Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г.Белева Тульской области.
РАССМОТРЕНО МО учителей _музыки, _изобразительного искусства, _технологии, ОБЖ и физической культуры от « 26 » августа 2022 г. № 1 | ПРИНЯТО педсоветом МБОУ «СОШ №1» г.Белева Тульской области от « 30 » августа 2022 г. № 1 | УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ «СОШ №1» г.Белева Тульской области от « 01 »сентября 2022 г. № 127 |
дополнительная общеразвивающая программа «Гимнастика»
Направленность: техническая
Срок реализации: 1 год.
Возраст детей: 7 - 14 лет
Количество часов: 34ч.
Составитель:
учитель физической культуры
Красникова Елена Леонидовна
г. Белёв 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная образовательная программа дополнительного образования обучающихся секция «Гимнастика» относится к базовому уровню и имеет физкультурно-оздоровительную направленность.
Образовательная программа дополнительного образования обучающихся разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29 октября 2012 года №273
«Об образовании в Российской Федерации»;
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 года № 06-1844);
- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 года № 1726-р;
-Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 года № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12, 17, 21);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Департамента образования города Москвы «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году» от 17 декабря 2014 года № 922 (в редакции Приказов Департамента образования города Москвы от 7 августа 2015 года № 1308, от 8 сентября 2015 года № 2074).
- Программы по предмету «Физическая культура»; программы «Физическая культура» (5-9 класс) автора В. И Лях, изд. М. «Просвещение», 2021год;
- Программы «Акробатика для всех» В. В. Козлова, изд. М. «Владос», 2003 г.
Направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа секции «Гимнастика» разработана для детей пятого класса. Особенностью данной программы является вариативное содержание образовательного процесса и формирование и развитие личностного потенциала каждого участника программы с учётом индивидуальных способностей. Программой предусматривается освоение широкого арсенала акробатических, гимнастических движений и упражнений на снарядах разного уровня сложности. Особенностью образовательной программы секции «Гимнастика» является ориентация на личностные достижения, развитие и успешность каждого ребёнка и коллектива в целом.
В соответствии с вышесказанным, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивная гимнастика» является программой физкультурно-оздоровительной направленности.
Новизна программы заключается в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться гимнастикой с «нуля», а также привлечь внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека. Основная направленность программы физкультурно-оздоровительная по уровню освоения программа предполагает развитие у обучающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья.
Актуальность.
Тема здоровья и физического развития детей была, есть и будет актуальной во все время.
В системе физического воспитания гимнастике принадлежит ведущая роль в деле укрепления здоровья.
Гимнастика – это тренирующие упражнения, направленные на конкретные мышечные группы. Они оказывают трофическое влияние, усиливают регулирующую роль коры головного мозга, способствуют тренировке двигательного и лежащих рядом с ним речевых центров.
Отличительной чертой гимнастики является многообразие средств и методов их применения, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма.
Цель программы:
Углубленное обучение детей гимнастике в доступной для них форме
Задачи программы:
- Обучение детей акробатическим упражнениям;
- Совершенствование двигательной деятельности детей и формирование у них правильной осанки;
- Воспитание здоровых, всесторонне развитых, волевых и дисциплинированных школьников;
- Обучение основам техники гимнастических упражнений и формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования;
- Воспитание интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями;
- Пропаганда физической культуры и спорта.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы:
Содержание образовательной программы учитывает особенности среднего школьного возраста, и дает возможность детям реализовать свои двигательные потребности, развивать физические качества, заложенные природой, сохранять и укреплять свое здоровье.
Режим занятий. Время, отведенное на обучение, составляет 34 часа в год, 1часа в неделю, причем практические занятия составляют большую часть программы. Занятия проводятся 1 раза в неделю по часу.
Форма обучения- очная.
Формы организации занятий.
Основными формами учебно-тренировочной работы в секции являются: групповые занятия, участие в соревнованиях, теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра и анализа учебных видеозаписей, просмотра соревнований).
Метод круговое тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностей занимающихся. Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Ожидаемые результаты.
В результате прохождения программы «Гимнастика» должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса, а именно:
1. формирование знаний в учебной деятельности; овладение навыками взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
2. управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
4. формирование мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности, и отражают:
1. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха в тренировочной деятельности;
2. умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и взаимодействия с тренером, сверстниками.
Предметные результаты изучения физической культуры отражают опыт учащихся в физкультурной деятельности, а именно:
1. формирование специальных знаний, умений, навыков, в спортивной деятельности гимнаста на простейших упражнениях хореографии без предмета и с предметом;
2. Формирование представления о базовых элементах в гимнастике;
3. Формирование специальных знаний, умений и навыков, для самостоятельного развития гибкости;
4. Расширение двигательного опыта посредствам подвижных игр с элементами гимнастики.
5.Формирование способности находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления.
Учащиеся должны знать и иметь представление:
Должны знать:
- виды шагов и бега
- наклоны, подскоки и прыжки
- упражнения в равновесии
Должны уметь выполнять:
- кувырки
- мосты
- «колесо»
- стойки
- на гимнастическом бревне выполнять:
- ласточку
- березку
- соскок
- прыжки
Учебно-тематический план
Учебный план
Раздел | Содержание средств | Количество часов | Всего |
| Количество часов в неделю | 1 | 1 |
I. | Теоретическая подготовка | 2 | 2 |
II. | Общая физическая подготовка | 5 | 5 |
| 1. Упражнение на развитие силы мышц рук | 1 | 1 |
| 2. Упражнение на развитие силы мышц ног | 1 | 1 |
| 3. Упражнение на развитие силы мышц брюшного пресса | 1 | 1 |
| 4. Упражнение на развитие силы мышц спины | 1 | 1 |
| 5. Упражнение на развитие выносливости | 1 | 1 |
III. | Специальная физическая подготовка | 16 | 16 |
| 1. Шпагаты, мост | 6 | 6 |
| 2. Упражнения на равновесие | 5 | 5 |
| 3. Стойки | 5 | 5 |
IV. | Техническая подготовка: | 9 | 9 |
| 1. Хореография | 6 | 6 |
| 2. Изучение и совершенствование техники гимнастических соединений | 3 | 3 |
V. | Текущие, контрольные испытания | 2 | 2 |
| Всего часов | 34 | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
| Инструктаж по технике безопасности на уроках гимнастики. История возникновения гимнастики. Изучение видов ОРУ без предмета. Упражнения на гимнастическом бревне. (шаги, повороты, уголок, «ласточка» и т.д.) | 3 |
| Знакомство с видами гимнастики, изучение ОРУ с предметами. Соединение из изученных элементов. | 3 |
| Знакомство со снарядами спортивной гимнастики. Изучение ОРУ в движении. Упражнения на гимнастическом коне. | 3 |
| Знакомство с базовыми элементами акробатики. Изучение ОРУ на месте (в кругу, в разомкнутом строю, в парах). | 2 |
| Упражнения на развитие подвижности в голеностопных и тазобедренных суставах, суставах позвоночника и плеч – пружинное растягивание, фиксация поз, расслабление. | 2 |
| Упражнения на силу мышц рук, ног и туловища: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения, бег, прыжки, выпады, приседы | 3 |
| Основная стойка. Построение в колонну по одному. Группировка. Перекаты в группировке, лежа на животе. Игра «Пройти бесшумно». | 3 |
| Стойка на лопатках. Гимнастический мост. | 3 |
| Кувырок вперед. Группировка. Перекаты в группировке. | 3 |
| Упражнения с мячом. Знакомство с предметами гимнастики, изучение комплекса с мячом. | 3 |
| Упражнения с обручем. Знакомство с предметами гимнастики, изучение комплекса с обручем. | 3 |
| Упражнения со скакалкой. Знакомство с предметами гимнастики, изучение комплекса со скакалкой. | 3 |
| Всего часов | 34 |
Материально-техническое и информационное обеспечение
Стойки, гимнастические скакалки, гимнастические скамейки, перекладина (высокая и низкая), гимнастические маты, гимнастическое бревно, гимнастический конь, обручи, гимнастические скамейки, мячи.
Литература:
1. Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования/ В.С. Кузнецов. -М.: Академия, 2012. -416с.
2. Курамшин, Ю.Ф. Общая характеристика физических способностей / Ю.Ф. Курамшин // Теория и методика физической культуры / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2004. – С. 106-122.
3. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. – М.: Дивизион, 2006. – 290 с.
4. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. – СПб.: Лань, 2005. – 384 с.
5. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов // Теория и методика физической культуры / под ред. Ж.К. Холодова. – М.: Академия, 2003. – С. 39-43.
6. Выразительные основы "выразительные основы " художественной гимнастики "художественной гимнастики" Транбаева Э.Н. Известия ВУЗов (Кыргызстан). 2005. № 6. С. 187-189.
7. Из истории развития акробатики, гимнастики, художественной гимнастики Мунчаев К.М., Скляров А.В., Скляров Д.А. В сборнике: проблемы теории и практики развития физической культуры и спорта на современном этапе 2015. с. 22-24.