 | |
101. | Роль приставок и суффиксов в словах. Редактирование высказываний. |
| Представление о функции приставок и суффиксов - внесение оттенков значений, конкретизация значения корня. Редактирование текста («Конец зимы»). | Уч. стр. 44-47 | |
102. | Роль приставок и суффиксов в словах. Наблюдение над оттенками их значений. |
| Представление о разнице между однокоренными словами и формами одного и того же слова, образование слов (с опорой на таблицу), подбор однокоренных слов с целью обогащения словаря и выявление среди них проверяемых и проверочных слов. Обогащение речи словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | ||
103. | Правописание приставок и предлогов. |
| Распознавание приставок и предлогов по внешней форме, по их функции (роли), по написанию со словами (орфограммы), различение приставки от начальной части корня (надоить, надломить, надеть). Выводы о способах определения приставки, предлога. | Уч. стр. 48-53
| |
104. | Приставки. Их значение, правописание. |
| Упражнение в применении способа выявления приставок, предлогов. Наблюдение за оттенками значения, вносимыми в слово приставкой. | ||
105. | Употребление слов с приставками в составе текстов. |
| Упражнение в нахождении в предложениях текстов слов с приставками, в выявлении оттенков значений приставок. Группировка слов по наличию в них старославянского слова со-, выяснение значения и употребление слова - понятия нравственности в собственной речи. Внимание к случаям, когда приставка приросла к корню и в современном языке не выделяется. | ||
106. | Правописание гласных в приставках. |
| Знакомство с новой орфограммой — правописанием гласных в приставках, с приемами запоминания или подбора слов с такой же приставкой, в которой гласный под ударением (изготовить — изморозь, заморозить — заморозки). | Уч. стр. 54-57 | |
107. | Правописание гласных в приставках. Упражнения в точном употреблении в речи слов с приставками. |
| |||
108. | Правописание согласных в приставках. Алгоритм проверки. |
| Знакомство с орфограммой - одинаковость написания согласных в приставках, кроме приставок на з/с, сприемами запоминаниям или проверки (подбор приставок с полногласием типа под-подо, от-ото). | Уч. стр. 58-61 | |
109. | Правописание согласных в приставках. Приставки в наречиях. |
| Наблюдение над использованием приставок в наречиях. Упражнение в образовании слов с помощью приставок, в выборе нужной по значению приставки. | ||
110. | Разделительный твердый знак. |
| Знакомство с новой орфограммой, ее условиями. Упражнение в использовании вновь изученной орфограммы при письме под диктовку. | Уч. стр. 62-67 | |
111. | Употребление разделительного твердого знака. |
| Сопоставление с употреблением разделительного мягкого знака в словах: одинакова природа (как заместители звука [й]),признаки, кроме варианта перед и: воробьи, но предыстория. Упражнения в переносе слов с разделительным знаком. Работа с пословицами. | ||
112. | Употребление разделительных твердого и мягкого знаков. |
| Сравнение условий проявления орфограмм и правильный выбор разделительного знака. Решение орфографических задач в приставках при записи под диктовку. | ||
113. | Употребление и правописание слов с приставками. |
| Обобщение типов орфограмм в приставках. Дифференциация способов проверки орфограмм в словах при письме по памяти, письме под диктовку, уместное использование слов с приставками в пословицах. Упражнения в применении изученных орфограмм при разных видах письма. | Уч. стр. 68-69 | |
114. | Обучение написанию текста объявления. |
| Знакомство с признаками, структурой текста объявления как делового текста. Составление текста объявления в зависимости от речевой задачи. | Уч. стр. 69 | |
115. | Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. |
| Наблюдение над значениями, которые вносят в слова уменьшительно-ласкательные суффиксы (-очк-, -оньк-, -еньк- в существительных и прилагательных). | Уч. стр. 70-74 | |
116. | Употребление слов с суффиксами, указывающими на лицо и род занятий. |
| Наблюдение над значениями, которые вносят в слова суффиксы, указывающие на род занятий, профессию. | ||
117. | Употребление слов с разными частотными суффиксами и приставками. |
| Наблюдение над словами а) с суффиксами, указывающими на малышей животных, б) образованными с помощью приставок и суффиксов одновременно. Упражнения в самостоятельном выборе суффиксов и приставок в зависимости от контекста. | ||
118. | Творческое списывание. |
| Самопроверка уровня графической зоркости, самоконтроль, замена в процессе списывания выделенных слов однокоренными словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами. |
| |
119. | Назначение зависимого слова в словосочетании. |
| Повторение назначения и строения словосочетаний. Наблюдение над функцией (назначением) зависимых слов в словосочетаниях, в предложениях. Упражнения в выборе зависимых слов, их правильном согласовании с главным. Синтаксический анализ словосочетания (устно и письменно). | Уч. стр. 76-77 | |
120. | Падежные формы имен существительных. |
| Понятие об изменении имен существительных по падежам (склонении), знакомство с системой падежей в русском языке, наблюдение над употреблением падежных форм существительных в роли зависимых слов в глагольных словосочетаниях. | ||
Синтаксис (29 ч) | |||||
121. | Употребление в словосочетаниях падежных форм имен существительных. |
| Распознание падежных форм существительных с помощью частотных предлогов, упражнение в определении падежей зависимых слов и в употреблении падежных форм существительных в составе словосочетания, предложения с использованием падежных и смысловых вариантов вопросов к зависимым словам. | Иметьположительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка. Адекватно оценивать свои возможности. Изменять имя существительное по падежам, корректно использовать предлоги с падежными формами имен существительных, подбирать словосочетания под заданную схему и падежную форму. Удерживать цель учебной деятельности, анализировать и синтезировать языковой материал. Осознавать практическую значимость изучения русского языка. Иметь понятие о сложном плане, составлять сложный план текста для письменного пересказа, выбирать в тексте ключевые слова, слова с орфограммами. Анализировать языковой материал, планировать деятельность, пользоваться памяткой, действовать по алгоритму, осуществлять промежуточный и итоговый самоконтроль. Осознавать важность соблюдения культуры речи при общении. Корректноиспользовать в речи падежные формы местоимений с предлогами, следить за культурой речи. Осуществлять выбор задания в соответствии с критериями, контролировать свои действия, осуществлять взаимопомощь. Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка. Иметь понятие о второстепенных членах предложения как словах, способствующих расширению информации о главных членах, пояснять, какие признаки характеризуют второстепенные члены предложений. Синтезировать языковой материал на основе предварительного анализа информации, получать информацию из таблицы, классифицировать. Соблюдать речевую культуру при общении. Отличать текст-рассуждение по существенным признакам, выделять смысловые блоки в соответствии с заданием, строить рассуждение на заданную тему. Составлять логическое высказывание, устанавливать причинно-следственные связи, отбирать речевой материал в соответствии с задачей.
| Уч. стр. 78-83 |
122. | Употребление в словосочетаниях падежных форм имен прилагательных. |
| Знакомство с системой склонения имен прилагательных, упражнения в употреблении падежных форм прилагательных, согласование зависимого прилагательного с существительным, постановка падежных вопросов и по ним определение окончания прилагательных. | ||
123. | Подготовка к контрольному диктанту. |
| Работа по самоконтролю, взаимоконтролю за прочностью усвоения изученного материала. |
| |
124. | Предупредительный диктант с комментированием. |
| Предварительное установление качества усвоения материала, выявление трудностей и коррекция ошибок. | Уч. стр. 100, 103-105 | |
125. | Контрольный диктант с грамматическим заданием за третью четверть. |
| Проверка качества грамотности письма под диктовку с грамматическим заданием. |
| |
126. | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. |
| Коррекция ошибок, использование графического способа доказательства при работе над ошибками. |
| |
127. | Р.р. Обучающее изложение «Март в лесу». |
| Работа над восприятием (пониманием) содержания текста и воспроизведение его близко к тексту с опорой на самостоятельно составленный план. | Уч. стр. 101 | |
128. | Работа над ошибками, допущенными в изложении. |
| Выявление удачных речевых оборотов, коррекция речевых ошибок. |
| |
129. | Р.р Обучающее сочинение по описанию месяца – апреля. |
| Составление собственного описания. |
| |
130. | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. |
| Взаимооценка работ, выявление удавшихся фраз, словосочетаний, коррекция речевых ошибок. |
| |
131. | Инструктаж по проектным работам. |
| Изучение предлагаемых проектных работ. Выбор групповых и индивидуальных форм работы. Обсуждение возможных результатов, их полезности, возможности организовать коллективный праздник или другой вид презентации для одноклассников. | . | |
132. | Употребление падежных форм имен существительных. |
| Употребление в нужном падеже имен существительных при глаголе и существительном. | Уч. стр. 84-87 | |
133. | Употребление падежных форм имен прилагательных. |
| Соотнесение падежных окончаний вопросов с падежными окончаниями имен прилагательных. Упражнение в употреблении (согласовании) падежных форм прилагательных в составе словосочетания, предложения в роли зависимых слов. | ||
134. | Употребление падежных форм местоимений. |
| Повторение начальных форм личных местоимений. Представление о склонении личных местоимений, их косвенных (без термина) формах. Упражнения в употреблении падежных форм личных местоимений в составе словосочетания в роли зависимых слов. | ||
135. | Правописание местоимений с предлогами. |
| Знакомство с новой орфограммой - употребление -Н- в косвенных формах местоимений 3 лица. Упражнение в употреблении падежных форм личных местоимений с предлогами в составе словосочетаний. Образование и употребление формы местоимений с предлогами. | Уч. стр. 88-89 | |
136. | Тренинг. Обобщение о словосочетании. |
| Само-, взаимопроверка умений по правилу употребления существительных, прилагательных, местоимений в качестве зависимых слов. | ||
137. | Проверочная работа по теме:«Словосочетание». |
| Диагностика точности, уместности употребления зависимых слов в словосочетаниях и предложениях. |
| |
138. | Второстепенные члены предложения. |
| Понятие о распространенных предложениях, о роли второстепенных членов предложения. Наблюдение за второстепенными членами группы подлежащего, группы сказуемого. Упражнение в установлении связи между второстепенными и главными членами предложения. Извлечение новой информации из учебного текста, работа с таблицей. | Уч. стр. 90-91 | |
139. | Анализ (разбор) простого предложения. |
| Устный анализ строения (состав членов предложения) простых предложений, графический анализ с опорой на памятку. Работа с текстом памятки и следование инструкциям при анализе предложений. Представления о разделах языка (грамматике, синтаксисе), о простых и сложных предложениях. | Уч. стр. 92-93 | |
140. | Связь второстепенных членов с главными членами предложений. |
| Знакомство с полным синтаксическим анализом простого предложения. Осознание речевой задач и выбор для выражения мыслей и чувств нужных предложения по цели высказывания и по строению, наличию определенных второстепенных членов. Анализ предложений, составление схемы их строения. | Уч. стр. 94-95 | |
141. | Сопоставление состава простых и сложных предложений. |
| Отработка умения производить синтаксический анализ (разбор) простых предложений. Углубление представления об осложненных простых и сложных предложениях. Сопоставление языковых средств, анализ строения с помощью моделей, схем. Распространение мысли в предложениях с помощью второстепенных членов. | ||
142. | Повествование. |
| Повторение признаков и структуры текста-повествования. | Уч. стр. 98-99 | |
143. | Рассуждение. |
| Наблюдение над двумя текстами по одной теме «Отчего идет дождь?». Знакомство со структурными частями текста типа рассуждения и их роли (вступительная часть, основное утверждение (тезис), аргументы (доказательства), вывод). | ||
144. | Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания. Сравнение особенностей текстов. |
| Организация наблюдения над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания. Учить анализировать текст (описание куклы из книги Ю. Олеши «Три толстяка»). |
| |
145. | Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания. Закрепление о тексте. |
| Анализ текстов, определение типа, темы, основной мысли. |
| |
146. | Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания. |
| Подготовка к созданию текста (описание матрешки). Анализ текстов о матрешке. Обсуждение вариантов рассказа. |
| |
147. | Подготовка к сочинению. |
|
| ||
148. | Р.р. Обучающее сочинение «Любимая игрушка» |
| Создание текста об игрушке, запись текста с орфографической подготовкой. |
| |
149. | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. |
| Подбор критериев и оценка выполненных работ, выявление удачных речевых оборотов, коррекция речевых ошибок. |
| |
Орфография и пунктуация (21 ч) | |||||
150. | Средства языка и их анализ. |
| Повторение основных средств (единиц) языка через их изучение в определенных разделах науки о языке (по таблице, данной на форзаце учебника). | Осознавать практическую значимость изучения русского языка. Применять изученные правила и алгоритмы действий в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль. Использовать изученные правила, способы действий при выполнении учебных заданий, вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки. Осознавать богатство речевых средств для выражения своего отношения к окружающему. Объяснять выбор способа проверки орфограммы в слове, подбирать словосочетания под схему, читать вслух в соответствии с нормами произношения. Ориентироваться в схемах, классифицировать языковой материал, организовывать работу в паре. Адекватно оценивать свои возможности и трудность предлагаемого задания. Отвечать на вопросы по пройденному материалу в тестовой форме, осуществлять выбор правильного ответа с опорой на изученные правила и алгоритмы действий. Осуществлять выбор задания в соответствии с критериями, контролировать свои действия, осуществлять взаимопомощь. Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка. Осознавать практическую значимость изучения русского языка. Использовать освоенные предметные и метапредметные умения для решения поставленной задачи. Применять изученные знания в игровой ситуации. Планировать личную познавательную деятельность, осуществлять поиск информации в различных источниках, строить логические высказывания, объяснять причинно-следственные связи.
| Уч. стр. 110-112 |
151. | Слово и словосочетание. Слово как часть речи. |
| Повторение общих и отличительных признаков средств языка. Повторение строения слов и словосочетаний, роли главных и дополнительных частей этих единиц. | ||
152. | Контрольное списывание. |
| Применение навыков внимательного чтения и списывания. Проверка уровня графической и орфографической зоркости. Обобщение сведений о каждой изученной части речи (на основе общего плана). |
| |
153. | Морфологический анализ частей речи. |
| Представление о морфологическом анализе частей речи (частичном). Упражнять в употреблении слов разных частей речи при выражении мыслей и чувств. | Уч. стр. 113-119 | |
154. | Изменение частей речи. Разбор частей речи по составу. |
| Упражнения в употреблении в речи слов с разными суффиксами и приставками в соответствии с потребностями речевой ситуации. Морфемный анализ слов. |
| |
155. | Способы обозначения звуков при записи слов. |
| Обобщение способов действий при записи слов по слуху, вопреки звучанию (орфоэпическим нормам), по памяти, при употреблении разделительных знаков и мягкого знака. Упражнения в произнесении слов в соответствии с произносительными нормами. Решение орфографических задач при записи слов. |
| |
156. | Правописание орфограмм в корне слова. |
| Повторение типов орфограмм в корне слова и способов их решения (согласные на конце и в середине слова, проверяемые и непроверяемые безударные гласные). Обобщение способов подбора проверочных слов. Классификация орфограмм в корне слова. |
| |
157. | Использование обобщенного способа проверки безударных гласных в других частях слова. |
| Обобщение местоположения гласных в слове, когда можно использовать обобщенный способ действия - безударный проверяю ударным. Работа с таблицей и использование ее для справки, группировка слов по орфограммам гласных. | Уч. стр. 120-123 | |
158. | Решение орфографических задач при записи предложений и текстов. |
| Обобщение способов проверки парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных. Поиск орфограмм в словах звучащего текста, определение их типа и использование нужного способа решения орфографических задач. Осуществление самоконтроля в процессе записи и ее проверки. | ||
159. | Проверочная работа. Тестирование. |
| Проверка уровня сформированности предметных и метапредметных умений. | Уч. стр. 120, 125 | |
160. | Работа над ошибками, допущенными проверочной работе. |
| Анализ причин ошибок и использование способов их исправления. |
| |
161. | Особенности предложения и теста. |
| Сопоставление словосочетаний и предложений как единиц синтаксиса. Письмо под диктовку текста с последующим анализом предложений по членам предложения, выявления связи между ними. |
| |
162. | Распространяем мысли. |
| Актуализировать поиск средств, с помощью которых можно распространять мысли (второстепенные члены предложения, части текста). Учить читать материал таблицы и употреблять эти средства в речевой практике. |
| |
163. | Распространяем мысли. |
| Выборочное списывание. Проверка уровня сформированности графической зоркости. |
| |
164. | Подготовка к изложению. |
| Прогнозирование содержания текста по его заголовку, плану («Любопытные»). Решение лингвистических задач по тексту. |
| |
165. | Р.р Обучающее изложение. «Любопытные». |
| Письменный пересказ текста по готовому плану и опорным словам. | Уч. стр. 125 | |
166. | Работа над ошибками, допущенными в изложении. |
| Оценка выполненных работ, выявление удачных речевых оборотов, коррекция речевых ошибок. |
| |
167. | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием. |
| Проверка уровня сформированности предметных и метапредметных умений. |
| |
168. | Работа над ошибками, допущенными в итоговой комплексной работе. |
| Выявление и разбор затруднений, коррекция орфографических ошибок. |
| |
169. | Проба пера. Письмо. Культура оформления письма. |
| Написание текста письма с соблюдением правил этикета и культуры речи. | Уч. стр. 127 | |
170. | Урок-игра. «Занимательное языковедение». |
| Проверка в игровой форме знаний и умений по изученным темам. |
|