СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Карасукский политехнический лицей»
Утверждаю
Заместитель директора по УР
/Захарчук С.А./
«__ » августа 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.11 Обществознание
для профессии СПО
23.01.09 «Машинист локомотива»
Карасук
2019
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Карасукский политехнический лицей »
Разработчики:
Гусева Виктория Валерьевна - преподаватель первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательного цикла
Протокол № 1 от 30.08.2019 г.
Председатель ПЦК / Жалнина О.Н./
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка................................................………….…………4
Тематический план и содержание учебной дисциплины …...…………..5
Перечень практических занятий………………….………….……….....22
Виды самостоятельных работ ……………………….……….………….25
Требования к результатам обучения …………………….………………27
Характеристика основных видов учебной деятельности ….…………29
Критерии оценки знаний, умений и навыков …………………………..32
Учебно – методическое и материально - техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Обществознание»……………….……….36
Рекомендуемая литература…………………………………………….... 37
Общеобразовательная учебная дисциплина «Обществознание» относится к общеобразовательному циклу дисциплин из обязательных предметных областей, изучается в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих.
Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» реализует образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняет содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, виды самостоятельных работ, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, осваиваемой профессии.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Обществознание»
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка студентов составляет:
• по профессиям СПО технического профиля профессионального образования — 156 часов, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая практические занятия — 104 часа; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 52 часа.
Вид учебной работы | Количество часов | Количество практических занятий | ||
Аудиторные занятия. Содержание обучения |
|
| ||
1 семестр | 16 | 5 | ||
Введение | 1 |
| ||
Человек. Человек в системе общественных отношений | 15 | 5 | ||
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества | 15 | 5 | ||
2 семестр | 23 | 10 | ||
1. Человек. Человек в системе общественных отношений | 10 | 7 | ||
1.2. Духовная культура личности и общества | 2 | 2 | ||
1.3. Наука и образование в современном мире | 4 | 2 | ||
1.4. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | 4 | 3 | ||
2. Общество как сложная динамичная система | 13 | 3 | ||
3 семестр | 23 | 10 | ||
Экономика | 14 | 7 | ||
3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы | 4 | 2 | ||
3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | 5 | 2 | ||
3.3. Рынок труда и безработица | 2 | 1 | ||
3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | 3 | 2 | ||
Социальные отношения | 9 | 3 | ||
4.1. Социальная роль и стратификация | 5 | 2 | ||
4.2. Социальные нормы и конфликты | 4 | 1 | ||
4 семестр | 42 | 27 | ||
4. Социальные отношения | 8 | 5 | ||
4.2. Социальные нормы и конфликты | 3 | 2 | ||
4.3. Важнейшие социальные общности и группы | 5 | 3 | ||
Политика | 14 | 8 | ||
5.1. Политика и власть. Государство в политической системе | 8 | 5 | ||
5.2. Участники политического процесса | 6 | 3 | ||
Право | 20 | 14 | ||
6.1. Правовое регулирование общественных отношений | 4 | 2 | ||
6.2. Основы конституционного права Российской Федерации | 6 | 4 | ||
6.3. Отрасли российского права | 10 | 8 | ||
Итого | 104 | 52 | ||
|
|
| ||
Внеаудиторная самостоятельная работа |
|
| ||
Подготовка докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др. | 52 |
| ||
Всего часов | 104 |
| ||
Максимальная нагрузка | 156 |
| ||
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 курс 1 семестр 16 часов | |||
Введение | Содержание учебного материала |
|
|
Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания. | 1 | 1 | |
Тема 1. Человек. Человек в системе общественных отношений |
| 15 |
|
Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества | Содержание учебного материала | 15 | |
Изучение философских представлений о социальных качествах человека. Формирование знаний о человеке, индивиде, личности, деятельности и мышлении, видах деятельности, творчестве. | 9 | 2 | |
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Изучение потребностей, способностей и интересов. Формирование взглядов о социализации личности, самосознании и социальном поведении. | |||
Изучение истины, ее критериев, Формирование знаний о видах человеческих знаний, основных особенностях научного мышления. | |||
Изучение свободы человека и ее ограничителей (внутренних - со стороны самого человека и внешних - со стороны общества). Формирование знаний о выборе и ответственности за его последствия, гражданских качествах личности. | |||
Рассмотрение человека в группе, многообразия мира общения, межличностного общения и взаимодействия. Выявление проблем межличностного общения в молодежной среде, особенностей самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Изучение межличностных конфликтов. Определение истоков конфликтов в среде молодежи. | |||
Характеристика основных видов профессиональной деятельности. Формирование знаний о выборе профессии, профессиональном самоопределении. | |||
Практические занятия | 5 |
| |
№1. Человек, индивид, личность |
| ||
№2. Потребности, способности и интересы. | |||
№3. Мировоззрение. Типы мировоззрения | |||
№4. Человек в учебной и трудовой деятельности. | |||
№5. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. | |||
Контрольная работа | 1 | ||
Итоговая контрольная работа | |||
1 курс 2 семестр 23 часа | |||
Тема 1. Человек. Человек в системе общественных отношений |
| 10 |
|
Тема 1.2. Духовная культура личности и общества
| Содержание учебного материала | - |
|
Понятие о культуре. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. | 1 | ||
Характеристика особенностей молодежной субкультуры. Выявление проблем духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование знаний о ценностных установках, идеалах, нравственных ориентирах, взаимодействии и взаимосвязи различных культур. | 2 | ||
Характеристика учреждений культуры, государственных гарантий свободы доступа к культурным ценностям. | 2 | ||
Практические занятия | 2 |
| |
№6. Виды культуры. | |||
№7. Духовная культура личности и общества | |||
Тема 1.3. Наука и образование в современном мире | Содержание учебного материала | 2 |
|
Формирование знаний о науке, естественных и социально-гуманитарных науках. |
| 2 | |
Рассмотрение значимости труда ученого, его особенностей, ответственности ученого перед обществом. |
| 2 | |
Формирование знаний об образовании как способе передачи знаний и опыта. Характеристика системы образования в Российской Федерации, государственных гарантий в получении образования. Формирование знаний о профессиональном образовании. |
| 2 | |
Практические занятия | 2 |
| |
№8. Наука в современном мире | |||
№9. Роль образования в жизни человека и общества | |||
Тема 1.4. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | Содержание учебного материала | - |
|
Формирование знаний о морали, основных принципах и нормах морали. | 1 | ||
Характеристика мировых религий. Рассмотрение религии и церкви в современном мире, свободы совести. | 2 | ||
Изучение искусства и его роли в жизни людей. Характеристика видов искусства. | 2 | ||
Практические занятия |
|
| |
№10. Мораль | 3 | ||
№11. Религия | |||
№12. Искусство. | |||
Контрольные работы | 1 | ||
Контрольная работа по теме «Духовная культура личности и общества» | |||
Самостоятельная работа | 5 |
| |
Составление схемы «Потребности человека», работа с учебной литературой. | |||
Выполнение презентаций с использованием ТСО по темам: «Потребности, способности, интересы» «Истина и ее критерии» | |||
Написание эссе на тему «Что такое этикет». | |||
Выполнение доклада на тему «Профессиональное образование» | |||
Тема 2. Общество как сложная система | Содержание учебного материала | 13 | |
Анализ представлений об обществе как сложной динамичной системе. Формирование знаний о подсистемах и элементах общества, специфике общественных отношений. Характеристика основных институтов общества, их функций. | 8 | 2 | |
Характеристика общества и природы. Изучение противоречивости воздействия людей на природную среду. | 2 | ||
Формирование знаний об многовариантности общественного сознания, эволюции и революции как формах социального изменения, общественном прогрессе, цивилизации и формации, обществе: традиционном, индустриальном, постиндустриальном (формационном). | 2 | ||
Формирование знаний об особенностях современного мира, процессах глобализации. Характеристика антиглобализма, его причин и проявлений, современных войн, их опасность для человечества. Изучить терроризм как важнейшую угрозу современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. |
| 2 | |
Практические занятия | 3 |
| |
№13. Основные институты общества | |||
№14. Общество и природа. | |||
№15. Глобализация. | |||
Контрольные работы | 2 | ||
Контрольная работа по теме «Человек и общество» | |||
Итоговая контрольная работа | |||
Самостоятельная работа | 10 | ||
Заполнение таблицы по темам: «Социальные институты общества» «Прогресс и регресс». «Сравнительная характеристика доиндустриального и индустриального обществ». «Основные институты общества» |
| ||
Выполнение презентаций с использованием ТСО по темам: «Понятие общественного прогресса» | |||
| Выполнение презентаций с использованием ТСО по темам: «Понятие о культуре» «Наука» «Мораль» |
| |
| Заполнение таблицы по темам: «Искусство и его виды» «Мировые религии» |
| |
2 курс 3 семестр 23 часа | |||
Раздел 3. Экономика |
| 14 |
|
Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы
| Содержание учебного материала | 4 | |
Формирование знаний об экономике как науке и хозяйстве. Изучение главных вопросов экономики, потребностей, факторов производства. | 2 | 2 | |
Формирование знаний о разделении труда, специализации и обмене. Характеристика типов экономических систем: традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики. | 2 | ||
Формирование знаний о рациональном потребителе, защите прав потребителя, основных доходах и расходах семьи, реальном и номинальном доходе, сбережениях. | 2 | ||
Практические занятия | 2 |
| |
№16. Экономика как наука. |
| ||
№17. Типы экономических систем. | |||
Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
| Содержание учебного материала | 5 |
|
Характеристика рынка одного товара, спроса, факторов спроса, предложения, факторов предложения, рыночного равновесия. | 3 | 2 | |
Формирование знаний об основных рыночных структурах: совершенной и несовершенной конкуренции. | 2 | ||
Рассмотрение роли фирм в экономике. Формирование знаний об издержках, выручке, прибыли, производительности труда, организационных формах бизнеса в России. Выявление основных источников финансирования бизнеса. Изучение фондового рынка, основ менеджмента и маркетинга. | 2 | ||
Характеристика функций государства в экономике. Формирование знаний о видах налогов, государственных расходах, государственном бюджете, государственном долге, основах налоговой политики государства. |
| 2 | |
Практические занятия | 2 |
| |
№18. Факторы спроса и предложения |
| ||
№19. Функции государства в экономике | |||
Тема 3.3. Рынок труда и безработица | Содержание учебного материала | 2 |
|
Формирование знаний о ВВП и его структуре, экономическом росте и развитии, экономических циклах. | 1 | 2 | |
Характеристика спроса на труд и его факторов, предложения труда, факторов предложения труда. Выявление роли профсоюзов и государства на рынке труда. | 2 | ||
Формирование знаний о безработице, ее причинах и экономических последствиях. | 2 | ||
Формирование знаний об инфляции, видах, причинах и последствии инфляции. Изучение антиинфляционных мер, основ денежной политики государства. | 2 | ||
Рассмотрение денег, процента, банковской системы. Выявление роли центрального банка. Характеристика основных операций коммерческих банков. | 2 | ||
Практическое занятие | 1 |
| |
№20. Причины безработицы и трудоустройство. |
| ||
Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | Содержание учебного материала | 3 |
|
Формирование знаний о становлении современной рыночной экономики России, особенностях современной экономики России, ее экономических институтах. Рассмотрение основных проблем экономики России и ее регионов, экономической политики Российской Федерации, России в мировой экономике. | - | 2 | |
Формирование знаний об организации международной торговли. Характеристика государственной политики в области международной торговли. Анализ глобальных экономических проблем. | 2 | ||
Практические занятия | 2 |
| |
№21. Особенности современной экономики России | |||
№22. Глобальные экономические проблемы | |||
Контрольная работа | 1 | ||
Контрольная работа по теме «Экономика» |
| ||
Самостоятельная работа | 6 | ||
Написание эссе по темам: «Нажить много денег - храбрость, сохранить их - мудрость, а умело расходовать их - искусство» «Налоги - это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого» «Налоги - цена, которую мы платим за то, чтобы жить в цивилизованном обществе». |
| ||
Заполнение таблицы по темам: «Экономические функции государства». «Виды безработицы» | |||
Изучение учебного материала «Глобальные экономические проблемы», составление конспекта. | |||
Раздел 4. Социальные отношения |
| 9 | |
Тема 4.1. Социальная роль и стратификация | Содержание учебного материала | 5 | |
Формирование знаний о социальных отношениях, социальных общностях и группах, социальной стратификации, социальной мобильности. | 3 | 2 | |
Формирование знаний о социальной роли, многообразии социальных ролей в юношеском возрасте, социальной роли человека в семье и трудовом коллективе. | 2 | ||
Рассмотрение социального статуса и престижа. Определение престижности профессиональной деятельности. | 2 | ||
Практические занятия | 2 |
| |
№23. Социальная стратификация. | |||
№24. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе | |||
Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты | Содержание учебного материала | 4 |
|
Формирование знаний о социальном контроле, видах социальных норм и санкций, самоконтроле. | 2 | 1 | |
Анализ девиантного поведения, его форм, проявлений. Определение социальной и личностной значимости здорового образа жизни. Коррупция как разновидность девиантного поведения. | 2 | ||
Формирование знаний о социальном конфликте, причинах и истоках возникновения социальных конфликтов, разрешении социальных конфликтов. | 2 | ||
Практическое занятие | 1 |
| |
№25. Виды социальных норм | |||
Контрольная работа | 1 | ||
Итоговая контрольная работа | |||
2 курс 4 семестр 42 часа | |||
Раздел 4. Социальные отношения |
| 8 |
|
Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты | Содержание учебного материала | 3 |
|
Формирование знаний о социальном контроле, видах социальных норм и санкций, самоконтроле. | 1 | 1 | |
Анализ девиантного поведения, его форм, проявлений. Определение социальной и личностной значимости здорового образа жизни. Коррупция как разновидность девиантного поведения. | 2 | ||
Формирование знаний о социальном конфликте, причинах и истоках возникновения социальных конфликтов, разрешении социальных конфликтов. | 2 | ||
Практические занятия | 2 |
| |
№26. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни | |||
№27. Социальные конфликты. | |||
Тема 4.3 Важнейшие социальные общности и группы | Содержание учебного материала | 5 |
|
Выявление особенностей социальной стратификации в современной России. Изучение демографических, профессиональных, поселенческих и иных групп. Характеристика молодежи как социальной группы. | 1 | 2 | |
Формирование знаний об этнических общностях. Рассмотрение межнациональных отношений, этносоциальных конфликтов, путей их разрешения. Изучение конституционных принципов национальной политики в Российской Федерации. | 2 | ||
Характеристика семьи как малой социальной группы. Формирование знаний о семье и браке. | 2 | ||
Практические занятия | 3 |
| |
№28. Социальная стратификация в современной России | |||
№29. Межнациональные отношения | |||
№30. Семья в современной России. | |||
Контрольная работа | 1 | ||
Контрольная работа по теме «Социальные отношения» |
| ||
Самостоятельная работа | 10 | ||
Написание эссе по темам: «Престижность моей профессии» «Что такое для меня здоровый образ жизни» |
| ||
Выполнение презентаций с использованием ТСО по темам: «Социальная мобильность» «Социальная стратификация» «Семья как малая социальная группа» | |||
Выполнение доклада по темам: «Опасность наркомании и алкоголизма» «Особенности молодежной политики в Российской Федерации» «Семья как ячейка общества» «Современная молодежь: проблемы и перспективы» «Современные социальные конфликты» | |||
Раздел 5. Политика |
| 14 |
|
Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе
| Содержание учебного материала | 8 | |
Понятие власти. Типы общественной власти. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Коррупция и власть. | 3 | 1 | |
Характеристика государства как политического института. Рассмотрение признаков государства. Формирование знаний о государственном суверенитете. | 1 | ||
Рассмотрение внутренних и внешних функций государства. Рассмотрение особенностей функционального назначения современных государств. Формирование знаний о межгосударственной интеграции, формировании надгосударственных институтов – основных особенностей развития современной политической системы. | 2 | ||
Формирование знаний о формах государства: формах правления, территориально-государственном устройстве, политическом режиме. Характеристика типологии политических режимов. Изучение демократии, ее основных ценностей и признаков. Рассмотрение условий формирования демократических институтов и традиций. | 2 | ||
Характеристика правового государства, понятий и признаков. | 2 | ||
Практические занятия | 5 |
| |
№31. Политическая система общества, ее структура |
| ||
№32. Государство в политической системе общества | |||
№33. Функции государства | |||
№34. Формы государства | |||
№35. Гражданское общество и правовое государство |
| ||
Тема 5.2. Участники политического процесса
| Содержание учебного материала | 6 |
|
Формирование знаний о личности и государстве, политическом статусе личности, политическом участии и его типах, причинах и особенностях экстремистских форм политического участия, политическом лидерстве. | 2 | 2 | |
Рассмотрение гражданского общества и государства, гражданских инициатив. | 2 | ||
Изучение отличительных черт выборов в демократическом обществе. Рассмотрение избирательной кампания в Российской Федерации. | 2 | ||
Изучение политических партий и движений, их классификации. Формирование знаний о современных идейно-политических системах: консерватизме, либерализме, социал-демократии, коммунизме. Рассмотрение законодательного регулирования деятельности партий в Российской Федерации. | 2 | ||
Анализ роли средств массовой информации в политической жизни общества. | 2 | ||
Практические занятия | 3 |
| |
№36. Избирательное право в Российской Федерации. Личность и государство. | |||
№37. Абсентеизм, его причины и опасность | |||
№38. Консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм | |||
Контрольная работа | 1 |
| |
Контрольная работа по теме «Политика» | |||
| Самостоятельная работа | 11 |
|
Составление схемы по теме «Внутренние и внешние функции государства» | |||
Заполнение таблицы по темам: «Формы государства: формы правления» «Формы государства: Территориально государственное устройство» «Современные идейно-политические системы» | |||
Написание эссе на тему: «Влияние средств массовой информации на позиции избирателей во время предвыборных кампаний» | |||
Выполнение доклада по темам: «Абсентеизм, его причины и опасность» «Политическая власть: история и современность» «Политическая система современного российского общества» «Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России» «Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно — из истории, другое — современное)» «Политические партии современной России» | |||
Раздел 6. Право. |
| 20 | |
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений | Содержание учебного материала | 4 | |
Юриспруденция как общественная наука. | 2 | 1 | |
| |||
Рассмотрение права в системе социальных норм. Формирование знаний о правовых и моральных нормах, системе права: основных институтах, отраслях права. | 2 | ||
Изучение основных форм права. Характеристика нормативных правовых актов. Определение действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. | 2 | ||
Характеристика правовых отношений и их структуры. Формирование знаний о правомерном и противоправном поведении, видах противоправных поступков, юридической ответственности и ее задачах. Понятие коррупционного правонарушения. | 2 | ||
Практические занятия | 2 |
| |
№39. Право в системе социальных норм. | |||
№40. Система права. Формы права | |||
Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации
| Содержание учебного материала | 6 |
|
Характеристика конституционного права как отрасли российского права. | 2 | 2 | |
Формирование знаний об основах конституционного строя Российской Федерации, системе государственных органов Российской Федерации, законодательной власти, исполнительной власти, институте президентства, местном самоуправлении. | 2 | ||
Характеристика правоохранительных органов Российской Федерации, судебной системы Российской Федерации, адвокатуры, нотариата. | 2 | ||
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. | 2 | ||
Характеристика основных конституционных прав и обязанностей граждан в России. Рассмотрение права граждан РФ участвовать в управлении делами государства и права на благоприятную окружающую среду. Изучение обязанности защиты Отечества, оснований отсрочки от военной службы. | 2 | ||
Рассмотрение прав и обязанностей налогоплательщика. | |||
Практические занятия | 4 |
| |
№41. Конституционное право | |||
№42. Судебная система Российской Федерации | |||
№43. Права и обязанности человека и гражданина. | |||
№44. Право на альтернативную гражданскую службу | |||
Тема 6.3. Отрасли российского права | Содержание учебного материала | 10 |
|
Формирование знаний о гражданском праве и гражданских правоотношениях. | 1 | 2 | |
Характеристика физических лиц, юридических лиц. | |||
Рассмотрение гражданско-правовых договоров, правового регулирования предпринимательской деятельности, имущественных прав. | |||
Рассмотрение права собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги, права на интеллектуальную собственность. Определение оснований приобретения права собственности: купля- продажа, мена, наследование, дарение. | |||
Формирование знаний о личных неимущественных правах граждан: чести, достоинстве, имени и способах защиты имущественных и неимущественных прав. | |||
Система антикоррупционных законов в Российской Федерации | |||
Защита прав потребителей. | |||
Формирование знаний о семейном праве и семейных правоотношениях, порядке, условиях заключения и расторжения брака, правах и обязанностях супругов, брачном договоре. | |||
Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. | |||
Формирование знаний о трудовом праве и трудовых правоотношениях, занятости и трудоустройстве, органах трудоустройства, порядке приема на работу. | |||
Характеристика трудового договора: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. | |||
Формирование знаний о коллективном договоре. Определение роли профсоюзов в трудовых правоотношениях. Рассмотрение трудовых споров и порядка их разрешения. | |||
Формирование знаний о заработной плате. Рассмотрение правовых основ социальной защиты и социального обеспечения. | |||
Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. | |||
Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Формирование знаний о составе преступления, уголовной ответственности, особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних, обстоятельствах, исключающих уголовную ответственность. | |||
Практические занятия | 8 |
| |
№45. Гражданское право | |||
№46. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. | |||
№47. Трудовое право | |||
№48. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних | |||
№49. Заработная плата | |||
№50. Административное право | |||
№51. Уголовное право | |||
№52. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. | |||
Самостоятельная работа | 10 | ||
Заполнение таблицы на тему «Частное и публичное право» |
| ||
Изучение учебного материала по теме «Основные конституционные права и обязанности граждан в России», составление конспекта Изучение учебного материала по теме «Право на альтернативную гражданскую службу», составление конспекта Изучение учебного материала по теме «Международное гуманитарное право», составление конспекта | |||
Выполнение презентаций с использованием ТСО по темам: «Конституционное право как отрасль российского права» «Гражданское право» «Административное право» «Семейное право» «Трудовое право» «Уголовное право» | |||
Дифференцированный зачет | 1 | ||
| Всего обязательной аудиторной учебной нагрузки | 104 | |
| Максимальная учебная нагрузка | 156 |
|
4. Перечень практических занятий
Тема | Содержание | Количество часов |
Введение |
| - |
Тема 1. Человек. Человек в системе общественных отношений | Практическое занятие №1. Человек, индивид, личность Практическое занятие №2. Потребности, способности и интересы Практическое занятие №3. Мировоззрение. Типы мировоззрения Практическое занятие №4. Человек в учебной и трудовой деятельности Практическое занятие №5. Проблемы межличностного общения в молодежной среде Практическое занятие №6. Виды культуры Практическое занятие №7. Духовная культура личности и общества Практическое занятие №8. Наука в современном мире Практическое занятие №9. Роль образования в жизни человека и общества Практическое занятие №10. Мораль Практическое занятие №11. Религия Практическое занятие №12. Искусство | 12 |
Тема 2. Общество как сложная динамичная система | Практическое занятие №13. Основные институты общества Практическое занятие №14. Общество и природа Практическое занятие №15. Глобализация | 3 |
Тема 3. Экономика | Практическое занятие №16. Экономика как наука Практическое занятие №17. Типы экономических систем Практическое занятие №18. Факторы спроса и предложения Практическое занятие №19. Функции государства в экономике Практическое занятие №20. Причины безработицы и трудоустройство Практическое занятие №21. Особенности современной экономики России Практическое занятие №22. Глобальные экономические проблемы | 7 |
Тема 4. Социальные отношения | Практическое занятие №23. Социальная стратификация Практическое занятие №24. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе Практическое занятие №25. Виды социальных норм Практическое занятие №26. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни Практическое занятие №27. Социальные конфликты Практическое занятие №28. Социальная стратификация в современной России Практическое занятие №29. Межнациональные отношения Практическое занятие №30. Семья в современной России | 8 |
Тема 5. Политика | Практическое занятие №31. Политическая система общества, ее структура Практическое занятие №32. Государство в политической системе общества Практическое занятие №33. Функции государства Практическое занятие №34. Формы государства Практическое занятие №35. Гражданское общество и правовое государство Практическое занятие №36. Избирательное право в Российской Федерации. Личность и государство Практическое занятие №37. Абсентеизм, его причины и опасность Практическое занятие №38. Консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм | 8 |
Тема 6. Право
| Практическое занятие №39. Право в системе социальных норм Практическое занятие №40. Система права. Формы права Практическое занятие №41. Конституционное право Практическое занятие №42. Судебная система Российской Федерации Практическое занятие №43. Права и обязанности человека и гражданина Практическое занятие №44. Право на альтернативную гражданскую службу Практическое занятие №45. Гражданское право Практическое занятие №46. Способы защиты имущественных и неимущественных прав Практическое занятие №47. Трудовое право Практическое занятие №48. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних Практическое занятие №49. Заработная плата Практическое занятие №50. Административное право Практическое занятие №51. Уголовное право Практическое занятие №52. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних | 14 |
5. Виды самостоятельных работ
Самостоятельная работа включает в себя следующие виды работ:
Подготовка к проверочным работам, практическим работам, экзамену.
Изучение исторической информации с помощью конспектов лекций, учебной литературы и интернет - ресурсов.
Выполнение творческих заданий (сообщения, доклады, рефераты, презентации). Темы для творческих заданий:
Введение | - |
Тема 1. Человек. Человек в системе общественных отношений | «Потребности человека» «Потребности, способности, интересы» «Истина и ее критерии» «Что такое этикет» «Профессиональное образование» |
Тема 2. Общество как сложная система | «Социальные институты общества» «Прогресс и регресс». «Сравнительная характеристика доиндустриального и индустриального обществ». «Основные институты общества» «Понятие общественного прогресса» «Понятие о культуре» «Наука» «Мораль» «Искусство и его виды» «Мировые религии» |
Раздел 3. Экономика | «Нажить много денег - храбрость, сохранить их - мудрость, а умело расходовать их - искусство» «Налоги - это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого» «Налоги - цена, которую мы платим за то, чтобы жить в цивилизованном обществе» «Экономические функции государства». «Виды безработицы» «Глобальные экономические проблемы» |
Раздел 4. Социальные отношения | «Престижность моей профессии» «Что такое для меня здоровый образ жизни» «Социальная мобильность» «Социальная стратификация» «Семья как малая социальная группа» «Опасность наркомании и алкоголизма» «Особенности молодежной политики в Российской Федерации» «Семья как ячейка общества» «Современная молодежь: проблемы и перспективы» «Современные социальные конфликты» |
Раздел 5. Политика | «Внутренние и внешние функции государства» «Формы государства: формы правления» «Формы государства: Территориально государственное устройство» «Современные идейно-политические системы» «Влияние средств массовой информации на позиции избирателей во время предвыборных кампаний» «Абсентеизм, его причины и опасность» «Политическая власть: история и современность» «Политическая система современного российского общества» «Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России» «Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно — из истории, другое — современное)» «Политические партии современной России» |
Раздел 6. Право | «Частное и публичное право» «Основные конституционные права и обязанности граждан в России» «Право на альтернативную гражданскую службу» «Международное гуманитарное право» «Конституционное право как отрасль российского права» «Гражданское право» «Административное право» «Семейное право» «Трудовое право» «Уголовное право» |
6. Требования к результатам обучения
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
− гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
− готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
− осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
• метапредметных:
− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
− умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
• предметных:
− сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
− владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
− владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
− сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
− сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
− владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
− сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение | Знание особенностей социальных наук, специфики объекта их изучения |
Тема 1. Человек. Человек в системе общественных отношений | |
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества | Давать характеристику понятий: человек, индивид, личность, деятельность, мышление. Знать, что такое характер, социализация личности, приобретенные качества самосознание и социальное поведение; Знать, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты. |
1.2. Духовная культура личности и общества | Разъяснять понятия: культура, духовная культура личности и общества, показать ее значение в общественной жизни. Различать: культура народная, массовая, элитарная. Показать особенности молодежной субкультуры. Освещать проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Характеризовать: культура общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикет. Называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям. |
1.3. Наука и образование в современном мире | Различать естественные и социально-гуманитарные науки. Знать особенности труда ученого, ответственность ученого перед обществом |
1.4. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | Раскрыть понятия мораль, религия, искусство и их роль в жизни людей |
Тема 2. Общество как сложная динамичная система | |
2. Общество как сложная динамичная система | Иметь представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы. Давать определения понятий эволюция и революция, общественный прогресс |
Экономика | |
3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы | Умение давать характеристику понятий: «экономика»; «типы экономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики |
3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | Умение давать определение понятий: «спрос и предложение»; «издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент», «экономический рост и развитие», «налоги», «государственный бюджет» |
3.3. Рынок труда и безработица | Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, ее причины и экономических последствий |
3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | Характеристика становления современной рыночной экономики России, ее особенностей; организации международной торговли |
Социальные отношения | |
4.1. Социальная роль и стратификация | Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация». Определение социальных ролей человека в обществе |
4.2. Социальные нормы и конфликты | Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения |
4.3. Важнейшие социальные общности и группы | Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи) |
Политика | |
5.1. Политика и власть. Государство в политической системе | Умение давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы». Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм правления, территориального государственного устройства, политического режима. Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение называть его признаки |
5.2. Участники политического процесса | Характеристика взаимоотношений личности и государства. Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство». Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации |
Право | |
6.1. Правовое регулирование общественных отношений | Выделение роли права в системе социальных норм. Умение давать характеристику системе права |
6.2. Основы конституционного права Российской Федерации | Умение давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан |
6.3. Отрасли российского права | Умение давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права |
8. Критерии оценки знаний, умений и навыков
Большое воспитательное значение для студентов имеет объективная, правильная и своевременная оценка их знаний, умений и навыков. Она способствует повышению ответственности студентов за качество учебы, соблюдению учебной дисциплины, вырабатывает требовательность студентов к себе, правильную их самооценку, честность, правдивость. В то время как завышение и занижение оценки знаний вызывают у них неудовлетворенность, способствует воспитанию самомнения, зазнайства, ведут к переоценке своих возможностей, формированию у отдельных студентов иждивенческой психологии, и в дальнейшем потребительского отношения к жизни.
В целях преодоления формализма и процентомании необходимо при оценке знаний анализировать их глубину и прочность, проверять умение студентов свободно и вполне сознательно применять изучаемый теоретический материал при решении конкретных учебных и практических задач, строго следовать установленным нормативам.
«Нормы оценки...» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам всех студентов. Студентам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.
Оценка устных ответов
Устный опрос является одним из способов учета знаний студентов.
Развернутый ответ должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
а) полноту и правильность ответа;
б) степень осознанности, понимания изученного.
Отметка «5» ставиться, если студент:
Полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником.
Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные.
Излагает материал грамотным языком, точно используя терминологию и символику, в определенной логической последовательности.
Правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу.
Продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков
Отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов преподавателя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые студент легко исправил после замечания преподавателя.
Отметка «4»ставится, если студент:
дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и оформлении излагаемого.
В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание.
Допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или выкладок, легко исправленные после замечания преподавателя.
Оценка «3»ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
Неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «требования к подготовке студентов» в программе по обществознанию)
Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких вопросов преподавателя.
Студент не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по теме.
. При достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Излагает материал неполно и допускает неточность в определении понятий или формулировке правил.
Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры.
Излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в оформлении излагаемого.
Отметка «2»ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает также недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки с отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных студентом на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы студента, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Критерии оценки при выполнении письменных работ
Отметка «5» ставится, если:
Работа выполнена полностью
В логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок
В решении нет ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала)
Отметка «4» ставится, если:
Работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать не явилось специальным объектом проверки)
Допущена одна ошибка или есть два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
Допущены существенные ошибки, показывающие, что студент не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «2» ставится, если:
Работа показала полное отсутствие у студента обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Преподаватель может повысить отметку за:
Оригинальный ответ на вопрос, который свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии студента,
Ответ на более сложный вопрос, предложенный дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Критерии оценок за выполнение теста
При оценке теста подсчитывается количество баллов в работе студента, которое затем делится на общее количество баллов теста по эталону.
«5» - 90-100%
«4»- 70-89%
«3»- 47-69%
«2»- 0-46%
Защита реферата
Студент подбирает тему работы по интересующему его вопросу и согласует его с преподавателем. Тема должна быть достаточно конкретной, чтобы студент мог продемонстрировать самостоятельность суждений. Это может быть исследовательская задача, теоретический вопрос, выходящий за рамки программы, историческое исследование, подразумевающее работу с первоисточниками и т.д. Студент изучает избранную проблему, консультируясь с преподавателем, составляет развернутый план реферата, руководствуясь общепринятыми требованиями к его структуре.
Черновой вариант реферата проверяется преподавателем. Готовый реферат студент представляет преподавателю на рецензию. При рецензировании работы необходимо учитывать актуальность, научный уровень, полноту и глубину раскрытия темы студентом, уровень самостоятельности суждений.
Рекомендуемая структура реферата:
Титульный лист, на котором записываются наименование темы, имя автора реферата, имя руководителя, год подготовки реферата.
Введение, в котором определяются цели и задачи исследования, обозначаются его границы.
Основная часть, в которой раскрывается тема реферата, подчеркивается собственная точка зрения по исследуемому вопросу (при использовании цитат обязательно указывается первоисточник)
Заключение, в котором содержатся обобщения и выводы по теме реферата,
Приложение, в котором содержатся различные графики, таблицы, протоколы испытаний и т.п.
Список используемой литературы.
Выведение итоговых оценок
За семестр и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки студента по истории. Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку студентов по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако, для того, чтобы стимулировать серьезное отношение студентов к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Освоение программы интегрированной учебной дисциплины «Обществознание» имеет наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и период внеучебной деятельности студентов.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки студентов.
В кабинете имеется компьютер, с выходом в интернет, телевизор, DVD-плеер, посредством которых участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по праву, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Обществознание» входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов и др.);
информационно-коммуникационные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение интегрированной учебной дисциплины «Обществознание», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Обществознание» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по обществознанию, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.), сайтам государственных, муниципальных органов власти.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., 2017
Для преподавателя:
1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
3. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
4. А. Ф. Никитин. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразоват. учреждений. – М., 2011.
5. А. Ф. Никитин. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразоват. учреждений. – М., 2011.
6. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., 2017
7. А.А. Горелов. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля: практикум: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования/ А.А. Горелов, Т.А. Горелова.- М., 2011.
8. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2011
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ А.Г. Важенин. – М., 2008
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).
6