ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ВАХРУШЕВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС №2 «БЕРЕГИНЯ»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГОУ ЛНР «ВУВК №2 «Берегиня»
________________И.М. Левко
31.08.2020 г
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Экология человека»
(общеинтеллектуальное направление)
8 класс
Срок реализации программы: 1 год
Составитель рабочей программы:
Илюхина Елена Леонидовна
2020 год
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология человека» разработана на основе примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики, биология, V-IX классы, базовый уровень, утвержденной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 483 от 27.12.2016г.).
Планирование составлено на основе материала пособия Ворониной Г.А. «Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практическое руководство для учителя» М.: Айрис-пресс, 2006.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению биологии, экологии, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности, необходимостью воспитания экологически грамотной личности, ведущей активную эколого-просветительскую деятельность, формированию социально значимого умения беречь собственное здоровье, подготовке учащихся к самостоятельной жизни в обществе и семье.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами биологии, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, составлять проекты, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию, важное место отведено вопросам сохранения и укрепления здоровья человека, профилактике заболеваний, безопасного поведения в окружающей среде.
Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний, которые пригодится в дальнейшей работе и впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других экологических проектах и конкурсах, на формирование навыков здорового образа жизни
Цель: формирование у школьников оптимальной для здоровья модели и стратегии поведения, обеспечивающей наилучшую адаптацию во взрослой жизни. Курс нацелен помочь подросткам противостоять отрицательному давлению социальной среды, подготовить обучающихся к принятию разумных решений.
Задачи:
формирование научной картины мира у учащихся;
воспитание экологической культуры здоровья;
изучение психофизиологические показатели и ресурсы здоровья;
ознакомить с методами диагностики состояния здоровья;
развитие умения использовать знания, в том числе и в нестандартных ситуациях.
развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности органов;
развить коммуникативные способности учащихся;
овладеть современными методами формирования ЗОЖ, профилактическими методами предупреждения вредных привычек.
Особенности возрастной группы обучающихся
Обучающиеся (дети 12—13лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. Детям предоставляется возможность выполнять лабораторные работы по оценке функционального состояния организма, которые помогут выработать программу сохранения и укрепления здоровья. Материалы по проектной деятельности позволят разнообразить формы организации учебного процесса, расширить рамки учебного предмета.
- Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
- Режим занятий: Количество часов, выделенных на изучение курса 68 часов в год, количество часов и занятий в неделю – 2. Продолжительность занятий 45 мин.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные
1. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2.Реализация установок здорового образа жизни;
3. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
4.Формирование ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды.
Метапредметные
1. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2.Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3.Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4.Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные
1. Способность различать научную и паранаучную информацию о влиянии различных факторов на человека и его здоровье.
2.Знание экологических и социальных факторов влияющих на здоровье человека.
3.Умение описывать влияние экологических и социальных факторов на здоровье человека.
4.Умение различать случайные и закономерные влияния экологических факторов на здоровье и работоспособность человека.
5.Умение прогнозировать возможные последствия изменения окружающей среды на бытовом уровне.
6.Умение объяснять значение и место взаимоотношений человека и природы в материальной и духовной культуре человека.
7.Навыки сравнения проблем здоровья у людей разных профессий и социальных групп в зависимости от общекультурных позиций, ценностных установок и ориентации.
8.Умение организовывать диалог и находить компромиссы по вопросам оптимизации собственных отношений со средой.
9.Проявление активности в пропаганде здорового образа жизни и отказе от вредных привычек.
10.Понимание важности сохранения здоровья как одной из главных ценностей жизни.
11.Овладение навыками здорового образа жизни.
12.Повышение уровня общих и специальных знаний и умений по биологии
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Форма организации | Содержание программы | Вид деятельности |
Введение. Инструктаж по ТБ |
Викторина | Что изучает экология человека | Игровая деятельность |
Окружающая среда и здоровье человека |
Соревнования | Экологические факторы, влияющие на здоровье человека | Познавательная деятельность |
Викторина | Здоровье и образ жизни. | Игровая деятельность |
Лабораторная работа | Оценка состояния физического здоровья | Познавательная деятельность |
Элементы поисковой деятельности | История развития представлений о здоровом образе жизни. | Проекты |
Элементы поисковой деятельности | Различия между людьми, проживающими в разных природных зонах. | Проекты |
Соревнования | Влияние климатических условий на здоровье человека. | Познавательная деятельность |
Элементы поисковой деятельности | Экстремальные факторы окружающей среды. | Семинар |
Основы здорового образа жизни |
Практическая работа | Диагностика здорового образа жизни. Составление индивидуальной программы здоровья | Познавательная деятельность |
Элементы поисковой деятельности | Наследственность - составная часть здоровья. Наследственность - важный фактор здоровья. | Проекты |
Викторина | Носители наследственности. Предупреждение наследственных заболеваний. | Игровая деятельность |
Практическая работа | Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной | Познавательная деятельность |
Влияние факторов среды на системы органов |
Элементы поисковой деятельности | Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия). | Просмотр фильма «Чума над Россией» |
Викторина | Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. | Игровая деятельность |
Соревнования | Воздействие двигательной активности на организм человека. | Познавательная деятельность |
Лабораторная работа | Оценка подготовленности организма к физической нагрузке | Познавательная деятельность |
Элементы поисковой деятельности | Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. | Познавательная деятельность |
Соревнования | Иммунитет и здоровье | Познавательная деятельность |
Лабораторная работа | Оценка состояния противоинфекционного иммунитета | Познавательная деятельность |
Элементы поисковой деятельности | Условия полноценного развития системы кровообращения. | Художественное творчество |
Элементы поисковой деятельности | Профилактика нарушений деятельности сердечнососудистой системы. | Проекты |
Элементы поисковой деятельности | Правильное дыхание. | Проекты |
Элементы поисковой деятельности | Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важнейший экологический фактор. | Презентация «Компоненты пищи» |
Соревнования | Пищевые добавки. Трансгенные продукты | Познавательная деятельность |
Викторина | Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний. | Игровая деятельность |
Практическая работа | О чем рассказывает упаковка | Познавательная деятельность |
Элементы поисковой деятельности | Рациональное питание и культура здоровья. | Проекты |
Элементы поисковой деятельности | Рациональное питание и культура здоровья. | Проекты |
Элементы поисковой деятельности | Состояние кожи и её производных. | Проекты |
Элементы поисковой деятельности | Воздействие солнечных лучей на кожу. | Проекты |
Элементы поисковой деятельности | Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. | Проекты |
Практическая работа | Развитие утомления | Познавательная деятельность |
Элементы поисковой деятельности | Условия нормального функционирования зрительного аппарата. | Проекты |
Викторина | Средства и способы закаливания | Игровая деятельность |
Элементы поисковой деятельности | Влияние конфликтных ситуаций на здоровье, их профилактика | Просмотр фильма |
Соревнования | Внешнее воздействие на орган слуха и равновесие | Познавательная деятельность |
Лабораторная работа | Воздействие шума на остроту слуха | Познавательная деятельность |
Элементы поисковой деятельности | Стресс как негативный фактор | Проекты |
Лабораторная работа | Оценка температурного режима учебных помещений | Познавательная деятельность |
Элементы поисковой деятельности | Чувствительность к внешним воздействиям и тип нервной деятельности | Проекты |
Лабораторная работа | Определение свойств нервной системы | Познавательная деятельность |
Элементы поисковой деятельности | Биоритмы и причины их нарушения | Проекты |
Элементы поисковой деятельности | Гигиенический режим сна | Проекты |
Элементы поисковой деятельности | Влияние окружающей среды на железы внутренней секреции | Проекты |
Репродуктивное здоровье |
Викторина | Особенности развития организма юноши и девушки | Игровая деятельность |
Элементы поисковой деятельности | Проблемы взросления и культура здоровья | Проекты |
Элементы поисковой деятельности | Факторы риска внутриутробного развития | Проекты |
Соревнования | Биологические и социальные причины заболеваний передающихся половым путем | Познавательная деятельность |
Элементы поисковой деятельности | Ответственное поведение | Художественное творчество |
Соревнования | Защита проектов | Познавательная деятельность |
Лечебные и природные ресурсы, их роль в оздоровлении людей |
Элементы поисковой деятельности | Природа - источник положительных эмоций в жизни и творчестве человека. | Художественное творчество |
Элементы поисковой деятельности | Права и обязанности человека в сохранении своего здоровья и окружающей природы. | Проекты |
Викторина | Ролевая игра: «Вредным привычкам - нет». | Игровая деятельность |
Элементы поисковой деятельности | Культура отдыха в природном окружении. | Проекты |
Соревнования | Парки и заповедники Луганщины. | Познавательная деятельность |
Элементы поисковой деятельности | Видовое разнообразие растительного и животного мира природного окружения, его изменение под влиянием антропогенного фактора. Зелёная аптека природы. | Проекты |
Элементы поисковой деятельности | Лекарственные растения, их роль в сохранении здоровья и лечении человека. | Проекты |
Соревнования | Лекарственные растения «Красной книги». Сбор и хранение лекарственных растений | Познавательная деятельность |
Практическая работа | Ядовитые растения. Оказание первой медицинской помощи человеку при отравлении ядовитыми растениями. | Познавательная деятельность |
Практическая работа | Ядовитые растения. Оказание первой медицинской помощи человеку при отравлении ядовитыми растениями | Познавательная деятельность |
Практическая работа | Определение лекарственных и ядовитых растений | Познавательная деятельность |
Экология жилища и здоровье человека |
Элементы поисковой деятельности | Квартира как экосистема. | Проекты |
Элементы поисковой деятельности | Квартира как экосистема. | Проекты |
Практическая работа | Оценка экологической безопасности своего дома, квартиры | Познавательная деятельность |
Практическая работа | Использование фитонцидных растений в интерьере. | Познавательная деятельность |
Практическая работа | Использование фитонцидных растений в интерьере. | Познавательная деятельность |
Викторина | Влияние цвета на организм человека. | Игровая деятельность |
Элементы поисковой деятельности | Влияние цвета на организм человека. | Презентации |
Соревнования | Круглый стол «Здоровье как одна из главных ценностей человека». | Познавательная деятельность |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
Введение. Инструктаж по ТБ (1 ч) |
1 | Введение. Что изучает экология человека. Инструктаж по ТБ. | 02.09 | | |
Окружающая среда и здоровье человека (8 ч) |
2 | Экологические факторы, влияющие на здоровье человека | 07.09 | | |
3 | Здоровье и образ жизни. | 09.09 | | |
4 | JI.P.№ 1 Оценка состояния физического здоровья | 14.09 | | |
5 | История развития представлений о здоровом образе жизни. | 16.09 | | |
6 | Различия между людьми, проживающими в разных природных зонах. | 21.09 | | |
7 | Влияние климатических условий на здоровье человека. | 23.09 | | |
8 | Экстремальные факторы окружающей среды. | 28.09 | | |
Основы здорового образа жизни(4 ч) |
9 | П.Р. № 1.Диагностика здорового образа жизни; Составление индивидуальной программы здоровья | 30.09 | | |
10 | Наследственность - составная часть здоровья. Наследственность - важный фактор здоровья. | 05.10 | | |
11 | Носители наследственности. Предупреждение наследственных заболеваний. | 07.10 | | |
12 | П.Р. №2. Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной. | 12.10 | | |
Влияние факторов среды на системы органов (30 ч) |
13 | Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия). | 14.10 | | |
14 | Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. | 19.10 | | |
15 | Воздействие двигательной активности на организм человека. | 21.10 | | |
16 | Л.Р. №2 Оценка подготовленности организма к физической нагрузке | |
17 | Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. | 02.11 | | |
18 | Иммунитет и здоровье | 09.11 | | |
19 | Л.Р.№3 Оценка состояния противоинфекционного иммунитета | 11.11 | | |
20 | Условия полноценного развития системы кровообращения. | 16.11 | | |
21 | Профилактика нарушений деятельности сердечнососудистой системы. | 18.11 | | |
22 | Правильное дыхание. | 23.11 | | |
23 | Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важнейший экологический фактор. | 25.11 | | |
24 | Пищевые добавки. Трансгенные продукты | 30.11 | | |
25 | Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний. | 02.12 | | |
26 | П.Р.№3 О чем рассказывает упаковка | |
27 | Рациональное питание и культура здоровья. | 07.12 | | |
28 | Рациональное питание и культура здоровья. | 09.12 | | |
29 | Состояние кожи и её производных. | 14.12 | | |
30 | Воздействие солнечных лучей на кожу. | 16.12 | | |
31 | Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. | 21.12 | | |
32 | П.P.№4 Развитие утомления | 23.12 | | |
| Условия нормального функционирования зрительного аппарата. | | | |
33 | Средства и способы закаливания | 11.01 | | |
34 | Влияние конфликтных ситуаций на здоровье, их профилактика | 13.01 | | |
35 | Внешнее воздействие на орган слуха и равновесие | 18.01 | | |
36 | Л.P.№4 Воздействие шума на остроту слуха | 20.01 | | |
37 | Стресс как негативный фактор | 25.01 | | |
38 | Л.P. №5 Оценка температурного режима учебных помещений | 27.01 | | |
39 | Чувствительность к внешним воздействиям и тип нервной деятельности | 01.02 | | |
40 | Л.P. №6 Определение свойств нервной системы | 03.02 | | |
41 | Биоритмы и причины их нарушения | 08.02 | | |
42 | Гигиенический режим сна | 10.02 | | |
43 | Влияние окружающей среды на железы внутренней секреции | 15.02 | | |
Репродуктивное здоровье (6 ч) |
44 | Особенности развития организма юноши и девушки | 17.02 | | |
45 | Проблемы взросления и культура здоровья | 22.02 | | |
46 | Факторы риска внутриутробного развития | 24.02 | | |
47 | Биологические и социальные причины заболеваний передающихся половым путем | 01.03 | | |
48 | Ответственное поведение | 03.03 | | |
49 | Защита проектов | 10.03 | | |
Лечебные и природные ресурсы, их роль в оздоровлении людей (11 ч) |
50 | Природа - источник положительных эмоций в жизни и творчестве человека. | 15.03 | | |
51 | Права и обязанности человека в сохранении своего здоровья и окружающей природы. | 17.03 | | |
52 | Ролевая игра: «Вредным привычкам - нет». | 29.03 | | |
53 | Культура отдыха в природном окружении. | 31.03 | | |
54 | Парки и заповедники Луганщины. | |
55 | Видовое разнообразие растительного и животного мира природного окружения, его изменение под влиянием антропогенного фактора. Зелёная аптека природы. | 05.04 | | |
56 | Лекарственные растения, их роль в сохранении здоровья и лечении человека. | 07.04 | | |
57 | Лекарственные растения «Красной книги». Сбор и хранение лекарственных растений | 12.04 | | |
58 | Ядовитые растения. Оказание первой медицинской помощи человеку при отравлении ядовитыми растениями. | 14.04 | | |
59 | Ядовитые растения. Оказание первой медицинской помощи человеку при отравлении ядовитыми растениями | |
60 | П.Р.№5. Определение лекарственных и ядовитых растений | 19.04 | | |
Экология жилища и здоровье человека (8 ч) |
61 | Квартира как экосистема. | 21.04 | | |
62 | Квартира как экосистема. | 26.04 | | |
63 | П.Р.№6 Оценка экологической безопасности своего дома, квартиры | 28.04 | | |
64 | Использование фитонцидных растений в интерьере. | 05.05 | | |
65 | Использование фитонцидных растений в интерьере. | |
66 | Влияние цвета на организм человека. | 17.05 | | |
67 | Влияние цвета на организм человека. | 19.05 | | |
68 | Круглый стол «Здоровье как одна из главных ценностей человека». | 24.05 | | |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
кафедры естественно-математических дисциплин
от «27» августа 2020 г. № _
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________Л.Д. Величко
«28» августа 2020 г.