СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "В мире профессий"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа может быть использована во внеурочной деятельности для детей 5-8 классов. Составлена программа в соответствии с возрастными особеностями учащихся 5-8 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "В мире профессий"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ УСТЬ – ПРИСТАНСКОГО РАЙОНА

МКОУ «ВЯТКИНСКАЯ СОШ»

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО

Методическим объединением директор МКОУ «Вяткинская

СОШ»

учителей гуманитарного цикла О.А.Бурцева

руководитель МО

А.В. Квасова Приказ № 30 от 30.08.2022 г.

П ротокол № 1 от 29.08.2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу внеурочной деятельности

«В мире профессий»

5-8 классы

на 2022-2023 учебный год

Составитель: Деревнина Галина Ивановна, учитель литературы

Вяткино 2022

Пояснительная записка Программа составлена на основе

  1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ в действующей редакции.

  2. Федерального государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ № 03-255 от 17.12.2010 года) в действующей редакции (Приказ Минобрнауки России №1577 от 31.12.2015 года).

  3. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28. Правила будут действовать до 1 января 2027 года.

  4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  5. Закон «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 3 августа 2018 № 317-ФЗ

  6. Образовательной программы начального общего образования МКОУ «Вяткинская СОШ».

Цель: формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся, возможность испытать себя в приближенной к реальности ситуации. Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей обучающегося.

Задачи:

  • расширить представление обучающихся о мире профессий;

  • научить учащихся исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии;

  • развивать творческие способности обучающихся;

  • развивать речевую деятельность;

  • приобщить учащихся к работе со справочной и энциклопедической литературой.

Место курса в учебном плане.

Данная Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 35 часов в год с 5-ого по 8-ой классы (итого 140 часов). Время одного занятия – 40 минут. Занятия проводятся во время, отведённое для внеурочной деятельности 1 раз в неделю.







Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«В мире профессий» Личностные результаты включают:

    1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

    2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

    3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

    4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

    5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

    6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

    1. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

    2. формирование основ экологической культуры, соответствующей

современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

    1. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

    2. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Планируемые метапредметные результаты:

    1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

    2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

    4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

    5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

    6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

    7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

    8. смысловое чтение;

    9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

    1. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

    2. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

Представления:

  1. о профессионально значимых способностях и личностных качествах;

  2. о мире профессий;

  3. о психологических особенностях основных видов деятельности;

  4. о профессиональной деятельности;

  5. осознание детей ценности и важности профессии; Умения:

  1. самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания для проверки этих способностей;

  2. описывать признаки предметов, профессий и узнавать предметы и профессии по их признакам;

  3. выделять существенные признаки предметов;

  4. обобщать, делать выводы;

  5. классифицировать явления, предметы;

  6. определять последовательность выполнения операций;

  7. давать определения тем или иным понятиям;

  8. осуществлять поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении учебных предметов, способность добывать новую информацию из различных источников. 9) отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю; 10) уметь пользоваться правилами выбора профессии.

Формы организации занятий: беседы, игры-викторины, описание профессии, сочинения, экскурсии, встречи с представителями разных профессий.

Тематическое планирование

5 класс

п/п

Название

раздела

Кол-во часов

1.

Введение


2 часа

2

Мир профессий


32 часа

3

Резерв


1 час

4.

Итого


35 часов




Урочно-тематическое планирование 5 класс

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы организации

Введение 2 часа

1

Вводное занятие

1

Дискуссия

2

Многообразие мира профессий

1

Беседа. Просмотр презентации, отгадывание загадок

Мир профессий 32 часа

3

Профессии моего села

1

Беседа

4

Профессии леса

1

Круглый стол, беседа

5

Такие разные животные

1

Игра

6

Знатоки природы

1

Викторина о животных Знакомство с редкими животными


7

«Красная книга»

1

Оформление и выпуск книги

8

«Знай и люби свой край». Почему нужно быть природе другом

1

Круглый стол, беседа

9

«Профессии моих родителей»

1

Написание сочинения- рассуждения

10

Профессии школы

1

Круглый стол. Дискуссия

11

Профессия «повар». Русская хозяюшка

1

Знакомство с содержанием профессии.

12

Профессии «учитель», «воспитатель»

1

Проблемная ситуация: какими должны быть учитель, воспитатель?

13

Профессия «социальный работник»

1

Встреча с работниками социальной службы.

14

Профессия «библиотекарь»

1

Экскурсия в библиотеку, Интервью.

15

Профессия столяра

1

Просмотр презентации.

16

Село будущего

1

Круглый стол.

Дискуссия

17

«Что мы узнали»

1

Беседа, дискуссия.

18

Профессии сферы услуг

1

Беседа, презентация

19

Поле чудес «Мир профессий»

1

Игра

20

«Я б в спасатели пошел, пусть меня научат». Профессия «спасатель», «пожарный»

1

Круглый стол, беседа

21

Мир интересных профессий

1

Просмотр презентации, беседа

22

Мир интересных профессий

1

Круглый стол, беседа

23

«Почему нравится профессия»

1

Написание сочинения- рассуждения

24

Профессия «художник»

1

Виртуальная экскурсия

25

Игротека «Угадай профессию»

1

Игра-викторина

26

Экскурсия в Администрацию

1

Экскурсия. Интервью.

27

Профессия «врач»

1

Беседа

28

Экскурсия в медпункт

1

Экскурсия. Интервью.

29

Профессия «продавец»

1

Беседа

30

Экскурсия в магазин

1

Экскурсия. Интервью.

31

Профессия «Почтальон». Проект: письмо «Деду морозу».

1

Экскурсия на почту. Интервью.

32

Профессиональный турнир

1

Урок-игра

33

«Кем я хочу стать?»

1

Беседа. Диспут

34

«Экскурс в мир профессий»

1

Проведение игрового занятия

35

Резервый урок.

1

игры-викторины




Тематическое планирование

6 класс

п/п

Название

раздела

Кол-во часов

1.

Введение


2 часа

2

Мир профессий


32 часа

3

Резерв


1 час

4.

Итого


35 часов




Урочно-тематическое планирование

  1. класс

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы организации

Введение 2 часа


1

Вводное занятие

1

Дискуссия

2

Многообразие мира профессий

1

Просмотр презентации, отгадывание загадок

Мир профессий 32 час


3

Беседа «Мир профессий»

1

беседа

4

Профессии людей, работающих в нашей школе

1

Круглый стол, беседа

5

Профессия «кулинар»

1

Игра

6

«Юный кулинар». Пробуем себя в роли кулинара

1

Профессиональная проба в роли кулинара


7

«Кем быть, каким быть?»

1

Круглый стол, беседа

8

Конкурс рисунков «Профессии, которые нас окружают»

1

Конкурс рисунков

9

«Экскурсия в мир профессий»

1

Викторина

10

Что такое сфера обслуживания?

(парикмахер, визажист, маникюрщица, продавец)

1

Круглый стол. Дискуссия

11

Встреча с социальным работником

1

Встреча. Интервью.

12

«Все работы хороши – выбирай на вкус»

1

Урок-игра

13

Профессия водитель

1

Встреча с

представителем данной профессии

14

Профессии моей семьи

1

Круглый стол. Дискуссия.

15

Профессия «продавец»

1

Беседа. Дискуссия

16

Экскурсия в магазин

1

Экскурсия. Интервью.

17

Знаменитые династии села

1

Беседа, дискуссия.

18

Профессии нашего региона

1

Беседа, презентация

19

Поле чудес «Мир профессий»

1

Игра

20

Профессии авиации (диспетчер, пилот, стюардесса, радист, кассир)

1

Круглый стол, беседа

21

Профессии авиации (диспетчер, пилот, стюардесса, радист, кассир)

1

Просмотр презентации, беседа

22

Морское путешествие: матрос, рулевой-моторист, судоводитель, электромеханик

1

Урок-путешествие

23

Сказочный мир подводного царства

1

Конкурс рисунков

24

Мир необычных профессий

1

Виртуальная экскурсия

25

Профессия швея. Моделируем одежду из бумаги.

1

Игра- упражнение «Примерь профессию».

26

Представление мини – проектов «Азбука профессий». Игра «Угадай профессию».

1

Защита мини-проектов.

Игры «Отгадай профессию»..

27

Представление мини – проектов «Азбука профессий». Игра «Угадай профессию».

1

Защита мини-проектов.

Игры «Отгадай профессию».

28

Факторы, влияющие на выбор профессии («хочу», «могу», «надо»). Ошибки при выборе профессионального пути.

1

Анализ ситуаций.

Мозговой штурм

29

Предмет, цели и средства труда. Условия и характер труда.

1

Беседа. Игры

«Ассоциации»

(профессиональные и личностные);

30

Профессия, специальность, должность.

1

Урок- игра «Определи профессию» (по описанию).-.

31

Профессии XXI века.Информационные и

компьютерные технологии

1

Просмотр видеоролика «Профессии будущего

32

Профессиональный турнир

1

Урок-игра

33

«Кем я хочу стать?»

1

Беседа. Диспут

34

«Экскурс в мир профессий»

1

Проведение игрового занятия

35

Резервый урок.

1

игры-викторины




Тематическое планирование

7 класс

п/п

Название раздела

Кол-во часов

1.

Введение

1час

2

Профессии “Человек-человек”

6 часов

3

Профессии «Человек - художественный образ»

7 часов

4

Профессии «Человек - техника»

5 часов

5

Профессии «Человек – знаковая система»

7 часов

6

Профессии «Человек - природа»

8 часов

7

Резерв

1 час

8.

Итого

35 часов



Урочно-тематическое планирование

  1. класс


28 п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы организации

Введение 1 час

1

Беседа «Что такое профессия?», Анкета «Планы на ближайшее будущее»

1

Беседа. Дискуссия

Профессии “Человек-человек” 6 часов

2

Профессии типа «Человек – человек». Профессия «Медик (врач)».

1

беседа

3

Профессия «Педагог / учитель / воспитатель».

1

Круглый стол, беседа

4

Профессия «экскурсовод».

1

Беседа. Игра

5

Профессии бытового

обслуживания: парикмахер

1

мастер – классе «Модная прическа».

6

Профессии бытового обслуживания: проводник пассажирского вагона).

1

Беседа на тему «Особенности труда проводника

пассажирского поезда»,

7

Представление мини-проектов «Профессии от А до …»

1

Представление минипроектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы…..

Профессии «Человек - художественный образ» 7 часов

8

Соотнесение профессий типа «Человек - художественный образ» с классификацией Е.А. Климова по средствам и условиям трудовой деятельности.

1

Беседа. Анкетирование.

9

Профессия «художникдекоратор».

1

Беседа. Игра «Оформи сцену к..»

10

Знакомство с профессиями: актер, режиссер.

1

Урок-игра

11

Знакомство с профессиями:

юморист.

1

Урок-игра

12

Профессия – «фотограф»

1

Круглый стол. Игра- упражнение «Примерь профессию».

13

Профессия - архитектор

1

Беседа. Дискуссия

14

Представление мини-проектов «Профессии от А до …»

1

Представление минипроектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы…..


Профессии «Человек - техника» 5 часов

15

. Соотнесение профессий типа

«Человек - техника» с классификацией Е.А. Климова по средствам и условиям трудовой деятельности.

1

Беседа, работа по фотографиям.

16

Машинист электровоза.

1

Беседа, работа по фотографиям

17

Профессия маркшейдер.

1

Круглый стол, беседа

18

Профессия медицинский лабораторный техник.

1

Просмотр презентации, беседа

19

Профессия зубной техник.

1

Беседа.Урок-игра

Профессии «Человек – знаковая система» 7 часов

20

Соотнесение профессий типа

«Человек – знаковая система» с классификацией Е.А. Климова по средствам и условиям трудовой деятельности.

1

Беседа. Анкетирование

21

Знакомство с профессиями: брокер.

1

Ролевая игра по профессии брокер

22

Знакомство с профессиями: геодезист.

1

Презентация по профессии геодезист

23

Профессия программист.

1

Индивидуальное тестирование «Мои склонности к профессии»

24

Знакомство с профессиями: андеррайтер.

1

Беседа «Какими качествами должен

обладать человек, работающий

андеррайтером?».

25

Професссия кассир

1

Анализ ситуаций.

Мозговой штурм

26

Представление мини-проектов «Профессии от А до …»

1

Представление минипроектов: рассказы

учащихся о профессиях на

буквы…..Беседа. Игры

«Ассоциации»

(профессиональные и личностные);

Профессии «Человек - природа» 7 часов

27

Соотнесение профессий типа «Человек – природа» с классификацией Е.А. Климова по средствам и условиям трудовой деятельности.

1

Индивидуальное тестирование «Мои склонности к профессии»

28

Профессия - эколог

1

Беседа, диспут

29

Профессия - агроном

1

Урок-игра

30

Ландшафтный архитектор.

1

Творческая работа, создание эскиза

31

Профессия «цветоводдекоратор»

1

Беседа, презентация

32

Профессия «работник зоопарка»

1

Беседа, диспут

33

Представление мини-проектов «Профессии от А до …»

1

Защита мини-проектов.

34

Представление мини-проектов «Профессии от А до …»

1

Защита мини-проектов.

35

Резервный урок

1

Проведение игрового занятия. Игры «Отгадай профессию».




Тематическое планирование

8 класс

п/п

Название раздела

Кол-во часов

1.

Введение

2 часа

2

Я выбираю профессию

32 часа

3

Резервный урок

1час

4

Итого

35 часов



Урочно-тематическое планирование

  1. класс

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы организации

Введение 2 часа


1

Введение в мир профессий

1

Лекция


2

Мои личные профессиональные планы.

1

Дискуссия с элементами тренинга

Я выбираю профессию (32 ч.)

3

«Что такое профессия?»

1

Беседа. Игра «Угадай профессию!»

4

Классификация профессий по Климову. Отвечаем навопросник Климова.

1

Анкетирование

5

«Современный мир профессий»

1

Викторина в соревновательной форме.

6

Как готовить себя к будущей профессии

1

Беседа. Дискуссия

7

Что такое темперамент. Влияние темперамента на выбор профессии.

1

Дискуссия, составление рекомендаций

8

Диагностика «Определение типа темперамента»

1

Диагностика «Определение типа темперамента»

9

«Секреты» выбора профессии («хочу»,«могу», «надо»).

1

Беседа .Игра

10

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

1

Круглый стол, беседа

11

Возможности личности в профессиональной деятельности(«могу»).

Специальные способности.

1

Урок-исследование

12

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)

1

Беседа. Дискуссия

13

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» -

«надо»

1

Дискуссия, составление рекомендаций

14

Ошибки и затруднения при выборе профессии.

1

Круглый стол, беседа

15

Что такое профессиограмма?

1

Беседа

16

Исследование « Самая нужная профессия».

1

Урок-исследование

17

Исследование «Необычная творческая профессия».

1

Урок-исследование

18

Исследование современных профессий «… - это призвание!»

1

Урок-исследование

19

Рабочие профессии.

1

Круглый стол, беседа

20

Жизненно важная профессия.

1

Беседа. Дискуссия

21

Профессия, охраняющая общественный порядок.

1

Лекция. Дискуссия.

22

Великие личности нашей страны и путь их становления.

1

Лекция


23

Сочинение-рассуждение:«Если бы я был президентом…»

1

Творческая работа

24

Своя игра по типам профессий.

1

Профессиональные пробы и мастер-классы по типам профессий.

25

Своя игра по типам профессий.

1

Профессиональные пробы и мастер-классы по типам профессий.

26

Коммуникабельность – составляющая успеха будущей карьеры.

1

Беседа. Дискуссия

27

Современный рынок труда. Работодатель и работник.

1

Лекция

28

«Наше завтра начинается уже сегодня».

1

Беседа. Дискуссия

29

«Представим, что я…»

1

Пресс-конференция.

30

В каких учебных заведениях можно получить профессию?

1

Беседа

31

Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности.

Анкета «Ориентация».

1

Анкетирование

32

Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности.

Методика «Карта интересов».

1

Анкетирование

33

Творческий проект "Моя будущая профессия"

1

Защита мини-проектов.

34

Творческий проект "Моя будущая профессия"

1

Защита мини-проектов.

35

Резервный урок

Урок-игра