Департамент образования Кемеровской области
государственно образовательного учреждения
среднего профессионального образования
«Кемеровского коммунально - строительного техникума»
имени В.И. Заузелкова
СОГЛАСОВАНО | | Утверждаю: |
Цикловая методическая комиссия | | Заместитель директора по УР |
Протокол № _____ от «____» _____________2014 | | ____________Н.В. Грентикова |
| «___» ________________ 2014г. |
Председатель ЦМК ________________Т.С. Дедова | | |
ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения
МДК 01.04 Автоматизация энергетических процессов. Измерительная техника.
г. Кемерово
2014 г.
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 140102 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование (базовая подготовка), входящий в состав укрупненной группы специальностей 140000 «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника»утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2010Г. №114
Организация-разработчик: ГОУ СПО «Кемеровский коммунально- строительный техникум» имени В.И. Заузелкова
Разработчик: Моряшина Ольга Юрьевна., преподаватель
Рецензент:
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
| 4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 6 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля | 7 |
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 11 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 13 |
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 МДК 01.04 Автоматизация энергетических процессов. Измерительная техника.
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля– основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 140102 теплоснабжение и теплотехническое оборудование утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2010 г. №114 в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
ПМ.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- топливоснабжения МДК 01.04 Автоматизация энергетических процессов. Измерительная техника. и профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1 Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК 1.2 Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК 1.3 Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования систем тепло- и топливоснабжения.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работника в области энергетики, энергетического машиностроения и электротехники при наличии основное общее образование, среднее общее образование. Опыт работы не требуется, при подготовке по профессиям:
11708 «Аппаратчик химводоочистки»;
15643 «Оператор котельной»;
16067 «Оператор теплового пункта»;
18531 «Слесарь по обслуживанию тепловых сетей»;
18535 «Слесарь по ремонту оборудования тепловых сетей»
__________________________________________________________работы:
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
-безопасной эксплуатации: систем автоматики, управления, сигнализации и защиты теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;
приборов для измерения учета тепловой энергии и энергоресурсов;
-контроля и управления: системами автоматического регулирования процессов производства, транспорта и распределения тепловой энергии;
-организации процессов: выполнения работ по повышению энергоэффективности теплотехнического оборудования и систем тепло-
топливоснабжения; чтения, составления и расчета принципиальных тепловых схем тепловой электростанции (ТЭС), котельных и систем тепло- и топливоснабжения;
уметь:
-выполнять: безопасный пуск, останов и обслуживание во время работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; автоматическое и ручное регулирование процесса производства, транспорта и распределения тепловой энергии;
знать:
-устройство, принцип действия и характеристики: основного и вспомогательного теплотехнического оборудования систем тепло- и топливоснабжения; систем автоматического регулирования, сигнализации и защиты теплотехнического оборудования систем тепло- и топливоснабжения. Приборов и устройств для измерения параметров теплоносителей, расхода и учета энергоресурсов и тепловой энергии;
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 1257 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 210 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 140 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 70 часов;
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Автоматизация теплоэнергических процессов. Измерительная техника, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1 | Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. |
ПК 1.2 | Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. |
ПК 1.3 | Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля 3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производст венная (по профилю специальности), часов |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ОК 1-9 ПК 1.1-1.3 | Раздел 1. . Приборы для измерения и учёта тепловой энергии | 86 | 36 | 20 | - | 30 | - | 56 | - |
Раздел 2. . Автоматизация энергетических процессов | 124 | 52 | 32 | 40 | 84 | - |
| Всего: | 210 | 88 | 52 | - | 70 | - | 140 | - |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел ПМ.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения | | 1257 | |
МДК 01.04 Автоматизация энергетических процессов. Измерительная техника. | | 140 |
Тема 1. Общие сведения об измерениях | Содержание | 12 |
1. | Введение Измерение. Виды и методы измерений. Точность и погрешность измерений. | 2 | 2 |
Лабораторные работы | 10 | |
1. | Определение точности измерений |
Тема 2. Измерения теплотехнических параметров | Содержание | 48 |
1. | Измерение температуры | 34 | 2 |
2 | Измерение давления, разности давления и разряжения | 3 |
3 | Измерения расхода, количества, уровня | 3 |
4 | Анализ уходящих газов | 3 |
5 | Определение качества воды и пара | 3 |
6 | Специальные измерения | 3 |
Лабораторные работы | 10 | |
1 | Изучение и поверка автоматического уравновешенного моста |
2 | Изучение и поверка трубчато-пружинного манометра с дистанционной передачей показаний |
3 | Изучение и поверка тензометрического преобразователя для измерения давления (перепада давления) с дистанционной передачей показаний |
4 | Изучение и поверка мембранного тягонапоромера |
5 | Поверка расходомера переменного перепада давления с дистанционной передачей показаний |
6 | Изучение и поверка гидростатического уровнемера |
7 | Изучение и поверка газоанализатора для определения содержания кислорода в уходящих газах |
Практические занятия | 4 |
1. | Вычисление количества тепловой энергии, опущенной с парам. Вычисление количества тепловой энергии, опущенной горячей водой. |
Тема 3.Основы теории автоматического регулирования. …………………. | Содержание | 32 |
1. | Основы понятия и определения теории автоматического управления | 18 | 2 |
2 | Объекты систем автоматического регулирования, их характеристики и свойства | 3 |
3 | Классификация регуляторов | 3 |
4 | Устойчивость работы автоматической системы регулирования и качество процессов регулирования | 3 |
Лабораторные работы | 8 | |
1. | Снятие кривой разгона объекта регулирования |
2 | Определение динамических параметров объекта регулирования по кривой разгона. |
3 | Определение качества процесса регулирования аналогового регулирующего блока с импульсным выходом аппаратуры «Контур», «Каскад-2» или «АКЭСР-2». |
Практические занятия | 6 |
1. | Расчет параметром динамической настройки регуляторов на процесс регулирования аналогового регулирующего блока с импульсным выходом аппарата «Контур» |
2 | Посторенние и исследование области устойчивости в плоскости настроечных параметров |
Тема 4. Технические средства автоматического регулирования | Содержание | 22 |
1. | Общие сведения об аппаратуре автоматического регулирования | 16 | 2 |
2 | Исполнительные устройства систем управления | 3 |
3 | Регулирующие органы | 3 |
Лабораторные работы | 4 | |
1. | Изучение конструкции и принципа действия аналогового блока с импульсивным выходом одной из перечисленной аппаратуры «Контур», «Каскад-2», «АКЭСР-2» . |
2 | «Изучение устройства комплектов средств управления для паровых и водогрейных котлов малой мощности типа «КСУ-2П», «Курс-101» или других типов котлов.» |
3 | Снятие расходной характеристики регулирующего органа |
Практические занятия | 2 |
1. | Снятие расходной характеристики регулирующего органа |
Тема 5 Автоматизация теплоэнергетических установок | Содержание | 26 |
1. | Автоматическое регулирование паровых и водогрейных котлов | 18 | 2 |
2 | Автоматическое регулирование систем теплоснабжения | 3 |
3 | Автоматическое регулирование вспомогательного оборудования | 3 |
4 | Технологические защиты котлов | 3 |
Практические занятия | 8 | |
1. | Изучение и составление тепловой; схемы автоматического регулирования паровых котлов ДКВр,ДЕ,КЕ. |
2 | Изучение и составление тепловой; типовой схемы газо-мазутных водогрейных котлов типа КВ-ГМ, ПТВМ. |
3 | Изучение схем защиты паровых котлов, работающих на газообразном и жидком топливе. |
| 4 | Изучение схем защиты паровых котлов, работающих на твердом топливе. | |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения МДК 01.04 Автоматизация энергетических процессов. Измерительная техника. | 70 | |
Примерная тематика домашних заданий 1.Изучение конструкций измерительных приборов по материалам сети Интернет.2.Подготовка презентации с анализом предоставленных конструкций. . |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов теоретических основ теплотехники и гидравлики; лабораторий эксплуатации, наладки и испытания теплотехнического оборудования.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета
1. Технологическое оборудование и оснастка:
лабораторно-испытательные стенды, контрольно-измерительные приборы и
средства управления и регулирования теплотехнических процессов; макеты
теплотехнического оборудования, систем топливоподачи, систем теплоснабжения
2. Персональные компьютеры,
Доступ к сети Интернет, принтер, сканер, ксерокс, телевизор
3.Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: . тренажеры для отработки умений и навыков эксплуатации
теплотехнического оборудования, систем тепло- и топливоснабжение
4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Список литературы:
Основные источники:
Чистяков, С.Ф., Радун Д.В., «Теплотехнические измерения и приборы» [Текст] Учебное пособие для вузов М., «Высшая школа», 2010г.-392с.
Рульнов, А.А. «Автоматическое регулирование» [Текст] Учебник- М.: Инфа-М,2011г. -219с
Гольцман, В.А. «Приборы и средства автоматизации тепловых процессов» [Текст]-М.: Высшая школа, 1980г.-255с.
Манулов, П.Н. «Теплотехнические измерения и автоматизация тепловых процессов» [Текст]-М.:Энергия,1976г278с.
Дополнительные источники:
Кузьменко, Д.Я. «Регулирование автоматизации паровых котлов» [Текст]-1978г. 80с
Головинский, О.И. «Основы автоматики» [Текст]-М.: Высшая школа, 1987г.-448с.
Клюев, А.С. «Проектирования систем автоматизации» [Текст]-М.: Энергоатомаздат, 1998-464с.
Интернет – ресурсы
http://www.kipia.info/bibliotek/teplotehnicheskie-izmereniya/
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Для обеспечения эффективности образовательного процесса:
проводятся:
активные и интерактивные лекционные, лабораторные и практические занятия в оборудованных лаборатории и мастерской; консультации
по темам модуля в соответствии с принятым в образовательном организации
графиком дополнительных занятий; семинары и конференции по итогам
прохождения производственной практики;
промежуточные аттестации в соответствии с учебным планом
образовательного организация
обеспечивается возможность:
получения необходимой справочной, учебной и методической литературы
по профилю специальности;
доступа к сети Интернет для получения необходимой учебной, справочной
и методической информации;
использования информационно-компьютерных технологий,
мультимедийных и других технических средств для получения и обработки
информации;
эффективной самостоятельной работы обучающихся под руководством
преподавателей;
изучения следующих учебных дисциплин, предшествующих освоению
модуля:
Инженерная графика
Электротехника и электроника
Метрология, стандартизация и сертификация
Техническая механика
Материаловедение
Теоретические основы теплотехники и гидравлики
Информационные технологии в профессиональной деятельности
Охрана труда
Безопасность жизнедеятельности
При работе над курсовым проектом обучающимся оказывают консультации.
создаются условия для всестороннего развития и социализации личности,
сохранения здоровья обучающихся.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
Инженерно-педагогический состав: -педагогических кадров, проводящих обучение междисциплинарным курсам профессионального модуля имеющих высшее инженерное профессиональное образование,
МДК 01.04 Автоматизация энергетических процессов. Измерительная техника.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. | Чёткость выполнения подготовительных операций пуска и останова, осуществление пуска и останова теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения по инструкциям в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации» | - защита лабораторных и практических занятий; |
Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. | Аккуратность выполнения операций по управлению режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. Применение ручного и автоматического регулирования процессов производства, транспорта и потребления тепловой энергии по инструкциям в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации» Создание условий энергосберегающей и безаварийной эксплуатации теплотехнического оборудования и систем тепло и топливоснабжения. | - защита лабораторных и практических занятий; - Зачеты по по каждому из разделов профессионального модуля. |
Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. | Знание правил устройства и безопасной эксплуатации(ПУБЭ) и основных положений федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и применение их при локализации и ликвидации аварий теплоэнергетического оборудования, систем тепло- и топливоснабжения Чёткость выполнения условий энергосберегающей и безаварийной эксплуатации теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. | - защиты лабораторных и практических занятий; Итоговый контроль по профессиональному модулю: комплексный экзамен по модулю |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | -демонстрация интереса к будущей профессии | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы профессионального модуля участие в учебных, образовательных, воспитательных мероприятиях в рамках профессии. достижение высоких результатов, стабильность результатов, портфолио достижений. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов тепло- и топливоснабжения; - оценка эффективности и качества работы оборудования; | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы - оценка за решение проблемно- ситуационных задач на практических занятиях; |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | - решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области разработки технологических процессов тепло- и топливоснабжения; | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы- оценка за решение проблемно- ситуационных задач на практических занятиях; - устный и письменный экзамен; |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | - эффективный поиск необходимой информации; - использование различных источников, включая электронные носители | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы- оценка за решение проблемно- ситуационных задач на практических занятиях; |
Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | - работа с системами телемеханики на оборудовании тепло- и топливоснабжения | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы-оценка за решение проблемно- ситуационных задач на практических занятиях; |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения | -оценка за решение проблемно- ситуационных задач на практических занятиях; |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | -организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы-активное участие в учебных, образовательных, воспитательных мероприятиях в рамках профессии, достижение высоких результатов, стабильность результатов, портфолио достижений. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | - анализ инноваций в области разработки технологических процессов изготовления оборудования тепло- и топливоснабжения | - участие в тренингах; |
* Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
3