Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса разработана на основе:
- требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Нахабинская гимназия №4»,
- учебного плана МБОУ «Нахабинская гимназия №4» на 2019-2020 учебный год,
- программы для 5-9 классов (М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов //Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. 10-11 классы. Составитель Е.И.Харитонова - М.: Дрофа, 2016),
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 г. №345, учитывая изменения и дополнения).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Русский язык. 8 класс» (авторы: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др., М., Дрофа, 2019).
1.Цели обучения русскому языку
1. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
2. Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.
З. Освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.
4. Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
5. Применение знаний и умений в жизни.
Задачи курса:
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
- совершенствовать рецептивно-аналитические текстовые умения, в частности умение проводить различные виды анализа текста: содержательно-композиционный, стилистический, типографический, анализ способов и средств связи предложений, полный и комплексный анализ текста;
- формирование умения создавать тексты различных стилей и жанров с опорой на речеведческие знания.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
2.1. Место учебного предмета «русский язык» в учебном плане
Предмет «Русский язык» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 8 классе по 3 часа в неделю (102 часа).
2.2.Результаты освоения курса
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3)достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
3.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА. РУССКИЙ ЯЗЫК. 8 КЛАСС
О языке (1 ч). Русский язык в семье славянских языков.
РЕЧЬ (17 ч)
Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.
Жанры публицистики: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно -композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.
Высказывания, ориентированные на жанр репортажа:
репортаж-повествование о событии (посещении театра, экскурсии, походе);
репортаж-описание памятника истории или культуры (родного города, поселка, улицы, музея).
Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об интересном человеке).
Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо - как их примирить?».
Основные умения
Анализ текста. Находить в молодежных газетах проблемные репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте заголовок. Находить в тексте статьи, репортажа, портретного очерка фрагменты, представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя.
Воспроизведение текста. Создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нем свое понимание проблематики текста и позиции автора, давать письменный анализ текста - стилистический, типологический, включая анализ характерных для стиля и типа речи выразительных средств языка. Пересказывать (устно и письменно) тексты указанных выше жанров, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста.
Создание текста. Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинения о человеке (литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную местную газету.
Совершенствование написанного. Добиваться полного соответствия отбора содержания и языковых средств коммуникативной задаче. Повышать выразительность речи, уместно используя характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов с парным соединением, многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкции.
Трудные случаи правописания (на основе изученного) (5 ч)
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение (5 ч). Понятие о словосочетании.
Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление примыкание. Значение словосочетания.
Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательныe предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов. Логическое ударение.
Культура речи. Построение словосочетаний с разными видами подчинительной связи: управлением и согласованием. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных и восклицательных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения. Риторический вопрос, вопросно -ответная форма изложения как стилистические приемы, повышающие выразительность речи. Варианты произношения в устной речи.
Синтаксис простого предложения
Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения (12 ч)
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащими сказуемым.
Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и не согласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Выделение запятыми сравнительного оборота.
Культура речи. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращенными словами.
Синонимика составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.
Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; их синонимика.
Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и повествовательных текстах; их синонимика.
Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи.
Односоставные простые предложения (8 ч). Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные).
Культура речи. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Употребление в описании назывных предложений обозначения времени и места. Использование личных и безличных предложений как синтаксических синонимов.
Неполные предложения (2 ч)
Понятие о неполных предложениях.
Культура речи. Употребление неполных предложений в разговорной (в диалоге) и в книжной речи.
Предложения с однородными членами (12 ч)
Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные бессоюзно и при помощи сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.
Культура речи. Правильное построение предложений с союзами не только…, но и…, как…, так и… .
Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи. Интонация предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями (14 ч)
Обращение нераспространенное и распространенное, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями.
Культура речи. Использование обращений в разных стилях речи как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Интонация при обращении. Правильно е произношение русских имен и отчеств в роли обращения.
Синонимика вводных слов. Стилистические различия между ними. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи. Вводные слова как средство связи предложений в тексте. Интонация предложений с вводными словами и предложениями.
Предложения с обособленными членами (16 ч)
Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения.
Культура речи. Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ним синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных деепричастных оборотов и простых сказуемых). Деепричастные обороты как средство связи предложений в тексте. Интонация предложений с обособленными и уточняющими членами.
Прямая и косвенная речь (9 ч)
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.
Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи.
Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог.
Культура речи. Интонация предложений с прямой речью. Замена прямой речи косвенной. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.
Резервные часы (3 ч)
Основные виды контроля:
1.Стартовый (входящий) контроль – 1 (3 неделя)
2. Промежуточный, тематический контроль:
- контрольные сочинения – 5
- контрольные изложения – 4
- контрольные работы и диктанты – 6
3. Итоговый контроль – 1 (33 неделя)
4.Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса по русскому языку
Учащиеся должны знать/понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ: дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
- рецензировать устный ответ учащегося;
- задавать вопросы по прослушанному тексту;
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
ЧТЕНИЕ: прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;
- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;
- при необходимости переходить на изучающее чтение;
- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
ГОВОРЕНИЕ: пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
- вести репортаж о школьной жизни;
- строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и т.д.;
- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
- составлять инструкции по применению того или иного правила;
- принимать участие в диалогах различных видов;
- адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;
ПИСЬМО: пересказывать фрагмент прослушанного текста;
- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
- создавать сочинение - описание архитектурного памятника, сочинение - сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);
- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию.
ТЕКСТ: находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки,
определять их тему, основную мысль, заголовок;
- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ: разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей.
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ: разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять; пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов» и т. п.); оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.
МОРФОЛОГИЯ: распознавать части речи и их формы; соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.
ОРФОГРАФИЯ: применять орфографические правила; объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ: опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов; различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами; правильно строить предложения с обособленными членами; проводить интонационный анализ простого предложения; выразительно читать простые предложения изученных конструкций; проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
Планируемые результаты:
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
по морфемике и словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;
по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым словарем;
по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;
по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами;
по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами;. правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;
по пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь их объяснять;
объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи.
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Г.Н.Владимирская. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. М.: Творческий центр, 2004.
2. О.А.Финтисова. Уроки русского языка в 8 кл. Поурочные планы по программе М.М.Разумовской, в 2 ч. Волгоград: Учитель, 2006
3. Т. А. Костяева. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 класс. М.: Просвещение, 2004.
4. Г..П.Соколова. Уроки углубленного изучения русского языка. 8 класс. М.: Просвещение. 1992.
5. Николина Н. А. Обучение русскому языку в 8 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005.
6. М.В.Демина, Н.Н.Петухова. Диктанты по русскому языку. 8 класс. М.: Экзамен, 2008.
7. Т.Н.Роговик. Изложения по русскому языку. 8 класс. М.: Экзамен, 2008.
8. Н.Н.Соловьева. Русский язык в задачах и играх. Тетрадь для творческих работ. М., Материк-Альфа, 2007.
9. В.В.Бабайцева, О.А.Сальникова. Русский язык. Тренинг по орфографии. М., Дрофа, 2013.
10. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 8 класс. М.: Просвещение, 2005.
Словари и справочники:
1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
2.Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк,руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
3. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995.
Мультимедийные пособия.
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8-9 класс.
Т.А.Захарова, И.А.Меховская. Уроки русского языка. 7-8 кл. Методическое пособие с электронным приложением. М., «Планета», 2011.
Электронный репетитор-тренажер. Курс русского языка (базовый). Медиахауз, 2001
Ресурсы инрернет.
Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ (http://www.gramota.ru/)
Говорим и пишем правильно (http://pishu-pravilno.livejournal.com/)
ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений (www.fipi.ru).
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 Г классе (102 часа).
№ | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
| О языке. Язык и речь. Правописание и культура речи (повторение и обобщение изученного в 5-7 классах). | | |
1. | Русский язык в семье славянских языков. И.И.Срезневский. | 02.09 | |
2. | Речь и её виды. | 04.09 | |
3. | Функциональные разновидности языка. | 06.09 | |
4. | Сочинение–рассуждение «Что значит быть грамотным?» | 09.09 | |
5. | Алфавит и его практическое использование. | 11.09 | |
6. | Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | 13.09 | |
7. | Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | 16.09 | |
8. | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. | 18.09 | |
9. | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. | 20.09 | |
10. | Употребление дефиса. | 23.09 | |
11. | Слитное, дефисное (полуслитное) и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи. | 25.09 | |
12. | Контрольный диктант № 1 . | 27.09 | |
13. | Анализ контрольного диктанта. Типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте. | 30.09 | |
14. | Сочинение по картине А.А.Рылова «Домик под красной крышей». | 02.10 | |
| Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. | | |
15. | Словосочетание. | 04.10 | |
16. | Способы связи слов в словосочетании. | 14.10 | |
17. | Способы связи слов в словосочетании. | 16.10 | |
18. | Предложение и его типы. Интонация предложения. | 18.10 | |
| Простое двусоставное предложение | | |
19. | Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. | 21.10 | |
20. | Сказуемое и способы его выражения. Глагольное сказуемое. | 23.10 | |
21. | Изложение по тексту В. Ткаченко «Сад на пепелище». | 25.10 | |
22. | Анализ изложения. Составное именное сказуемое. В.В.Виноградов. | 26.10 | |
23. | Составное именное сказуемое. | 28.10 | |
24. | Тире между подлежащим и сказуемым. | 30.10 | |
25. | Правила согласования (координации)главных членов предложения. | 01.11 | |
26. | Второстепенные члены предложения. Определение. Согласованное и несогласованное определение. | 06.11 | |
27. | Приложение как особый вид определения. | 08.11 | |
28. | Особые случаи употребления определений. | 11.11 | |
29. | Дополнение. Прямое и косвенное дополнение. | 13.11 | |
30. | Обстоятельство. Виды обстоятельств. | 15.11 | |
31. | Виды обстоятельств. Редактирование предложений. | 25.11 | |
32. | Сравнительный оборот. Выделение запятыми сравнительного оборота. | 27.11 | |
33. | Порядок слов в предложении. | 29.11 | |
34. | Контрольный диктант № 2 . | 02.12 | |
35. | Анализ контрольного диктанта. Жанры публицистики. Репортаж. | 04.12 | |
36. | Репортаж-повествование о событии. Репортаж-описание. | 06.12 | |
37. | Сочинение «Репортаж из родного города». | 09.12 | |
| Простое односоставное предложение. | | |
38. | Виды односоставных предложений. | 11.12 | |
39. | Определённо-личные предложения. | 13.12 | |
40. | Неопределённо-личные предложения. | 14.12 | |
41. | Обобщённо-личные предложения. | 16.12 | |
42. | Безличные предложения. | 18.12 | |
43. | Безличные предложения. | 20.12 | |
44. | Назывные предложения. Составление текста на указанную тему. | 23.12 | |
45. | Обучение написанию сжатого изложения. Изложение. | 25.12 | |
46. | Неполные предложения. | 27.12 | |
47. | Жанры публицистики. Статья. | 10.01 | |
48. | Композиция статьи. | 13.01 | |
49. | Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи | 15.01 | |
| Предложения с однородными членами. | | |
50. | Какие члены предложений являются однородными. | 17.01 | |
51. | Однородные члены предложения. | 20.01 | |
52. | Однородные члены предложения. Ф.Ф. Фортунатов. | 22.01 | |
53. | Как связаны между собой однородные члены предложения. | 24.01 | |
54. | Однородные и неоднородные определения. | 27.01 | |
55. | Неоднородные определения. | 29.01 | |
56. | Сочинение по картине К. Брюллова «Всадница». | 31.01 | |
57. | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 01.02 | |
58. | Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. | 03.02 | |
59. | Отработка пунктуационных навыков в предложении с ОЧ. | 05.02 | |
| Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями | | |
60. | Предложения с обращениями. | 07.02 | |
61. | Обращение нераспространённое и распространённое. | 10.02 | |
62. | Знаки препинания при обращении. | 12.02 | |
63. | Предложения с вводными конструкциями. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. | 14.04 | |
64. | Значение вводных слов и словосочетаний. | 26.02 | |
65. | Значение вводных слов и словосочетаний. | 28.02 | |
66. | Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. | 02.03 | |
67. | Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. | 04.03 | |
68. | Сжатое изложение. | 06.03 | |
69. | Предложения с вставными конструкциями. Сообщение на лингвистическую тему. | 11.03 | |
70. | Предложения с междометиями и словами да и нет. | 13.03 | |
71. | Обобщение изученного материала. | 16.03 | |
72. | Контрольный диктант № 3. | 18.03 | |
| Предложения с обособленными членами | | |
73. | Анализ контрольного диктанта. Понятие обособления. Обособление второстепенных членов предложения. | 20.03 | |
74. | Обособленные определения и приложения. | 21.03 | |
75. | Обособленные приложения. | 23.03 | |
76. | Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» (упр.338). | 25.03 | |
77. | Обособление одиночных и распространённых приложений. Составление доверенности. | 27.03 | |
78. | Обособление одиночных и распространённых приложений. | 30.03 | |
79. | Отработка пунктуационных навыков в предложениях с обособлением. | 01.04 | |
80. | Обособленные обстоятельства. | 03.04 | |
81. | Обособленные обстоятельства. | 13.04 | |
82. | Обособленные обстоятельства. Сравнительный оборот. | 15.04 | |
83. | Уточняющие члены предложения. | 17.04 | |
84. | Уточняющие члены предложения. | 18.04 | |
85. | Обобщение изученного по теме: «Обособление». | 20.04 | |
86. | Подготовка к контрольной работе. | 22.04 | |
87. | Контрольная работа по теме: «Обособление». | 24.04 | |
88. | Жанры публицистики. Портретный очерк. | 27.04 | |
89. | Творческая работа. | 29.04 | |
| Прямая и косвенная речь | | |
90. | Оформление прямой речи на письме. | 06.05 | |
91. | Диалог. | 08.05 | |
92. | Сочинение по мотивам картины В.П. Перова «Охотники на привале» с включением диалога. | 13.05 | |
93. | Косвенная речь. | 15.05 | |
94. | Цитаты и их оформление на письме. | 18.05 | |
95. | Оформление цитат на письме. | 20.05 | |
96. | Контрольный диктант № 4. | 22.05 | |
97. | Анализ контрольного диктанта. | 25.05 | |
98. | Повторение изученного в 8 классе. | 27.05 | |
99. | Повторение изученного в 8 классе. | 29.05 | |
100. | Повторение изученного в 8 классе. | | |
101. | Подведение итогов. | | |
102. | Резервный урок. | | |