© 2019, Болонова Елена Владимировна 981 4
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло-
и топливоснабжения
«профессиональный цикл»
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
«Чапаевский химико-технологический техникум»
УТВЕРЖДАЮ И.о. директора ГБПОУ «ЧХТТ» ________Е.В. Первухина 01.06.2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло-
и топливоснабжения
«профессиональный цикл»
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
ОДОБРЕНО Предметной (цикловой) комиссией химических дисциплин Протокол №10 Председатель ПЦК _____________ Л.П.Мамкова 29.05.2017г. |
| Составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование |
Составитель: Болонова Е.В., преподаватель ГБПОУ «ЧХТТ»
Эксперты:
Внутренняя экспертиза:
Техническая экспертиза: Новикова Н.Ф., старший методист ГБПОУ «ЧХТТ»
Содержательная экспертиза: Лабушева А.А., преподаватель ГБПОУ «ЧХТТ»
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «28» июля 2014 г. № 823.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
| Название разделов | стр |
1 | Паспорт программы профессионального модуля. | 4 |
2 | Результаты освоения профессионального модуля | 8 |
3 | Структура и содержание профессионального модуля | 9 |
4 | Условия реализации профессионального модуля | 29 |
5 | Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля | 34 |
6 | Лист изменений: и дополнений, внесенных в рабочую программу | 37 |
7 Приложение 1 38
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло-
и топливоснабжения
1.1 Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее программа ПМ) - является частью программы подготовки специалистов среднего звена ГБПОУ «ЧХТТ» по специальности СПО 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование базового уровня подготовки, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальности СПО 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
Рабочая программа составлена для очной формы обучения.
1.2 Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля:
Базовая часть
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
-безопасной эксплуатации: теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;
систем автоматики, управления, сигнализации и защиты теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; приборов для измерения и учета тепловой энергии и энергоресурсов;
-контроля и управления: режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; системами автоматического регулирования процесса производства, транспорта и распределения тепловой энергии;
-организации процессов: бесперебойного теплоснабжения и контроля над гидравлическим и тепловым режимом тепловых сетей; выполнения работ по повышению энергоэффективности теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; внедрения энергосберегающих технологий в процессы производства, передачи и распределения тепловой энергии;
-чтения, составления и расчета принципиальных тепловых схем тепловой электростанции (ТЭС), котельных и систем тепло- и топливоснабжения;
-оформления технической документации в процессе эксплуатации теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;
уметь:
-выполнять: безопасный пуск, останов и обслуживание во время работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;
-техническое освидетельствование теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;
-автоматическое и ручное регулирование процесса производства, транспорта и распределения тепловой энергии; тепловой и аэродинамический расчет котельных агрегатов;
-гидравлический и механический расчет газопроводов и тепловых сетей;
-тепловой расчет тепловых сетей;
-расчет тепловых принципиальных схем тепловых электростанций (ТЭС), котельных, тепловых пунктов и систем тепло- и топливоснабжения;
-выбор по данным расчета тепловых схем основного и вспомогательного оборудования;
-составлять: принципиальные тепловые схемы тепловых пунктов, котельных и тепловых электростанций (ТЭС), схемы тепловых сетей и систем топливоснабжения; техническую документацию процесса эксплуатации теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;
знать:
устройство, принцип действия и характеристики: основного и вспомогательного теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; гидравлических машин, тепловых двигателей; систем автоматического регулирования, сигнализации и защиты теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; приборов устройств для измерения параметров теплоносителей, расхода и учета энергоресурсов и тепловой энергии;
-правила: устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, трубопроводов пара и горячей воды, сосудов, работающих под давлением; технической эксплуатации тепловых энергоустановок; безопасности систем газораспределения и газопотребления; охраны труда; ведения технической документации в процессе эксплуатации теплотехнического оборудования и тепловых сетей;
-методики: теплового и аэродинамического расчета котельных агрегатов; гидравлического и механического расчета тепловых сетей и газопроводов; теплового расчета тепловых сетей;
-разработки и расчета принципиальных тепловых схем тепловых электростанций (ТЭС), котельных, тепловых пунктов и систем тепло- и топливоснабжения; выбора по данным расчета тепловых схем основного и вспомогательного оборудования тепловых электростанций (ТЭС), котельных, тепловых пунктов и систем тепло- и топливоснабжения;
-проведения гидравлических испытаний теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;
-основные положения: федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; требований нормативных документов (СНиП, ГОСТ, СП) к теплотехническому оборудованию и системам тепло- и топливоснабжения;
-основные направления: развития энергосберегающих технологий; повышения энергоэффективности при производстве, транспорте и производстве тепловой энергии.
Вариативная часть – не предусмотрено
1.3 Количество часов на освоение программы профессионального модуля
Вид учебной деятельности | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) . | 466 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 310 |
Курсовой проект | 30 |
Учебная практика | - |
Производственная практика | 180 |
Самостоятельная работа студента (всего)-в том числе: | 156 |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Работа со справочными материалами, инструкциями, правилами технической эксплуатации, нормативно-техническими, руководящими и технологическими документами. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите. Подготовка к самостоятельным работам, тестовому контролю знаний, подготовка презентаций, докладов, сообщений, рефератов. Работа с конструкторской документацией, подготовка докладов и выступлений на семинарах. Подготовка к лабораторным работам, занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов практическим занятиям, подготовка к их защите. Выполнение расчетно-графических работ. |
|
Итоговая аттестация в форме | 4 семестр – экзамен 6 семестр - экзамен 6 семестр - квалификационный экзамен |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1 | Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения |
ПК 2 | Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения |
ПК 3 | Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения |
В процессе освоения ПМ студенты должны овладеть общими компетенциями (ОК):
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
OК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля «Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения»
3.1 Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов
| Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов ) | ||||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
ПК 1-3 | МДК 01.01.01 Измерительная техника теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения | 39
| 26
| 22
| -
| 13
| -
| -
| -
| ||
ПК 1-3 | МДК 01.01.02 Водоподготовка | 39
| 26
| 14
| -
| 13
| -
| -
| -
| ||
ПК 1-3 | МДК 01.01.03 Эксплуатация котельных установок | 42 | 28 | 24 | - | 14 | - | - | - | ||
ПК 1-3 | МДК 01.01.04 Эксплуатация систем теплоснабжения | 42 | 28 | 22 | - | 14 | - | - | - | ||
ПК 1-3 | МДК 01.01.05 Теплотехническое оборудование, расчет, выбор, эксплуатация | 51
| 30
| 16
| -
| 15
| -
| -
| -
| ||
ПК 1-3 | МДК 01.01.06 Эксплуатация систем топливоснабжения | 45
| 30
| 22
| -
| 15
| -
| -
| -
| ||
ПК 1-3 | МДК 01.01.07 Тепловые двигатели | 85
| 56
| 10
| 30
| 29
| 20
| -
| -
| ||
ПК 1-3 | МДК 01.01.08 Эксплуатация систем автоматики, управления сигнализации теплоэнергетических процессов
| 45
| 30
| 14
| -
| 15
| -
| -
| -
| ||
ПК 1-3 | МДК 01.01.09 Расчет и выбор оборудования теплоэнергетических установок | 39
| 30
| 26
| -
| 15
| -
| -
| -
| ||
ПК 1-3 | МДК 01.01.10 Эксплуатация оборудования теплоэнергетических установок, теплопотребляющего оборудования и тепловых сетей | 39
| 26
| 20
| -
| 13
| -
| -
| -
| ||
ПК 1- 3 | ПП.01 Производственная практика (по профилю специальности), часов | 180 |
| 180
| |||||||
| Всего: | 646 | 310 | 190 | 30 | 156 | 30 |
| 180 |
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
МДК 01.01 Эксплуатация расчет и выбор теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения |
| 466 |
| ||||
МДК 01.01.01 Измерительная техника теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения
| Содержание | 4 | |||||
1 | Значение приборов теплотехнического контроля для надежной и экономичной эксплуатации теплотехнического оборудования. Государственная система промышленных приборов и средств автоматизации. | 2
| 2 | ||||
2 | Назначение дистанционных передач. Виды дистанционных передач, их элементы. | 2
| 3 | ||||
Лабораторные работы | 8 |
| |||||
1 | Изучение работы и поверка градуировки жидкостного термометра. | 2
| |||||
2 | Поверка и изучения пружинных манометров. | 2
| |||||
3 | Измерение расхода воздуха. | 2
| |||||
4 | Изучение и поверка дроссельного расходомера с дистанционной передачей. | 2
| |||||
| Практические занятия | 14 | |||||
1 | Определение абсолютной и относительной погрешности | 2
| |||||
|
| ||||||
2 | Поверка мембранного тягонапоромера
| 2
|
| ||||
3 | Поверка логометра | 2
| |||||
4 | Поверка электронного моста | 2
| |||||
5 | Устройство и работа переносного потенциометра | 2
| |||||
6 | Поверка термоэлектрического милливольтметра | 2
| |||||
|
| ||||||
7 | Измерение температуры оптическим пирометром | 2
|
| ||||
Самостоятельная работа обучающегося Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Работа с конструкторской документацией, подготовка докладов и выступлений на семинарах. Подготовка к лабораторным работам и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по лабораторным работам и практическим занятиям, подготовка к их защите. | 13 | ||||||
Ознакомление с контрольными, рабочими, лабораторными приборами, принципами определения точности приборов. | |||||||
Изучение магнитно-модуляционных, электросиловых и пневмосиловых тензопреобразователей. Изучение вторичных приборов, применяемых для данных преобразователей. | |||||||
Изучение пирометров частичного излучения – оптические, фотоэлектрические, пирометров полного излучения, спектрального отношения. Ознакомление с технически ми требованиями, методами установки, условий эксплуатации для измерения температуры. | |||||||
Ознакомление с современными методами измерения, используемые в новейших теплотехнических процессах. | |||||||
Ознакомление со щитами управления во время экскурсии на промышленную котельную. | |||||||
Чтение профессиональных функциональных схем, нахождение на них приборов контроля и изображение их на своих схемах. | |||||||
МДК 01.01.02 Водоподготовка | Содержание | 12 | |||||
1 | Система водоснабжения. Тепловые схемы котельных. Наименование потоков воды. Показатели качества воды. Атмосферная, поверхностная, подземная, морская воды. Примеси присутствующие в различных видах вод. Качество природных вод. Преимущества и недостатки использования различных видов воды. Источники поступления примесей в природные воды. | 2
| 2 | ||||
2 | Виды фильтрования. Величины, характеризующие процесс фильтрования. Естественные и искусственные виды применяемых загрузок. Виды промывок осветлительных фильтров. Виды используемых дренажно-распределительных систем осветлительных фильтров. Вертикальные и горизонтальные фильтры; напорные и безнапорные, однослойные и двухслойные; однопоточные и двухпоточные фильтры. Конструктивные элементы осветлительных фильтров. Схемы механической очистки воды.
| 2
| 2 | ||||
3 | Виды применяемых реагентов для снижения щелочности и умягчения воды. Диапазоны их использования в зависимости от качества воды и от требования к умягченной воде. Схемы и аппаратура установок для умягчения воды. Осветлители, применяемые для умягчения воды осаждением; конструкции принцип действия. Вихревые реакторы; конструкции; принцип действия. Выбор метода осаждения для умягчения исходной воды. Определение качества воды после определенной стадии обработки. | 2
| 2 | ||||
4 | Факторы, влияющие на качество пара. Пути поступления загрязнений. Схемы установок для обезмасливания пара и конденсата; конструкция и принцип работы аппарата по обезжелезиванию конденсата. Обезжелезивание конденсата путем фильтрования через слой целлюлозы. | 2
| 2 | ||||
5 | Понятие накипи и отложения. Состав, структура и физические свойства накипи и отложений. Условия образования различных видов отложений на внутренней поверхности барабанных котлов и теплообменников. Основные способы удаления отложений. Предпусковая химическая очистка смонтированного оборудования. Эксплуатационная очистка. Методы консервации котлов. | 2
| 2 | ||||
6 | Механизм и условия протекания коррозионных процессов. Виды коррозии. Влияние внутренних и внешних факторов на скорость коррозии. Коррозия тракта питательной воды. Коррозия котельных агрегатов во время их эксплуатации и «стояночная» коррозия. Коррозия тепловых сетей. Предотвращение различных видов отложений. Очистка внутренних поверхностей котлов и тракта питательной воды. | 2
| 2 | ||||
Лабораторные работы | 6 |
| |||||
1 | Определение жесткости и щелочности исходной воды. | 2
| |||||
2 | Проведение пробной коагуляции. Расчет дозы коагулянта по данным анализа. | 2
| |||||
3 | Определение содержания растворенного в воде кислорода. | 2
| |||||
Практические занятия | 8 | ||||||
1 | Расчет механических, осветлительных и ионообменных фильтров | 2
| |||||
2 | Заполнение оперативной документации по обслуживанию оборудования химводоочистки | 2
| |||||
3 | Проектирование водоподготовительных установок. Выбор и составление схемы водоподготовки | 2
| |||||
4 | Расчет качества воды после отдельных стадий ее обработки
| 2
| |||||
Самостоятельная работа обучающегося Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Работа с конструкторской документацией, подготовка докладов и выступлений на семинарах. Подготовка к лабораторным работам и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по лабораторным работам и практическим занятиям, подготовка к их защите. Изучение качества поверхностных и подземных вод своего региона. Выявление отличия в работе и конструкции однокамерных и двухкамерных осветлительных фильтров. Изучение качественного состава реагентов, используемых для умягчения воды. Составление развернутой рабочей схемы полного обессоливания воды, с указанием и обозначением основных трубопроводов и регенерационного хозяйства. Виды декарбонизаторов, их достоинства и недостатки. Химические закономерности образования отложений и накипи. Составление плана водоподготовки.
| 13 | ||||||
МДК 01.01.03 Эксплуатация котельных установок | Содержание | 4 | |||||
1 | Классификация органического топлива. Элементарный состав топлива. Понятие о расчетных массах топлива, пересчет топлива с одной массы на другую. Технические характеристики органического топлива, удельная теплота сгорания топлива. Условное топливо. Материальный баланс горения органического топлива. | 2
| 2 | ||||
2 | Классификация топочных устройств. Слоевые механические топки. Факельные топки для сжигания твердого, жидкого и газообразного топлива. Вихревые топки. | 2
| 2 | ||||
Лабораторные работы | Не предусмо трено |
| |||||
Практические занятия | 24 |
| |||||
1 | Определение объемов воздуха и продуктов сгорания при сжигании 1 нм3 газообразного топлива. | 2
| |||||
2 | Расчет энтальпии воздуха и уходящих дымовых газов. Построение HQ-диаграммы. | 2
| |||||
3 | Определение тепловых потерь и КПД, расчет часового расхода топлива. | 2
| |||||
4 | Изучение конструкции топок по чертежам. | 2
| |||||
5 | Тепловой расчет факельной топки. | 2
| |||||
6 | Изучение конструкции внутрибарабанных сепарационных и промывочных устройств по чертежам, составление схемы ступенчатого испарения. | 2
| |||||
7 | Изучение компоновок и конструкций пароперегревателей, экономайзеров и воздухоподогревателей по чертежам. | 2
| |||||
8 | Тепловой расчет различных типов поверхностей нагрева.
| 2
| |||||
9 | Изучение компоновок и конструктивных особенностей паровых и водогрейных котлов по чертежам. | 2 | |||||
10 | Изучение конструкций тягодутьевых машин различных типов. Расчет аэродинамичес-кого сопротивления газовоздушного тракта. Выбор тягодутьевых машин.
| 2
| |||||
11 | Ознакомление с тепловыми схемами и компоновкой оборудования котельных. | 2
| |||||
12 | Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, выбор высоты дымовой трубы. | 2
| |||||
Самостоятельная работа обучающегося Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Работа с конструкторской документацией, подготовка докладов и выступлений на семинарах. Подготовка к лабораторным работам и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов практическим занятиям, подготовка к их защите. Энергосберегающие мероприятия для повышения КПД котельной установки. Буквенно-цифровые обозначения различных трубопроводов котельной установки по ГОСТам. Основные элементы конструкции тягодутьевых машин. Импульсная очистка поверхностей нагрева. Механическая система золошлакоудаления. Обозначение оборудования котельной установки в тепловых схемах по ГОСТу. Конструкция оборудования, встречающегося в схемах. | 14
| ||||||
МДК 01.01.04 Эксплуатация систем теплоснабжения | Содержание | 6 | |||||
1 | Классификация систем теплоснабжения. Схемы присоединения потребителей к тепловым сетям.
| 2
| 2 | ||||
2 | Типы теплоприготовительных установок для водяных и паровых систем. Необходимое оборудование для тепловых пунктов, назначение и устройство элеватора. | 2
| 2 | ||||
3 | Трубопроводы для тепловых сетей. Изоляционные материалы и их покрытие. Опоры и компенсаторы для тепловых сетей. Камеры для подземных теплопроводов. | 2
| 3 | ||||
Лабораторные работы | Не предусмо трено |
| |||||
Практические занятия | 22 |
| |||||
1 | Определение тепловых нагрузок по укрупненным показателям. | 2
| |||||
2 | Определение годовых расходов теплоты и теплоносителя. | 2
| |||||
3 | Построение годовых графиков теплопотребления. | 2
| |||||
4 | Построение графиков расхода теплоты по продолжительности стояния температур наружного воздуха | 2
| |||||
5 | Расчет и построение температурных графиков центрального регулирования для однородной нагрузки. | 2
| |||||
6 | Расчет нагрузок на подвижные опоры и определение расстояния между опорами. | 2
| |||||
7 | Расчет нагрузок на неподвижные опоры | 2
| |||||
8 | Расчет гидравлических параметров для тепловых сетей. | 2
| |||||
9 | Анализ пьезометрического графика двухтрубной водяной сети. | 2
| |||||
10 | Определение толщины тепловой изоляции. | 2
| |||||
11 | Определение потерь теплоты трубопроводом тепловой сети. | 2
| |||||
Самостоятельная работа обучающегося Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Работа с конструкторской документацией, подготовка докладов и выступлений на семинарах. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов к практическим занятиям, подготовка к их защите. Выполнение расчетно-графических работ. Изучение схем тепловых пунктов, схем присоединения абонентских вводов к тепловым сетям. Изучение строительных конструкций тепловых сетей. Изучение конструкций и параметров насосов, оборудования насосных подстанций. Подготовка сообщений, докладов по повышению надежности тепловых сетей и об авариях и методах предотвращения аварий в тепловых сетях. | 14 | ||||||
МДК 01.01.05 Теплотех-ническое оборудование, расчет, выбор, эксплуатация | Содержание | 14 | |||||
1 | Классификация теплообменных установок и теплообменных аппаратов. | 2
| 2 | ||||
2 | Теплоносители, их характеристики и область применения. | 2
| 2 | ||||
3 | Основные направления и перспективы развития теплотехнического оборудования. | 2
| 3 | ||||
4 | Назначение и виды рекуперативных теплообменных аппаратов непрерывного и периодического действия, область их применения. | 2
| 2 | ||||
5 | Принцип и устройство теплообменных аппаратов: "труба в трубе", секционного трубчатого, пластинчатого, спирального, змеевикового, оросительного, кожухотрубчатого, калорифера. | 2
| 2 | ||||
6 | Назначение и виды смешивающих аппаратов, область их применения. Основы расчета теплообменников. | 2
| 2 | ||||
7 | Назначение и основные виды теплообменников с химическими превращениями. Область их применения. | 2
| 2 | ||||
Лабораторные работы | Не предусмо трено |
| |||||
Практические занятия | 16 |
| |||||
| 1 | Изучение конструкций рекуперативных теплообменных аппаратов непрерывного действия | 2
| ||||
2 | Расчет и выбор пароводяного поверхностного теплообменника | 2
| |||||
3 | Расчет и выбор водоводяного поверхностного теплообменника | 2
| |||||
4 | Изучение конструкции смешивающих теплообменников | 2
| |||||
5 | Расчет и построение процесса сушки в диаграмме h-d | 2
| |||||
6 | Изучение конструкций сушильных установок различных типов | 2
| |||||
7 | Изучение конструкций конденсатоотводчиков и правил их эксплуатации. | 2
| |||||
8 | Изучение конструкции ректификационных установок. | 2
| |||||
Самостоятельная работа обучающегося Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Работа с конструкторской документацией, подготовка докладов и выступлений на семинарах. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов к практическим занятиям, подготовка к их защите. Расчетно-графические построения. Изучение правил установки конденсатоотводчиков. Изучение схем теплообменных аппаратов. Изучение конструкций установок. Изучение систем сбора и возврата конденсата. | 17 | ||||||
МДК 01.01.06 Эксплуатация систем топливоснабжения
| Содержание | 8 | |||||
1 | Структура и динамика развития топливно-энергетического комплекса. Основные виды твердого топлива. Основные характеристики топлива. Получение данного вида топлива. Состав твердого топлива. Характеристика каждого компонента. | 2
| 3 | ||||
2 | Тихоходная шаровая барабанная мельница. Быстроходная молотковая мельница. Циклон. Сепаратор. Питатель пыли. | 2
| 2 | ||||
3 | Классификация газов. Основные характеристики и свойства газов: температура воспламенения, теплотворная способность, газовая постоянная, вязкость, влажность, температура горения, пределы воспламенения. | 2
| 2 | ||||
4 | Компрессорные и газораспределительные станции. Неравномерность газопотребления и методы ее выравнивания. | 2
| 2 | ||||
Лабораторные работы | Не предусмо трено |
| |||||
Практические занятия | 22 |
| |||||
1 | Подбор и расчет регулятора давления | 2
| |||||
2. | Подбор предохранительных запорных клапанов и предохранительных сбросных клапанов | 2
| |||||
3. | Расчет волосяного фильтра | 2
| |||||
4. | Расчет продуктов сгорания и объемов воздуха | 2
| |||||
5. | Определение рабочей теплоты сгорания и плотности газа
| 2
| |||||
6. | Расчет газопровода низкого давления
| 2
| |||||
7. | Гидравлический расчет газопроводов среднего и высокого давления | 2
| |||||
8. | Расчет тупиковых схем газопровода | 2
| |||||
9. | Расчет газопровода на подводке к котлу | 2
| |||||
| Экзамен |
| |||||
10. | Расчет газовой горелки | 2
| |||||
11 | Экскурсия на котельную | 2
| |||||
Самостоятельная работа обучающегося Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Работа с конструкторской документацией, подготовка докладов и выступлений на семинарах. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов к практическим занятиям, подготовка к их защите. Изучение схем пылеприготовления, их построение, описание. Ознакомление с устройством и особенностями эксплуатации мазутных горелок, используемых в теплоэнергетике. | 15 | ||||||
МДК 01.01.07 Тепловые двигатели | Содержание | 16 | |||||
1 | Преобразование энергии пара в паровых турбинах. Основные элементы турбин. Основные потери энергии пара в турбинах. Схема устройства и принцип действия простейшей паровой турбины. Работа пара в соплах и на рабочих лопатках. Типы сопел, их выбор | 2
| 2 | ||||
2 | Виды турбин и их использование. Классификация турбин по мощности и давлению пара. Одноступенчатые турбины и их использование. | 2
| 2 | ||||
3 | Многоступенчатые активные турбины со ступенями скорости и ступенями давления. Рабочий процесс в турбинах и изображение его в осях h-s. | 2
| 2 | ||||
4 | Конструкции современных турбин, их применение в энергетике. Основные детали турбин, их назначение. | 2
| 3 | ||||
5 | Назначение систем регулирования и защиты паровых турбин, их разновидности. Классификация систем регулирования: дроссельное, сопловое, обводное. Сравнение систем регулирования и их применение. | 2
| 2 | ||||
6 | Регуляторы прямого и непрямого действия. Синхронизаторы. Виды защит для паровых турбин. Автомат безопасности. | 2
| 2 | ||||
7 | Расход пара на турбину. Режимные карты турбин. Назначение конденсационной установки и масляной системы, их основное оборудование. | 2
| 2 | ||||
8 | Схемы конденсационной установки и масляной системы. Устройство конденсаторов, пароэжекторных установок, насосов. Переохлаждение конденсата и его влияние на работу конденсатора. Расход охлаждающей воды. Качество масла для масляной системы. | 2
| 2 | ||||
Лабораторные работы | Не предусмо трено |
| |||||
Практические занятия | 10
|
| |||||
1 | Изучение устройства паровой турбины. | 2
| |||||
2 | Построение рабочего процесса паровой турбины и его расчет в h-s диаграмме. | 2
| |||||
3 | Определение устройства газовой турбины | 2
| |||||
4 | Расчет подогревателей высокого давления. | 2
| |||||
5 | Расчет деаэратора и подогревателей низкого давления.
| 2
| |||||
Самостоятельная работа обучающегося Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем), написание рефератов. Подготовка к самостоятельным работам, тестовому контролю знаний, подготовка презентаций, докладов, сообщений, рефератов. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических заданий, отчетов и подготовка к их защите. Решение упражнений и задач; изучение устройств паровых и газовых турбин; изучение схем регулирования паровых и газовых турбин; изучение устройства и схем регулирования двигателей внутреннего сгорания; изучение графиков нагрузок и тепловых схем ТЭС. | 9 | ||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
МДК 01.01.08 Эксплуатация систем автоматики, управления сигнализации теплоэнергетических процессов | Содержание | 16 | |||||
1 | Основные понятия и определения САР. Структурные схемы автоматического регулирования. | 2
| 2 | ||||
2 | Элементы схемы: объект регулирования, измерительное устройство, задающее устройство, исполнительный механизм, регулирующий орган. | 2
| 2 | ||||
3 | Классификация автоматических регуляторов по роду регулируемой величины, по использованию и виду посторонних источников энергии, по характеру действия, по характеру воздействия на регулирующий орган. | 2
| 2 | ||||
4 | Классификация систем автоматического регулирования по характеру изменения задающего воздействия, по принципу регулирования. | 2
| 2 | ||||
5 | Самонастраивающие и несамонастраивающие системы. | 2
| 2 | ||||
6 | Магнитные пускатели и тиристорные усилители. | 2
| 2 | ||||
7 | Блоки управления. | 2
| 2 | ||||
8 | Исполнительные механизмы. Регулирующие органы. | 2
| 3 | ||||
Лабораторные работы | Не предусмо трено |
| |||||
Практические занятия | 14 |
| |||||
1. | Показатели качества регулирования | 2
| |||||
2 | Изучение исполнительных устройств и органов регулирования | 2
| |||||
3. | Изучение функциональных схем автоматического регулирования барабанных паровых котлов. | 2
| |||||
4. | Изучение функциональных схем автоматического регулирования вспомогательного оборудования котлов. | 2
| |||||
5
| Изучение функциональных схем автоматического регулирования водоподогревательной установки. | 2
| |||||
6 | Изучение функциональных схем автоматического регулирования водоподготовительной установки. | 2
| |||||
7 | Изучение структурных схем автоматических защит барабанных паровых котлов. Контрольная работа по темам IV семестра. | 2
| |||||
Самостоятельная работа обучающегося Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем), написание рефератов Подготовка к самостоятельным работам, тестовому контролю знаний, подготовка презентаций, докладов, сообщений, рефератов. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических заданий, отчетов и подготовка к их защите. Изучение конструкции и принципа действия регуляторов, построение их структурных схем. Регуляторы непрерывного действия, импульсные и релейные. Принцип действия, сравнительная оценка и применяемость регуляторов. Выбор типа регуляторов и определение параметров его настройки. Изучение современных средств регулирования, применяемых при эксплуатации модернизированного оборудования, с применением ЭВМ и других новейших вспомогательных средств. Системы регулирования типа «Контур», «Каскад-2», микропроцессорный контролер типа Р-130, агрегатный комплекс систем регулирования. Элементы систем промышленной пневмоавтоматики и гидроавтоматики. Изучение усилителей задающих устройств, используемых в современных регуляторах. Изучение характеристик различных регулирующих органов с анализом качества регулирования каждого из них. Чтение функциональных схем автоматизации. Ознакомление с новейшей системой регулирования современной отрасли энергетики. Работа с технической документацией. Анализ условий работы САР и определение причин нарушения их работы. Подбор деталей и узлов САР с использованием технической литературы. | 15 |
| |||||
МДК 01.01.09 Расчет и выбор оборудования теплоэнергетических установок
| Содержание | 4 |
| ||||
1 | Требования СНиП II-З5-76 «Котельные установки» к проектированию котельных, к расчетам тепловых нагрузок для характерных режимов работы котельных: максимального зимнего, наиболее холодного месяца, летнего. Классификация потребителей по надежности теплоснабжения и котельных по надежности отпуска теплоты. | 2
| 2 | ||||
2 | Общие принципы разработки расчетных технологических и тепловых схем котельных с паровыми и водогрейными котлами. Условные обозначения оборудования на схемах. | 2
| 2 | ||||
Лабораторные работы | Не предусмо трено |
| |||||
Практические занятия | 26 |
| |||||
1. | Определение расходов тепла | 2
| |||||
2. | Разработка тепловой схемы отопительной котельной. | 2
| |||||
3. | Разработка тепловой схемы производственной котельной. | 2
| |||||
4. | Выбор основного оборудования. | 2
| |||||
5. | Расчет и выбор тягодутьевых машин | 2
| |||||
6. | Расчет и выбор вспомогательного оборудования котельной. | 2
| |||||
7. | Составление схемы умягчения исходной воды. | 2
| |||||
8. | Составление схемы мазутного хозяйства | 2
| |||||
9. | Составление схемы газового хозяйства | 2
| |||||
10. | Расчет высоты дымовой трубы. | 2
| |||||
11. | Составление компоновки оборудования котельной | 2
| |||||
12 | Составление схемы тепловых пунктов | 2
| |||||
13 | Составление схем выпарных, сушильных, холодильных установок. | 2
| |||||
Самостоятельная работа обучающегося Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Работа со справочными материалами, инструкциями, правилами технической эксплуатации, нормативно-техническими, руководящими и технологическими документами. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите. Сточные воды котельных установок, их химический состав. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в водоемах. Методы снижения концентрации вредных веществ в сточных водах. Расчет установок для очистки сточных вод от нефтепродуктов, грубодисперсных смесей, солей, кислот, щелочей. Выбор оборудования очистных сооружений по справочной литературе. Подготовка к самостоятельным работам, тестовому контролю знаний, подготовка презентаций, докладов, сообщений, рефератов. | 13
|
| |||||
МДК.01.01.10 Эксплуатация оборудования теплоэнергетических установок, теплопотребляющего оборудования и тепловых сетей | Содержание | 6 |
| ||||
1 | Эксплуатация оборудования для приема и складирования твердого топлива. Эксплуатация ленточных конвейеров, дробилок, грохотов, магнитных сепараторов и других элементов топливоподачи. Эксплуатация оборудования систем пылеприготовления с молотковыми и шаровыми барабанными мельницами. | 2
| 2 | ||||
2 | Эксплуатация паровых и водогрейных котлов, работающих на различных видах топлива. Подготовка к растопке, растопка парового котла, включение в паровую магистраль, обслуживание котла во время работы, плановые и аварийные остановы котлоагрегата. | 2
| 2 | ||||
3 | Эксплуатация тепловых сетей. Требования правил Госэнергонадзора России к трубопроводам пара и горячей воды. Классификация трубопроводов по параметрам рабочей среды. Требования правил Госэнергонадзора. России по безопасной эксплуатации тепловых сетей. Основные виды и причины повреждений трубопроводов, способы их устранения. Защита тепловых сетей от коррозии. | 2
| 2 | ||||
Лабораторные работы | Не предусмо трено |
| |||||
Практические занятия | 20 |
| |||||
1 | Пуск и останов пылеприготовительных установок, регулирование их работы | 2
| |||||
2 | Пуск и останов топок, работающих на жидком топливе, регулирование работы мазутных форсунок | 2
| |||||
3 | Пуск и останов топок, работающих на газе, регулирование работы газовых горелок. | 2
| |||||
4 | Пуск, включение в работу, обслуживание во время работы и останов парового котла. | 2
| |||||
5 | Пуск, обслуживание во время работы и останов водогрейного котла | 2
| |||||
6 | Пуск, останов и обслуживание во время работы насосов, вентиляторов, дымососов. | 2
| |||||
7 | Изучение напорных характеристик центробежных машин | 2
| |||||
8 | Пуск, обслуживание во время работы и останов водоподготовительной установки. | 2
| |||||
9 | Пуск, обслуживание во время работы и останов паропровода. | 2
| |||||
10 | Пуск, обслуживание во время работы и останов водяной тепловой сети | 2
| |||||
| Экзамен |
| |||||
Самостоятельная работа обучающегося Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Работа со справочными материалами, инструкциями, правилами технической эксплуатации, нормативно-техническими, руководящими и технологическими документами. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите. Подготовка к самостоятельным работам, тестовому контролю знаний, подготовка презентаций, докладов, сообщений, рефератов. Контроль и учет работы оборудования энергетического цеха, изучение документов по учету и отчетности. Изучение документов по приему и сдачи смены дежурным персоналом энергоцеха; документов, заполняемых дежурным персоналом. Причины взрывов в топках котлов, работающих на различных видах топлива, меры по предупреждению взрывов. Мероприятия для повышения экономичности работы котлов. | 13 |
| |||||
Примерная тематика курсовых проектов Тепловой расчет парового (водогрейного) котла, работающего на твердом, жидком или газообразном топливе. Расчет кожухотрубчатого теплообменника. Теплоснабжение жилого микрорайона. |
|
| |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовому проекту | 30 | ||||||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы по курсовому проектированию Расчет и оформление курсового проекта по индивидуальным заданиям и темам. | 20 | ||||||
Производственная практика (по профилю специальности) итоговая по модулю Виды работ -безопасная эксплуатация: теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; систем автоматики, управления, сигнализации и защиты теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; приборов для измерения и учета тепловой энергии и энергоресурсов; -контроль и управление: режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; системами автоматического регулирования процесса производства, транспорта и распределения тепловой энергии; -организация процессов: бесперебойного теплоснабжения и контроля над гидравлическим и тепловым режимом тепловых сетей; выполнения работ по повышению энергоэффективности теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; внедрения энергосберегающих технологий в процессы производства, передачи и распределения тепловой энергии; -чтение, составление и расчет принципиальных тепловых схем тепловой электростанции (ТЭС), котельных и систем тепло- и топливоснабжения; -оформление технической документации в процессе эксплуатации теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. | 180
|
| |||||
Всего | 646
|
|
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы ПМ требует наличия учебного кабинета - эксплуатации теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения, лаборатории - эксплуатации, наладки и испытания теплотехнического оборудования.
Оборудование учебного кабинета эксплуатации теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения и рабочих мест кабинета:
- стенды по выполнению лабораторных и практических работ по темам профессионального модуля по водоподготовке, измерительной технике, методические указания по выполнению лабораторных работ и практических занятий;
технические паспорта и каталоги средств измерений;
методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов;
- наглядные пособия (макеты элементов оборудования, измерительной техники, плакаты, электронные диски с учебными фильмами, фотографиями по измерительной технике, химической подготовки воды);
- комплект учебно-методической документации.
Оборудование лаборатории эксплуатации, наладки и испытания теплотехнического оборудования и рабочих мест лаборатории:
-наглядные пособия (макеты элементов теплотехнического оборудования, плакаты, электронные диски с учебными фильмами, фотографиями по обслуживанию и наладке теплоэнергетического оборудования и т.д.)
- комплект учебно-методической документации;
-программное обеспечение по моделированию рабочих ситуаций при обслуживании теплотехнического оборудования;
-инструкции по эксплуатации котельного оборудования;
-функциональные схемы теплотехнического контроля;
-режимные карты котлов;
-пусковые схемы теплотехнического оборудования;
-технологические и полные схемы котельного цеха;
- ведомости работы оборудования КТЦ.
Рабочие места по количеству студентов, с учетом выполнения работ бригадным методом по 3-4 человека.
Технические средства обучения:
- мультимедийное оборудование;
- компьютеры.
Реализация рабочей программы ПМ предполагает обязательную производственную
практику (по профилю специальности)
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
- энергетические котлы различных типов;
- водогрейные котлы;
- вспомогательное оборудование котельной установки;
- оборудование пылеприготовительной установки (мельницы, сепараторы, циклоны);
- оборудование мазутной насосной и газораспределительного пункта;
- дымосос и дутьевой вентилятор;
- баковое хозяйство;
- оборудование технического водоснабжения (циркуляционные насосы, градирня);
- редукционно-охладительная установка;
- оборудование цеха водоподготовки (фильтры, осветители, испарители);
- пульт управления оборудования котельной установки;
- оборудование системы продувки котла;
- оборудование для выполнения опрессовки теплотехнического оборудования и трубопроводов;
- оборудование для выполнения химической промывки котла;
- теплотехническое оборудование;
-системы теплоснабжения, тепловые пункты;
- инструкции по эксплуатации теплотехнического оборудования;
- правила технической эксплуатации;
- правила техники безопасности;
- инструкции по пуску и останову котельного агрегата, систем теплоснабжения;
- инструкции по обслуживанию вспомогательного оборудования и систем;
- паспорт котла и вспомогательного оборудования;
- контрольно-измерительные приборы, средства дистанционного и автоматического управления, устройства технологических защит;
- протоколы испытаний, акты ревизий, ремонтов;
- технологические схемы;
- карты режимов;
- журнал противоаварийных тренировок;
- должностные инструкции оператора котельной и персонала по обслуживанию теплотехнического оборудования и тепловых сетей.
4.2. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
Основные источники
Для преподавателей
Боровков, В.М. Теплотехническое оборудование : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Боровков, А.А. Калютик. – М. : Издательский центр «Академия», 2018.
Боровков, В.М. Изготовление и монтаж технологических трубопроводов: учебник для студ.учреждений сред. проф. образования / В.М. Боровков, А.А. Калютик. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.
Гольцман В.А. Приборы контроля и средств автоматики тепловых процессов: учебное пособие для СПО – Москва «Высшая школа» 2015
Иванова Г.М. Теплотехнические измерения и приборы : учебник для вузов / Г.М. Иванова, Н.Д. Кузнецов, В.С.Чистяков. – М.: Издательский дом МЭИ, 2015.
Матюнин, В.М. Металловедение в теплоэнергетике: учебное пособие для вузов / В.М. Матюнин. – М. : Издательский дом МЭИ, 2016.
Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов. ПБ 1—574-03. – СПб.: Изд. ДЕАН, 2016.
Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. ПБ 03-576-03. – С.П. 2016.
Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации – М.: Издательство «Омега-Л», 2017.
Шишмарев В.Ю. Измерительная техника: учебник для студ. Сред. проф. образования/ Шишмарев В.Ю. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
Шишмарев В.Ю. Средства измерений: учебник для студ. Сред. проф. образования/ Шишмарев В.Ю. –М.: Издательский центр «Академия», 2015.
Ящура, А.И. Система технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования: справочник / А.И. Ящура.- М.: ЭНАС, 2014.
Для студентов
1.Александров, А.А., Григорьев Б.А. Таблицы теплофизических свойств воды и водяного пара: Справочник. Рек. Гос. Службой стандартных справочных данных. ГСССД Р-776-98. – М.: Издательский дом МЭИ, 2017
2.Соколов Б.А. Устройство и эксплуатация паровых и водогрейных котлов малой и средней мощности: учеб. Пособие / Б.А.Соколов – М.: Издательский центр «Академия», 2015
3.Соколов Б.А. Паровые и водогрейные котлы малой и средней мощности: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Б.А.Соколов. – М.: Издательский центр «Академия», 2015
Дополнительные источники
Для преподавателей
Гошко, А.И. Арматура трубопроводная целевого назначения . В 3-х кн. Кн. 1: Выбор. Эксплуатация. Ремонт. М.: Машиностроение, 2013
Гошко, А.И. Арматура трубопроводная целевого назначения. В 3-х кн. Кн. 2: Производство. Испытания. Монтаж. М.: Машиностроение, 2013.
Гошко, А.И. Арматура трубопроводная целевого назначения. В 3-х кн. Кн. 3: Управление качеством. Технический контроль. Сертификация. М.: Машиностроение, 2013.
Козин, В.Е., Левин, Т.А. Теплоснабжение М.: Высшая школа.2015
Соколов, Е.Я.Теплофикация и тепловые сети. Учебник для вузов.—М.: Издательство МЭИ, 2015
Для студентов
Основы современной энергетики: Курс лекций для менеджеров энергетических компаний. В двух частях / Под общей редакцией чл.-корр. РАН Е.В. Аметистова. – Часть 1. Трухний А.Д., Макаров А.А., Клименко В.В. Современная теплоэнергетика: -М.: Издательство МЭИ, 2013
Теплотехническое оборудование и теплоснабжение промышленных предприятий: Учебник для техникумов/ Голубков Б.Н., Данилов О.Л., Зосимовский Л.В. и др.; Под ред. Б.Н.Голубкова -М.: Энергия, 2014
Эстеркин, Р. И. Эксплуатация, наладка и испытание теплотехнического оборудования промышленных предприятий: Учебник для техникумов— Л.: Энергоатомиздат, 2015
Интернет-ресурсы
Теплота - все для Теплотехника и Теплоэнергетика http:// www.teplota.org.ua
Теплоэнергетическое оборудование http:// www.oborudka.ru
Теплоэнергетика http://www.teploenergetika.info.
Журналы:
Тепловые электрические станции;
Теплоэнергетика;
Энергетик;
Энергосбережение;
Энергия;
Энергосбережение и водоподготовка
Освоение ПМ Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения производится в соответствии с учебном планом по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование и календарным графиком, утвержденным директором техникума.
Образовательный процесс организуется строго по расписанию занятий, утвержденному заместителем директора по УР. График освоения ПМ предполагает последовательное освоение МДК Эксплуатация, расчет и выбор теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения, включающих в себя как теоретические, так и лабораторно-практические занятия.
Освоению ПМ предшествует обязательное изучение учебных дисциплин «Материаловедение», «Инженерная графика», «Техническая механика», «Электротехника и электроника», «Теоретические основы теплотехники и гидравлики».
Изучение теоретического материала может проводиться как в каждой группе, так и для нескольких групп (при наличии нескольких групп на специальности).
При проведении лабораторных работ/практических занятий проводится деление группы студентов на подгруппы, численностью не более 16 чел. Лабораторные работы проводятся в специально оборудованной лаборатории эксплуатации, наладки и испытания теплотехнического оборудования.
В процессе освоения ПМ предполагается проведение рубежного контроля знаний, умений у студентов. Сдача рубежного контроля (РК) является обязательной для всех обучающихся. Результатом освоения ПМ выступают ПК, оценка которых представляет собой создание и сбор свидетельств деятельности на основе заранее определенных критериев.
С целью оказания помощи студентам при освоении теоретического и практического материала, выполнения самостоятельной работы разрабатываются учебно- методические комплексы (кейсы студентов).
С целью методического обеспечения прохождения производственной практики, выполнения курсового проект разрабатываются методические рекомендации для студентов.
При освоении ПМ каждым преподавателем устанавливаются часы дополнительных занятий, в рамках которых для всех желающих проводятся консультации. График проведения консультаций размещен на входной двери каждого учебного кабинета или лаборатории.
При выполнении курсового проекта проводятся как групповые аудиторные консультации, так и индивидуальные. Порядок организации и выполнения курсового проектирования определен в нормативном документе техникума (локальный акт).
Текущий учет результатов освоения ПМ производится в журнале по ПМ. Наличие оценок по ЛПР и рубежному контролю является для каждого студента обязательным. В случае отсутствия оценок за ЛПР и ТРК студент не допускается до сдачи квалификационного экзамена по ПМ.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров,
обеспечивающих обучение по МДК:
- наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения» и специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование;
- опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы;
- стажировка в профильных организациях.
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих проведение ЛПР:
- наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения» и специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование;
- опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы;
- стажировка в профильных организациях.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство
практикой
Инженерно-педагогический состав:
дипломированные специалисты - преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин: «Материаловедение», «Инженерная графика», «Техническая механика», «Электротехника и электроника», «Теоретические основы теплотехники и гидравлики.
Мастера:
- наличие 5-6 квалификационного разряда;
- обязательная стажировка в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года;
- опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
1. Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения | Определение последова-тельности технологического процесса по схемам котельного цеха, системы теплоснабжения, топливоподачи, мазутного и газового хозяйства.
| Оценка самостоя-тельного выполнения практического зада-ния, результатов про-изводственной прак-тики и выполнения задания на квалифи-кационном экзамене |
Соответствие тепловых расчетов паровых котлов и систем теплоснабжения с нормами технологического проектирования. | Оценка самостоятельного выполнения курсового проекта | |
Алгоритм действий по пуску и останову котла, систем тепло- и топливоснабжения в соответствии с инструкциями. | Оценка результатов выполнения практи-ческого задания и выполнения задания на квалификационном экзамене | |
2. Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения | Соответствие расстановки оборудования топливоподачи, пылеприготовления, мазутного и газового хозяйства нормам технологического проектирования. | Оценка самостоятельного выполнения практического задания |
Переключения нагрузок котла в зависимости от режимной карты. | Наблюдение и анализ деятельности при прохождении практики | |
Определение последовательности приема, разгрузки и предварительной подготовки топлива к сжиганию в соответствии со схемой. | Оценка самостоятельного выполнения практических заданий | |
Управление работой систем теплоснабжения в соответствии с графиком тепловой нагрузки | Наблюдение и анализ деятельности при прохождении практики | |
3. Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения | Обслуживание котельного оборудования при проведении плановых противоаварийных тренировок в соответствии с нормативами времени и инструкциями по эксплуатации
| Наблюдение и анализ деятельности при прохождении практики |
Соответствие схем автоматичес-ких защит основного и вспомога-тельного оборудования их назна-чению.
| Оценка самостоятельного выполнения практического задания и выполнения задания на квалификационном экзамене | |
По окончании данного модуля проводится экзамен (квалификационный) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | - проявление интереса к будущей профессии;
- грамотная постановка цели дальнейшего профессионального роста и развития | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы; оценка портфолио (результатов достижений);
|
2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
| - точность выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач; - точность оценки эффективности и качества их выполнения
| Наблюдение, оценка деятельности на практических занятиях и лабораторных работах |
3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
| - правильность решения стандартных и нестандартных профессиональных задач | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
| - эффективность поиска необходимой информации, использование различных источников, включая электронные | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
|
5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
| владение программными и программно-аппаратными и техническими средствами и устройствами, функционирующими на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена | Наблюдение, оценка деятельности на практических занятиях и лабораторных работах |
6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
| - скорость адаптации при взаимодействии обучающихся с преподавателями в ходе обучения | Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе проведения лабораторных работ, деловых и ролевых игр, конференций, круглых столов, в нестандартных ситуациях |
7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
| - организация работы подчиненных и контроля выполнения заданий | Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе проведения лабораторных работ, деловых и ролевых игр, конференций, круглых столов, в нестандартных ситуациях, оценка портфолио |
8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
| - организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля | Анализ деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы, оценка портфолио |
9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
| - точность анализа инноваций в энергетике, использование современных технологий в профессиональной деятельности | Наблюдение, оценка портфолио: участие в научно-технических конференциях, научно-техническом творчестве, наличие дипломов, грамот) |
6 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением; | |
БЫЛО | СТАЛО Введена контрольная работа по темам 5 семестра 29.05.2017г. стр.12 |
Основание: требования ФГОС |
|
Подпись лица внесшего изменения: Болонова Е.В. |
|
Приложение 1
Планирование учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Активные и интерактивные формы и методы обучения | Формируемые ОК и ПК |
| Принцип и устройство теплообменных аппаратов: "труба в трубе", секционного трубчатого, пластинчатого, спирального, змеевикового, оросительного, кожухотрубчатого, калорифера. | 2 | Мозговой штурм. Презентация. Проблемная лекция. Сравнительные диаграммы. | ПК 1 ПК 2 ПК 3 ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5
|
| Виды применяемых реагентов для снижения щелочности и умягчения воды. Диапазоны их использования в зависимости от качества воды и от требования к умягченной воде. Схемы и аппаратура установок для умягчения воды. Осветлители, применяемые для умягчения воды осаждением; конструкции принцип действия. Вихревые реакторы; конструкции; принцип действия. Выбор метода осаждения для умягчения исходной воды. Определение качества воды после определенной стадии обработки. | 2 | Кластер. Метод проектов. Презентация. Проблемная лекция. | ПК 1 ПК 2 ПК 3 ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5
|
| Классификация органического топлива. Элементарный состав топлива. Понятие о расчетных массах топлива, пересчет топлива с одной массы на другую. Технические характеристики органического топлива, удельная теплота сгорания топлива. Условное топливо. Материальный баланс горения органического топлива. | 2 | Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Сравнительные диаграммы. Круглый стол. Презентация. Видеоконференция. Проблемная лекция. | ПК 1 ПК 2 ПК 3 ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5
|
| Схемы конденсационной установки и масляной системы. Устройство конденсаторов, пароэжекторных установок, насосов. Переохлаждение конденсата и его влияние на работу конденсатора. Расход охлаждающей воды. Качество масла для масляной системы. | 2 | Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Метод проектов. Презентация. Видеоконференция. Проблемная лекция. Баскет-метод. | ПК 1 ПК 2 ПК 3 ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5
|
| Структура и динамика развития топливно-энергетического комплекса. Основные виды твердого топлива. Основные характеристики топлива. Получение данного вида топлива. Состав твердого топлива. Характеристика каждого компонента. | 2 | Мозговой штурм. Презентация. Проблемная лекция. Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Кейс-технология | ПК 1 ПК 2 ПК 3 ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5
|
3