Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Астыровская средняя общеобразовательная школа»
Горьковского района, Омской области
Согласовано на МО | | Утверждаю Директор ________Л. А. Боровикова |
Программа внеурочной деятельности
«Путешествие в компьютерную долину»
Составила:
Барышникова Алена Юрьевна,
учитель начальных классов
2013-2014 уч. год
Пояснительная записка
Целью программы внеурочной деятельности по информатике и ИКТ «Путешествие в Компьютерную Долину» является информационная поддержка проектной деятельности учащихся по всем предметам школьного курса и развитие умений использования современных информационных технологий в образовательном процессе.
Основные задачи программы:
развитие проектных, исследовательских умений младших школьников; навыков набора текста;
формирование начального опыта поиска информации в Интернете и фиксации найденной информации;
развитие умений разработки мультимедийных презентаций и публичных выступлений в ходе их сопровождения; способов обработки графических информационных объектов (цифровых фотографий, сканированных объектов).
Форма организации внеурочной деятельности: проектная деятельность.
Продолжительность реализации программы: в течение учебного года занятие два раза в неделю (68 ч — 2 класс).
Организационно-методические указания
Внеурочные занятия по программе «Путешествие в Компьютерную Долину» предполагают создание и реализацию мини-проектов с помощью информационных технологий.
Слепой десятипальцевый метод набора текста. Умение набирать текст слепым десяти пальцевым методом снижает трудоемкость работы на компьютере и повышает эффективность применения информационных технологий в образовательном процессе. Вместе с тем на уроках информатики и информационных технологий или на уроках по другим предметам школьного курса, проводимых с использованием компьютеров, нет возможности овладеть навыком слепого десятипальцевого набора текста. Поэтому формирование этого навыка следует перенести на внеурочные занятия.
Для обучения десятипальцевому набору текста важно выбрать клавиатурный тренажер, содержащий рациональную методику обучения. Клавиатурный тренажер не должен иметь навязанного ритма, когда ребенок набирает падающие или убегающие буквы. Рекомендуются следующие тренажеры:
для операционной системы Windows — «Руки солиста» или «Клавиатор»;
для операционной системы МАО 0S — в школу поставляются компьютеры с предустановленным клавиатурным тренаже ром, который и следует использовать;
для Linux — «Руки солиста».
Примечание. Тренажер «Руки солиста» для Windows можно бесплатно скачать с сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» по адресу:
httр://school-collection.edi.ги В окне поиска надо набрать «Руки солиста» и нажать кнопку «Найти». После этого откроется страница, которая содержит рекомендации по использованию тренажера и возможность его скачать. На сайте программа рекомендуется для использования в 7-9 классах, однако она с успехом может быть применима и в начальной школе.
Клавиатурный тренажер «Соло на клавиатуре», аналогичный тренажеру «Руки солиста», для Linux можно бесплатно скачать с сайта автора клавиатурного тренажера — известного психолога и журналиста, преподавателя факультета журналистики МГУ В.В. Шахиджаняна по адресу httр://еrgosolo.ги/ ргоducts/Liпих/.
Можно чередовать работу с клавиатурным тренажером и создание творческих рисунков с помощью символов в простейшем текстовом редакторе типа «Блокнот».
Создание мультимедийных презентаций. Публичные выступления. Мультимедийные презентации рассматриваются как средство сопровождения публичных выступлений. Внеурочные занятия в рамках программы «Путешествие в Компьютерную Долину» предоставляют ученикам не только возможность создания презентации, но и ее представления в группе, классе. Если в образовательном учреждении проектная деятельность организуется системно, презентации целесообразно составлять для публичной защиты проекта, разработанного учеником. Если проектная деятельность по другим предметом не ведется, на внеурочных занятиях презентация рассматривается как программный продукт. Ученики знакомятся с этапами работы над проектом и учатся самостоятельно их выполнять. В этом случае создание презентации на компьютере является одним из этапов работы над проектом.
Учебный проект рассматривается как дидактическое средство, позволяющее с использованием технологии проектирования организовать целенаправленную деятельность по решению проблемы. Использование метода проектов позволяет развивать у младших школьников умения: выделять проблемы; ставить цель, планировать ход ее достижения; фиксировать результаты своей деятельности; оценивать соответствие результата цели.
Для организации работы школьников над проектом предлагаются следующие этапы: 1. Определение темы проекта; 2. Составление плана работы над проектом; 3. Поиск аналогов (вариантов решения проектной проблемы); 4. Создание продукта; 5. Описание работы над проектом; 6. Презентация проекта.
В ходе работы над проектом значимой является определение его темы. Она должны быть актуальной, социально-значимой, иметь практическую направленность и формулируется учителем в виде проблемы (проблемного вопроса). Возможно определение достаточно широкой темы, при этом каждый ученик конкретизирует (суживает тему) с учетом собственных интересов. Возможна одна общая тема для коллективного проекта, тогда каждый ученик должен понимать, какую часть общего проекта он выполняет.
Каждый участник работы над проектом создает индивидуальный план работы, пункты которого включают указание результата работы. Учитель предлагает школьникам формулировки пунктов плана, которые каждый ученик конкретизирует самостоятельно. Например: Найти в школьной (домашней) библиотеке информацию о... Узнать, как работает... Выбрать из найденных... Найти (начертить) выкройки... Подготовить вопросы для проведения интервью... Создать модель... Сделать своими руками...
Работа над проектом предусматривает создание, изготовление конкретного продукта: модели, игрушки, плаката, подарка, учебного пособия, мультимедийной презентации и т.д.
Ученики начальных классов постепенно учатся самостоятельному выполнению этапов проекта. В первом проекте первые четыре этапа выполняет учитель, то есть учитель предлагает тему проекта, структуру проектного продукта и план работы над проектом. Темой первого проекта может быть тема «Кто я?».
Продуктом данного проекта будет мультимедийная презентация Поскольку тема не требует длительного поиска информации, ученики могут сосредоточиться на технологии создания мультимедийной презентации.
Во время работы над следующим проектом «Альбом дикорастущих растений родного края» ученики учатся формулировать тему проекта и создавать план работы. Учитель предлагает общую тему, а ученики под руководством учителя ее конкретизируют. Способы конкретизации темы могут быть различными, например: «Альбом древесных растений родного края»; «Альбом луговых растений родного края»; «Альбом однолетних растений родного края»; «Альбом ягодных растений родного края».
Структуру презентации определяет учитель и обсуждает с детьми. Учитель формулирует определенные требования к проектированию, например: для каждого растения находится иллюстрация и описание; каждому растению в альбоме отводится один слайд; оформление всех слайдов альбома одинаковое и т.д.
Ученикам предоставляется возможность рассказать о своем проекте одноклассникам. При этом ученик демонстрирует свою презентацию и обосновывает, почему он выбрал именно эту тему, где и как получил иллюстрации и описание растений.
Программа внеурочной деятельности предусматривает создание ещё двух-трех мультимедийных презентаций, которые ученик разрабатывает самостоятельно, при этом учитель выступает как консультант.
Поиск информации в Интернете, фиксация и использование найденной информации. Работа учеников начальной школы в сети Интернет может быть организована в двух направлениях: поиск учебной информации с помощью поисковых машин по простым запросам (рисунки и описание конкретных растений, животных, архитектурных сооружений и т.д.); поиск информации на сайтах, заданных учителем.
Ученик должен уметь: сохранить нужный рисунок, найденный в сети Интернет, в личную папку; выделить фрагмент текста на сайте и скопировать его через буфер обмена в текстовый редактор.
Поиск информации с помощью поисковых машин связан, как правило, с работой над проектом. Рекомендуется использовать для работы учеников следующие сайты: сайт Президента России для детей школьного возраста, Ивр://\лллм.игпа1-рге21с1еп{а.гц/ (разделы Кремль, Россия -» История власти -♦ Река времени); сайт Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи», ЬИр://к12(икагеНа.ги/ (раздел «Виртуальные путешествия» -» «Усадьба карельского крестьянина»).
Перед тем, как приступить к изучению сайта, ученики получают от учителя конкретные задания. Примеры: выясните, из каких помещений состоял дом карельского крестьянина; выясните, как назывались и для чего были предназначены изделия из бересты в быту карельского крестьянина; расскажите, как строился Московский Кремль.
Визуализации численной информации с помощью круговых и столбчатых диаграмм. Построение круговых и столбчатых диаграмм можно осуществлять в любой офисной программе (текстовый процессор, редактор презентаций, электронные таблицы). Предпочтительно использовать электронные таблицы (\Л/|Пс1о\л/5 — М5 Ехсе1). Начинать знакомство с диаграммами следует с задач, смысл которых очевиден для учеников. Например, подсчитать количество мальчиков и девочек в классе и построить круговую диаграмму. Затем можно переходить к менее очевидным заданиям. Например, подсчитать количество конфет разного цвета в пачке конфет М&М'з и построить столбчатую диаграмму.
Тематическое планирование
2 класс (68 ч)
Тема, название проекта | Компьютерная программа | Кол-во часов |
Теория | Практика |
Аудиторные | Внеаудиторные |
Слепой десятипальцевый метод набора текста | Клавиатурный тренажер, текстовый редактор типа «Блокнот» | 26 | 6 | 20 |
Проект «Кто я?» | Редактор презентаций (М5 Ро\лгегРот1) | 10 | 2 | 8 |
Проект «Альбом дикорастущих растений родного края»- итоговый продукт | Редактор презентаций (М5 Ро\л/егРот1) | 32 | 12 | 20 |
Итого | | 68 | 20 | 48 |
Характеристика деятельности учащихся во 2 классе
Слепой десятипальцевый метод набора текста. Тренировка автоматической правильной постановки рук на клавиатуру. Последовательное выполнение тренировочных упражнений клавиатурного тренажера. Самостоятельное принятие решений о переходе к следующему заданию. Создание рисунков из символов клавиатуры в текстовом редакторе.
Проект «Кто я?». Создание презентации из 4-5 слайдов под непосредственным руководством учителя. Применение дизайна и разметки слайдов. Создание гиперссылок на другие слайды презентации. Обработка цифровой фотографии и вставка ее в презентацию.
Проект «Альбом дикорастущих растений родного края». Конкретизация и сужение темы проекта. Составление плана работы над проектом. Проектирование структуры мультимедийной презентации. Поиск изображений в Интернете, обработка цифровых фотографий, сканирование изображений. Клавиатурный ввод текста. Создание мультимедийной презентации самостоятельно с опорой на конспект «Создание презентации». Создание текстового описания работы над проектом. Публичная презентация проекта.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Нравственно-этическое оценивание. Выпускник начальной школы будет знать и применять правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Ученик сможет выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.
Ученик научится самостоятельно соблюдать правил работы с файлами в корпоративной сети, правила поведения в компьютерном классе, цель которых — сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования?» У него будет сформировано отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.
Метапредметные результаты образовательной деятельности
В процессе изучения курса информатики и ИКТ формируются РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (планирование и целепо- лагание,контроль и коррекция, оценивание)
Планирование и целеполагание. У выпускника начальной школы будут сформированы умения:
Контроль и коррекция. У учеников будут сформированы умения:
Общеучебные универсальные действия:
поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов, в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций ,конструирование роботов.
Планируемые результаты
освоения внеурочной деятельности по информатике и ИКТ
«Путешествие в компьютерную Долину»
Обучающиеся должны иметь представление:
о понятии «информация»;
о многообразии источников информации;
о том, как человек воспринимает информацию;
о компьютере как об универсальной машине, предназначенной для обработки информации;
о назначении основных устройств компьютера;
о том, что компьютер обрабатывает информацию по правилам, которые определили люди, а компьютерная программа — набор таких правил;
Обучающиеся научатся:
исполнять правила поведения в компьютерном классе;
называть основные устройства персонального компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь, память).
приводить примеры: источников информации, работы с информацией; технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнитофон), полезной и бесполезной информации;
Обучающиеся получат возможность научиться:
запускать программы с рабочего стола (при наличии оборудования);
выбирать нужные пункты меню с помощью мыши (при наличии оборудования);
пользоваться клавишами со стрелками, клавишей Епtег, вводить клавиатуры числа (при наличии оборудования)