СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по МДК 01.04

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая ПРОГРАММа

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения

МДК 01.04 Автоматизация энергетических процессов. Измерительная техника.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по МДК 01.04»


Департамент образования Кемеровской области

государственно образовательного учреждения

среднего профессионального образования
«Кемеровского коммунально - строительного техникума»

имени В.И. Заузелкова





СОГЛАСОВАНО


Утверждаю:

Цикловая методическая комиссия


Заместитель директора по УР

Протокол № _____

от «____» _____________2014


____________Н.В. Грентикова


«___» ________________ 2014г.

Председатель ЦМК

________________Т.С. Дедова











ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения

МДК 01.04 Автоматизация энергетических процессов. Измерительная техника.














г. Кемерово

2014 г.


Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 140102 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование (базовая подготовка), входящий в состав укрупненной группы специальностей 140000 «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника»утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2010Г. №114


Организация-разработчик: ГОУ СПО «Кемеровский коммунально- строительный техникум» имени В.И. Заузелкова


Разработчик: Моряшина Ольга Юрьевна., преподаватель


Рецензент:


СОДЕРЖАНИЕ


стр.


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля


7

4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


11

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

13


1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


ПМ.01 МДК 01.04 Автоматизация энергетических процессов. Измерительная техника.


1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля– основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 140102 теплоснабжение и теплотехническое оборудование утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2010 г. №114 в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

ПМ.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- топливоснабжения МДК 01.04 Автоматизация энергетических процессов. Измерительная техника. и профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1 Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

ПК 1.2 Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

ПК 1.3 Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования систем тепло- и топливоснабжения.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работника в области энергетики, энергетического машиностроения и электротехники при наличии основное общее образование, среднее общее образование. Опыт работы не требуется, при подготовке по профессиям:

11708 «Аппаратчик химводоочистки»;

15643 «Оператор котельной»;

16067 «Оператор теплового пункта»;

18531 «Слесарь по обслуживанию тепловых сетей»;

18535 «Слесарь по ремонту оборудования тепловых сетей»

__________________________________________________________работы:

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:






иметь практический опыт:

-безопасной эксплуатации: систем автоматики, управления, сигнализации и защиты теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;

приборов для измерения учета тепловой энергии и энергоресурсов;

-контроля и управления: системами автоматического регулирования процессов производства, транспорта и распределения тепловой энергии;

-организации процессов: выполнения работ по повышению энергоэффективности теплотехнического оборудования и систем тепло-

топливоснабжения; чтения, составления и расчета принципиальных тепловых схем тепловой электростанции (ТЭС), котельных и систем тепло- и топливоснабжения;

уметь:

-выполнять: безопасный пуск, останов и обслуживание во время работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения; автоматическое и ручное регулирование процесса производства, транспорта и распределения тепловой энергии;

знать:

-устройство, принцип действия и характеристики: основного и вспомогательного теплотехнического оборудования систем тепло- и топливоснабжения; систем автоматического регулирования, сигнализации и защиты теплотехнического оборудования систем тепло- и топливоснабжения. Приборов и устройств для измерения параметров теплоносителей, расхода и учета энергоресурсов и тепловой энергии;

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 1257 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 210 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 140 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 70 часов;













2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Автоматизация теплоэнергических процессов. Измерительная техника, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код

Наименование результата обучения


ПК 1.1

Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и

систем тепло- и топливоснабжения.

ПК 1.2

Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и

систем тепло- и топливоснабжения.

ПК 1.3

Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и

ликвидации аварий теплотехнического оборудования и систем

тепло- и топливоснабжения.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы и способы выполнения профессиональных задач,

оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и

нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой

для эффективного выполнения профессиональных задач,

профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с

коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды

(подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно

планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в

профессиональной деятельности.

ОК 10

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением

полученных профессиональных знаний (для юношей).


3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов


Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производст

венная (по профилю специальности),

часов


Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОК 1-9

ПК 1.1-1.3

Раздел 1. . Приборы

для измерения и учёта тепловой энергии

86

36

20

-

30

-

56

-

Раздел 2. . Автоматизация

энергетических процессов

124

52

32

40

84

-


Всего:

210

88

52

-

70

-

140

-

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю


Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ.01 Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и

топливоснабжения


1257


МДК 01.04 Автоматизация энергетических процессов. Измерительная техника.


140

Тема 1. Общие сведения об измерениях

Содержание

12

1.

Введение Измерение. Виды и методы измерений. Точность и погрешность измерений.

2

2

Лабораторные работы

10


1.

Определение точности измерений

Тема 2. Измерения теплотехнических параметров


Содержание

48

1.

Измерение температуры

34

2

2

Измерение давления, разности давления и разряжения

3

3

Измерения расхода, количества, уровня

3

4

Анализ уходящих газов

3

5

Определение качества воды и пара

3

6

Специальные измерения

3

Лабораторные работы

10


1

Изучение и поверка автоматического уравновешенного моста

2

Изучение и поверка трубчато-пружинного манометра с дистанционной передачей показаний

3

Изучение и поверка тензометрического преобразователя для измерения давления (перепада давления) с дистанционной передачей показаний

4

Изучение и поверка мембранного тягонапоромера

5

Поверка расходомера переменного перепада давления с дистанционной передачей показаний

6

Изучение и поверка гидростатического уровнемера

7

Изучение и поверка газоанализатора для определения содержания кислорода в уходящих газах

Практические занятия

4

1.

Вычисление количества тепловой энергии, опущенной с парам.

Вычисление количества тепловой энергии, опущенной горячей водой.

Тема 3.Основы теории автоматического регулирования.

………………….


Содержание

32

1.

Основы понятия и определения теории автоматического управления

18

2

2

Объекты систем автоматического регулирования, их характеристики и свойства

3

3

Классификация регуляторов

3

4

Устойчивость работы автоматической системы регулирования и качество процессов регулирования

3

Лабораторные работы

8


1.

Снятие кривой разгона объекта регулирования

2

Определение динамических параметров объекта регулирования по кривой разгона.

3

Определение качества процесса регулирования аналогового регулирующего блока с импульсным выходом аппаратуры «Контур», «Каскад-2» или «АКЭСР-2».

Практические занятия

6

1.

Расчет параметром динамической настройки регуляторов на процесс регулирования аналогового регулирующего блока с импульсным выходом аппарата «Контур»

2

Посторенние и исследование области устойчивости в плоскости настроечных параметров

Тема 4. Технические средства автоматического регулирования


Содержание

22

1.

Общие сведения об аппаратуре автоматического регулирования

16

2

2

Исполнительные устройства систем управления

3

3

Регулирующие органы

3

Лабораторные работы

4


1.

Изучение конструкции и принципа действия аналогового блока с импульсивным выходом одной из перечисленной аппаратуры «Контур», «Каскад-2», «АКЭСР-2» .

2

«Изучение устройства комплектов средств управления для паровых и водогрейных котлов малой мощности типа «КСУ-2П», «Курс-101» или других типов котлов.»

3

Снятие расходной характеристики регулирующего органа

Практические занятия

2

1.

Снятие расходной характеристики регулирующего органа

Тема 5 Автоматизация теплоэнергетических установок


Содержание

26

1.

Автоматическое регулирование паровых и водогрейных котлов

18

2

2

Автоматическое регулирование систем теплоснабжения

3

3

Автоматическое регулирование вспомогательного оборудования

3

4

Технологические защиты котлов

3

Практические занятия

8


1.

Изучение и составление тепловой; схемы автоматического регулирования паровых котлов ДКВр,ДЕ,КЕ.

2

Изучение и составление тепловой; типовой схемы газо-мазутных водогрейных котлов типа КВ-ГМ, ПТВМ.

3

Изучение схем защиты паровых котлов, работающих на газообразном и жидком топливе.


4

Изучение схем защиты паровых котлов, работающих на твердом топливе.


Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения МДК 01.04 Автоматизация энергетических процессов. Измерительная техника.

70


Примерная тематика домашних заданий

1.Изучение конструкций измерительных приборов по материалам сети Интернет.2.Подготовка презентации с анализом предоставленных конструкций.

.


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов теоретических основ теплотехники и гидравлики; лабораторий эксплуатации, наладки и испытания теплотехнического оборудования.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета

1. Технологическое оборудование и оснастка:

лабораторно-испытательные стенды, контрольно-измерительные приборы и

средства управления и регулирования теплотехнических процессов; макеты

теплотехнического оборудования, систем топливоподачи, систем теплоснабжения

2. Персональные компьютеры,

Доступ к сети Интернет, принтер, сканер, ксерокс, телевизор

3.Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: . тренажеры для отработки умений и навыков эксплуатации

теплотехнического оборудования, систем тепло- и топливоснабжение

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Список литературы:

Основные источники:

  1. Чистяков, С.Ф., Радун Д.В., «Теплотехнические измерения и приборы» [Текст] Учебное пособие для вузов М., «Высшая школа», 2010г.-392с.

  2. Рульнов, А.А. «Автоматическое регулирование» [Текст] Учебник- М.: Инфа-М,2011г. -219с

  3. Гольцман, В.А. «Приборы и средства автоматизации тепловых процессов» [Текст]-М.: Высшая школа, 1980г.-255с.

  4. Манулов, П.Н. «Теплотехнические измерения и автоматизация тепловых процессов» [Текст]-М.:Энергия,1976г278с.

Дополнительные источники:

  1. Кузьменко, Д.Я. «Регулирование автоматизации паровых котлов» [Текст]-1978г. 80с

  2. Головинский, О.И. «Основы автоматики» [Текст]-М.: Высшая школа, 1987г.-448с.

  3. Клюев, А.С. «Проектирования систем автоматизации» [Текст]-М.: Энергоатомаздат, 1998-464с.

Интернет – ресурсы

  1. http://www.kipia.info/bibliotek/teplotehnicheskie-izmereniya/


4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Для обеспечения эффективности образовательного процесса:

проводятся:

активные и интерактивные лекционные, лабораторные и практические занятия в оборудованных лаборатории и мастерской; консультации

по темам модуля в соответствии с принятым в образовательном организации

графиком дополнительных занятий; семинары и конференции по итогам

прохождения производственной практики;

промежуточные аттестации в соответствии с учебным планом

образовательного организация

обеспечивается возможность:

получения необходимой справочной, учебной и методической литературы

по профилю специальности;

доступа к сети Интернет для получения необходимой учебной, справочной

и методической информации;

использования информационно-компьютерных технологий,

мультимедийных и других технических средств для получения и обработки

информации;

эффективной самостоятельной работы обучающихся под руководством

преподавателей;

изучения следующих учебных дисциплин, предшествующих освоению

модуля:

Инженерная графика

Электротехника и электроника

Метрология, стандартизация и сертификация

Техническая механика

Материаловедение

Теоретические основы теплотехники и гидравлики

Информационные технологии в профессиональной деятельности

Охрана труда

Безопасность жизнедеятельности

При работе над курсовым проектом обучающимся оказывают консультации.

создаются условия для всестороннего развития и социализации личности,

сохранения здоровья обучающихся.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):

Инженерно-педагогический состав: -педагогических кадров, проводящих обучение междисциплинарным курсам профессионального модуля имеющих высшее инженерное профессиональное образование,

МДК 01.04 Автоматизация энергетических процессов. Измерительная техника.


5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Осуществлять пуск и

останов теплотехнического

оборудования и систем

тепло- и топливоснабжения.


Чёткость выполнения подготовительных

операций пуска и останова, осуществление

пуска и останова теплотехнического

оборудования и систем тепло- и топливоснабжения

по инструкциям в соответствии с «Правилами

устройства и безопасной эксплуатации»

- защита

лабораторных

и практических

занятий;


Управлять режимами

работы теплотехнического

оборудования и систем

тепло- и топливоснабжения.


Аккуратность выполнения операций по управлению режимами работы теплотехнического

оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. Применение ручного

и автоматического регулирования процессов

производства, транспорта и потребления тепловой

энергии по инструкциям в соответствии с «Правилами

устройства и безопасной эксплуатации»

Создание условий энергосберегающей и безаварийной эксплуатации теплотехнического

оборудования и систем тепло и топливоснабжения.


- защита

лабораторных

и практических

занятий;

- Зачеты по

по каждому из

разделов

профессионального

модуля.



Осуществлять

мероприятия по

предупреждению,

локализации и ликвидации

аварий теплотехнического

оборудования и систем

тепло- и топливоснабжения.


Знание правил устройства и безопасной эксплуатации(ПУБЭ) и основных

положений федерального закона «О промышленной безопасности опасных

производственных объектов» и применение их

при локализации и ликвидации аварий

теплоэнергетического оборудования, систем тепло-

и топливоснабжения Чёткость выполнения

условий энергосберегающей и безаварийной эксплуатации теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.

- защиты

лабораторных

и практических

занятий;

Итоговый

контроль по

профессиональному

модулю:

комплексный

экзамен по модулю

























Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность

и социальную

значимость своей

будущей профессии,

проявлять к ней

устойчивый интерес

-демонстрация интереса к

будущей профессии

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы профессионального модуля участие в учебных, образовательных, воспитательных мероприятиях в рамках профессии. достижение высоких результатов, стабильность результатов, портфолио достижений.

Организовывать собственную деятельность,

выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

эффективность и качество


выбор и применение методов

и способов решения

профессиональных задач в области разработки

технологических процессов тепло-

и топливоснабжения;

- оценка эффективности и качества

работы оборудования;

Интерпретация результатов

наблюдений за деятельностью

обучающегося в процессе освоения

образовательной программы

- оценка за решение

проблемно- ситуационных

задач на практических занятиях;




Принимать решения

в стандартных и

нестандартных

ситуациях и нести за

них ответственность

- решение стандартных и

нестандартных

профессиональных задач в области разработки

технологических

процессов тепло-

и топливоснабжения;

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы- оценка за

решение проблемно- ситуационных задач на практических занятиях; - устный и письменный экзамен;

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития


- эффективный поиск

необходимой информации;

- использование различных

источников, включая

электронные носители

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы- оценка за

решение проблемно- ситуационных задач на практических занятиях;

Использовать

информационно-

коммуникационные

технологии в

профессиональной

деятельности

- работа с системами

телемеханики на оборудовании

тепло- и топливоснабжения

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы-оценка за решение проблемно- ситуационных задач на практических занятиях;

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

- взаимодействие с

обучающимися,

преподавателями и мастерами в

ходе обучения

-оценка за решение проблемно- ситуационных задач на практических занятиях;





Самостоятельно определять задачи

профессионального и личностного

развития, заниматься самообразованием,

осознанно планировать повышение квалификации


-организация самостоятельных

занятий при изучении

профессионального модуля

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы-активное участие в учебных, образовательных,

воспитательных мероприятиях в рамках профессии, достижение высоких результатов, стабильность результатов, портфолио достижений.

Ориентироваться в

условиях частой

смены технологий в

профессиональной

деятельности

- анализ инноваций в области

разработки технологических

процессов изготовления

оборудования тепло- и

топливоснабжения

- участие в тренингах;



* Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.

3