МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное обещеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа
МБОУ ООШ г. Зернограда
РАССМОТРЕНО Протокол № ________________________ Пустосветова Г.Н. Приказ 276 от «01» сентябрь 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Протокол № ________________________ Трушина Е.Н. Приказ 276 от «01» сентябрь 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Протокол № ________________________ Федорущенко З.Н. Приказ 276 от «01» сентябрь 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1719065)
учебного предмета
«Функциональная грамотность»
для 5 класса основного общего образования
на 2024-2025 учебный год
Составитель: Голикова Екатерина Александровна
учитель математики и информатики
г. Зерноград 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся» для учащихся 5а, б классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №1, с учетом Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ №1.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-х классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Место курса в учебном плане
Количество часов на один год в 5 классе – 34 часа (по 1 часу в неделю). Из них 32 часа на изучение 4-х модулей (по 8 часов на изучение модулей «читательская грамотность»,
« математическая грамотность», «естественнонаучная грамотность») и 2 часа на проведение комплексного входного и выходного контроля по курсу внеурочной деятельности учащихся, завершающих освоение программы курса по всем модулям соответствующего года обучения Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
С целью формирования креативного мышления педагоги используют целый комплекс педагогических приемов: проблемное обучение, игровые элементы, проектирование, экспериментирование, дискуссии.
Форма проведения входного и выходного контроля – тестирование. Основные виды деятельности обучающихся:
самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощьювопросов (беседа, дискуссия, диспут);
выполнение практических заданий;
поиск и обсуждение материалов в сети Интернет;
решение ситуационных и практико-ориентированных задач;
проведение экспериментов и опытов.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме.
Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования, в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется
«…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
В связи с этим в нашей школе большое внимание уделяется формированию читательской грамотности участников образовательных отношений как базовой основы ключевых УУД. Формирование читательской грамотности проводится на каждом уроке.
Порядок реализации модулей обязательно начинается с модуля читательской грамотности, т.к. этот модуль один из главных, то его изучение планируется начать в 1 триместре, другие модули могут изучаться в любом порядке, в зависимости от особенностей организации образовательного процесса в текущем учебном году:
1–модуль «Читательская грамотность»;
2– модуль «Математическая грамотность»;
3– модуль «Финансовая грамотность» / модуль «Креативное мышление»;
– модуль «Естественнонаучная грамотность».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
класс
Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки? Кто такие мошенники?
Личные деньги. Сколько стоит «своё дело»? Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). Что такое вопрос? Виды вопросов. Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. Работа со сплошным текстом.
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия.
Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека.
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды. Углекислый газ в природе и его значение.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Атмосфера Земли. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Подведение итогов работы за год..
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды.
Углекислый газ в природе и его значение. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Атмосфера Земли Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.
Проведение входного и выходного контроля.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного предмета курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся» характеризуются:
Патриотическое воспитание:
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
Трудовое воспитание:
Готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Эстетическое воспитание:
Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ
художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально- ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Ценности научного познания:
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. Экологическое воспитание:
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности
через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
Метапредметные и предметные результаты
Класс / уровень ФГ | Грамотность |
Читательская | Математическая | Естественно- научная | Финансовая | Креативное мышление |
5 класс | находит и | находит и | находит и | находит и | - |
Уровень | извлекает | извлекает | извлекает | извлекает |
узнавания и понимани я | информацию из различных текстов | математическу ю ю информацию в различном контексте | информацию о естественнонаучны х явлениях в различном | финансовую информацию в различном контексте |
| | контексте | |
00
5 класс
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности (по модулям)
Модуль «Основы читательской грамотности»
№ | Тема занятия | Всего часов, 1 час в неделю | Теория | Прак- тика | Дата | Формы деятельности | Электронные ресурсы |
1. | Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. | 1 | 0 | 1 | 06.09 | Беседа, конкурс. | http://mkousosh1 3.lbihost.ru/space/ 529/2021/10/Уро ки- формирования- функциональной -грамотности.pdf |
2. | Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. | 1 | 0 | 1 | 13.09 | Работа в парах. Ролевая игра. | http://www.mysh ared.ru/slide/8238 50/ |
3. | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? | 1 | 0 | 1 | 20.09 | Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. | https://nsportal.ru/ shkola/russkiy- yazyk/library/2021/ 11/03/prezentatsiya -k-uroku-v-5- klasse-osnovnaya- mysl-teksta |
4. | Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). | 1 | 0,5 | 0 | 27.09 | Круглый стол. | https://infourok.ru /konspekt-uroka- po-russkomu- yaziku-po-teme- tekstopisanie- hudozhestvennoe- i-nauchnoe- opisanie- 2706933.html |
5. | Что такое вопрос? Виды вопросов. | 1 | 1 | 0 | 04.10 | Квест, конкурс. | https://rosuchebni k.ru/upload/iblock |
| | | | | | | /6a3/6a312aff26c 28b6398f96f3903 3ac1ff.pdf?utm_s ource=yandex.ru &utm_medium=o rganic&utm_cam paign=yandex.ru &utm_referrer=ya ndex.ru |
6. | Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. | 1 | 0 | 1 | 18.10 | Квест, игра «Что? Где? Когда?». | http://gov.cap.ru/h ome/13/pisa/pdf/з адачи_на_грамот ность_чтения.pdf |
7. | Работа со сплошным текстом. | 2 | 0 | 2 | 25.10 01.11 | Ролевая игра. | https://infourok.ru /teksty-dlya- raboty-po- formirovaniyu- chitatelskoj- gramotnosti-5- klass- 5454214.html |
8. | Проведение входного и выходного контроля. | 1 | | 2 | 08.11 | Тестирование. | https://znaytovar.r u/new857.html |
Итого | 9 | 0,5 | 8 | | | |
Модуль «Основы математической грамотности»
№ | Тема занятия | Всего часов, 1 час в неделю | Теория | Практика | Дата | Формы деятельности | Электронные ресурсы |
1. | Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. | 1 | 0 | 0 | 15.11 | Беседа, обсуждение, практикум. | https://nsportal.ru/ shkola/matematik a/library/2018/03/ 15/desyatichnaya- sistema- schisleniya-5- klass |
2. | Сюжетные задачи, решаемые с конца. | 1 | 0 | 1 | 29.11 | Обсуждение, практикум, брейн-ринг. | https://nsportal.ru/shkol a/matematika/library/2 019/11/04/5-6-klass- zadachi-reshaemye-s- kontsa |
3. | Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. | 1 | 0 | 1 | 06.12 | Обсуждение, урок- исследование. | https://infourok.ru /prezentaciya-po- teme-zadachi-na- perelivanie- 3075009.html |
4. | Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. | 1 | 0 | 1 | 13.12 | Беседа, обсуждение практикум. | https://infourok.ru /logicheskie- zadachi-dlya- formirovaniya- funkcionalnoj- gramotnosti- 4217349.html |
5. | Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. | 1 | 0,5 | 0,5 | 20.12 | Игра, урок-исследование, брейн-ринг, конструирование. | https://nsportal.ru/shkola/g eometriya/library/2015/04/ 05/zadachi-na-razrezanie-i- perekraivanie-figur |
6. | Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. | 1 | 0 | 1 | 27.12 | Обсуждение, урок- практикум, моделирование. | https://open.de- school67.ru/log in/index.php |
7. | Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. | 2 | 0,5 | 1,5 | 10.01 | Урок-практикум. | https://interneturok.ru/l esson/algebra/effektivn ye-kursy/statistika- reshenie-zadach-po- kombinatorike-i- vychisleniyu- veroyatnostey-chast-1- sposoby- predstavleniya- informatsii |
8. | Проведение входного и выходного контроля. | 1 | | 1 | 17.01 | Тестирование. | |
Итого | 9 | 1 | 7 | | | |
5 класс
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
№ | Тема занятия | Всего часов, 1 час в неделю | Теория | Прак- тика | Дата | Формы деятельности | Электронные ресурсы |
1. | Как появились деньги? Что могут деньги? | 1 | 0 | 0,5 | 24.01 | Беседы, диалоги, дискуссии. | https://www.prof vest.com/2019/06/i storiya-deneg-kak- poyavilis-pervye- dengi.html |
2. | Деньги в разных странах | 1 | 0 | 0,5 | 31.01 | Круглый стол, игра. | https://shopofmon ey.com/articles/den gi-mira/mirovye- valyuty-nazvaniya- denezhnykh- edinits-v-raznykh- stranakh-mira- kakie-byvayut- tablitsa/ |
3. | Деньги настоящие и ненастоящие | 1 | 0 | 1 | 07.02 | Игра, экскурсия. | https://yandex.ru/se arch/?text=деньги+н астоящие+и+ненаст оящие+функционал ьная+грамотность+ 5+класс&lr=21641& family=yes&src=sug gest_T |
4. | Как разумно делать покупки? | 1 | 0 | 1 | 14.02 | Игра, круглый стол. | https://infourok.ru /prezentaciya-kak- razumno-delat- pokupki- 5595848.html |
5. | Кто такие мошенники? | 1 | 0,5 | 0,5 | 28.02 | Круглый стол, игра, квест. | https://yandex.ru/se arch/?text=кто+таки е+мошенники+урок +финансовой+грам |
| | | | | | | отности+презентац ия+5+класс&lr=216 41&family=yes&src =suggest_B |
6. | Личные деньги | 1 | 0 | 1 | 07.03 | Беседы, диалоги, дискуссии. | https://ped- kopilka.ru/blogs/bl og79200/urok- finansovoi- gramotnosti-5- klas.html |
7. | Сколько стоит «своё дело»? | 1 | 0,5 | 0,5 | 14.03 | Проект, игра. | https://infourok.ru /klassnyj-chas- urok-finansovoj- gramotnosti- prezentaciya-5- klass-4942688.html |
8. | Проведение входного и выходного контроля. | 1 | | 1 | 21.03 | Тестирование. | |
Итого | 8 | 1 | 6 | | | |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
5 класс
№ | Тема занятия | Всего часов, 1 час | Теория | Прак- тика | Дата | Формы деятельности | Электронные ресурсы |
в неделю | | |
| Звуковые явления | |
1. | Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. | 1 | 1 | 0 | 28.03 | Беседа, демонстрация записей звуков. | http://www.93scho ol.ru/files/FG/11.pd f |
2. | Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека. | 1 | 0 | 1 | 11.04 | Наблюдение физических явлений. | https://infourok.ru/ prezentaciya-po- ekologii-na-temu- akusticheskiy- shum-i-ego- vozdeystvie-na- cheloveka- 3732405.html |
| Строение вещества | |
3. | Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды. | 1 | 0 | 1 | 18.04 25.04 | Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. | https://infourok.ru/funkcionalnay a-gramotnost-estestvenno- nauchnaya-napravlennost- 5334500.html |
4. | Углекислый газ в природе и его значение. | 1 | 1 | 2 0 | | |
| Земля и земная кора. Минералы | |
5. | Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с | 1 | 0,5 | 0,5 | 02.05 | Работа с коллекциями | http://www.myshar ed.ru/slide/101860 0/ |
минералами, горной породой и рудой. | минералов и горных пород. Посещение минералогической |
| экспозиции. |
6. | Атмосфера Земли. | 1 | 0 | 1 | 09.05 | | https://infourok.ru/prezentaci ya-k-uroku-atmosfera-zemli- i-eyo-znachenie-dlya- cheloveka-pogoda-5-klass- 5284306.html |
Живая природа | |
7. | Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. | 1 | 0,5 | 0,5 | 16.09 | Беседа. Презентация. | https://infourok.ru/prezentaci ya_po prirodovedeniyu_na temu_unikalnost planety |
_zemlya_5_klass- 433962.htm |
8. | Проведение входного и выходного контроля. | 1 | 0 | 1 | 23.05 | Тестирование. | |
Итого | 8 | 3 | 5 | | | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. | 1 | 0 | 0 | 06.09 | Устный опрос; |
2. | Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. | 1 | 0 | 0 | 13.09 | Устный опрос; |
3. | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? | 1 | 0 | 0 | 20.09 | Устный опрос; |
4. | Типы текстов: текст- описание (художественное техническое). | 1 | 0 | 0 | 27.09 | Устный опрос; |
5. | Что такое вопрос? Виды вопросов. | 1 | 0 | 0 | 04.10 | Устный опрос; |
6. | Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. | 1 | 0 | 0 | 18.10 | Устный опрос; |
7. | Работа со сплошным текстом. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
8. | Работа со сплошным текстом. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
9. | Проведение входного и выходного контроля. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
10. | Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
11. | Сюжетные задачи, решаемые с конца. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
12. | Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
13. | Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
| тех, кто всегда говорит правду. | | | | | |
14. | Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
15. | Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
16. | Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
17. | Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
18. | Проведение входного и выходного контроля. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
19. | Как появились деньги? Что могут деньги? | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
20. | Деньги в разных странах | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
21. | Деньги настоящие и ненастоящие | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
22. | Как разумно делать покупки? | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
23. | Кто такие мошенники? | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
24. | Личные деньги | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
25. | Сколько стоит «своё дело»? | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
26. | Проведение входного и выходного контроля. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
27. | Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
28. | Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
29. | Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
| Вода. Уникальность воды. | | | | | |
30. | Углекислый газ в природе и его значение. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
31. | Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. | | 0 | 0 | | Устный опрос; |
32. | Атмосфера Земли. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
33. | Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
34. | Проведение входного и выходного контроля. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
| Всего | 34 | 0 | 4 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Используемые учебные пособия
Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 (ч.1, ч.2). М.:Просвещение, 2021
Рослова Л.О., Рыдзе О.А., Краснянская К.А., Квитко Е.С. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 (ч.1, ч.2). М.: Просвещение,2021
Пентин А.Ю., Никишова Е.А., Никифоров Г.Г. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. М.: Просвещение, 2021
Ковалева Г.С. и др. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск
М.: Просвещение, 2021
Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л. Финансовая грамотность. Сборник эталонныхзаданий. Выпуск
М.: Просвещение, 2021
Используемые интернет-ресурсы
РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности.Диагностические работы Министерства просвещения РФ
https://fg.resh.edu.ru/
Электронные формы учебных пособий издательства Просвещение https://media.prosv.ru/
Банк заданий ИСРО
РАО http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Открытый банк заданий PISA https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Программа ИРО Самарской области по развитию ФГ https://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/
МЦКО
https://mcko.ru/
ЯКласс https://www.yaklass.ru/