Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Страховская средняя общеобразовательная школа».
Рекомендовано Утверждаю
к утверждению директор МБОУ Страховская СОШ
Педагогическим советом __________________Мальцева С.Г.
протокол заседания
№ 8 от 30.06.2020. приказ № 62 от 30.06.2020
Рабочая программа по русскому языку
8 класс
Учитель: Гужвина О.Н.
2020-2021 г
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 05.03.2004г.;
- Учебного плана МБОУ Страховская СОШ на 2020 – 21 у.г.
- Положение школы «О рабочей программе»
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Постановление от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с 03.03.2011г.
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе Примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. (М., Просвещение, 2012 г.).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Изменения, внесённые в Примерную программу основного общего образования по русскому языку и Рабочую программу по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014), обусловлены сложностью обучения и усвоения отдельных тем и выражены в распределении часов по темам, в выборе образовательных технологий, формах и видах деятельности учащихся.
Основные цели и задачи изучения русского (родного) языка в основной школе:
Цели обучения:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке, основных нормах русского литературного языка, обогащение словарного запаса;
- формирование умений опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- применение полученных знаний и умений на практике.
Задачи обучения:
-дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
-формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;
-формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
В 8 классе на изучение предмета отводится 105 часов (35 учебных недель) из расчета в неделю 3 часа( вторник, среда, пятница). За год общее количество часов должно составлять 105 часов, но из-за выпадения уроков, приходящихся на праздничный день, в календарно – тематическом планировании представлено 104 часа ( 1 час был сокращен за счет повторения пройденного)
Планируемые результаты.
Результатом освоения программы являются предметные знания и умения, метапредметные и личностные универсальные учебные действия, которые представлены в обобщенном виде:
Предметные знания:
Иметь представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о роли родного языка в жизни человека и общества;
Понимать место родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы;
Овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета; использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
Распознание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
Проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использование выразительных средств языка;
Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
Осознание эстетической функции родного языка.
Предметные умения:
Уметь опознавать и анализировать основные единиц языка, грамматические категории языка, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
Уметь употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения;
Уметь выполнять различные виды анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры;
Уметь использовать нормы речевого этикета в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
Уметь проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;
Уметь использовать выразительные средства языка;
Уметь оценивать эстетическую эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Метапредметные УУД:
владение всеми видами речевой деятельности
понимание информации, владение разными видами чтения;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
способность извлекать информацию из различных источников;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
овладение приемами отбора и систематизации материала;
пользоваться словарями, справочниками;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости;
способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
принимать решение в проблемной ситуации.
Личностные УУД:
Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Учебный процесс в соответствии с целями и планируемыми результатами строится на системно - деятельностной основе.
Содержание учебного предмета
| |
Функции русского языка в современном мире. | 1 |
Повторение изученного. Фонетика и графика. Орфография. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Строение текста. Стили речи. | 8 |
Синтаксис, пунктуация, культура речи. Словосочетание.Строение и грамматическое значение словосочетаний. Связь слов в словосочетании. | 8 |
Простое предложение . Строение и грамматическое значение предложений. Интонация предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение.. | 3 |
Двусоставное предложение. Главные члены предложения. Подлежащее.Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым | 8 |
Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Обстоятельство. Основные виды обстоятельства. | 10 |
Односоставные предложения. Основные группы односоставных предложений. Предложения с главным членом - сказуемым: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные. Предложения с главным членом - подлежащим. Назывные предложения. | 10 |
Простое осложненное предложение Понятие обосложненном предложении. | 31 |
Предложения с однородными членами. Понятие об однородных членах предложения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | 12 |
Предложения с обособленными членами. Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства. | 18 |
Слова грамматически не связанные с членами предложения. Обращение Обращение и знаки препинания при нём. | 3 |
Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. | 8 |
Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них. Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и знаки препинания при них. | 8 |
Повторение изученного в 8 классе. | 6 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | № в теме | Дата |
1. | Функции русского языка в современном мире. | 1 | 1.09 |
Повторение изученного в 7 классе (8ч.) |
2. | Пунктуация. Орфография. | 1 | 2.09 |
3. | Входной диктант с грамматическим заданием. | 2 | 4.09 |
4. | Анализ диктанта | 3 | 8.09 |
5. | Знаки препинания в сложном предложении. | 4 | 9.09 |
6 | Знаки препинания в сложном предложении. | 5 | 11.09 |
7 | Слитное и раздельно написание не с различными частями речи | 6 | 15.09 |
8 | Буквы н и нн в суффиксах | 7 | 16.09 |
9 | Р.р. Изложение «Проза жизни» | 8 | 18.09 |
Синтаксис и пунктуация. Культура речи (8 ч.) |
10. | Основные единицы синтаксиса. | 1 | 22.09 |
11. | Текст как единица синтаксиса | 2 | 23.09 25.09 |
12. | Предложение как единица синтаксиса. | 3 |
13. | Р.р. Сжатое изложение «Страна за Онегой» | 4 | 29.09 |
14. | Словосочетание как единица синтаксиса | 5 | 30.09 |
15. | Виды словосочетаний | 6 | 2.10 |
16. | Связь слов в словосочетании | 7 | 6.10 |
17. | Синтаксический разбор словосочетаний | 8 | 7.10 |
Предложение. Простое предложение (3 ч.) |
18. | Грамматическая основа предложения | 1 | 9.10 |
19. | Порядок слов в предложении. Интонация. | 2 | 13.10 |
20. | Р.р. Описание памятника культуры. | 3 | 14.10 |
Двусоставные предложения(18 ч) Главные члены предложения(8 ч.) |
21 | Подлежащее. Способы выражения подлежащего. | 1 | 16.10 |
22. | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое | 2 | 20.10 |
23. | Рр Сочинение «Чудный собор» | 3 | 21.10 |
24. | Составное глагольное сказуемое. | 4 | 23.10 |
25. | Составное именное сказуемое. | 5 | 27.10 |
26. | Тире между подлежащим и сказуемым. | 6 | 28.10 |
27 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 7 | 30.10 |
28 | РрАнализ диктанта и работа над ошибками. | 8 | 10.11 |
Второстепенные члены предложения.( 10 ч) |
29. | Дополнение. Прямое и косвенное дополнение. | 1 | 11.11 |
30. | Определение. | 2 | 13.11 |
31. | Приложение. Знаки препинания при нем | 3 | 17.11 |
32. | Р.р. Изложение «Петр Первый» | 4 | 18.11 |
33. | Обстоятельство. | 5 | 20.11 |
34. | Основные виды обстоятельств | 6 | 24.11 |
35. | Синтаксический разбор двусоставного предложения | 7 | 25.11 |
36. | Р.р. Характеристика человека | 8 | 27.11 |
37. | Повторение по теме «Двусоставные предложения» | 9 | 1.12 |
38. | Диктант по теме «Двусоставные предложения» | 10 | 2.12 |
Односоставные предложения ( 10 ч) |
39. | Анализ диктанта. Главный член односоставного предложения. | 1 | 4.12 |
40. | Назывные предложения | 2 | 8.12 |
41. | Определенно-личные предложения. | 3 | 9.12 |
42. | Неопределенно-личные предложения. | 4 | 11.12 |
43. | Безличные предложения | 5 | 15.12 |
44 | Рр Изложение с творческим заданием «Мещерский край» | 6 | 16.12 |
45. | Неполные предложения. Понятие о неполных предложениях. | 7 | 18.12 |
46 | Рр Сочинение –рассуждение «Слово делом крепи» | 8 | 22.12 |
47. | Контрольный диктант | 9 | 23.12 |
48. | Систематизация и обобщение знаний по теме «Односоставные предложения». | 10 | 25.12 |
Простое осложненное предложение (31 ч) |
49 | Анализ диктанта. Понятие об осложненном предложении | 1 | 12.01 |
Однородные члены предложения.(12 ч) |
50. | Понятие об однородных членах | 1 | 13.01 |
51. | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, пунктуация при них. | 2 | 15.01 |
52. | Рр Изложение, основанное на сравнительной характеристике. | 3 | 19.01 |
53. | Однородные и неоднородные определения | 4 | 20.01 |
54. | Сочинительные союзы при однородных членах. | 5 | 22.01 |
55. | Пунктуация при однородных членах, связанных сочинительными союзами. Соединительные союзы. | 6 | 26.01 |
56. | Пунктуация при однородных членах, связанных противительными и разделительными союзами. | 7 | 27.01 |
57 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 8 | 29.01 |
58 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 9 | 2.02 |
59 | Синтаксический и пунктуационный разбор | 10 | 3.02 |
60 | Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения» | 11 | 5.02 |
61 | Контрольный диктант с грамматическими заданиями | 12 | 9.02 |
Предложения с обособленными членами(18 ч.) |
62. | Анализ диктанта. Понятие об обособленности. | 1 | 10.02 |
63. | Обособленные определения. Знаки препинания при них. | 2 | 12.02 |
64. | Обособленные определения. Знаки препинания при них. | 3 | 16.02 |
65. | Р.р. Рассуждение на дискуссионную тему | 4 | 17.02 |
66. | Обособленные приложения. Знаки препинания при них. | 5 | 19.02 |
67. | Обособленные приложения. Знаки препинания при них. | 6 | 24.02 |
68. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения». | 7 | 26.02 |
79. | Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами. | 8 | 2.03 |
70. | Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами. | 9 | 3.03 |
71. | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. | 10 | 5.03 |
72. | Обобщение по теме «Обособленные обстоятельства». | 11 | 9.03 |
73. | Р.р. Изложение с элементами сочинения | 12 | 10.03 |
74 | Обособленные уточняющие члены предложения | 13 | 12.03 |
75 | Обособленные уточняющие члены предложения | 14 | 16.03 |
76 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | 15 | 17.03 |
77 | Обобщение по теме «Обособленные члены предложения». | 16 | 19.03 |
78 | Контрольный диктант с грамматическими заданиями. | 17 | 30.03 |
79 | Анализ диктанта | 18 | 31.03 |
Слова, грамматически е связанные с членами предложения(18 ч) |
Обращение (3 ч.) |
80 | Назначение обращения. Распространенные обращения | 1 | 2.04 |
81. | Знаки препинания при обращении | 2 | 6.04 |
82. | Употребление обращений | 3 | 7.04 |
Вводные слова и вставные конструкции (8 ч.) |
83. | Понятие о вводных словах, их группы по значению. | 1 | 9.04 |
84. | Вводные слова в предложении. Знаки препинания при них. | 2 | 13.04 |
85. | Роль вводных слов в построении текста. Вводные предложения. | 3 | 14.04 |
86. | Вставные слова, словосочетания и предложения | 4 | 16.04 |
87. | Междометия и слова – предложения «да» и «нет». | 5 | 20.04 |
88. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений | 6 | 21.04 |
89 | Повторение по теме «Слова, грамматически е связанные с членами предложения» | 7 | 23.04 |
90 | Диктант по теме «Слова, грамматически е связанные с членами предложения» | 8 | 27.04 |
Чужая речь (8 ч) |
91 | Анализ диктанта. | 1 | 28.04 |
92 | Прямая и косвенная речь. | 2 | 30.04 |
93. | Знаки препинания в предложениях с прямой речью до и после слов автора. | 3 | 4.05 |
94. | Диалог. | 4 | 5.05 |
95. | Предложения с косвенной речью. | 5 | 7.05 |
96. | Р.р. Сжатое изложение по упр.418 | 6 | 11.05 |
97. | Цитаты и знаки препинания при них. | 7 | 12.05 |
98 | Обобщающий урок по теме «Чужая речь» | 8 | 14.05 |
Повторение и систематизация изученногов 8 классе (6 ч.) |
99. | Итоговая экзаменационная работа | 1 | 18.05 |
100 | Рр Изложение «Ростов Великий» | 2 | 19.05 |
101 | Синтаксис и пунктуация. | 3 | 21.05 |
102 | Синтаксис и пунктуация. | 4 | 25.05 |
103 | Синтаксис и культура речи. | 5 | 26.05 |
104 | Синтаксис и орфография | 6 | 28.05 |
14