Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Кругликовская основная общеобразовательная школа
Болотнинского района Новосибирской области
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ:
На заседании МО Директор МКОУ Кругликовской ООШ
Протокол № 1 от 12.09.2018 г. _______________________
руководитель МО Киселева Н.С..
Панова Л.М. Приказ № 34/1 от 14.09.2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Я - исследователь», 6, 8 классы
учителя начальных классов:
Пановой Людмилы Михайловны
2018 – 2019г.
1. Планируемые результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные
У школьников будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности / неуспешности внеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные
Школьник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Школьник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные
Школьник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
правила классификации и сравнения,
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
работать в группе;
работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
2. Содержание тем учебного курса
6 класс
Раздел 2.Тренинг – 17 часов
Тема 1.1.Научные исследования и наша жизнь. Организация занятий, общие требования к учащимся. Беседа о научных исследованиях в области филологии и их влияние на современную жизнь. Экскурсия в библиотеку. Просмотр видеофильма.
Тема 1.2.Методы исследования. Повторение сведений о различных методах и приёмами исследования в лингвистической области.
Тема 1.3. Наблюдение как метод исследования. Наблюдение – один из методов исследования. Практическая работа «Словари». Краткая экскурсия на школьный двор.
Тема 1.4. Эксперимент – познание в действии. Знакомство с различными экспериментами. Эксперимент со словом. Работа со словарями и ЭОР.
Тема 1.5. Гипотезы и провокационные идеи. Выработка гипотезы при организации лингвистического исследования. Выдвижение провокационных идей. Работа с ЭОР.
Тема 1.6. Анализ и синтез. Работа с понятиями «анализ», «синтез». Построение цепочки доказательств. Сравнительный анализ слов из одной тематической группы.
Тема 1.7. Как давать определения понятиям? Признаки классификации слов. Работа со словарём синонимов.
Тема 1.8.Планирование и проведение наблюдений и экспериментов. Практическая работа по карточкам, со словарями. Работа с поэтическими текстами А.Фета, Ф. Тютчева, С. Есенина.
Тема 1.9. Наблюдение и экспериментирование. Практическая работа с текстами художественных произведений. Формирование умения уверенно пользоваться различными источниками информации.
Тема 1.10.-1.11. Основные логические операции. Практическая работа по составлению алгоритма действий при работе со словом, текстом.
Тема 1.12. Искусство задавать вопросы Определение предмета исследования. Выработка цели и задач исследования, гипотез. Вопросы исследования. Практическая работа «Зачем это нужно…»
Тема 1.13. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Игра «У меня есть идея:…!» Работа в группах с текстами «Найди главное». Учимся приводить примеры.
Тема 1.14. Ассоциация и аналоги. Понятие «ассоциация», «аналог». Практическая работа со словарём синонимов, фразеологизмов. Игра «Подбери похожее слово».
Тема 1.15. Суждения, умозаключения, выводы. Практическая работа «От примеров к выводам». Разработка речевых клише.
Тема 1.16. Искусство делать сообщения. Повторение правил оформления доклада, реферата. Практическая работа по оформлению титульного листа, библиографического списка.
Тема 1.17. Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы. Композиция представления продукта деятельности. Практическая работа «Правильно произноси звуки и слова». Работа над выразительностью речи.
Раздел 2.Исследовательская практика – 14 часов
Тема 1.18. Как выбрать тему собственного исследования. Разработка тем лингвистического исследования. Этапы работы. Планирование деятельности на каждом этапе.
Тема 1.19-1.21. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований по теме «Топонимия».Этапы работы. Планирование деятельности на каждом этапе. Разработка цели и задач исследования. Поиск информации. Правила представления результатов работы.
Тема 1.22. Коллективная игра-исследование «Этимология различных слов». Практическая работа с этимологическим и толковым словарями. Игра «Откуда есть пошло…»
Тема 1.23. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований по теме «Топонимия». Поиск информации о местных топонимах в библиотечном фонде, сети ИНТЕРНЕТ, школьном музее. Практикум по исправлению ошибок в исследовательских работах обучающихся.
Тема 1.24. Семинар «Топонимия моего района». Выступление обучающихся с краткими докладами по теме. Обсуждение наиболее понравившихся докладов. Практикум по исправлению ошибок в устных выступлениях.
Тема 1.25.-1.28. Коллективное исследование «Этимология названий животных Бузулукского бора». Этапы работы. Сбор информационного материалы из разных источников. Экскурсия в местное лесничество. Оформление результатов проделанной работы.
Тема 1.29. Оформление результатов исследования. Оформление результатов исследования. Практикум по исправлению ошибок в оформлении работ обучающихся.
Тема 1.30. Мини-конференция. Выступление обучающихся с результатами исследования.
Раздел 3.Мониторинг исследовательской деятельности – 4 часа
Тема 1.31. Процедура защиты исследовательских работ в качестве зрителей. Представление результатов своих исследований по пройденным темам. Рецензирование работ. Формирование умения правильно выражать свои мысли в устной форме.
Тема 1.32. Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований). Практикум по исправлению ошибок. Подготовка рефератов, творческих и исследовательских работ к защите на конкурсе.
Тема 1.33-1.34.Защита собственных исследований. Участие в конкурсах «Первые шаги в науку», «Сретенские чтения», дистанционных конкурсах на педагогических сайтах (сроки проведения могут сдвигаться).
8 класс
I. Введение (4 часа)
Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект.
Основные всероссийские и региональные научно-практические конференции и конкурсы школьников.
II. Методология научного творчества (12 часов)
Основные понятия научно-исследовательской работы: гипотеза, метод исследования, методология научного познания, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение.
Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов. Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, анализ и синтез; исторический метод. Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений.
III. Этапы работы в рамках научного исследования (8 часов)
1. Выбор темы.
2. Составление плана научно-исследовательской работы.
3. Работа с научной литературой.
4. Работа с понятийным аппаратом.
5. Опытно-экспериментальная работа.
IV. Оформление исследовательской работы (8 часов)
Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.
Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы.
V. Представление результатов научно-исследовательской работы (4 часа)
Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.
3. Тематическое планирование
6 класс.
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов |
I | Тренинг | 17 |
II | Исследовательская практика | 13 |
III | Мониторинг исследовательской деятельности | 5 |
Итого: | 35 |
8 класс
Содержание учебного материала | Кол-во часов |
I. Введение | 4 |
II. Методология научного творчества | 12 |
III. Этапы работы в рамках научного исследования | 8 |
IV. Оформление исследовательской работы | 8 |
V. Представление результатов научно-исследовательской работы | 4 |
Итого | 36 |