МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. В. Г. ШУХОВА» Г.ГРАЙВОРОНА
ГРАЙВОРОНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
(МБОУ «СОШ им. В. Г. Шухова» г. Грайворона)
«Рассмотрено» ШМО художественно-эстетического, физкультурно-оздоровительного и трудового направления МБОУ «СОШ им. В. Г. Шухова» Протокол от « » 2023 г. № | «Согласовано» Заместитель директора МБОУ «СОШ им. В. Г. Шухова» г. Грайворона ____________________/ Смолякова Н.Н./ « »_ _2023 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ им. В. Г. Шухова» г. Грайворона Устинова О. О. Приказ от « »_ _2023 г. № |
Рабочая программа
дополнительного образования по 3Д моделированию
Учитель: Каплий Юрий Николаевич
Срок реализации 1 год.
Грайворон 2023-2024 учебный год.
Пояснительная записка
Творческое объединение «3D-моделирование» представляет собой курс по компьютерной 3D-графике, дающий представление о базовых понятиях 3D-моделирования в специализированной для этих целей программе. В качестве программной среды выбрано программное обеспечение Blender (свободно распространяемая среда для создания трехмерной графики и анимации).
Работа с 3D графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не только профессиональные художники и дизайнеры.
Практические задания, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто непросты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и развитие творческих способностей.
Технологии, используемые в организации предпрофильной подготовки по информатике, должны быть деятельностно-ориентированными. Основой проведения занятий служат проектно-исследовательские технологии.
Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информатике, а самое главное, профориентации в мире профессий, связанных с использованием знаний этих наук.
Цели:
заинтересовать учащихся, показать возможности современных программных средств для обработки графических изображений;
познакомить с принципами работы 3D графического редактора Blender;
сформировать понятие безграничных возможностей создания трёхмерного изображения.
Задачи:
дать представление об основных возможностях создания и обработки изображения в программе Blender;
научить создавать примитивные трёхмерные картинки, используя набор инструментов, имеющихся в изучаемом приложении;
ознакомить с основными операциями в 3D - среде;
способствовать развитию алгоритмического мышления;
формирование навыков работы в проектных технологиях;
продолжить формирование информационной культуры учащихся;
профориентация учащихся.
Формы контроля
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом уроке. В конце курса каждый учащийся выполняет индивидуальный проект в качестве зачетной работы. На последнем занятии проводится защита проектов, на которой учащиеся представляют свои работы и обсуждают их.
В результате обучения
учащиеся должны знать: основы графической среды Blender, структуру инструментальной оболочки данного графического редактора;
учащиеся должны уметь: создавать и редактировать графические изображения, выполнять типовые действия с объектами в среде Blender.
Знания, полученные при изучении курса «3D-моделирование», учащиеся могут применить для подготовки мультимедийных разработок по различным предметам – математике, физике, химии, биологии и др. Трехмерное моделирование служит основой для изучения систем виртуальной реальности.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа курса «3D-моделирование» рассчитана для обучающихся 7-9 классов. Всего 34 ч.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
Всего | Теория | Практ. |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Введение в трёхмерную графику. Создание объектов и работа с ними. | 4 | 1 | 3 |
| Контрольное занятие. Приложение №1,2. | 1 | - | 1 |
3 | Основы моделирования. | 4 | 1 | 3 |
| Контрольное занятие. Приложение №3,4,5,6. | 1 | - | 1 |
4 | Материалы и текстуры объектов. | 4 | 1 | 3 |
| Контрольное занятие. Приложение №7. | 1 | - | 1 |
5 | Освещение и камеры. | 4 | 1 | 3 |
| Контрольное занятие. Приложение №8 | 1 | - | 1 |
6 | Мир и Вселенная. | 4 | 1 | 3 |
7 | Основы анимации. | 4 | 1 | 3 |
| Итоговый проект. Приложение №9 Итоговый тест, приложение №10. | 5 | - | 5 |
| ИТОГО | 34 | 7 | 27 |
Содержание программы обучения.
Тема 1. Вводное занятие. (1 ч.)
Области использования 3-хмерной графики и ее назначение. Демонстрация возможностей 3-хмерной графики. История Blender. Правила техники безопасности.
Тема 2. Введение в трёхмерную графику. Создание объектов и работа с ними. (4 ч.)
Основные понятия 3-хмерной графики. Элементы интерфейса Blender. Типы окон. Навигация в ЗD-пространстве. Основные функции. Типы объектов. Выделение, перемещение, вращение и масштабирование объектов. Цифровой диалог. Копирование и группировка объектов. Булевы операции.
Термины: 3D-курсор, примитивы, проекции.
Тема 3. Основы моделирования. (4 ч.)
Режим редактирования. Сглаживание. Инструмент пропорционального редактирования. Выдавливание. Вращение. Кручение. Шум и инструмент деформации. Создание фаски. Инструмент децимации. Кривые и поверхности. Текст. Деформация объекта с помощью кривой. Создание поверхности.
Термины: сплайн, булевы объекты, метод вращения, метод лофтинга, модификаторы.
Тема 4. Материалы и текстуры объектов. (4ч.)
Общие сведения о текстурировании в 3-хмерной графике. Диффузия. Зеркальное отражение. Материалы в практике. Рамповые шейдеры, многочисленные материалы. Специальные материалы. Карты окружающей среды. Карты смещения. UV-редактор и выбор граней.
Термины: текстура, материал, процедурные карты.
Тема 5. Освещение и камеры. (4 ч.)
Типы источников света. Теневой буфер. Объемное освещение. Параметры настройки освещения. Опции и настройки камеры.
Термины: источник света, камера.
Тема 6. Мир и Вселенная. (4 ч.)
Использование цвета или изображения в качестве фона. Добавление тумана к сцене. Звездное небо. Окружающий свет.
Тема 7. Основы анимации. (4 ч.)
Общие сведения о 3-мерной анимации. Модуль IPO. Анимация методом ключевых кадров.
Термины: анимация, ключевая анимация.
Методическое обеспечение
Приложение №1
Тема: Введение в трехмерную графику. Создание объектов и работа с ними.
Программное обеспечение: Blender.
Создание интерьера кухни с помощью примитивов в Blender (холодильник, электрическая плита, стены, вытяжка).
Приложение №2
Тема: Введение в трехмерную графику. Создание объектов и работа с ними.
Программное обеспечение: Blender.
Создание зимнего пейзажа в Blender (снеговик, елочка).
П
риложение №3
Тема: Основы моделирования.
П
рограммное обеспечение: Blender.
Моделирование ложки и тарелки.
Приложение №4
Тема: Основы моделирования.
Программное обеспечение: Blender.
С
оздание инструментов портного (пуговица, иголка, катушка с нитками).
Приложение №5
Тема: Основы моделирования.
Программное обеспечение: Blender.
Модель электрической лампочки.
Приложение №6
Тема: Основы моделирования.
Программное обеспечение: Blender.
Моделирование зонта.
Приложение №7
Тема: Материалы и текстуры объектов.
Программное обеспечение: Blender.
Задайте материалы и текстуры ранее созданным сценам.
Приложение №8
Тема: Освещение и камеры.
Программное обеспечение: Blender.
Поместить на ранее созданные сцены несколько источников света разных типов и настроить камеру на форматы PAL и SECAM.
Приложение №9
Тема: Итоговый проект.
Программное обеспечение: Blender.
Темы итогового проекта:
«демонстрация моей комнаты»;
кафе;
устройство и работа механических часов;
«UNIVERSAL»;
рекламный ролик;
мультфильм.
Приложение №10
Итоговый тест
для учащихся первого года обучения
секции «Трехмерное моделирование».
Укажите правильные графические примитивы, которые используются в Blender:
человечек;
куб;
треугольник;
сфера;
плоскость.
Какие основные операции можно выполнять над объектом в программе Blender:
перемещение;
скручивание;
масштабирование;
сдавливание;
вращение;
сечение.
С помощью какой клавиши можно перейти в режим редактирования объекта:
Caps Lock;
Enter;
Tab;
Backspace.
Какие режимы выделения используются в программе:
вершины;
диагонали;
ребра;
грани;
поверхности.
Какая клавиша клавиатуры служит для вызова операции выдавливания:
E;
V;
B;
D.
Как называется изображение, облегающее форму модели:
материал;
структура;
текстура;
оболочка.
Текстура, служащая для имитации сложных поверхностей, называется …
текстурная имитация;
сложная имитация;
рельефная карта;
процедурная текстура.
Основная лампа, используемая по умолчанию при создании новой сцены, это …
Sun;
Spot;
Area;
Point.
Какая клавиша вызывает режим просмотра через камеру:
Num Pad 0;
Num Pad 1;
Num Pad 3;
Num Pad 7.
Клавиша для просмотра результата визуализации –
F1;
F5;
F10;
F12.
Правильные ответы: 1-b,d,e; 2-a,c,e; 3-c; 4-a,c,d; 5-a; 6-c; 7-c; 8-d; 9-a; 10-d.
Планирования результатов освоения курса
Сформулированная цель реализуется через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам дополнительного общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя личностные, предметные, метапредметные результаты.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с графической информацией;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Предметные результаты:
умение использовать терминологию моделирования;
умение работать в среде редактора 3-х мерной графики;
умение создавать новые примитивные модели из имеющихся заготовок путем разгруппировки-группировки частей моделей и их модификации;
изучение возможностей среды Blender.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
владение устной и письменной речью.
К концу обучения дети должны
ЗНАТЬ:
основы 3D графики;
основные принципы работы с 3D объектами;
приемы использования текстур;
знать и применять технику редактирования 3D объектов;
знать основные этапы создания анимированных сцен и уметь применять их на практике;
УМЕТЬ:
создавать 3D объекты;
использовать модификаторы при создании 3D объектов;
преобразовывать объекты в разного рода поверхности;
использовать основные методы моделирования;
создавать и применять материалы;
создавать анимацию методом ключевых кадров;
использовать контроллеры анимации.
Учебно-методический комплекс
Предмет | Класс | Кол-во часов | УМК учителя | УМК ученика |
Учебники, методические пособия | Дидактические пособия | Учебник | Сборник задач | Использование ЭИ |
«3D моделирование» | 7-9 | 34 | - Прахов Андрей Blender. 3D-моделирование и анимация. Руководство для начинающих-СП.: БХВ, 2009 http://blender3d.org.ua/book/Blender_242 | http://blender3d.org.ua/book/Blender_242 Blender-school.ru - Шаг за шагом | - Прахов Андрей Blender. 3D-моделирование и анимация. Руководство для начинающих-СП.: БХВ, 2009. | http://blender3d.org.ua/book/Blender_242 | http://blender3d.org.ua/book/Blender_242 |