МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20»
(МАОУ СОШ №20)
мкр-н Менделеево, 6, г. Тобольск, Тюменская область, 626128
Телефон (3456) 36-33-16, тел./факс (3456)36-23-17, 36-33-43 E-mail School43-mendeleevo@mail.ru
Рассмотрена на МО Утверждена
Протокол № 1 приказом директора
от . 08. 2022г. МАОУ СОШ №20
№ от .08.2022г.
Рабочая программа учебного предмета
«Функциональная грамотность»
(2 класс, 1 час в неделю, в год – 34 часов, очное обучение)
Обучение проходит на базе УМК « Школа России »
Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением).
Учитель: Сидорова Оксана Викторовна
2022 – 2023 учебный год
1. Содержание программы учебного предмета
Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
2. Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
3. Тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем уроков | Использование по теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами | Кол-во часов |
-1- | -2- | -3- | -4- |
| |
1 | Михаил Пришвин. Беличья память. | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
2 | Про беличьи запасы. | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
3 | Беличьи деньги. | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
4 | Про белочку и погоду. | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
5 | И. Соколов-Микитов «В берлоге». | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
6 | Медвежье потомство. | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
7 | Повреждённые и фальшивые деньги. | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
8 | Лесные сладкоежки. | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
9 | Лев Толстой. «Зайцы». | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
10 | Про зайчат и зайчиху. | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
11 | Банковская карта. | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
12 | Про Зайчишку и овощи. | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
13 | Николай Сладков. Весёлая игра. | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
14 | Лисьи забавы | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
15 | Безопасность денег на банковской карте. | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
16 | Лисьи норы. | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
17 | Обыкновенные кроты. | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
18 | Про крота. | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
19 | Про кредиты. | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
20 | Корень – часть растения. | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
21 | Эдуард Шим. Тяжкий труд. | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
22 | Про ежа. | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
23 | Про вклады. | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
24 | Занимательные особенности яблока. | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
25 | Полевой хомяк. | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
26 | Про полевого хомяка. | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
27 | Ловушки для денег. | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
28 | Про хомяка и его запасы. | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
29 | Про бобров. | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
30 | Бобры-строители. | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
31 | Такие разные деньги. | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
32 | Материал для плотин. | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
33 | Позвоночные животные. | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |
34 | Встреча друзей. | Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | 1 |