МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Курская область, Курский район, с. Глебово, д. 37
Рассмотрено Принято Утверждаю
Руководитель МО Педсовет _____ от «___» _________2020 г. Директор МБОУ
________________ Председатель педсовета «Глебовская СОШ»
О. А. Прохорова зам. директора по УВР ________________
Протокол ____ от __________________ И. И. Ниникина
«___» _________ 2020 г. В. В. Чаплыгина Приказ _________ от
«____» ___________ 2020г
Рабочая учебная программа
по русскому языку
7 класс
(базовый уровень)
на 2020 - 2021 учебный год
Программа переработана и адаптирована
Алтуховой Мариной Ивановной,
учителем русского языка и литературы
первой квалификационной категории
с. Глебово
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 6 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»
4. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
5. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
6. Примерная программа основного общего образования по русскому языку, авторская программа по русскому языку Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2012), учебник Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова «Русский язык», 6 кл. в 2 ч. 2020 г.
7. Учебный план МБОУ «Глебовская СОШ» на 2020-2021 учебный год.
8. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа» (утверждено приказом №1-88 от 17 июня 2016 г.)
Количество часов по учебному плану МБОУ «Глебовская СОШ» на 2020-2021 учебный год – 136 часов (4 часа в неделю). Уровень - базовый.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства. Именно в 5-6 классах закладывается база, способствующая дальнейшему усвоению тем предмета в среднем звене, как по развитию речи, так и по орфографии, синтаксису, пунктуации, орфоэпии, большинство из которых внесены в задания ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе.
Цели изучения русского (родного) языка в основной школе:
• воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Изучение каждого раздела, каждой темы направлено на развитие логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Одно из важнейших требований к словарной работе — развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками.
Третье направление в развитии речи учащихся — формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которое осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной устной речи учащихся: учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными видами бытового, общественно-политического и академического красноречия.
Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся — предупреждение и устранение различных языковых ошибок.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и
пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Одно из основных направлений преподавания русского языка — организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.
Важнейшим направлением в работе является формирование навыков грамотного письма.
Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенного для изучения предмета.
Кульmуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т.д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант. Словарный диктант, комплексный анализ текста.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
по фонетике и графике:
производить фонетический разбор слова;
соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;
свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем;
не смешивать буквы и звуки;
по орфоэпии:
правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
пользоваться орфоэпическим словарем;
по лексике:
пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов;
толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы;
давать элементарный анализ лексического значения слова;
по морфемике и словообразованию:
выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;
выделять основу слова;
образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ;
производить морфемный разбор;
производить словообразовательный разбор;
по морфологии:
различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи;
производить морфологический разбор изученных частей речи;
по синтаксису:
выделять словосочетание в предложении;
определять главное и зависимое слово;
образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова;
определять вид предложения по цели высказывания, интонации;
определять грамматическую основу предложения;
определять вид предложения по количеству грамматических основ;
определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения;
определять однородные члены;
определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно);
различать простое и сложное предложение;
производить синтаксический разбор предложения;
по орфографии:
находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами;
обосновывать выбор написания;
находить и исправлять орфографические ошибки;
правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
по пунктуации:
находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
обосновывать место и выбор знака препинания;
находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;
по связной речи, чтению и работе с информацией:
читать учебно-научный текст изучающим чтением;
владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;
определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато;
понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов;
определять стиль текста;
письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст;
пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы;
озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Язык. Речь. Общение ( 2 ч )
Русский язык – один из развитых языков мира. Литературный язык и его нормы. Культура речи. Речевая ситуация
Повторение изученного в 5 классе ( 11ч )
Звуки и буквы. Части слова. Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях. Словосочетание. Простое предложение. Сложное предложение. Пунктуация в простом и сложном предложении. Прямая речь, диалог.
Текст ( 3 ч )
Текст и его признаки. Тема текста. Основная мысль текста. Стили речи: официально-деловой стиль.
Лексикология и фразеология. Культура речи ( 11 ч )
Слово и его лексическое значение. Изобразительно-выразительные средства языка.
Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления. Профессионализмы. Диалектизмы. Жаргонизмы. Устаревшие слова. Неологизмы. Исконно-русская и заимствованная лексика. Эмоционально-окрашенные слова. Понятие о фразеологизмах.
Использование слов в соответствии с их лексическим значением. Способы сжатия текста. Описание помещения.
Словообразование и орфография. Культура речи ( 21 ч )
Морфемика и словообразование. Этимология слова. Основные способы образования слов в русском языке. Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -ГОР-/-ГАР-, -КОС/КАС-, -ЗАР-/-ЗОР-. Правописание гласных в приставках ПРЕ- И ПРИ-, буквы Ы и И после приставок на согласные. Сложные слова. Правописание соединительных гласных О и Е. Сложносокращенные слова.
Морфемный и словообразовательный разбор.
Морфология. Орфография. Культура речи ( 81ч )
Имя существительное (14 ч)
Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе. Морфологические признаки существительного. Разносклоняемые существительные. Несклоняемые существительные (ознакомление). Род несклоняемых существительных. Существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. НЕ с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ЕК -ИК; буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных. Согласные Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК).
Имя прилагательное (21 ч)
Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе. Морфологические признаки прилагательного. Разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Образование прилагательных. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения.
НЕ с именами прилагательными. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. Правописание гласных Н и НН в именах прилагательных. Различение на письме суффиксов -К- и -СК-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Употребление в речи прилагательных.
Имя числительное (13 ч)
Имя числительное как часть речи. Морфологические признаки числительного. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Буква Ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
Употребление в речи числительных.
Местоимение (16 ч)
Местоимение как часть речи. Морфологические признаки местоимения. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква Н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределённых местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. НЕ в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
Употребление в речи местоимений.
Глагол (17 ч)
Повторение пройденного о глаголе в V классе. Морфологические признаки глагола. Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонение. Раздельное написание БЫ(Б) с глаголами в условном наклонении. Правописание глаголов повелительного наклонения. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Образование глаголов. Правописание гласных в суффиксах глаголов.
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах (7ч)
Разделы науки о языке. Орфография. Орфографический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис
IY. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел. Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
планируемая | фактическая |
| Язык. Речь. Общение | 2 ч | | |
| Русский язык - один из развитых языков мира. Литературный язык и его нормы | 1 | | |
| Культура речи. Речевая ситуация | 1 | | |
| Повторение изученного в 5 классе | 11 ч | | |
| Фонетика. Орфоэпия | 1 | | |
| Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов | 1 | | |
| Части речи | 1 | | |
| Орфограммы в окончаниях слов | 1 | | |
| Словосочетание | 1 | | |
| Простое предложение. Знаки препинания | 1 | | |
| Сложное предложение. Запятые в сложном предложении | 1 | | |
| Синтаксический разбор предложений | 1 | | |
| Прямая речь. Диалог | 1 | | |
| Контрольная работа №1. Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5 классе» | 1 | | |
| Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | 1 | | |
| Текст | 3 ч | | |
| Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста | 1 | | |
| Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова | 1 | | |
| Понятие о функциональных разновидностях зыка. Официально-деловой стиль речи | 1 | | |
| Лексикология и фразеология. Культура речи. | 11 ч | | |
| Слово и его лексическое значение | 1 | | |
| Собирание материалов к сочинению. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя» | 1 | | |
| Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет. Сравнение. Метафора | 1 | | |
| Изобразительно-выразительные средства языка. Олицетворение. Гипербола | 1 | | |
| Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления. Профессионализмы. Диалектизмы. Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова | 1 | | |
| Сжатое изложение (упр. 148) | 1 | | |
| Исконно русские и заимствованные слова. | 1 | | |
| Новые и устаревшие слова | 1 | | |
| Фразеологизмы | 1 | | |
| Источники фразеологизмов. Словари | 1 | | |
| Лексический разбор слова | 1 | | |
| Словообразование. Орфография. Культура речи. | 21 ч | | |
| Морфемика и словообразование | 1 | | |
| Описание помещения | 1 | | |
| Основные способы образования слов в русском языке | 1 | | |
| Этимология слов | 1 | | |
| Систематизация материалов к сочинению. Сложный план | 1 | | |
| Сочинение. Описание помещения | 1 | | |
| Буквы А и О в корне -КАС- – -КОС- | 1 | | |
| Буквы А и О в корне -ГАР- – -ГОР- | 1 | | |
| Буквы А и О в корне -ЗАР- – -ЗОР- | 1 | | |
| Правописание корней с чередованием гласных. Закрепление | 1 | | |
| Буквы Ы и И после приставок | 1 | | |
| Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- | 1 | | |
| Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Закрепление | 1 | | |
| Соединительные О и Е в сложных словах | 1 | | |
| Сложносокращенные слова | 1 | | |
| Сочинение по картине Р.Ф.Хузина «У окна». | 1 | | |
| Анализ сочинения. Работа над ошибками | 1 | | |
| Морфемный и словообразовательный разбор слов | 1 | | |
| Повторение изученного по теме «Словообразование. Орфография». | 1 | | |
| Контрольный диктант № 2 по теме «Словообразование» | 1 | | |
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | | |
| Морфология. Орфография. Культура речи. | 81 ч | | |
| Имя существительное | 14 ч | | |
| Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе | 1 | | |
| Разносклоняемые имена существительные | 1 | | |
| Буква Е в суффиксе -ЕН- существительных на -МЯ | 1 | | |
| Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных | 1 | | |
| Имена существительные общего рода | 1 | | |
| Морфологический разбор имени существительного | 1 | | |
| Проверочная работа по теме «Имя существительное». | 1 | | |
| НЕ с существительными | 1 | | |
| Буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК) | 1 | | |
| Гласные в суффиксах существительных - ЕК и -ИК | 1 | | |
| Гласные О и Е после шипящих в суффиксах имен существительных | 1 | | |
| Повторение и обобщение изученного материала. | 1 | | |
| Контрольный диктант № 3 по теме «Имя существительное» | 1 | | |
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | | | |
| Имя прилагательное | 21 ч | | |
| Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе | 1 | | |
| Сочинение. Описание природы | 1 | | |
| Анализ сочинения. Работа над ошибками | 1 | | |
| Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень | 1 | | |
| Степени сравнения имен прилагательных. Превосходная степень | 1 | | |
| Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные | 1 | | |
| Относительные прилагательные | 1 | | |
| Притяжательные прилагательные | 1 | | |
| Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | | |
| Морфологический разбор имени прилагательного. Практикум | 1 | | |
| НЕ с прилагательными | 1 | | |
| Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными | 1 | | |
| Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных | 1 | | |
| Устное сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» | 1 | | |
| Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | 1 | | |
| Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. Закрепление | 1 | | |
| Различение на письме суффиксов прилагательных -К- и -СК- | 1 | | |
| Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 1 | | |
| Повторение изакрепление изученного по теме «Имя прилагательное» | 1 | | |
| Контрольный диктант № 4 по теме «Имя прилагательное» | 1 | | |
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | | |
| Имя числительное | 13 ч | | |
| Имя числительное как часть речи | 1 | | |
| Простые и составные числительные | 1 | | |
| Мягкий знак на конце и в середине числительных | 1 | | |
| Порядковые числительные | 1 | | |
| Разряды количественных числительных | 1 | | |
| Числительные, обозначающие целые числа | 1 | | |
| Дробные числительные | 1 | | |
| Собирательные числительные | 1 | | |
| Морфологический разбор имени числительного | 1 | | |
| Морфологический разбор имени числительного. Практиткум | 1 | | |
| Повторение изученного материала по теме «Имя числительное» | 1 | | |
| Контрольный диктант № 5 по теме «Имя числительное» | 1 | | |
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | | |
| Местоимение | 16 ч | | |
| Местоимение как часть речи. | 1 | | |
| Личные местоимения. | 1 | | |
| Возвратное местоимение СЕБЯ | 1 | | |
| Вопросительные местоимения | 1 | | |
| Относительные местоимения | 1 | | |
| Неопределенные местоимения | 1 | | |
| Отрицательные местоимения | 1 | | |
| Притяжательные местоимения | 1 | | |
| Сочинение-рассуждение | 1 | | |
| Указательные местоимения | 1 | | |
| Определительные местоимения | 1 | | |
| Местоимения и другие части речи | | | |
| Морфологический разбор местоимения | 1 | | |
| Повторение изученного материала по теме «Местоимение» | 1 | | |
| Контрольный диктант № 6 по теме «Местоимение» | 1 | | |
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | | |
| Глагол | 17 ч | | |
| Глагол. Повторение изученного в 5 классе | 1 | | |
| Спряжение глагола | 1 | | |
| Разноспрягаемые глаголы | 1 | | |
| Глаголы переходные и непереходные | 1 | | |
| Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение | 1 | | |
| Изъявительное наклонение | 1 | | |
| Изложение с творческим заданием(упр.590) | 1 | | |
| Условное наклонение | 1 | | |
| Повелительное наклонение | 1 | | |
| Употребление наклонений | 1 | | |
| Безличные глаголы | 1 | | |
| Морфологический разбор глагола | 1 | | |
| Рассказ на основе услышанного | 1 | | |
| Правописание гласных в суффиксах глаголов | 1 | | |
| Повторение изученного по теме «Глагол» | 1 | | |
| Контрольный диктант № 7 по теме «Глагол» | 1 | | |
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | | |
| Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах | 7 ч | | |
| Разделы науки о языке | 1 | | |
| Орфография. Пунктуация | 1 | | |
| Лексика и фразеология | 1 | | |
| Словообразование | 1 | | |
| Морфология | 1 | | |
| Синтаксис | 1 | | |
| Итоговое тестирование | 1 | | |