Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - лицей «Воскресенская кадетская школа» города Воскресенска Московской области
| УТВЕРЖДЕНА Приказом от 27.08.2020 № 160 |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Библиотечный час»
для 4 класса
Составитель
Коробёнкова Татьяна Сергеевна,
учитель начальных классов
г. Воскресенск
2020 год
Данная рабочая программа внеурочной деятельности (в рамках реализации ФГОС) «Библиотечный час» для 4 класса на 2020 – 2021 учебный год составлена на основе типовой программы «В мире книг» Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2018).
Программа разработаны в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в редакции приказов Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357);
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации;
Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области (МУ «Управление образования» Протокол № 1 от 08.04.2016)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017г. № 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
Учебный план МБОУ-лицей «ВКШ» на 2020-2021 учебный год.
В соответствии с учебным планом МБОУ-лицей «ВКШ» на изучение программы отводится 34часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Форма организации: объединение.
Виды деятельности учащихся: познавательная.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
Воспитание художественно-эстетического вкуса, читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений художественной литературы.
Развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей.
Осознание значимости чтения для личного развития, для формирования представлений об окружающем мире, понятий о добре и зле, дружбе.
Развитие умения сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Метапредметные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Использование знаково-символических средств представления информации.
Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждения.
Умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Предметные результаты:
1) выразительно читать тексты и вести беседу о прочитанном;
определять тему и главную мысль произведений;
делать выводы из прочитанного;
создавать словесную картину;
выразительно читать стихотворения;
формулировать и высказывать своё мнение;
выбирать и обосновывать нужную информацию;
фантазировать и творчески мыслить.
Тематическое планирование
№ раздела | Наименование модулей и тем | Количество часов | Номера уроков |
1. | Страницы старины седой | 4 | 1-4 |
2. | Крупицы народной мудрости | 4 | 5-8 |
3. | Мифы народов мира | 2 | 9-10 |
4. | Русские писатели-сказочники | 3 | 11-13 |
5. | «Книги, книги, книги…» | 4 | 14-17 |
6. | Книги о детях и для детей | 4 | 18-21 |
7. | Словари, справочники, энциклопедии | 3 | 22-24 |
8. | Родные поэты | 3 | 25-27 |
9. | Писатели о писателях. Очерки и воспоминания | 4 | 28-31 |
10. | Мир книг | 3 | 32-34 |
Содержание программы
Раздел 1. Страницы старины седой
Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг.
Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.
Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого.
Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын».
Экскурсия в типографию или книжный магазин.
Раздел 2. Крупицы народной мудрости
Сборники произведений фольклора.
Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля».
Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море».
Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами.
Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии).
Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц
по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги
«Русь великая в пословицах и поговорках».
Сбор дополнительной информации о героях России, оформление по-
стера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.
Раздел 3. Мифы народов мира
Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, ки-
тайские и т. д. Выставка книг.
Работа с системным каталогом.
Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».
Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».
Раздел 4. Русские писатели-сказочники
Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского,
М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок.
Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».
Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).
Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность).
Раздел 5. «Книги, книги, книги…»
Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки.
Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку.
Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).
Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.
Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов».
Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими» сюжетами.
Раздел 6. Книги о детях и для детей
Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича,
Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг.
Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка.
Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва,
А. Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».
Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Раздел 7. Словари, справочники, энциклопедии
«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь
синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».
Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».
Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.
Раздел 8. Родные поэты
Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги.
Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина,
М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина.
Конкурс чтецов «Стихи о Родине».
Раздел 9. Писатели о писателях. Очерки и воспоминания
Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях.
Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай
Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы.
Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове».
Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.
Раздел 10. Мир книг
Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.
Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк
В. Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона».
Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита».
Литературная игра «Тайны учебной книги».
Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Библиотечный час»
на 2020 - 2021 учебный год.
4 класс
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Страницы старины седой (4 часа) | | | 24.10-28.10 |
1 | 1 | Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники. | 01.09-04.09 | |
2 | 2 | Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси. | 07.09-11.09 | |
3 | 3 | Библия. Библейские предания. | 14.09-18.09 | |
4 | 4 | Творческая работа: история книги. | 21.09-25.09 | |
Крупицы народной мудрости (4 часа) |
5 | 1 | Героические песни о героях России. Песня-слава. | 28.09-02.10 | |
6 | 2 | Книга-сборник С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Справочный материал об А.В. Суворове. | 12.10-16.10 | |
7 | 3 | Русь великая в произведениях фольклора. | 19.10-23.10 | |
8 | 4 | День народного единства: презентация рукописной книги и постеров (стендов) о героях России. | 26.10-30.10 | |
Мифы народов мира (2 часа) |
9 | 1 | Мифы народов мира. Книги-сборники. | 02.11-06.11 | |
10 | 2 | Мифологические герои. | 09.11-13.11 | |
Русские писатели-сказочники (3 часа) |
11 | 1 | Мир сказок: сказки народные и авторские. | 23.11-27.11 | |
12 | 2 | Книги со сказками русских писателей-классиков. Сказка сказок П. Ершова «Конёк-Горбунок». | 30.11-04.12 | |
13 | 3 | Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина. | 07.12-11.12 | |
«Книги, книги, книги…» (4 часа) |
14 | 1 | Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку. | 14.12-18.12 | |
15 | 2 | Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги. | 21.12-25.12 | |
16 | 3 | Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги. | 28.12-31.12 | |
17 | 4 | Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку. | 11.01-15.01 | |
Книги о детях и для детей (4 часа) |
18 | 1 | Дети — герои книг писателей XIX века. | 18.01-22.01 | |
19 | 2 | Библиографические справки о Марке Твене, В. Гюго, Д. Мамине-Сибиряке, А. Куприне и др. | 25.01-29.01 | |
20 | 3 | Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о детях». Аннотация на книгу-сборник писателей-классиков. | 01.02-05.02 | |
21 | 4 | Дети — герои книг писателей XIX века. | 08.02-15.02 | |
Словари, справочники, энциклопедии (3 часа) |
22 | 1 | «Хранители слов» — словари. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово». | 22.02-26.02 | |
23 | 2 | Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия. | 01.03-05.03 | |
24 | 3 | Игра «100 вопросов Почемучек» — практическая работа со справочной литературой. | 08.03-12.03 | |
Родные поэты (3 часа) |
25 | 1 | Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги. | 15.03-19.03 | |
26 | 2 | Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др. | 22.03-26.03 | |
27 | | Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе». | 29.03-02.04 | |
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 часа) |
28 | 1 | Очерки и воспоминания. Писатели о писателях. | 12.04-16.04 | |
29 | 2 | Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы. | 19.04-23.04 | |
30 | 3 | Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове». | 26.04-30.04 | |
31 | 4 | Творческая работа: очерк о своей школе, о своём городе или о любимой книге. | 03.05-07.05 | |
Мир книг (3 часа) |
32 | 1 | Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота». | 10.05-14.05 | |
33 | 2 | Детские газеты и журналы | 17.05-21.05 | |
34 | 3 | Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы, подготовленные презентации. | 24.05-31.05 | |
Итого | часов | |
по программе | 34 | |
выполнено | | |