СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Рукодельница", 5 класс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Рукодельница", 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»

Большенизовцевский филиал

с. Большенизовцево Рыльского района Курской области



Принята

Педагогический совет

Протокол №



Утверждена

Директор МБОУ «Куйбышевская СОШ»

________________()


Приказ






Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Рукодельница»

уровень образования: основное общее образование

5 класс

форма обучения очная









Составитель:



2024






Содержание


1. Пояснительная записка ………………………………………………………3

2. Содержание курса внеурочной деятельности……………………………….6

3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности…………8

4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы……………………………………………………………………...11

5.Учебно-методическое и материально-технического обеспечения образовательной деятельности………………………………………………………………………13



























1.Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности «Рукодельница» по духовно-нравственному направлению разработана в соответствии с авторской программой основного общего образования «Декоративно – прикладное искусство» О.А. Кожиной, (Примерные программы внеурочной деятельности. Основное общее образование / [В. А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение 2020), составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта.

Данная программа призвана помочь школьникам творчески реализоваться посредством декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде.

Обучающиеся становятся участниками увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет формировать эстетический вкус, вооружать учащихся техническими знаниями, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Изделия декоративно-прикладного творчества органически сочетают в себе эстетически выразительные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни. Декоративно-прикладное искусство - удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы существует особенность - чем больше красивых и нужных вещей про­дают в магазинах, тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповто­римые изделия.

Некоторые популярные сейчас виды декоративно-прикладного искусства были рождены в далеком прошлом. Любой народ должен хранить традиции своих предков, ведь без этого, как известно не может быть будущего. Поэтому и отно­шение к народному искусству особенное. Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно - эстетической оценки и овладение основали творческой деятельности, даёт, возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. В руках детей с душой изобретателя и художника всё превращается в необыкновенные поделки, открывающие красоту. Такие поделки – это не только детская забава, а вещи, используемые в быту, сувениры, подарки.

Цель программы:  создание условий для развития творческих способностей обучающихся, формирования основ художественной культуры средствами народного и современного искусства, практических умений в различных видах декоративно - прикладного творчества, приобщения к самостоятельному изготовлению декоративных изделий.

Задачи:

• познакомить детей с различными видами изобразительной дея­тельности, многообразием художественных материалов и при­емами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного примене­ния;

• формирование устойчивого интереса к художественной деятель­ности, творческого  отношения  к  учению,  труду,  жизни  (привитие  детям  уважительного  отношения  к  труду,  трудовых  навыков  и  умений  самостоятельного  конструирования  и  моделирования  изделий,  навыков  творческого  оформления  результатов своего труда и др.);  

• развивать индивидуальные способности обучающихся, художественного мышления, чувства цвета, материала и фактуры, художественного вкуса, интереса к прикладному творчеству, коммуникативных способностей в процессе обучения;

• воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к труду, трудолюбие, аккуратность, усидчивость;

• создавать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;

• научить основным простейшим приёмам работы с бумагой, тканью и другими материалами, инструментами, приспособлениями; использовать схемы, чертежи, литературу при работе в данных видах творчества, самостоятельно разрабатывать индивидуальные украшения по собственному эскизу и изготавливать их.

• воспитывать ценностное  отношение  к  прекрасному, к  природе,  окружающей  среде, к  здоровью (освоение  приемов  безопасной  работы, применение в работе экологически чистых  материалов).

При решении задач обучения, развития и воспитания обучающихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития творческих способностей, личности ребёнка.

Принципы, реализуемые программой:

  1. Доступности (задания соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей);

  2. Наглядности (демонстрация образца выполняемого изделия, иллюстративность каждого этапа работы);

  3. Демократичности (свобода выбора);

  4. Гуманизации (взаимодействие педагога и ученика в процессе деятельности);

  5. Научности (наличие методологической базы и теоретической основы).

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Программа знакомит обучающихся с удивительным миром народного прикладного творчества. На занятиях девочки познакомятся с тряпичной куклой, которая была наиболее распространенной игрушкой в русской деревне, народной вышивкой, её знаками и символами, научатся работать с тканью, выполнять художественную обработку кожи, изготавливать мягкие игрушки, поделки из муки и соли, которые в старину называли хлебосольки, природных материалов, нетрадиционных материалов, освоят ниточный дизайн.

Овладение школьниками программой не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения прикладных художественных работ является способность поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт.

Обучение проводится в двух направлениях:

- усвоение теоретических знаний;

- формирование практических навыков.

Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, экскурсия, а также вы­полнение практических заданий.

Программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого и эстетического развития личности.

Место курса «Рукодельница» в учебном плане.

Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 40 мин. Всего 34 занятия. По учебному плану в 5 классе – 34 часа.

Методы работы:

объяснительно-иллюстративный;

демонстрация;

практический;

Формы работы:

практические занятия:

групповые;

индивидуальные.

конкурсы;

выставки.




























2. Содержание курса внеурочной деятельности

Вводное занятие (1 час)

Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного

искусства. История развития ремёсел, исторические корни, тради­ционные русские ремёсла. Виды традиционных ремёсел. Исторические сведения о развитии мировой и отечественной техники и технологии и их роль в современном обществе.

Виды декоративно-прикладного искусства (1 час)

Основные виды декоративно-прикладного искусства. Разви­тие декоративно-прикладного искусства, его роль в организа­ции жизни общества и формировании материально-духовной среды жизни людей.

Особый смысл декора (украшения) в декоративно-приклад­ном искусстве. Мода и её связь с декоративным искусством.

Работа с природными материалами (4 часа)

Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие вос­приятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.

Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскур­сия в парк. Сбор различных природных материалов (за­нятные веточки и корешки различных растений, кора сосны, берёзы, цветы, семена и т. д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходи­мых для различных поделок. Гербарий. Этапы выполнения гербария.

Практические работы:

сбор природного материала для работы над аппликациями;

работа с гербариями «Лекарствен­ные растения нашего леса», «Полевые цветы»;

создание буке­та из сухих цветов, тематических композиций;

работа со скорлупой кедровых орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек (оформление панно).

Работа с различными тканями (8 часов)

Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изго­товлении игрушек. Знакомство с различными образцами мяг­кой игрушки, тряпичной куклой. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Техно­логия кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки. Выполнение ручных и машинных швейных работ.

Практические работы:

изготовление тряпичных кукол;

освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой при выполнении ручных работ и при работе на швей­ной машине;

выполнение ручных стежков;

цветовое оформ­ление мягкой игрушки;

изготовление мягкой игрушки.

Вышивка (4 часа)

Вышивка - один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Изучение вышивки, как части духовного и материального наследия, способствует воспитанию уважения к истории и традициям, развитию чувства красоты и гармонии, способность воспринимать мир художественных образов. Традиционная техника (художественная гладь, крест). Знания композиции, орнамента, цветоведения. Знакомство с основами дизайна и художественного оформления.

Практические работы:

Вышивание картин: натюрмортов, пейзажей, портретов, изображений животных.

Работа с соленым тестом (5 часов)

Вид народного творчества - игрушки из соленого теста. Виды соленого теста, виды красителей, способы изготовления, применяемые инструменты и материалы. Приготовление соленого теста. Изготовление изделий. Создание эскизов по желанию учащихся изделий. Тепловая обработка изделия: сушка и обжиг.

Практические работы:

изготовление работ из соленого теста (цветы, медальоны);

оформление изделий ( раскрашивание);

изделия по желанию учащихся: символ будущего года, различные подарки.

Работа с нетрадиционными материалами (6 часов)

При работе с нетрадиционными материалами дети учатся анализировать свойства изучаемого материала, знакомятся с технологическими приемами обработки и изготовления изделия. Нетрадиционные материалы такие как: пластиковая посуда и бутылки; упаковочный тарный и кондитерский картон; жестяные банки, упаковки с ячейками в коробках, поролон, пенопласт интересны и вполне доступны в использовании.

Практические работы:

изготовление веера из пластиковых вилок;

изготовление тюльпана и розы из пластиковых ложек;

изготовление пано из пластиковой посуды и упаковочного картона.

Кожная пластика (5 часов)

Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления деко­ративного ремня, броши, различных миниатюрных

Практические работы:

подготовка кожи к работе;

ра­бота над эскизом; подбор материала для работы;

оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов.

Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки - ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

Практическая работа:

проведение выставки-ярмарки.























3. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

Личностные результаты освоения рабочей программы учебного курса внеурочной деятельности «Рукодельница» для основного общего образования

Гражданское воспитание:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе.

Патриотическое воспитание:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Духовно-нравственное воспитание:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетическое воспитание:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни.

Трудовое воспитание:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого.

Экологическое воспитание:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Метапредметными результатами освоения программы являются:

- поиск новых решений возникшей технической или ор­ганизационной проблемы;

- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;

- виртуальное и натурное моделирование объектов и технологических процессов;

- отражение в устной или письмен­ной форме результатов своей деятельности;

- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энцикло­педии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

- использование дополнительной информации при про­ектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

-согласование и координация совместной познаватель­но-трудовой деятельности с другими её..участниками; - оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требовани­ям и принципам;

- соблюдение норм и правил культуры труда в соответ­ствии с технологической культурой производства;

- соблюдение норм и правил безопасности познаватель­но-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения учащимися программы являются:

В познавательной сфере:

- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектиро­вания и создания объектов труда;

- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

- ориентация в имеющихся и возможных средствах и тех­нологиях создания объектов труда;

- владение способами научной организации труда, фор­мами деятельности, соответствующими культуре труда.

В трудовой сфере:

- планирование технологического процесса и процесса труда;

- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

- подбор инструментов и оборудования с учетом требова­ний технологии и материально-энергетических ресурсов;

- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожар­ной безопасности, правил санитарии и гигиены;

- соблюдение трудовой и технологической дисципли­ны;

- обоснование критериев и показателей качества проме­жуточных и конечных результатов труда;

- подбор и применение инструментов, приборов и обо­рудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

- расчет себестоимости продукта труда;

- примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

В мотивационной сфере:

- оценивание своей способности и готовности к труду;

- оценивание своей способности и готовности к пред­принимательской деятельности;

- выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

- согласование своих потребностей и требований с по­требностями и требованиями других участников познаватель­но-трудовой деятельности;

- осознание ответственности за качество результатов труда;

- наличие экологической культуры при обосновании объ­екта труда и выполнении работ;

- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

- дизайнерское проектирование изделия или рациональ­ная эстетическая организация работ;

- моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

- разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

- эстетическое и рациональное оснащение рабочего мес­та с учетом требований эргономики и научной организации труда.

В коммуникативной сфере:

- публичная презентация и защита изделия, про­дукта труда или услуги;

- разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов.

В физиолого-психологической сфере:

- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

- достижение необходимой точности движений при вы­полнении различных технологических операций;

- соблюдение требуемой величины усилия, приклады­ваемого к инструменту, с учетом технологических требова­ний;

- сочетание образного и логического мышления в про­цессе изготовления изделия.














4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


п/п

Тема / раздел

Количество часов, отводимых на освоение темы

(теория)

Кол-во практических работ, проектная и научно – исследовательская деятельность учеников


Электронно образовательные ресурсы



1

Вводное занятие

1

-

Коллекции цифровых образовательных ресурсов

2

Виды декоративно- прикладного искусства

1

-

uchebno-metodicheskoe_posobiya_kafedry_dpi_i_dizayna_kubgu.pdf

3

Работа с природными материалами

1

3

https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/metodicheskie_rekomendatsii_po_rabote_s_prirodnym_materialom

4

Работа с различными тканями

1

7

Коллекции цифровых образовательных ресурсов

5

Вышивка


1

3

resh.edu.ru uchi.ru foxford.ru infourok.ru

6

Работа с соленым тестом


2

3

resh.edu.ru uchi.ru foxford.ru infourok.ru

7

Работа с нетрадиционными материалами


1

5

resh.edu.ru uchi.ru foxford.ru infourok.ru

8

Кожная пластика

Выставка-ярмарка работ школьников


1

4

https://infourok.ru/proekt-tehnologiya-obrabotki-kozhi-kozhanaya-plastika-2417141.html,

https://doc4web.ru/tehnologiya/metodicheskoe-posobie-po-rabote-s-kozhey-instrukcionnie-karti.html


Итого:34ч

9

25














  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности


  1. Белякова О. В. Большая книга поделок / О. В. Белякова. — М., 2019.

  2. Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного мате­риала / Э. К. Гульянц. — М., 2021.

  3. Гурбина Е. А. Занятия по прикладному искусству 5-7 классы. «Учитель», Волгоград 2019

  4. «Декоративно – прикладное искусство» О.А. Кожиной, (Примерные программы внеурочной деятельности. Основное образование / [В. А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение 2020),Белякова О. В. Большая книга поделок / О. В. Белякова. — М., 2019.

  5. Ильин М. П. Школьный гербарий / М. П. Ильин. — М., 2017.

  6. Нагибина М. И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры / М. И. Нагибина. — Ярославль, 2017.

  7. Маркуцкая С.Э. Тесты по технологии. «Обслуживающий труд» 5-7 классы. «Экзамен» - М.: 2019

  8. Мерсиянова, Г. Н. Швейное дело. 5–6 классы / Г. Н. Мерсиянова [и др.]. – М. : Просвещение, 2018.

  9. Межуева Ю.В. Рабочая тетрадь по технологии 5 класс / Саратов : «Лицей», 2018.

  10. Хуравская, В. М. Десять творческих проектов для учащихся 5–9 классов / В. М. Хуравская, В. Д. Симоненко. – Брянск : НИЦ «Октид», 2020.

  11. Юдина Н.А. Русские традиции и обряды.- М.: Вече, 2020.


Оборудование и раздаточные материалы:

Швейные машины – 1 штука

Линейки, нитки, ткань, спицы, мелки, шаблоны, лекала, бумага – белая, цветная, миллиметровая, клей, цветные карандаши.

Ресурсы интернета:

http://festival.1september.ru/

hhttp://trudovik.ucoz.ua/load/12-1-0-360

ttp://www.openclass.ru/lessons/48792

http://wiki.pskovedu.ru/index.php/

http://www.sdelaet.ru/?page_id=72

http://www.my-plants.ru/2008/07/ampelnye-rasteniya/ http://www.disint.ru/one_photo.php?p=i/photogallery/dk-008.jpg















Календарно - тематический план для 5 класса


п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Примечание

план

факт

Вводное занятие (1 час)


1

Водное занятие. Инструктаж по ТБ

1




Виды декоративно-прикладного искусства (1 час)


2

Основные виды декоративно-прикладного искусства

1




Работа с природными материалами (4 часа)


3

Экскурсия в парк

1




4

Гербарий. Этапы выполнения

1




5

Создание буке­та из сухих цветов

1




6

Оформление панно

1




Работа с различными тканями (8 часов)


7

Мягкая игрушка

1




8

Изготовление тряпичных кукол

1




9

ТБ со швейной иглой при выполнении ручных работ и при работе на швей­ной машине

1




10

Выполнение ручных стежков

1




11

Цветовое оформ­ление мягкой игрушки

1




12

Техно­логия кройки различных деталей мягкой игрушки.

1




13-14

Изготовление мягкой игрушки «котик»

2




Вышивка (4 часа)


15

История вышивки

1




16

Техника (художественная гладь, крест)

1




17

Композиция, орнамент

1




18

Вышивание картины (по желанию)

1




Работа с соленым тестом (5 часов)


19

Соленое тесто, способы приготовления

1




20

Изготовление изделия (игрушки, цветы)

1




21

Изготовление изделия

1




22

Тепловая обработка изделия

1




23

Оформление изделия (раскрашивание)

1




Работа с нетрадиционными материалами (6 часов)


24

Нетрадиционные материалы и их обработка

1




25

История возникновения столовых приборов

1




26

Изготовление тюльпана

1




27

Изготовление веера

1




28

Изготовление розы

1




29

Оформление панно

1




Кожная пластика (5 часов)


30

Художественная обработка кожи

1




31

Техника изготовления деко­ративного изделия

1




32

Изготовление броши сувенира

1




33

Изготовление сувенира

1




34

Оформление тематического панно. Выставки изделий

1





Итого:

34








30