СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Химия вокруг нас" 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Химия вокруг нас" рассчитана на учащихся 9 класса. Данный курс позволяет расширить и углубить практическое применение полученных учащимися теоретических знаний по химии. Курс рассчитан на 68 учебных часа, 2 часа в неделю. Курс ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности и интереса к химии, на совершенствование умений учащихся обращаться с веществами, встречающимися в быту.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Химия вокруг нас" 9 класс»


Комитет по образованию

Администрация муниципального образования

«Всеволожский муниципальный район»

Ленинградской области

Муниципальное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 3 »

г. Всеволожска




Приложение

к Программе основного

общего образования







Программа

курса внеурочной деятельности

«Химия вокруг нас»

для 9 класса


Направление: общеинтеллектуальное









Автор-составитель программы:


учитель: Белослудцева В.А.






г. Всеволожск

2020 г




1. Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Химия вокруг нас" рассчитана на учащихся 9 класса. Данный курс позволяет расширить и углубить практическое применение полученных учащимися теоретических знаний по химии. Курс рассчитан на 68 учебных часа, 2 часа в неделю. Курс ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности и интереса к химии, на совершенствование умений учащихся обращаться с веществами, встречающимися в быту.


Данный курс предназначен как для учащихся 9 классов, желающих связать свою будущую профессию с химией или медициной. И для учащихся, желающих увеличить свой багаж химических знаний, более глубоко понимать современный мир бытовой химии.


Содержание курса знакомит учащихся с миром бытовой химии, с характеристикой веществ, окружающих нас в быту, правилами безопасного обращения с веществами бытовой химии. Кроме того данный курс внеурочной деятельности предусматривает экологическую направленность химического образования, предусматривает ознакомление учащихся с химическими аспектами современной экологии и экологических проблем (глобальное потепление климата, озоновые дыры, кислотные дожди, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов).


Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, повседневной жизни, где с каждым годом возрастает роль бережного отношения человека к своему здоровью, здоровью окружающих, природе. Данный курс развивает интерес к химии, аналитические способности учащихся, расширяет их кругозор, формирует научное мировоззрение. Курс внеурочной деятельности направлен так же на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области глобальных проблем современности, способствует повышению уровня культуры поведения учащихся в мире веществ и химических превращений.



2. Цели и задачи

Цель программы:

  1. Вооружение учащихся знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни.

  2. Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении и жизни общества, значение химического образования для правильной ориентации в жизненных ситуациях.

  3. Развитие внутренней мотивации учения, повышения интереса к познанию химии.

  4. Развитие личности учащихся

  5. Использование информационных технологий с целью повышения интереса к изучению естественнонаучных дисциплин.


    Задачи:

Образовательные – формирование системы химических знаний; умение планировать свою деятельность, навыки самостоятельной работы.

Воспитательные – способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Развивающие – развивать интерес к изучению химии и проведению химического эксперимента; развивать умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.


3. Планируемые результаты


Обучающийся научится:


  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;

  • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

  • формированию готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цепи;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы,

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

  • планировать ресурсы для достижения цели.


  • называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления/избегания в дальнейшей деятельности.

осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и

критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик обьекта;

  • составлять тезисы, различные виды планов и конспектов (простых, сложных и т.п.).

преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот;

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • давать определения понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • обобщать понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.


Обучающийся получит возможность научиться:


  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и тд.);

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя их;

  • координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;



  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;

  • описывать и различать изученные вещества, применяемые в повседневной жизни;

  • классифицировать изученные объекты и явления;

  • делать выводы и умозаключения из наблюдений;

  • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

  • безопасно обращаться веществами, применяемыми в повседневной жизни.



4. Содержание курса:


Тема 1. Введение. Основы безопасного обращения с веществами (5 часов).

Цели и задачи курса. Химия и её значение. Место химии среди естественных наук.

Вещества в быту. Классификация бытовых веществ. Правила безопасного обращения с веществами.

Основные пути проникновения вредных веществ в организм человека (через рот, через кожу, через органы дыхания).

Отравления бытовыми веществами (уксусная кислота, природный газ, угарный газ и другие).

Ожоги. Классификация ожогов. Степени ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах.

Первая медицинская помощь при отравлениях.


Тема 2. Пищевые продукты (13 часов)


Основные питательные вещества (белки, жиры, углеводы), микроэлементы. Основные источники пищевых питательных веществ.


Калорийность (энергетическая ценность) пищевых продуктов. Высоко- и низкокалорийные продукты питания. Энергетическая ценность дневного рациона человека. Состав дневного рациона. Диеты. Как избежать ожирения.

Пищевая аллергия. Основные принципы рационального питания. Первая медицинская помощь при пищевых отравлениях.

Состав пищевых продуктов. Химические компоненты продуктов питания: консерванты, красители, загустители, ароматизаторы.

Поваренная соль, ей состав и значение для организма человека.

Вещества, используемые при приготовлении пищи. Уксусная кислота, её консервирующее действие. Растительное масло. Животные жиры. Чипсы и сухарики. Их состав. Продукты сетей быстрого питания (фаст-фудов). Сахар. Конфеты. Сахарный диабет.

Генно-модифицированные продукты и ГМО. Опасность частого употребление продуктов фаст-фуда.

Напитки. Чай. Кофе. Их состав. Кофеин, его действие на организм. Соки. Газированные напитки. Состав газированных напитков. Красители и консерванты в напитках. Энергетики. Действие энергетиков на организм. Чем лучше всего утолять жажду.


Тема 3. Домашняя аптечка (5 часов)


Лекарства. Сроки годности лекарств. Классификация лекарств. Обезболивающие средства.

Антибиотики. Противоаллергические средства. Витамины.

Инструкции по применению лекарств. Назначение лекарств. Противопоказания.

Правила употребления лекарств. Почему нельзя употреблять лекарства без назначения врача.

Первая медицинская помощь при отравлениях лекарственными препаратами.

Практическая работа. Домашняя аптечка.


Тема 4. Косметические средства и личная гигиена (5 часа)


Искусственные и натуральные косметические средства. Косметические и декоративные пудры. Лак для ногтей. Носители запаха. Дезодоранты. Красители для волос.

Моющие косметические средства. Мыла. Основные компоненты мыла. Шампуни.

Уход за кожей. Уход за волосами. Уход за зубами.


Тема 5. Средства бытовой химии (11 часов)


Из истории использования моющих средств. Синтетические моющие средства (СМС). О чём говорит ярлычок на одежде. Моющее действие СМС. Химический состав и назначение СМС. Отбеливатели.

Средства для чистки кухонной посуды. Средства для борьбы с насекомыми.

Удобрения и ядохимикаты.

Правила безопасного хранения средств бытовой химии. Правила безопасного использования средств бытовой химии.

Практическая работа. Составление инструкций по безопасной работе со средствами бытовой химии.


Тема 6. Химия и экология. (10 часов)


Использование природных ресурсов. Надолго ли нам хватит полезных ископаемых. Сырьевые войны.

Вода. Вода в масштабах планеты. Круговорот воды в природе. Питьевая вода и её запасы.

Минеральные воды. Качество воды. Загрязнители воды. Очистка питьевой воды.

Основные виды загрязнений атмосферы и их источники. Парниковый эффект, глобальное потепление климата и их возможные последствия. Озоновый слой и его значение для жизни на Земле. Смог. Кислотные дожди. Защита атмосферы от загрязнения.

Почва, её состав. Основные виды загрязнений почвы и их источники. Промышленные и бытовые отходы. Основные виды твёрдых отходов. Возможные направления использования твёрдых отходов. Бытовой мусор. Утилизация бытовых отходов.

Личная ответственность каждого человека за безопасную окружающую среду.

Практические работы. Органолептические свойства воды. (Сравнение различных видов воды по запаху, цвету, прозрачности, наличию осадка, пригодности для использования.)

Изучение состава почвы. (Состав почвы. Механический анализ почвы. Практическое определение наличия в почве воды, воздуха, минеральных солей, перегноя.)


Тема 7. Химия в доме ( 19 часов)


Стекло.История открытия стекла. Состав стекла. Химизм получения стекла. Получение стекла. Виды стекла. Применение стекла. Современный материал – ситал.

Практическая работа. Получение лёгкоплавких стёкол.

Бумага. Что такое бумага? История возникновения бумаги. Способы изготовления. Виды бумаги. Качество бумаги. Применение.

Домашняя практическая работа. Свойства бумаги. Изготовление бумаги.

Зеркало. Что такое зеркало и где его берут? Физический принцип зеркал. Виды зеркал (ртутное, медное, серебряное, свинцовое). Способы изготовления. Плоское зеркало. Производство зеркал и их применение.

Лабораторный опыт. Реакция «серебряного зеркала».

Свеча. История возникновения свечи. Виды свечей (восковая, сальная, парафиновая, спермацетовая). Физические свойства и изготовление. Свеча с точки зрения химика. Фитиль (изготовление, свойства).

Практическая работа. Строение пламени.

Домашняя практическая работа .Изготовление свечи из хозяйственного мыла.

Спички. Краткая история возникновения спичек. Недостатки первых спичек. Виды спичек. Состав спичечной головки и намазки на коробке. Процессы, протекающие при зажигании и горении спичек. Производство спичек.

Фарфор. История возникновения фарфора в Китае. Попытки раскрыть китайский секрет. Узник саксонского кюрфюста. Создание саксонского фарфора. История появления русского фарфора. Производство фарфора.

Фотография. История возникновения фотографии. Что такое дагерротипия и тальботипия. Теория цветового зрения. Цветоотделение и синтез цвета. Устройство первой фотографической камеры. Химические процессы, протекающие при фотографировании. Чёрно-белая фотография. Цветная фотография. Современная цифровая фотография.



5. Тематическое планирование


Тема урока

Всего часов

Теор. часы

Прак.

часы

1

Введение. Основы безопасного обращения с веществами (5 часов).


5

5



Вещества в быту. Классификация бытовых веществ.

1

1



Вещества в нас

1

1



Отравления бытовыми веществами

1

1



Ожоги

1

1



Первая медицинская помощь

1

1


2

Пищевые продукты

13

7

6


Основные питательные вещества: белки, жиры, углеводы и микроэлементы.

2

1

1


Калорийность (энергетическая ценность) пищевых продуктов.

1

1



Состав пищевых продуктов. Химические компоненты продуктов питания: консерванты, красители, загустители, ароматизаторы.


3

2

1


Поваренная соль, ей состав и значение для организма человека.


1

1



Уксусная кислота, её консервирующее действие.

1


1


Растительное масло. Животные жиры. Чипсы и сухарики. Их состав.

1


1


Сахар. Состав конфеты.

1


1


Генно-модифицированные продукты и ГМО.


1

1



Напитки. Чай. Кофе. Их состав. Кофеин, его действие на организм.

1

1



Соки. Газированные напитки. Состав газированных напитков. Красители и консерванты в напитках.

1


1

3

Домашняя аптечка

5

4

1


Лекарства.

1

1



Витамины

1

1



Антибиотики

1

1



Антигистаминные препараты

1

1



Практическая работа. Домашняя аптечка

1


1

4

Косметические средства и личная гигиена

5

3

2


Искусственные и натуральные косметические средства. Косметические и декоративные пудры.

1

1



Лак для ногтей. Краска для волос

1

1



Дезодоранты

1

1



Мыла. Шампуни

1


1


Зубная паста

1


1

5

Средства бытовой химии

11

7

4


Из истории использования моющих средств. Синтетические моющие средства (СМС).

2

1

1


Моющее действие СМС. Химический состав и назначение СМС. Отбеливатели.

3

1

2


Средства для чистки кухонной посуды.

2

2



Средства для борьбы с насекомыми.

Удобрения и ядохимикаты.


2

2



Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии

1

1



Практическая работа. Составление инструкций по безопасной работе со средствами бытовой химии.


1


1

6

Химия и экология.

10

7

3


Использование природных ресурсов. Нефть.

2

2



Вода. Вода в масштабах планеты. Круговорот воды в природе. Питьевая вода и её запасы

1

1



Минеральные воды. Качество воды. Загрязнители воды. Очистка питьевой воды.


2

1

1


Основные виды загрязнений атмосферы и их источники. Парниковый эффект, озоновый слой. Смог. Кислотные дожди.

1

1



Основные виды загрязнений почвы и их источники.

3

1

2


Основные виды твёрдых отходов. Бытовой мусор. Утилизация бытовых отходов.

1

1


7

Химия в доме.

19

13

6


Стекло. Состав стекла. Получение стекла. Виды стекла. Применение стекла. Современный материал – ситал. Практическая работа. Получение лёгкоплавких стёкол.



2

1

1


Бумага. Свойства бумаги. Изготовление бумаги.


2

1

1


Зеркало. Физический принцип зеркал. Виды зеркал. Способы изготовления. Производство зеркал и их применение.


2

1

1


Свеча. Виды свечей (восковая, сальная, парафиновая, спермацетовая). Физические свойства и изготовление. Фитиль (изготовление, свойства). Практическая работа. Строение пламени.


2

1

1


Спички. Краткая история возникновения спичек. Виды спичек. Состав спичечной головки и намазки на коробке. Производство спичек.


3

2

1


Фарфор. История возникновения фарфора в Китае. Создание саксонского фарфора. Производство фарфора.


3

3



Фотография. Дагерротипия и тальботипия. Теория цветового зрения. Цветоотделение и синтез цвета. Устройство первой фотографической камеры. Чёрно-белая фотография. Цветная фотография. Современная цифровая фотография.

5

4

1


ИТОГО

68

46

22

























  1. Список литературы


Для ученика:


  1. Ахабадзе А.Ф., Хрунова А.П., Васильева М.С. Как сохранить красоту и здоровье. – М: Знание,


1986

  1. Быканова Т.А., Быканов А.С. Задачи по химии с экологическим содержанием. – Воронеж, 1997

  2. Головнер В.Н. Химия. Интересные уроки: Из зарубежного опыта преподавания. – М: НЦ ЭНАС,


2002

  1. Граусман О.М. Химические материалы, красители и моющие средства. – М: Легпромбытиздат,

1985

  1. Игнатьева С.Ю. Химия. Нетрадиционные уроки. – Волгоград: Учитель, 2004

  2. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас: Справочное пособие. – М: Высшая школа, 1992


  1. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М: Дрофа, 2004


  1. Фадеева Г.А. Химия и экология: Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. – Волгоград: Учитель, 2005


  1. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М. Высшая школа, 1998 г.;

  2. Большая детская энциклопедия Химия.М. РЭТ, 2000.

  3. Степин Б.Д., Алиакберова Л.Ю. «Книга по химии для домашнего чтения» М. Химия. 1994.



Для учителя:


  1. Балуева Г.А. Осокина Д.Н. Все мы дома химики. - М., Химия 1979г.;

  2. Войтович В.А. Афанасьева А.Х. Химия в быту. – Воронежское изд-во, 1986г.;

  3. Войтович В.А. Химия в быту. – М. Знание. 1980г.;


  1. Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс 2 части. Дрофа, 2003г.;


  1. Юдин А.М. Химия для вас – М. Химия в быту. – М. Химия 1976г.;

  2. Программы элективных курсов по химии (предпрофильное обучение). 8–9 классы – М. : Дрофа,

2008.

  1. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.

  2. Нечаев А.П., КочетковаА.А., Зайцев А.Н. Пищевые добавки. – М.; Колос, 2001.

  3. Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение, 1981.


  1. Северюхина Т.В.,Сентемов В.В. Исследование пищевых продуктов.// Химия в школе. – 2000.-№5. – с. 72-79.