ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Сафоновский филиал областного государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения
«Смоленская академия профессионального образования»
(Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО)
Рабочая программа учебной дисциплины
оп.10 Программирование для автоматизированного оборудования
для специальности 15.02.08 Технология машиностроения
(углубленная подготовка)
2018г.
| |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 15.02.08 Технология машиностроения. |
Разработчик: преподаватель Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО ____________Л.Н. Савельева Рассмотрено цикловой комиссией машиностроения Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО (протокол от 29.08.2018г. №1) Председатель ______Е.А.Демкина | УТВЕРЖДЕНО методическим советом Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО (протокол от 30.08.2018г. №1) Председатель_______Г.Л. Полежаева | |
|
Согласовано Главный технолог ОАО «Русэлпром-Сафоновский электромашиностроительный завод» _________ А.Ю. Тимохов «28» августа 2018 г. |
СОДЕРЖАНИЕ
| |
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
2. Перечень развиваемых компетенций | 5 |
3. Структура и содержание учебной дисциплины | 6 |
4. Условия реализации учебной дисциплины | 11 |
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 13 |
1 паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБОРУДОВАНИЯ
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена (ОПОП СПО-ППССЗ) углубленной подготовки в соответствии с ФГОС специальности СПО 15.02.08 Технология машиностроения.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основные образовательные программы СПО.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Программирование для автоматизированного оборудования» по специальности 15.02.08 Технология машиностроения является общепрофессиональной дисциплиной и входит в профессиональный цикл.
Дисциплина «Программирование для автоматизированного оборудования» обеспечивается следующими дисциплинами: «Технологическое оборудование», «Инженерная графика», «Технология машиностроения», «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать справочную и исходную документацию при написании управляющих программ (УП);
- рассчитывать траекторию и эквидистанты инструментов, их исходные точки, координаты опорных точек контура детали;
- заполнять формы сопроводительной документации;
- выводить УП на программоносители, заносить УП в память системы ЧПУ станка;
- производить корректировку и доработку УП на рабочем месте.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- методы разработки и внедрения УП для обработки простых деталей в автоматизированном производстве.
1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;
самостоятельной работы обучающегося 32 часа.
2 ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВИВАЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Дисциплина направлена на развитие следующих общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК 1.1. | Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей. |
ПК 1. 2. | Выбирать метод получения заготовки и схемы базирования |
ПК 1. 3. | Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции. |
ПК 1. 4. | Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей. |
ПК 1. 5. | Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей. |
ПК 2. 1. | Планировать и организовывать работу структурного подразделения. |
ПК 2. 2. | Руководить работой структурного подразделения. |
ПК 2. 3. | Анализировать процесс и результаты деятельности подразделения. |
ПК 3. 1. | Обеспечивать реализацию технологического процесса по изготовлению деталей. |
ПК 3. 2. | Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации. |
3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов по очной форме |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 96 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 64 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 10 |
практические занятия | 4 |
контрольные работы | 1 |
курсовая работа (проект) | - |
Другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий: лекционные занятия семинарские занятия | |
Самостоятельная работа студента (всего) | 32 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | - |
- Тематика внеаудиторной самостоятельной работы - доклад по темам -подготовка к практическим и лабораторным занятиям - решение задач - оформление отчетов и подготовка к их защите -подготовка к контрольной работе - графические построения движения траекторий режущего инструмента - разработка управляющих программ - самостоятельное изучение и конспектирование материала | 32 4 2 10 2 2 2 6 4 |
Итоговая аттестация в форме экзамена. |
3.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Программирование для автоматизированного оборудования
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Основы программирования механической обработки | | 24 | |
Введение | Сущность программного управления. Основные цели и задачи учебной дисциплины. Содержание дисциплины. | 2 |
Тема 1.1 Этапы разработки УП | Содержание учебного материала | 4 |
Лекционное занятие. Определение номенклатуры деталей для обработки на станках с ПУ. Классификация деталей по конструктивно-технологическим признакам. Станки с ЧПУ, в том числе с микропроцессорным управлением. Сложность детали и ее составляющие. | 2 | 1,1 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студента №1. Структура и содержание программы. Доклад по теме. | 2 |
Тема 1.2 Системы координат станка, детали, инструмента и их связь | Содержание учебного материала | 12 |
Лекционное занятие. Система координат. Контур и эквидистанта. Базовая точка. Ориентация осей стандартной системы координат. Система координат детали. Система координат инструмента. | 4 | 1,2 |
Лекционное занятие. Расчет элементов контура детали и элементов траектории инструмента. Представление траектории обработки. Обрабатываемый контур. Опорные точки. Интерполяция. Траектория движения инструмента. |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 4 |
Практическое занятие №1. Геометрические основы программирования |
Практическое занятие №2. Определение координат опорных точек траектории. |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студента №2. Подготовка отчета и защиты по практической работе 1. Самостоятельная работа студента № 3. Решение задач по расчету координат опорных точек траектории. | 4 |
Тема 1.3 Кодирование информации и запись УП | Содержание учебного материала | 6 |
Лекционное занятие. Кодирование информации. Структура УП и ее формат. Кодирование элементов УП. Запись, контроль редактирование УП. | 2 | 1,2 |
Семинарские занятия | 2 | |
Тема. Структура программоносителя. Запись слов в кадрах управляющей программы. Запись слов в кадрах управляющей программы. Вспомогательные и другие функции. |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студента № 4. Решения примеров и задач по системам счисления | 2 |
Раздел 2 Программирование технологических процессов механической обработки | | 58 |
Тема 2.1 Программирование обработки деталей на токарных станках с ЧПУ | Содержание учебного материала | 6 |
Лекционное занятие. Кодирование скорости главного движения и подачи. Типовые траектории движения режущего инструмента. Кодирование циклов обработки заготовок. Устройство ПО и ПУ токарного станка с ЧПУ. Подпрограммы и их назначение. | 2 | 1,2 |
Семинарские занятия | 2 | |
Тема. Кодирование циклов обработки заготовок. 1.Устройство ПО и ПУ токарного станка с ЧПУ 2.Подпрограммы и их назначение. |
Лабораторные занятия | - |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студента №5. Подготовка к лабораторным работам №1 и №2. | 2 |
Тема 2.2 Операционная расчетно-технологическая карта обработки детали на токарном станке с ЧПУ | Содержание учебного материала | 8 |
Семинарское занятие | 2 |
Тема. Операционная расчетно-технологическая карта обработки детали на токарном станке с ЧПУ. 1.Карта наладки токарного станка 2.Расчет координат опорных точек 3. Траектория движения инструмента |
Лабораторные занятия | 4 |
Лабораторное занятие №1. Расчет координат опорных точек и движения инструмента при токарной обработки деталей - тел вращения |
Лабораторное занятие №2. Разработка УП на токарную операцию обработки деталей - тел вращения |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студента №6 . Траектория движения инструмента при обработке конусной поверхности на токарном станке с ЧПУ. Графическое построение. | 2 |
Тема 2.3 Программирование обработки деталей на сверлильных станках с ЧПУ | Содержание учебного материала | 8 |
Лекционное занятие. Программирование обработки деталей на сверлильных станках с ЧПУ. Типовые схемы переходов обработки отверстий. Траектория инструмента в пределах прохода. Циклы обработки отверстий. | 2 | 1,2 |
Семинарские занятия | 2 | |
Тема. Операционная расчетно-технологическая карта обработки детали на сверлильном станке с ЧПУ. 1.Карта наладки сверлильного станка 2.Расчет координат опорных точек при сверлении 3. Траектория движения инструмента |
Лабораторные занятия | 2 |
Лабораторное занятие №3. Разработка УП на сверлильную операцию обработки отверстий. | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студента №7. Подготовка к контрольной работе. | 2 |
Тема 2.4 Программирование обработки деталей на фрезерных станках с ЧПУ | Содержание учебного материала | 14 |
Лекционное занятие. Программирование обработки деталей на фрезерных станках с ЧП. Торцовая обработка. Контурная обработка. Обработка пазов, колодцев. Траектория движения инструмента. | 2 | 1,2 |
Семинарские занятия | |
Тема. Операционная расчетно-технологическая карта обработки детали на фрезерном станке с ЧПУ. 1.Карта наладки фрезерного станка 2.Расчет координат опорных точек при фрезеровании 3. Траектория движения инструмента | 3 |
Тема. УП обработки детали на фрезерном станке с ЧПУ 1. УП обработки детали на фрезерном станке с ЧПУ |
Лабораторные занятия | 4 |
Лабораторное занятие №4. Разработка УП на фрезерную операцию контурной обработки детали на станке с ЧПУ. |
Лабораторное занятие №5. Разработка УП на фрезерную операцию с ЧПУ. Торцовое фрезерование. |
Практические занятия | - |
Контрольная работа | 1 |
Самостоятельная работа студента № 8. Разработка УП на фрезерную операцию с ЧПУ. Обработка колодцев. Самостоятельная работа студента № 9. Разработка УП на фрезерную операцию с ЧПУ. Обработка колодцев. | 4 |
Тема 2.5 Программирование обработки деталей на электроэрозионных станках с ЧПУ | Содержание учебного материала | 10 |
Лекционное занятие. Программирование обработки деталей на электроэрозионных станках с ЧПУ. Траектория движения режущего инструмента. Кодирование электрод-инструмента. Кодирование параметров генератора импульсов и функций. | 2 | 1,2 |
Семинарские занятия | 4 | |
Тема. Пример разработки УП обработки детали на электроэрозионном станке с ЧПУ. 1.Карта наладки электроэрозионного станка 2.Обеспечение регулирования величины напряжения на искровом промежутке. |
Тема. Движения линейно-кругового интерполятора. 1.Переменная эквидистанта 2. Коррекция эквидистанты |
Лабораторные занятия | - |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студента № 10. Решение задач по программированию обработки деталей на станках с ЧПУ Самостоятельная работа студента № 1. Решение задач по расчету линейно-круговой интерполяции | 4 |
Тема 2.6 Программирование обработки деталей на многоцелевых станках с ЧПУ | Содержание учебного материала | 12 |
Лекционное занятие. Программирование обработки деталей на многоцелевых станках с ЧПУ. РТК обработки деталей на многоцелевых станках с ЧПУ. | 6 | 1,2 |
Лекционное занятие. Карта наладки многоцелевого станка с ЧПУ. Безопасная плоскость. Нулевая плоскость. Команды управляющей системы. |
Лекционное занятие. Пример разработки УП обработки детали на многоцелевом станке с ЧПУ. Расчет координат опорных точек. Траектория движения инструмента. Разработка УП. |
Лабораторные занятия | - | |
Практические занятия | - |
Самостоятельная работа студента № 12. Разработка УП на многоцелевых станках с ЧПУ | 6 |
Самостоятельная работа студента № 13. Решение задач по расчету и движению траектории режущего инструмента |
Самостоятельная работа студента № 14. Запись, контроль и редактирование УП при обработке на многоцелевых станках с ЧПУ. Подготовка докладов. |
Раздел 3 Системы автоматизированного программирования | | 6 |
Тема 3.1 Основные принципы автоматизации процесса подготовки УП | Содержание учебного материала | 2 |
Лекционное занятие. Основные принципы автоматизации процесса подготовки УП. Автоматизированная подготовка УП. Сущность автоматизации подготовки УП. | 2 | 1,2 |
Тема 3.2 Структура и классификация САП | Содержание учебного материала. | 2 | |
Лекционное занятие. Структура и классификация САП. Классификация и структура САП. Формы представления исходных данных. | 2 | 1,2 |
Тема 3.3 Языки САП | Содержание учебного материала. | 2 | |
Лекционное занятие. Языки САП. Современные промышленные САП. Обзор возможностей, особенностей. Тенденции развития. | 2 | 1,2 |
Раздел 4 Программирование для оборудования гибких производственных систем (ГПС) | | 8 | |
Тема 4.1 Особенности программирования для промышленных роботов | Содержание учебного материала | 8 | |
Лекционное занятие. Особенности программирования для промышленных роботов. Классификация промышленных роботов. Виды программного управления ПР. Методы программирования. | 4 | 1,3 |
Лекционное занятие . Последовательность разработки и записи УП. Последовательность разработки и записи УП для ПР при различных видах программного управления. Роботизированные технологические комплексы (РТК). Взаимодействие ПР со станками. Классификация РТК, |
Лабораторные занятия | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Лекционные занятия | - |
Семинарские занятия | - |
Самостоятельная работа студента № 15. Аналитический метод программирования ПР. Оформление конспектов по теме. Самостоятельная работа студента № 16. Метод комбинированного программирования ПР. Оформление конспектов по теме. | 4 |
Всего: | 96 | |
4 условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории автоматизированного проектирования технологических процессов и программирования систем ЧПУ, библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.
Оборудование лаборатории:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
перечень практических и лабораторных занятий;
методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ;
методические пособия по автоматизированной разработке технологических процессов, подготовке производства и управляющих программ механической обработки на оборудовании с ЧПУ;
токарный станок с ЧПУ;
фрезерный станок с ЧПУ;
программные средства обучения.
4.2 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Ермолаев В.В. Программирование для автоматизированного
оборудования: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования - М: «Академия», 2014 – 256с.
Дополнительные источники:
1. Босинзон М.А. Современные системы ЧПУ и их эксплуатация. – Москва: центр «Академия», 2008 -146с.
2. Гжиров Р.И. Программирование обработки на станках с ЧПУ. – Москва: Машиностроение, 1990 – 453с.
3.Власов С.Н. Устройство, наладка и обслуживание металлообрабатывающих станков и автоматических линий. - Москва: Машиностроение, 1995- 276с.
4.Митрофанов С.П. Автоматизация технологической подготовки производства. – Москва: Машиностроение, 2008- 291с.
5.Серебреницкий П.П. Программирование для автоматизированного обучения. – Москва: Высшая школа, 2003 – 278с.
6.Схиртладзе А.Г. Работа оператора на станках с программным управлением. - Москва: Высшая школа, 2000 – 178с.
7.Сергиевский Л.В. Пособие наладчика станков с ЧПУ.- Москва: Машиностроение, 1991- 162с.
5 Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
освоенные умения: - использование справочной и исходной документации при написании управляющих программ (УП); - расчеты траектории и эквидистанты инструментов, их исходные точки, координаты опорных точек контура детали; - заполнение формы сопроводительной документации; - вывод УП на программоносители, заносить УП в память системы ЧПУ станка; - произведение корректировки и доработки УП на рабочем месте; усвоенные знания: - знание методов разработки и внедрения управляющих программ для обработки простых деталей в автоматизированном производстве. | Методы контроля и оценки результатов обучения: Тестирование. Наблюдение за работой обучающихся. Компьютерное тестирование. Выполнение контрольных работ. Текущий контроль в форме устного и письменного опросов; тестирования; проверки практических заданий; решение задач и упражнений; сообщений. Защита индивидуальной и групповой презентации (представление выполненного задания). Рубежный контроль в форме устного и письменного опросов; тестирования; контрольной работы. Итоговый контроль в форме устного экзамена с использованием экзаменационных материалов в виде набора вопросов для устного опроса обучающихся и практических заданий. |
6