СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Шахматы в школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности " Шахматы в школе"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новомирская средняя общеобразовательная школа Азовского района



«Утверждаю»

Директор МБОУ Новомирской СОШ Азовского района

Приказ от 30.08.2021 г. № 129

________________ Н.П.Тегляй


М.П.



ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Шахматы в школе»

для 2 класса


Уровень начального общего образования


Общее количество часов 34 часа


Количество часов в неделю по 1 часу


Учитель: Маяцкая Инна Анатольевна


Программа разработана на основе авторской программы «Шахматы в школе», учебное пособие для общеобразовательных организаций под редакцией авторов: Э.Э. Уманской, Е.И. Волковой, Е.А. Прудниковой– М. : Просвещение, 2017.








п. Новомирский

Азовского района Ростовской области

2021 год



Пояснительная записка

Программа для младших школьников «Шахматы в школе» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

УМК курса «Шахматы в школе» (авторы Э.Э.Уманская, Е.И.Волкова, Е.А.Прудникова):

- «Шахматы в школе». Рабочие программы. 1–4 годы обучения: учеб. пособие для общеобразовательных организаций – М.: Просвещение, 2017.

- «Шахматы в школе». Второй год обучения. / Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, М: «Просвещение»,2019

Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Место предмета в учебном плане

Программа разработана для учащихся 2 класса и рассчитана на изучение материала в течение 34 часов по 1 часу в неделю.


Основу содержания занятия составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности, включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную деятельность, шахматные праздники.

Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной организации, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.

Для закрепления знаний обучающихся, используются дидактические задания и позиции для игровой практики.

Тематическое планирование программы соответствует структуре учебников для 1–4 годов обучения.

Результаты

освоения курса внеурочной деятельности

Данная Программа предусматривает достижение определённых результатов: личностных, метепредметных и предметных.

Личностные результаты освоения Программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

- формирование основ шахматной культуры;

- понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;

- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

- умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

-навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения Программы - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- овладение способом структурирования шахматных знаний;

- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- овладение способом поиска необходимой информации;

- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

- умение строить логические цепи рассуждений;

- умение анализировать результат своих действий;

- умение воспроизводить по память информацию;

- умение устанавливать причинно – следственные связи;

- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою позицию до других;

- умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Курс внеурочной деятельности – характеризует умение и опыт обучающихся, которые приобретается и закрепляется в процессе освоения.

B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести:

- знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о еѐ позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека, её места в физической культуре и спорте;

- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;

- умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках

- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.

Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе».

B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся должны:

– приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;

– владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;

– приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.


Планируемые предметные результаты.


К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:

– уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;

– защищать свои фигуры от нападения и угроз;

– решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы

в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;

– ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;

– разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно

выводя фигуры в дебюте;

– реализовывать большое материальное преимущество.


СОДЕРЖАНИЕ

Теоретические основы и правила шахматной игры

История шахмат

Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака приравносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.

Практико-соревновательная деятельность

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спаррин-ги, соревнования, шахматные праздники.



Планирование прохождения программного материала

№ п/п

Виды деятельности

Распределение учебных часов



2 класс


Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

1

Сведения из истории шахмат

1

2

Базовые понятия шахматной игры

20


Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

3

Конкурсы решения позиций

4

4

Соревнования

8

5

Шахматные праздники

1

Общее количество часов: 34














Тематическое планирование

2 класс

№ занятия

Дата план

Дата факт

Тема занятия

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности

1

2.09


Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира.

1

Знают о вкладе чемпионов мира

по шахматам в развитие

шахматной культуры.

2

9.09


Шахматные фигуры (повторение)

1

Знают способы защиты в

шахматной партии, элементарные

шахматные комбинации, имеют

представление о дебютных

ловушках и о том, как в них не

попадаться.

Умеют видеть нападение и

защищать свои фигуры от

нападения партнёра, матовать

одинокого короля двумя ладьями,

ферзём и ладьёй, королём и

ферзём, королём и ладьёй, могут

находить элементарные

шахматные комбинации: двойной

удар, связку, ловлю фигуры, мат

на последней горизонтали,

сквозной удар, открытый и

двойной шахи, знают, как

правильно выводить фигуры в

начале партии и выигрывать

партию с большим материальным

преимуществом.

Соблюдают правила поведения за

шахматной доской.

3

16.09


Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение).

1

4

23.09


Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одинокому королю конём и ладьёй.

1

5

30.09


Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры.

1

6

7.10


Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение.

1

7

14.10


Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

Расставляют позицию для

решения упражнений, решают

шахматные упражнения.

Анализируют свои ответы и

ответы своих сверстников.

С помощью тестового задания

оценивают собственное

выполнение.

8

21.10


Тактический приём «двойной удар»

1

9

28.10


Тактический приём «связка»

1

Расставляют позицию для

решения упражнений, решают

шахматные упражнения.

Анализируют свои ответы и

ответы своих сверстников.

С помощью тестового задания

оценивают собственное

выполнение.

10

11.11


Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

11

18.11


Тактический приём «ловля фигуры»

1

Расставляют позицию для

решения упражнений, решают

шахматные упражнения.

Анализируют свои ответы и

ответы своих сверстников.

С помощью тестового задания

оценивают собственное

выполнение.

12

25.11


Тактический приём «сквозной удар»

1

13

2.12


Мат на последней горизонтали

1

14

9.12


Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

15

16.12


Тактический приём «открытый шах»

1

Расставляют позицию для

решения упражнений, решают

шахматные упражнения.

Анализируют свои ответы и

ответы своих сверстников.

С помощью тестового задания

оценивают собственное

выполнение.

16

23.12


Тактический приём «двойной шах»

1

17-20

13.01

20.01

27.01

03.02


Шахматный турнир

4

Осваивают правила игры.

Активно участвуют в играх и

эстафетах.

Общаются и взаимодействуют со

сверстниками.

Проявляют доброжелательность,

взаимопонимание, смелость,

волю, решительность, активность

и инициативу при решении

вариативных задач, возникающих

в процессе игр.

Регулируют эмоции в процессе

игровой деятельности, умеют

управлять ими.

Соблюдают правила техники

безопасности во время участия в

празднике.

21

10.02


Основы игры в дебюте: дебютные ловушки

1

Знают способы защиты в

шахматной партии, элементарные

шахматные комбинации, имеют

представление о дебютных

ловушках и о том, как в них не

попадаться.

Умеют видеть нападение и

защищать свои фигуры от

нападения партнёра, матовать

одинокого короля двумя ладьями,

ферзём и ладьёй, королём и

ферзём, королём и ладьёй, могут

находить элементарные

шахматные комбинации: двойной

удар, связку, ловлю фигуры, мат

на последней горизонтали,

сквозной удар, открытый и

двойной шахи, знают, как

правильно выводить фигуры в

начале партии и выигрывать

партию с большим материальным

преимуществом.

Соблюдают правила поведения за

шахматной доской.

22-23

17.02

24.02


Основы игры в дебюте: атака на короля

2

24-25

03.03

10.03


Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества

2

26-28

31.03

07.04

14.04


Основы анализа шахматной партии

3

29

21.04


Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

Расставляют позицию для

решения упражнений, решают

шахматные упражнения.

Анализируют свои ответы и

ответы своих сверстников.

С помощью тестового задания

оценивают собственное

выполнение.

30-33

28.04

05.05

12.05

19.05


Шахматный турнир

4

Осваивают правила игры.

Активно участвуют в играх и

эстафетах.

Общаются и взаимодействуют со

сверстниками.

Проявляют доброжелательность,

взаимопонимание, смелость,

волю, решительность, активность

и инициативу при решении

вариативных задач, возникающих

в процессе игр.

Регулируют эмоции в процессе

игровой деятельности, умеют

управлять ими.

Соблюдают правила техники

безопасности во время участия в

празднике.

34

26.05


Шахматный праздник

1

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета МБОУ Новомирской СОШ Азовского района от 25.08.2021 №1

Руководитель МС

_____________ С.А. Ведёрина


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

_____________ М.С. Феодосьева

_______________2021 г.