2016 г.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 68 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.
Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.
Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).
Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.
Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.
Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации.
Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений.
Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.
№ | Тема урока | Дата | Практические работы | Содержание | Требования к уровню подготовки | Тип урока | Средства | Домашнее задание |
Раздел I. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА |
Тема 1. Зарубежная Европа (10 часов) |
1. | Европа. ЭГП. Природные ресурсы. | | | Особенности ЭГП, его значение для хозяйства региона | Знать основные особенности ЭГП Европы | Изучение нового материала | Политическая карта мира, атласы | с. 179-181 |
2. | Население Зарубежной Европы. | | | Особенности населения. | Знать об особенностях населения ЗЕ | Изучение нового материала | Карта «Зарубежная Европа» | с. 181-183 |
3. | Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы. | | | Хозяйство стран Европы, особенности отраслевого состава промышленности. Сельское хозяйство стран Европы | Экономика европейских стран. Знать с/х Европы | Урок-лекция | Карта «Зарубежная Европа» Климатическая, политическая карта, карта природных зон, почвенная карта | с.183-194 |
4. | Транспорт, туризм, наука и финансы. | | | Уровень развития транспорта и туризма в Европе. Финансовая система Зарубежной Европы. | | | Статистические материалы | С.194-197 |
5 | Географический рисунок расселения и хозяйства | | | Население и особенности хозяйства Европы. | Население и экономика страны | Изучение нового материала | Раздаточный материал, контурные карты, атласы | С.197-202 |
6 | Субрегионы Зарубежной Европы: Северная и западная Европа. | | | Изучить состав, ГП, природно-ресурсный потенциал, население, отрасли специализации регионов Зарубежной Европы на основе работы с различными источниками информации Определить уровень социально-экономического развития стран Северной и Западной Европы | Политическая карта Европы. 52. | | | Стр.202-210 |
7 | Субрегионы Зарубежной Европы: Южная и Восточная Европа | | | Изучить состав, ГП, природно-ресурсный потенциал, население, отрасли специализации регионов Зарубежной Европы на основе работы с различными источниками информации Определить уровень социально-экономического развития стран Восточной и Южной Европы. | Политическая карта Европы. 52. | | | Стр.202-210 |
8 | Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран Европы: Германии и Италии | | №1 Составление сравнительной экономико-географическая характеристики двух стран большой семерки | Социально-экономические особенности стран разных субрегионов Европы. | Умение сравнивать различные регионы | Урок-практикум | Карта Европы, атласы | С.205-210 |
9 | Интеграционные процессы в Европе | | | Особенности интеграционных процессов в Европе | Знать о вопросах интеграции в Европе | Урок-конференция | Атласы | Повт. Стр. 179-210 |
10 | Зачет по теме «Европа» | | | Закрепление и обобщение знаний | | Учет и оценка знаний, умений и навыков | | |
Тема 2. Зарубежная Азия. (10часов) | | | | | | |
11 | Зарубежная Азия: ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население. | | | Особенности ЭГП стран Зарубежной Азии, определить его значение для хозяйства региона. Изучить состав, ГП, природно-ресурсный потенциал Азии на основе работы с различными источниками информации. Сформировать представление об особенностях населения. | | Урок –усвоения новых знаний | Политическая карта Азии. Карта народов мира. | Параграф 1, т.7 (с.223-231). Обозначить на к/к субрегионы Заруб. Азии; республики, монархии. Обозначить федеративные государства (зад.1, с.266). |
12 | Хозяйство стран Зарубежной Азии. | | | Особенности развития хозяйства регионов Азии. Показать своеобразие хозяйства субрегионов Азии. | | | Политическая карта Азии. | Параграф 1, т.7 (с.231-234). |
13 | Страны Центральной и Восточной Азии. | | | Страны Центральной и Восточной Азии на примере Китая. | | | Политическая карта Азии | Параграф 2, т. 7; зад.8, с.267. Номенклатура. Инд. зад.: |
14 | Китай | | №2 Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая, объяснение причин | Целостное представление о Китае | Знать об основных образах страны | Изучение нового материала | Физическая карта Китая, атласы | С.235-241 |
15 | Мы изучаем Японию | | | Природа, население, хозяйство страны | Представить картину страны | Комбинированный урок | Физическая карта Азии, атласы | С.241-249 |
16 | Культура Японии | | | Культура Японии, образы Японии, географическая картина страны | Знать о культурном образе страны | Урок-игра | Наглядные материалы | |
17 | Страны Южной Азии. Индия | 04-09.02 | №3 Оценка природных предпосылок развития промышленности и сельского хозяйства Индии | Население и экономика Ю. Азии | Знать о населении и экономике Ю. Азии на примере Индии | Изучение нового материала | | С.250-257 |
18 | Страны Юго-Восточной Азии и Юго-Западной Азии.
(Индонезия. Турция) | . | | Сформировать представление о природе, населении, хозяйстве стран Юго-Восточной Азии. Сформировать целостное представление об Индонезии: ЭГП, природные условия и ресурсы, население и хозяйство | | | Политическая карта Азии. Экономическая карта Юго-Восточной Азии. Фильмы «Острова Индонезии» № 42, «Лаос. Камбоджа» № 43, «Сингапур» №33, 30, «Вьетнам» № 17. | Записи в тетради. Номенклатура. |
19 | Австралия | | | Целостное представление об Австралии | Знать об основных образах страны | Изучение нового материала | Физическая карта Австралии, атласы | С.257-258, повт. С.223-257 |
20 | Обобщение по теме «Азия» | | | Закрепление и обобщение знаний | | Учет и оценка знаний, умений и навыков | | |
Тема 3. Африка (5 часа) |
21 | Африка: природные ресурсы и население. | | | Природные ресурсы и население Африки | Знать о природных ресурсах и населении материка. | Лекция с элементами беседы, п/работа с картой | Физическая карта Африки, атласы, источники информации | С.273-278 |
22 | Субрегионы Африки: Северная Африка. | | | Делении Африки на субрегионы. Природа, население, хозяйство стран Северной Африки. Определить благоприятные и неблагоприятные черты ЭГП региона. Проанализировать демографические показатели. Определить специализацию и этнографические особенности Северной Африки. Оценить экономический потенциал стран данного региона. | Знать о причинах отсталости экономики материка | Комбинированный урок | Физическая карта Африки, атласы | Параграф 2, т. 8 (с.281-282); зад.9 (2), с.291. |
23 | Субрегионы Африки: Тропическая Африка | | | Природа, население, хозяйство стран Тропической Африки. Определить благоприятные и неблагоприятные черты ЭГП региона. Проанализировать демографические показатели. Определить специализацию и этнографические особенности Тропической Африки. Оценить экономический потенциал стран данного региона. | Знать о причинах отсталости экономики материка | Комбинированный урок | Физическая карта Африки, атласы | Параграф 2, т. 8 (с.281-282); зад.9 (2), с.291. |
24 | Южно-Африканская Республика. | | | Природа, население, хозяйство ЮАР. Познакомиться с южно-африканской моделью экономики. Выявить причины экономического и политического лидерства страны на африканском континенте. | | Комбинированный урок | Политическая карта мира. Эконом. карта Африки. | Параграф 2, т. 8 (с.284-286). |
25 | Внутрирегиональные различия в странах Африки. | | | Провести сравнительный анализ внутрирегиональных различий в странах Африки, определив черты сходства и различия. Продолжить формирование навыков работы с картой. | | Комбинированный урок | Атласы. | |
Тема 4. Северная Америка (3 часов) |
26 | Соединенные Штаты Америки: ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство. | | | Общие особенности населения США, этапы формирования американской нации. Хозяйство. | Знать о населении США | Изучение нового материала | Атласы, Физическая, политическая, карта плотности населения. | С.295-310 |
27 | Макрорайоны США | | №4 Для каждого из макрорегионов США объяснение влияния природных факторов на развитие их хозяйства, особенности жизни и быта населения. | Различия районов США | Различать особенности районов | Изучение нового материала | Карта США, атласы | С.311-316, |
28 | Канада | | | Целостное представление о Канаде | Знать об основных образах страны | Изучение нового материала | Карта Канады, атласы | С.316-318, повт. С.295-316 |
Тема 5. Южная Америка (3 часов) | | | | | | |
29 | Латинская Америка: ЭГП, природные ресурсы и население | 15-20.04 | | Страны Латинской Америки, их особенности, ЭГП, население | Знать об особенностях ЛА | Изучение нового материала | Карты Латинской Америки | С. 331-337 |
30 | Хозяйство стран Латинской Америки | 22-27.04 | | Хозяйство стран ЛА | Знать об экономике ЛА | Комбинированный урок | Карты Латинской Америки | С.337-339 |
31 | Различия регионов Латинской Америки. Бразилия | 29.04-04.05 | | Регионы Латинской Америки (Мексика, Аргентина) . Целостное представление о Бразилии | Выявлять причины различий регионов | Изучение нового материала | Модули для урока. Карта Бразилии, атласы | С.339-340, С.340-343, повт. С.331-340 |
Тема 6. Россия в современном мире (3 часа) | | | | | | |
32 | Значение России в мировом сообществе. | | | | | | | |
33 | Перспективы развития России. | | | | | | | |
34 | Контрольная работа по разделу «Региональная география мира» | | | | | | | |