Муниципальное общеобразовательное учреждение
Октябрьская средняя общеобразовательная школа
| «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ Октябрьской СОШ ________________ Н.В.Смолина Приказ по школе № 01-10 / 199 от 30 .08.2019 г. |
Рабочая программа
Родной язык (русский)
для 9 класса
(общеобразовательного класса)
| Составитель программы Осицына М.А. учитель русского языка и литературы |
2019 - 2020 учебный год
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
Примерной программы «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 31 января 2018 г. № 2/18 // [Электронный ресурс] // Режим доступа свободный http://fgosreestr.ru;
Учебный план МОУ Октябрьской СОШ (утв. приказом директора № 01-10/ от 30.08.2019 );
Календарный учебный график МОУ Октябрьской СОШ (утв. приказом директора № 01-10/ от 30.08.2019);
Методические письма ГОАУ ИРО по предмету «Литература» в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2019-2020 учебном году
Учебного пособия «Русский родной язык» (Русский родной язык. 9 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / О.М. Александрова и др. – М.: Просвещение, 2018).
Учебный предмет «Родной язык (русский)» изучается в объёме 17 часов в 9 классе.
II. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык " должны отражать:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
III. Содержание учебного предмета «Родной язык (русский) »
Название тем, разделов: Раздел 1. Язык и культура (7 ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Характеристика основных видов деятельности обучающихся: читают параграф учебника, составляют опорные схемы, таблицы; выполняют практические задания в парах, группах; решают тестовые задания; проводят исследования, связанные с активными процессами в современном русском языке.
Формы организации учебных занятий: урок объяснения нового материала; урок-исследование; урок-семинар; урок-практикум; урок развития речи, урок анализа письменных (творческих) работ учащихся.
Название тем, разделов: Раздел 2. Культура речи (5 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ св составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала).Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений:постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Характеристика основных видов деятельности обучающихся: составляют опорную схему «Виды языковых норм» с примерами; готовят индивидуальные выступления.; решают тестовые задания, проверяющие умения соблюдать орфоэпические, лексические, грамматические нормы; оценивают собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам (проводят мини-исследование на тему «Типичные ошибки в нашей речи» ; анализируют предложенные речевые ситуации (возможна работа в парах, групповая работа); анализируют тексты в разных ситуациях интернет-общения..
Формы организации учебных занятий: урок объяснения нового материала; урок-исследование; урок-семинар; урок-практикум; урок развития речи, урок анализа письменных (творческих) работ учащихся.
Название тем, разделов: Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонентана защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Характеристика основных видов деятельности обучающихся: нализируют типичные ситуации речевого общения, языковые средства, характерные для разных стилей (работа в парах, группах);анализируют тексты разных стилей; преобразуют текст одного стиля в текст другого стиля;создают свои тексты разной функционально-стилевой направленности
Формы организации учебных занятий: урок объяснения нового материала; урок-исследование; урок-семинар; урок-практикум; урок развития речи, урок анализа письменных (творческих) работ учащихся.
IV. Календарно-тематическое планирование по предмету «Родной язык (русский) »
№ | № в разделе | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Особенности работы с учащимися с ОВЗ |
план | факт |
Раздел 1. Язык и культура (5 ч) |
1 | | 1. Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. §1-2. | 1 | | | Запись лекции. Анализ текста |
2 | | 2. Крылатые слова и выражения в русском языке. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. §3. | 1 | | | Работа с текстом |
3 | | 3. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). §4,5. | 1 | | | Запись лекции. Анализ текста |
4 | | 4. Новые иностранные заимствования в современном русском языке. Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов. §6,7. | 1 | | | Анализ текста. Редактирование текста |
5 | | 5. Активные процессы в современном русском языке. Изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования 1иноязычных слов. §8,9. | 1 | | | Запись лекции. Анализ текста |
Раздел 2. Культура речи (5 ч) |
6 | | 1. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. §10. | 1 | | | Запись лекции. Анализ текста |
8 | | 2. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. §11. | 1 | | | Работа с текстом |
9 | | 3. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. §12 | 1 | | | Анализ текста. Редактировани е текста. |
10 | | 4. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. §12 | 1 | | | Анализ текста. Редактирование текста. |
11 | | 5. Речевой этикет современного русского языка. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. §13-14 | 1 | | | Создание текстов с речевой ситуацией. |
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч) |
12 | | 1. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. §15. | 1 | | | Запись лекции. Анализ текста Работа с текстом |
13 | | 2. Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. §16. | 1 | | | Анализ текста. Редактирование текста. |
14 | | 3. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка. §17. | 1 | | | Запись лекции. Анализ текста Работа с текстом |
15 | | 4. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. §18. | 1 | | | Работа с текстом |
16 | | 5. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. §19. | 1 | | | Работа с текстом |
| | 6. Публицистический стиль. Проблемный очерк. §20. | | | | Работа с текстом |
17 | | 7. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты. §21. | 1 | | | Работа с текстом |
Приложение 1.
Аннотация к рабочей программе по литературе.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Учебный предмет «Родной язык (русский)» ориентирован на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлен на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.
Цели курса:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний1.
В программе выделяются следующие блоки:
В первом блоке – «Язык и культура» – представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально- культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Второй блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учѐтом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке – «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнѐра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально- смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Образовательный процесс по предмету «Родной язык (русский)» обеспечен необходимыми учебно-методическими материалами: в школьной библиотеке имеются в достаточном количестве учебные пособия (Русский родной язык. 9 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / О.М. Александрова и др. – М.: Просвещение, 2018), словари, справочники, в кабинетах есть необходимые средства наглядности.
Школьные кабинеты оснащены информационно-коммуникационными и другими техническими средствами обучения.
Оценка планируемых результатов по родному языку та же, что и по русскому языку.
Приложение 2.
.
Примерные темы проектных и исследовательских работ
Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира.
Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.
Из этимологии фразеологизмов.
Из истории русских имён.
О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в русском языке.
Роль и уместность заимствований в современном русском языке.
Этимология обозначений имен числительных в русском языке.
Компьютерный сленг в русском языке.
Названия денежных единиц в русском языке.
Интернет-сленг.
Являются ли жесты универсальным языком человечества?
Межнациональные различия невербального общения.
Искусство комплимента в русском и иностранных языках.
Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков).
Этикет приветствия в русском и иностранном языках.
Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ.
Сетевой знак @ в разных языках.
Слоганы в языке современной рекламы.
Девизы и слоганы любимых спортивных команд.
Анализ примеров языковой игры в шутках и анекдотах.
1 Примерная программа «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования»