Пояснительная записка.
Рабочая программа «Путешествие по планете Земля» предназначена для внеурочной деятельности научно-познавательного направления в 5 классе общеобразовательных школ, 1 год обучения. Данная программа реализуется на основе начального курса физической географии «Введение в географию»
Цель программы:
вовлечение обучающихся в активную практическую и исследовательскую деятельность по изучению природы, населения хозяйства нашей планеты.
Задачи:
активизировать познавательную деятельность школьников;
повысить информационную и коммуникативную компетентность обучающихся в области изучения географических объектов и законов;
формировать у обучающихся исследовательские навыки;
развивать умение собирать и анализировать информацию;
развивать у обучающихся творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
побудить обучающихся к исследовательской работе по темам курса.
Курс «Путешествие по планете Земля» рассматривается как универсальный, где кроме географических знаний представлены знания по истории, этнографии, литературе, краеведению.
Данный курс представляется актуальным, так как способствует формированию у обучающихся умения самостоятельно приобретать и применять географические знания; помогает развитию опыта творческой и эмоционально-ценностной деятельности учащихся. Курс вносит вклад в формирование экологической культуры личности, имеет профориентационную направленность, заметно способствует успешному освоению и закреплению в памяти учебного материала и практических занятий.
Курс «Путешествие по планете Земля» имеет существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и рекомендуется учащимся разных профилей по причине своей универсальности. Содержание курса может способствовать формированию всесторонне образованной личности, помочь овладеть основами географической культуры.
Предполагается, что в ходе изучения курса качественно изменится работа с разными источниками информации, произойдет усиление практической направленности материала, нацеленность школьников на овладение знаниями, навыками, опытом деятельности и эмоционально-ценностных отношений, необходимых в повседневной жизни человека.
Содержание данного курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, в том числе:
чтение и анализ географических карт;
анализ и синтез статистических материалов;
составление схем и комментариев к ним;
составление таблиц;
выдвижение гипотез;
участие в обсуждениях результатов исследований, участие в дискуссиях;
интерпретация результаты исследований;
подготовка устных сообщений и эссе с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов.
Формы подведения итогов и реализации программы «Путешествие по планете Земля»:
- тестирование обучающихся по материалам программы;
- занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды, эссе, графические упражнения, составление карт);
- анализ источников информации;
- подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет, презентаций и других творческих работ.
Ожидаемые результаты:
Развитие коммуникационных способностей обучающихся:
Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
2. Рост самостоятельности обучающихся во время работы на уроке и домашней подготовки:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительных источниках информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
3. Повышение уровня качества географических знаний и умений.
4. Совершенствование умений работы со специальной литературой.
Освоение курса «Путешествие по планете Земля» вносит неоспоримый вклад в достижение личностных результатов. По окончанию курса учащиеся должны иметь первичные представления о нашей планете, о космическом мире, о живой и неживой природе, природных процессах и явлениях, географических открытиях и первооткрывателях, о разнообразии населения и воздействии человека на окружающую среду.
Учебно-познавательная деятельность учащихся предполагает индивидуальную, парную и групповую работу.
Сроки реализации программы:
Теоретический и практический материал данного курса рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю).
Содержание.
Раздел 1. Как люди познавали мир (7 часов)
Ойкумена – «обитаемая Вселенная». Освоенная человечеством часть мира. Семь чудес древней Ойкумены. Из истории географических открытий. Расширение географического кругозора человечества. Выдающиеся путешественники и ученые-географы. «Колумб российский между льдами...» Г.И. Шелихов – русский купец и предприниматель. «Русская Америка». Капитан-командор – Витус Беринг. Освоение Арктики. Самый странный и суровый континент на Земле. Открытие и изучение Антарктиды. Современные исследования земной поверхности. Бывают ли географические «закрытия»? Изменения на планете.
Раздел 2. Земля и космос (9 часов)
Мы во Вселенной. Как устроен наш мир. Солнце – раскалённое небесное тело, звезда. Солнечная система и её свойства. Планеты Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Суточное и годовое движение Земли. Смена дня и ночи. Смена времён года. Луна – естественный спутник Земли. Искусственные спутники Земли. Ю.А. Гагарин – первый космонавт. Космический дом космонавта. Значение солнечного тепла и света для жизни на Земле. Гигантский магнит.
Раздел 3. Карта – наш помощник (7 часов)
Географическая карта – замечательнейшее создание человеческого ума. Появление географических карт. Старые картографические изображения. Античная Греция – истоки картографии и географии. Карта – наш помощник. Современные карты. Широкое применение карт. Набор условных знаков. Приборы, используемые при построении планов местности и карт. От уровня моря. Почему у глобуса «белая шапка»? Географические названия. Топонимика.
Раздел 4. Каменная оболочка Земли (15 часов)
Тема 1. Беспокойная планета (6 часов)
Можно ли просверлить Землю насквозь? Особенности внутреннего строения Земли. Плавают ли материки? Колебания земной коры. Почему бывают землетрясения? Тепло Земли. Что такое вулкан? Извержение вулкана – грозное и величественное явление природы. Горы и равнины. Как появляются горы? Высочайшие горы мира и России. Значение гор и равнин в жизни людей. Изменение гор во времени. Меняющийся облик планеты.
Тема 2. Подземные богатства (9 часов)
Камни рассказывают. Немые свидетели прошлого. Особые свойства камня – прочность, твёрдость, способность высекать огонь. Что внутри шахты? Угольный комбайн. Рождённые в пламени. Рудные полезные ископаемые. Металлы и сплавы – неутомимые труженики. Кладовые Солнца. Уголь, нефть, газ – энергия Солнца, законсервированная в недрах Земли. Откуда берётся бензин? Труд нефтяников. Как ищут полезные ископаемые? Геологическая разведка. Есть ли бесполезные ископаемые? Камни Знаков Зодиака. Экологическая тревога: раненая земля.
Раздел 5. Вода на Земле (11 часов)
Тема 1. Сколько на свете воды (7 часов)
Утолим ли мы жажду? Соотношение пресной и солёной воды на Земле. Агрегатные состояния воды. Моря и океаны нашей планеты. А в Чёрном море вода чёрная? Названия морей и океанов. Бермудский треугольник. Таинственный район Мирового океана. Голубые артерии Земли. Нравы рек. Режим реки. «Река священнейшая в мире, Кристальных вод царица, мать!» По великой русской реке. Обь – главная река Новосибирской области. Твёрдый океан. Ледниковый период. Современное оледенение. Север – громадный край, скованный холодом.
Тема 2. Могучая сила воды (4 часа)
Работа воды. Мировой круговорот воды в природе. Пути сообщения. Подводные сокровища. Вода – неукротимая стихия. Опасные природные явления, вызываемые деятельностью воды. По морю глубокому. Корабли. Что делает под водой водолаз? Экологическая тревога: разноцветная речка. Загрязнение водоёмов.
Раздел 6. Воздушный океан планеты (7 часов)
Одежда Земли. Состав воздуха. Способы изучения атмосферы. Сколько весит воздух? Для чего проветривают комнату? Можно ли вызвать искусственный дождь? Способы воздействия на атмосферные процессы. Служба метеозащиты. Какая завтра будет погода? Метеорологические прогнозы. Живые барометры. Реакция на изменения погоды у растений и животных. Экологическая тревога: не хватает свежего воздуха. Загрязнение воздушного бассейна.
Раздел 7. Многообразие жизни на Земле (5 часов)
Зелёное убранство планеты. Флора. «Космическая роль» зелёного листа. Лес – наше богатство. Зелёный друг (лес) – одно из прекраснейших и полезнейших созданий природы. В мире животных. Разнообразие фауны. Земля – кормилица. Плодородный слой земли. Природные лаборатории. Заповедные и особо охраняемые территории.
Раздел 8. Географическая оболочка (3 часа)
Единый организм. Природа – сложнейшая взаимосвязанная и саморегулирующаяся система. Природа и здоровье человека. Факторы внешней среды, их влияние на здоровье и трудоспособность людей. Охрана лика Земли. Техногенное «наступление» на природу. Изменения в природе под воздействием человеческой деятельности.
Раздел 9. Человечество на Земле (6 часов)
Население планеты. Сколько нас – землян? Расы. Народы. Путешествие по странам. Крупнейшие города мира. Необычные памятники.
Итоговое занятие.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Деятельность учащихся | Кол-во часов |
Раздел 1. Как люди познавали мир | 7 |
1 | Ойкумена – «обитаемая Вселенная» | Обсуждение: «Представления о Земле в древности» | 1 |
2 | Из истории географических открытий | Составление таблицы «Великие путешественники» | 1 |
3 | «Колумб российский между льдами...» | Работа с картой: «Имя Беринга на карте мира» | 1 |
4 | Освоение Арктики | Знакомство с наиболее значительными экспедициями | 1 |
5 | Самый странный и суровый континент на Земле | Обзорная информация «Антарктические полярные станции» | 1 |
6 | Современные исследования земной поверхности | Выявление на карте географических объектов, названных именами первооткрывателей | 1 |
7 | Географические «закрытия» | Тематическая экскурсия в Красеведческий музей | 1 |
Раздел 2. Земля и космос | 9 |
8 | Как устроен наш мир | Подготовка сообщений о покорении и изучении космоса | 1 |
9 | Солнце – раскалённое небесное тело | Выполнение рисунков «Солнце и планеты» | 1 |
10 | Планеты Солнечной системы: земная группа и газовые гиганты | Работа с картой «Солнечная система» | 1 |
11 | Земля – планета Солнечной системы | Выявление особенностей Земли как планеты | 1 |
12 | Суточное и годовое движение Земли | Выявление следствий вращения Земли | 1 |
13 | Луна – естественный спутник Земли | Выявление особенностей Луны | 1 |
14 | Ю.А. Гагарин – первый космонавт | Дискуссия: «Профессия – космонавт» | 1 |
15 | Космос – Земле | Выявление значимости солнечного света и тепла для жизни на Земле | 1 |
16 | Гигантский магнит | Знакомство с магнитными явлениями Земли | 1 |
Раздел 3. Карта – наш помощник | 7 |
17 | Географическая карта – замечательнейшее создание человеческого ума | Знакомство с разнообразием географических карт | 1 |
18 | Современные карты, их применение | Составление перечня: «Представители профессий, использующие карты в своей работе» | 1 |
19 | Набор условных знаков | Определение объектов, направлений, расстояний по плану местности | 1 |
20 | Приборы, используемые при построении планов местности и карт | Ориентирование на местности при помощи компаса | 1 |
21 | От уровня моря | Определение по плану местности абсолютных высот | 1 |
22 | Почему у глобуса «белая шапка»? | Знакомство с особенностями полярных областей Земли | 1 |
23 | Географические названия | Разгадывание географических кроссвордов | 1 |
Раздел 4. Каменная оболочка Земли | 15 |
| Тема 1. Беспокойная планета | | 6 |
24 | Можно ли просверлить Землю насквозь? | Выполнение рисунка «Внутреннее строение Земли» | 1 |
25 | Плавают ли материки? | Обзорная информация о процессах, происходящих в недрах Земли | 1 |
26 | Почему бывают землетрясения? | Работа с картой: выявление районов, подверженных частым землетрясениям | 1 |
27 | Тепло Земли | Работа с картой: действующие вулканы планеты | 1 |
28 | Горы и равнины | Обозначение на контурной карте гор и равнин | 1 |
29 | Меняющийся облик планеты | Объяснение влияния человеческой деятельности на изменения литосферы | 1 |
| Тема 2. Подземные богатства | | 9 |
30 | Камни рассказывают | Объяснение роли полезных ископаемых в жизни людей | 1 |
31 | Что внутри шахты? | Дискуссия: «Профессия – шахтёр» | 1 |
32 | Рождённые в пламени | Знакомство с рудными полезными ископаемыми | 1 |
33 | Кладовые Солнца | Знакомство с горючими полезными ископаемыми | 1 |
34 | Откуда берётся бензин? | Обсуждение: «Что делают из нефти?» | 1 |
35 | Как ищут полезные ископаемые? | Дискуссия: «Профессия – геолог» | 1 |
36 | Есть ли бесполезные ископаемые? | Составление перечня полезных ископаемых, добываемых в Новосибирской области | 1 |
37 | Камни Знаков Зодиака | Рассказ об интересных, необычных камнях | 1 |
38 | Экологическая тревога: раненая земля | Выявление экологических проблем литосферы | 1 |
Раздел 5. Вода на Земле | 11 |
| Тема 1. Сколько на свете воды | | 7 |
39 | Утолим ли мы жажду? | Беседа: «Значение воды для жизни» | 1 |
40 | Моря и океаны нашей планеты | Объяснение названий некоторых морей Земли | 1 |
41 | Голубые артерии Земли | Обозначение на контурной карте крупнейших рек | 1 |
42 | Нравы рек | Выявление стихийных явлений, вызванных действием воды | 1 |
43 | По великой русской реке | Работа с картой: «Путешествие по Волге» | 1 |
44 | Обь – главная река Новосибирской области | Работа с картой: «Путешествие по НСО» | 1 |
45 | Твёрдый океан | Беседа «Природные холодильники Земли» | 1 |
| Тема 2. Могучая сила воды | | 4 |
46 | Работа воды | Составление схемы «Значение рек для жизни человека» | 1 |
47 | Вода – неукротимая стихия | Выявление | 1 |
48 | По морю глубокому | Дискуссия: «Профессия – моряк» | 1 |
49 | Экологическая тревога: разноцветная речка | Выявление причин загрязнения водоёмов | 1 |
Раздел 6. Воздушный океан планеты | 7 |
50 | Одежда Земли | Проведение измерений температуры воздуха | 1 |
51 | Для чего проветривают комнату? | Обсуждение: «Гигиена жилища и здоровье человека» | 1 |
52 | Можно ли вызвать искусственный дождь? | Обсуждение: «Воздействие человека на атмосферу» | 1 |
53 | Какая завтра будет погода? | Описание погоды за сутки | 1 |
54 | Водяное отопление материков | Составление общей характеристики прошедшей зимы | 1 |
55 | Живые барометры | Проведение наблюдений за «живыми барометрами» | 1 |
56 | Экологическая тревога: не хватает свежего воздуха | Выявление экологических проблем атмосферы | 1 |
Раздел 7. Многообразие жизни на Земле | 5 |
57 | Зелёное убранство планеты | Выявление значений растительного мира для Земли | 1 |
58 | Лес – наше богатство | Составление схемы «Лес – людям» | 1 |
59 | В мире животных | Фото и рассказ о домашних любимцах | 1 |
60 | Земля-кормилица | Составление плаката «От полюшка до хлебушка» | 1 |
61 | Природные лаборатории | Уход за комнатными растениями | 1 |
Раздел 8. Географическая оболочка | 3 |
62 | Единый организм | Выявление взаимосвязи между оболочками Земли | 1 |
63 | Природа и здоровье человека | Сбор информации: что угрожает нашему здоровью | 1 |
64 | Охрана лика Земли | Подготовка сообщений «Объекты Красной книги» | 1 |
Раздел 9. Человечество на Земле | 4 |
65 | Население планеты | Беседа: «Сколько нас на Земле» | 1 |
66-67 | Путешествие по странам | Подготовка презентаций | 2 |
68-69 | Необычные памятники | Подготовка презентаций | 2 |
70 | Итоговое занятие | | 1 |