Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»
Большенизовцевский филиал
с. Большенизовцево Рыльского района Курской области
Принята Педагогический совет Протокол № | | Утверждена Директор МБОУ «Куйбышевская СОШ» ________________() Приказ |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Рукодельница»
уровень образования: основное общее образование
5 класс
форма обучения очная
Составитель:
2024
Содержание
1. Пояснительная записка ………………………………………………………3
2. Содержание курса внеурочной деятельности……………………………….6
3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности…………8
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы……………………………………………………………………...11
5.Учебно-методическое и материально-технического обеспечения образовательной деятельности………………………………………………………………………13
1.Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Рукодельница» по духовно-нравственному направлению разработана в соответствии с авторской программой основного общего образования «Декоративно – прикладное искусство» О.А. Кожиной, (Примерные программы внеурочной деятельности. Основное общее образование / [В. А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение 2020), составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта.
Данная программа призвана помочь школьникам творчески реализоваться посредством декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде.
Обучающиеся становятся участниками увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет формировать эстетический вкус, вооружать учащихся техническими знаниями, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Изделия декоративно-прикладного творчества органически сочетают в себе эстетически выразительные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни. Декоративно-прикладное искусство - удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы существует особенность - чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия.
Некоторые популярные сейчас виды декоративно-прикладного искусства были рождены в далеком прошлом. Любой народ должен хранить традиции своих предков, ведь без этого, как известно не может быть будущего. Поэтому и отношение к народному искусству особенное. Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно - эстетической оценки и овладение основали творческой деятельности, даёт, возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. В руках детей с душой изобретателя и художника всё превращается в необыкновенные поделки, открывающие красоту. Такие поделки – это не только детская забава, а вещи, используемые в быту, сувениры, подарки.
Цель программы: создание условий для развития творческих способностей обучающихся, формирования основ художественной культуры средствами народного и современного искусства, практических умений в различных видах декоративно - прикладного творчества, приобщения к самостоятельному изготовлению декоративных изделий.
Задачи:
• познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения;
• формирование устойчивого интереса к художественной деятельности, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
• развивать индивидуальные способности обучающихся, художественного мышления, чувства цвета, материала и фактуры, художественного вкуса, интереса к прикладному творчеству, коммуникативных способностей в процессе обучения;
• воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к труду, трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
• создавать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;
• научить основным простейшим приёмам работы с бумагой, тканью и другими материалами, инструментами, приспособлениями; использовать схемы, чертежи, литературу при работе в данных видах творчества, самостоятельно разрабатывать индивидуальные украшения по собственному эскизу и изготавливать их.
• воспитывать ценностное отношение к прекрасному, к природе, окружающей среде, к здоровью (освоение приемов безопасной работы, применение в работе экологически чистых материалов).
При решении задач обучения, развития и воспитания обучающихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития творческих способностей, личности ребёнка.
Принципы, реализуемые программой:
Доступности (задания соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей);
Наглядности (демонстрация образца выполняемого изделия, иллюстративность каждого этапа работы);
Демократичности (свобода выбора);
Гуманизации (взаимодействие педагога и ученика в процессе деятельности);
Научности (наличие методологической базы и теоретической основы).
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Программа знакомит обучающихся с удивительным миром народного прикладного творчества. На занятиях девочки познакомятся с тряпичной куклой, которая была наиболее распространенной игрушкой в русской деревне, народной вышивкой, её знаками и символами, научатся работать с тканью, выполнять художественную обработку кожи, изготавливать мягкие игрушки, поделки из муки и соли, которые в старину называли хлебосольки, природных материалов, нетрадиционных материалов, освоят ниточный дизайн.
Овладение школьниками программой не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения прикладных художественных работ является способность поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт.
Обучение проводится в двух направлениях:
- усвоение теоретических знаний;
- формирование практических навыков.
Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, экскурсия, а также выполнение практических заданий.
Программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого и эстетического развития личности.
Место курса «Рукодельница» в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 40 мин. Всего 34 занятия. По учебному плану в 5 классе – 34 часа.
Методы работы:
объяснительно-иллюстративный;
демонстрация;
практический;
Формы работы:
практические занятия:
групповые;
индивидуальные.
конкурсы;
выставки.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Вводное занятие (1 час)
Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного
искусства. История развития ремёсел, исторические корни, традиционные русские ремёсла. Виды традиционных ремёсел. Исторические сведения о развитии мировой и отечественной техники и технологии и их роль в современном обществе.
Виды декоративно-прикладного искусства (1 час)
Основные виды декоративно-прикладного искусства. Развитие декоративно-прикладного искусства, его роль в организации жизни общества и формировании материально-духовной среды жизни людей.
Особый смысл декора (украшения) в декоративно-прикладном искусстве. Мода и её связь с декоративным искусством.
Работа с природными материалами (4 часа)
Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.
Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия в парк. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, кора сосны, берёзы, цветы, семена и т. д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок. Гербарий. Этапы выполнения гербария.
Практические работы:
сбор природного материала для работы над аппликациями;
работа с гербариями «Лекарственные растения нашего леса», «Полевые цветы»;
создание букета из сухих цветов, тематических композиций;
работа со скорлупой кедровых орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек (оформление панно).
Работа с различными тканями (8 часов)
Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки, тряпичной куклой. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки. Выполнение ручных и машинных швейных работ.
Практические работы:
изготовление тряпичных кукол;
освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой при выполнении ручных работ и при работе на швейной машине;
выполнение ручных стежков;
цветовое оформление мягкой игрушки;
изготовление мягкой игрушки.
Вышивка (4 часа)
Вышивка - один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Изучение вышивки, как части духовного и материального наследия, способствует воспитанию уважения к истории и традициям, развитию чувства красоты и гармонии, способность воспринимать мир художественных образов. Традиционная техника (художественная гладь, крест). Знания композиции, орнамента, цветоведения. Знакомство с основами дизайна и художественного оформления.
Практические работы:
Вышивание картин: натюрмортов, пейзажей, портретов, изображений животных.
Работа с соленым тестом (5 часов)
Вид народного творчества - игрушки из соленого теста. Виды соленого теста, виды красителей, способы изготовления, применяемые инструменты и материалы. Приготовление соленого теста. Изготовление изделий. Создание эскизов по желанию учащихся изделий. Тепловая обработка изделия: сушка и обжиг.
Практические работы:
изготовление работ из соленого теста (цветы, медальоны);
оформление изделий ( раскрашивание);
изделия по желанию учащихся: символ будущего года, различные подарки.
Работа с нетрадиционными материалами (6 часов)
При работе с нетрадиционными материалами дети учатся анализировать свойства изучаемого материала, знакомятся с технологическими приемами обработки и изготовления изделия. Нетрадиционные материалы такие как: пластиковая посуда и бутылки; упаковочный тарный и кондитерский картон; жестяные банки, упаковки с ячейками в коробках, поролон, пенопласт интересны и вполне доступны в использовании.
Практические работы:
изготовление веера из пластиковых вилок;
изготовление тюльпана и розы из пластиковых ложек;
изготовление пано из пластиковой посуды и упаковочного картона.
Кожная пластика (5 часов)
Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных
Практические работы:
подготовка кожи к работе;
работа над эскизом; подбор материала для работы;
оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов.
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки - ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа:
проведение выставки-ярмарки.
3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы учебного курса внеурочной деятельности «Рукодельница» для основного общего образования
Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе.
Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетическое воспитание:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни.
Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого.
Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
- виртуальное и натурное моделирование объектов и технологических процессов;
- отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
-согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её..участниками; - оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися программы являются:
В познавательной сфере:
- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда.
В трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
- подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
- расчет себестоимости продукта труда;
- примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
- оценивание своей способности и готовности к труду;
- оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
- осознание ответственности за качество результатов труда;
- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
- дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
- моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
- разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда.
В коммуникативной сфере:
- публичная презентация и защита изделия, продукта труда или услуги;
- разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов.
В физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в процессе изготовления изделия.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема / раздел | Количество часов, отводимых на освоение темы (теория) | Кол-во практических работ, проектная и научно – исследовательская деятельность учеников | Электронно образовательные ресурсы |
| |
1 | Вводное занятие | 1 | - | Коллекции цифровых образовательных ресурсов |
2 | Виды декоративно- прикладного искусства | 1 | - | uchebno-metodicheskoe_posobiya_kafedry_dpi_i_dizayna_kubgu.pdf |
3 | Работа с природными материалами | 1 | 3 | https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/metodicheskie_rekomendatsii_po_rabote_s_prirodnym_materialom |
4 | Работа с различными тканями | 1 | 7 | Коллекции цифровых образовательных ресурсов |
5 | Вышивка | 1 | 3 | resh.edu.ru uchi.ru foxford.ru infourok.ru |
6 | Работа с соленым тестом | 2 | 3 | resh.edu.ru uchi.ru foxford.ru infourok.ru |
7 | Работа с нетрадиционными материалами | 1 | 5 | resh.edu.ru uchi.ru foxford.ru infourok.ru |
8 | Кожная пластика Выставка-ярмарка работ школьников | 1 | 4 | https://infourok.ru/proekt-tehnologiya-obrabotki-kozhi-kozhanaya-plastika-2417141.html, https://doc4web.ru/tehnologiya/metodicheskoe-posobie-po-rabote-s-kozhey-instrukcionnie-karti.html |
| Итого:34ч | 9 | 25 | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Белякова О. В. Большая книга поделок / О. В. Белякова. — М., 2019.
Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала / Э. К. Гульянц. — М., 2021.
Гурбина Е. А. Занятия по прикладному искусству 5-7 классы. «Учитель», Волгоград 2019
«Декоративно – прикладное искусство» О.А. Кожиной, (Примерные программы внеурочной деятельности. Основное образование / [В. А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение 2020),Белякова О. В. Большая книга поделок / О. В. Белякова. — М., 2019.
Ильин М. П. Школьный гербарий / М. П. Ильин. — М., 2017.
Нагибина М. И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры / М. И. Нагибина. — Ярославль, 2017.
Маркуцкая С.Э. Тесты по технологии. «Обслуживающий труд» 5-7 классы. «Экзамен» - М.: 2019
Мерсиянова, Г. Н. Швейное дело. 5–6 классы / Г. Н. Мерсиянова [и др.]. – М. : Просвещение, 2018.
Межуева Ю.В. Рабочая тетрадь по технологии 5 класс / Саратов : «Лицей», 2018.
Хуравская, В. М. Десять творческих проектов для учащихся 5–9 классов / В. М. Хуравская, В. Д. Симоненко. – Брянск : НИЦ «Октид», 2020.
Юдина Н.А. Русские традиции и обряды.- М.: Вече, 2020.
Оборудование и раздаточные материалы:
Швейные машины – 1 штука
Линейки, нитки, ткань, спицы, мелки, шаблоны, лекала, бумага – белая, цветная, миллиметровая, клей, цветные карандаши.
Ресурсы интернета:
http://festival.1september.ru/
hhttp://trudovik.ucoz.ua/load/12-1-0-360
ttp://www.openclass.ru/lessons/48792
http://wiki.pskovedu.ru/index.php/
http://www.sdelaet.ru/?page_id=72
http://www.my-plants.ru/2008/07/ampelnye-rasteniya/ http://www.disint.ru/one_photo.php?p=i/photogallery/dk-008.jpg
Календарно - тематический план для 5 класса
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата | Примечание |
план | факт |
Вводное занятие (1 час) |
1 | Водное занятие. Инструктаж по ТБ | 1 | | | |
Виды декоративно-прикладного искусства (1 час) |
2 | Основные виды декоративно-прикладного искусства | 1 | | | |
Работа с природными материалами (4 часа) |
3 | Экскурсия в парк | 1 | | | |
4 | Гербарий. Этапы выполнения | 1 | | | |
5 | Создание букета из сухих цветов | 1 | | | |
6 | Оформление панно | 1 | | | |
Работа с различными тканями (8 часов) |
7 | Мягкая игрушка | 1 | | | |
8 | Изготовление тряпичных кукол | 1 | | | |
9 | ТБ со швейной иглой при выполнении ручных работ и при работе на швейной машине | 1 | | | |
10 | Выполнение ручных стежков | 1 | | | |
11 | Цветовое оформление мягкой игрушки | 1 | | | |
12 | Технология кройки различных деталей мягкой игрушки. | 1 | | | |
13-14 | Изготовление мягкой игрушки «котик» | 2 | | | |
Вышивка (4 часа) |
15 | История вышивки | 1 | | | |
16 | Техника (художественная гладь, крест) | 1 | | | |
17 | Композиция, орнамент | 1 | | | |
18 | Вышивание картины (по желанию) | 1 | | | |
Работа с соленым тестом (5 часов) |
19 | Соленое тесто, способы приготовления | 1 | | | |
20 | Изготовление изделия (игрушки, цветы) | 1 | | | |
21 | Изготовление изделия | 1 | | | |
22 | Тепловая обработка изделия | 1 | | | |
23 | Оформление изделия (раскрашивание) | 1 | | | |
Работа с нетрадиционными материалами (6 часов) |
24 | Нетрадиционные материалы и их обработка | 1 | | | |
25 | История возникновения столовых приборов | 1 | | | |
26 | Изготовление тюльпана | 1 | | | |
27 | Изготовление веера | 1 | | | |
28 | Изготовление розы | 1 | | | |
29 | Оформление панно | 1 | | | |
Кожная пластика (5 часов) |
30 | Художественная обработка кожи | 1 | | | |
31 | Техника изготовления декоративного изделия | 1 | | | |
32 | Изготовление броши сувенира | 1 | | | |
33 | Изготовление сувенира | 1 | | | |
34 | Оформление тематического панно. Выставки изделий | 1 | | | |
| Итого: | 34 | | | |
30