СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по 3Д моделированию.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с 3D графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не только профессиональные художники и дизайнеры.

Практические задания, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто непросты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и развитие творческих способностей.

Технологии, используемые в организации предпрофильной подготовки по информатике, должны быть деятельностно-ориентированными. Основой проведения занятий служат проектно-исследовательские технологии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по 3Д моделированию.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. В. Г. ШУХОВА» Г.ГРАЙВОРОНА

ГРАЙВОРОНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

(МБОУ «СОШ им. В. Г. Шухова» г. Грайворона)

«Рассмотрено»

ШМО художественно-эстетического, физкультурно-оздоровительного и трудового направления МБОУ «СОШ им. В. Г. Шухова»



­­­

Протокол от « » 2023 г. №

«Согласовано»

Заместитель директора

МБОУ «СОШ им. В. Г. Шухова»

г. Грайворона


____________________/ Смолякова Н.Н./


« »_ _2023 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«СОШ им. В. Г. Шухова» г. Грайворона


Устинова О. О.


Приказ от « »_ _2023 г. №






Рабочая программа

дополнительного образования по 3Д моделированию

Учитель: Каплий Юрий Николаевич

Срок реализации 1 год.







Грайворон 2023-2024 учебный год.






Пояснительная записка

Творческое объединение «3D-моделирование» представляет собой курс по компьютерной 3D-графике, дающий представление о базовых понятиях 3D-моделирования в специализированной для этих целей программе. В качестве программной среды выбрано программное обеспечение Blender (свободно распространяемая среда для создания трехмерной графики и анимации).

Работа с 3D графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не только профессиональные художники и дизайнеры.

Практические задания, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто непросты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и развитие творческих способностей.

Технологии, используемые в организации предпрофильной подготовки по информатике, должны быть деятельностно-ориентированными. Основой проведения занятий служат проектно-исследовательские технологии.

Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информатике, а самое главное, профориентации в мире профессий, связанных с использованием знаний этих наук.

Цели:

  1. заинтересовать учащихся, показать возможности современных программных средств для обработки графических изображений;

  2. познакомить с принципами работы 3D графического редактора Blender;

  3. сформировать понятие безграничных возможностей создания трёхмерного изображения.



Задачи:

  1. дать представление об основных возможностях создания и обработки изображения в программе Blender;

  2. научить создавать примитивные трёхмерные картинки, используя набор инструментов, имеющихся в изучаемом приложении;

  3. ознакомить с основными операциями в 3D - среде;

  4. способствовать развитию алгоритмического мышления;

  5. формирование навыков работы в проектных технологиях;

  6. продолжить формирование информационной культуры учащихся;

  7. профориентация учащихся.

Формы контроля

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом уроке. В конце курса каждый учащийся выполняет индивидуальный проект в качестве зачетной работы. На последнем занятии проводится защита проектов, на которой учащиеся представляют свои работы и обсуждают их.

В результате обучения

учащиеся должны знать: основы графической среды Blender, структуру инструментальной оболочки данного графического редактора;

учащиеся должны уметь: создавать и редактировать графические изображения, выполнять типовые действия с объектами в среде Blender.

Знания, полученные при изучении курса «3D-моделирование», учащиеся могут применить для подготовки мультимедийных разработок по различным предметам – математике, физике, химии, биологии и др. Трехмерное моделирование служит основой для изучения систем виртуальной реальности.

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа курса «3D-моделирование» рассчитана для обучающихся 7-9 классов. Всего 34 ч.

Учебно-тематический план.

п/п

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практ.

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Введение в трёхмерную графику. Создание объектов и работа с ними.

4

1

3


Контрольное занятие. Приложение №1,2.

1

-

1

3

Основы моделирования.

4

1

3


Контрольное занятие. Приложение №3,4,5,6.

1

-

1

4

Материалы и текстуры объектов.

4

1

3


Контрольное занятие. Приложение №7.

1

-

1

5

Освещение и камеры.

4

1

3


Контрольное занятие. Приложение №8

1

-

1

6

Мир и Вселенная.

4

1

3

7

Основы анимации.

4

1

3


Итоговый проект. Приложение №9

Итоговый тест, приложение №10.

5

-

5


ИТОГО

34

7

27




Содержание программы обучения.


Тема 1. Вводное занятие. (1 ч.)

Области использования 3-хмерной графики и ее назначение. Демонстрация возможностей 3-хмерной графики. История Blender. Правила техники безопасности.



Тема 2. Введение в трёхмерную графику. Создание объектов и работа с ними. (4 ч.)

Основные понятия 3-хмерной графики. Элементы интерфейса Blender. Типы окон. Навигация в ЗD-пространстве. Основные функции. Типы объектов. Выделение, перемещение, вращение и масштабирование объектов. Цифровой диалог. Копирование и группировка объектов. Булевы операции.

Термины: 3D-курсор, примитивы, проекции.


Тема 3. Основы моделирования. (4 ч.)

Режим редактирования. Сглаживание. Инструмент пропорционального редактирования. Выдавливание. Вращение. Кручение. Шум и инструмент деформации. Создание фаски. Инструмент децимации. Кривые и поверхности. Текст. Деформация объекта с помощью кривой. Создание поверхности.

Термины: сплайн, булевы объекты, метод вращения, метод лофтинга, модификаторы.


Тема 4. Материалы и текстуры объектов. (4ч.)

Общие сведения о текстурировании в 3-хмерной графике. Диффузия. Зеркальное отражение. Материалы в практике. Рамповые шейдеры, многочисленные материалы. Специальные материалы. Карты окружающей среды. Карты смещения. UV-редактор и выбор граней.

Термины: текстура, материал, процедурные карты.


Тема 5. Освещение и камеры. (4 ч.)

Типы источников света. Теневой буфер. Объемное освещение. Параметры настройки освещения. Опции и настройки камеры.

Термины: источник света, камера.


Тема 6. Мир и Вселенная. (4 ч.)

Использование цвета или изображения в качестве фона. Добавление тумана к сцене. Звездное небо. Окружающий свет.


Тема 7. Основы анимации. (4 ч.)

Общие сведения о 3-мерной анимации. Модуль IPO. Анимация методом ключевых кадров.

Термины: анимация, ключевая анимация.


























Методическое обеспечение



















Приложение №1

Тема: Введение в трехмерную графику. Создание объектов и работа с ними.

Программное обеспечение: Blender.


Создание интерьера кухни с помощью примитивов в Blender (холодильник, электрическая плита, стены, вытяжка).










Приложение №2

Тема: Введение в трехмерную графику. Создание объектов и работа с ними.

Программное обеспечение: Blender.


Создание зимнего пейзажа в Blender (снеговик, елочка).




П риложение №3

Тема: Основы моделирования.































П рограммное обеспечение: Blender.


Моделирование ложки и тарелки.























Приложение №4

Тема: Основы моделирования.

Программное обеспечение: Blender.


С оздание инструментов портного (пуговица, иголка, катушка с нитками).


Приложение №5































Тема: Основы моделирования.

Программное обеспечение: Blender.


Модель электрической лампочки.


























Приложение №6

Тема: Основы моделирования.

Программное обеспечение: Blender.


Моделирование зонта.

























Приложение №7

Тема: Материалы и текстуры объектов.

Программное обеспечение: Blender.


Задайте материалы и текстуры ранее созданным сценам.



Приложение №8

Тема: Освещение и камеры.

Программное обеспечение: Blender.


Поместить на ранее созданные сцены несколько источников света разных типов и настроить камеру на форматы PAL и SECAM.




Приложение №9

Тема: Итоговый проект.

Программное обеспечение: Blender.


Темы итогового проекта:

  • «демонстрация моей комнаты»;

  • кафе;

  • устройство и работа механических часов;

  • «UNIVERSAL»;

  • рекламный ролик;

  • мультфильм.

Приложение №10

Итоговый тест

для учащихся первого года обучения

секции «Трехмерное моделирование».


  1. Укажите правильные графические примитивы, которые используются в Blender:

    1. человечек;

    2. куб;

    3. треугольник;

    4. сфера;

    5. плоскость.

  2. Какие основные операции можно выполнять над объектом в программе Blender:

    1. перемещение;

    2. скручивание;

    3. масштабирование;

    4. сдавливание;

    5. вращение;

    6. сечение.

  3. С помощью какой клавиши можно перейти в режим редактирования объекта:

    1. Caps Lock;

    2. Enter;

    3. Tab;

    4. Backspace.

  4. Какие режимы выделения используются в программе:

    1. вершины;

    2. диагонали;

    3. ребра;

    4. грани;

    5. поверхности.

  5. Какая клавиша клавиатуры служит для вызова операции выдавливания:

    1. E;

    2. V;

    3. B;

    4. D.

  6. Как называется изображение, облегающее форму модели:

    1. материал;

    2. структура;

    3. текстура;

    4. оболочка.

  7. Текстура, служащая для имитации сложных поверхностей, называется …

    1. текстурная имитация;

    2. сложная имитация;

    3. рельефная карта;

    4. процедурная текстура.

  8. Основная лампа, используемая по умолчанию при создании новой сцены, это …

    1. Sun;

    2. Spot;

    3. Area;

    4. Point.

  9. Какая клавиша вызывает режим просмотра через камеру:

    1. Num Pad 0;

    2. Num Pad 1;

    3. Num Pad 3;

    4. Num Pad 7.

  10. Клавиша для просмотра результата визуализации –

    1. F1;

    2. F5;

    3. F10;

    4. F12.

Правильные ответы: 1-b,d,e; 2-a,c,e; 3-c; 4-a,c,d; 5-a; 6-c; 7-c; 8-d; 9-a; 10-d.


Планирования результатов освоения курса

Сформулированная цель реализуется через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам дополнительного общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя личностные, предметные, метапредметные результаты.



Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с графической информацией;

  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.



Предметные результаты:

  • умение использовать терминологию моделирования;

  • умение работать в среде редактора 3-х мерной графики;

  • умение создавать новые примитивные модели из имеющихся заготовок путем разгруппировки-группировки частей моделей и их модификации;

  • изучение возможностей среды Blender.







Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

  • владение устной и письменной речью.



К концу обучения дети должны

ЗНАТЬ:

  • основы 3D графики;

  • основные принципы работы с 3D объектами;

  • приемы использования текстур;

  • знать и применять технику редактирования 3D объектов;

  • знать основные этапы создания анимированных сцен и уметь применять их на практике;



УМЕТЬ:

  • создавать 3D объекты;

  • использовать модификаторы при создании 3D объектов;

  • преобразовывать объекты в разного рода поверхности;

  • использовать основные методы моделирования;

  • создавать и применять материалы;

  • создавать анимацию методом ключевых кадров;

  • использовать контроллеры анимации.



Учебно-методический комплекс

Предмет

Класс

Кол-во

часов

УМК учителя

УМК ученика

Учебники,

методические пособия

Дидактические пособия

Учебник

Сборник задач

Использование ЭИ

«3D моделирование»

7-9

34

- Прахов Андрей Blender. 3D-моделирование и

анимация. Руководство для начинающих-СП.: БХВ, 2009



http://blender3d.org.ua/book/Blender_242

http://blender3d.org.ua/book/Blender_242



Blender-school.ru - Шаг за шагом


- Прахов Андрей Blender. 3D-моделирование и анимация.

Руководство для начинающих-СП.: БХВ, 2009.

http://blender3d.org.ua/book/Blender_242

http://blender3d.org.ua/book/Blender_242