СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа по биологии, 6 класс (Пономарева)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа по биологии, 6 класс (Пономарева)»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»



Утверждаю Согласовано на МС Рассмотрено на ШМО

Директор МАОУ «СОШ №19» Протокол №1 Протокол №1

сентября 2021 г. сентября 2021 г. сентября 2021 г.

________Е.В. Яркова ______Л.Б. Тихомирова ________Н.И. Ившина








Рабочая учебная программа

по биологии








Класс: 6


Учитель: Фомина Анна Анатольевна


















2021 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для общеобразовательных ор-ганизаций составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства обра-зования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении феде-рального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с учетом Примерной программы по биологии.

В рабочей программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с программами начального общего образования.

Рабочая программа реализуется на основе учебника: Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кумченко; под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Просвещение/Вентана-Граф, 2020.

Цель рабочей программы:

• социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

• развитие познавательных мотивов обучающихся, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

• создание условий для овладения обучающимися ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной.

В учебном плане МАОУ «СОШ № 19» на изучение биологии в 6 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»


Изучение биологии даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

•знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

•сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

•формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

•освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

•развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.


Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

•умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

•умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; •способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

•формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).


Предметными результатами освоения биологии в 6 классе основной школе являются:


•усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

•формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, овладение понятийным аппаратом биологии;

•приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

•формирование основ экологической грамотности: способности оценивать по следствия деятельности человека в природе, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

•объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений;

•овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

•освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.


Учебно-тематический план


Рабочей программой предусмотрен следующий тематический план


№ п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Наука о растениях - ботаника.

4

2.

Органы цветковых растений

9

3.

Основные процессы жизнедеятельности растений

6

4.

Многообразие и развитие растительного мира

12

5.

Природные сообщества

3

Итого:

34 ч


Лабораторные работы:

  1. Строение семени фасоли.

  2. Строение корня проростка.

  3. Строение вегетативных и генеративных почек.

  4. Внешнее строение корневища, клубня и луковицы.

  5. Черенкование комнатных растений

  6. Изучение внешнего строения моховидных растений

Экскурсии:

  • Осенние явления в жизни растений



Содержание курса


Наука о растениях - ботаника (4 часа)

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Многообразие жизненных форм растений. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Ткани растений.

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений».

Органы цветковых растений. (9 часов)

Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян. Корень, его строение и значение. Побег , его строение и развитие. Лист, его строение и значение. Стебель, его строение и значение. Цветок, его строение и значение. Плод. Разнообразие и значение плодов.

Лабораторная работа 1. Строение семени фасоли.

Лабораторная работа 2. Строение корня проростка.

Лабораторная работа 3. Строение вегетативных и генеративных почек.

Лабораторная работа 4. Внешнее строение корневища, клубня и луковицы.

Основные процессы жизнедеятельности растений. (6 часов)

Минеральное питание растений и значение воды. Воздушное питание растений- фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений. Размножение и оплодотворение у растений. Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Использование вегетативного размножения человеком. Рост и развитие растений. Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания.

Лабораторная работа 5. Черенкование комнатных растений.

Многообразие и развитие растительного мира. (12 часов)

Систематика растений, ее значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Семейства класса Двудольные. Семейство класса Однодольные.Историческое развитие растительного мира на Земле.

Лабораторная работа 6. Изучение внешнего строения моховидных растений.

Природные сообщества. (3 часа)

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ. Многообразие природных сообществ. Жизнь организмов в природе.


Календарно-тематическое планирование.


№ урока

Тема урока

1

Царство Растения. РС: Экскурсия: Осенние явления в жизни растений. ИОТ.

2

Многообразие жизненных форм растений. РС: Растения Архангельской области.

3

Клеточное строение растений.

4

Ткани растений.

5

Семя, его строение и значение. Лабораторная работа 1. Строение семени фасоли. ИОТ.

6

Условия прорастания семян.

7

Корень. Лабораторная работа 2. Строение корня проростка. ИОТ.

8

Побег. Лабораторная работа 3. Строение вегетативных и генеративных почек. ИОТ.

9

Лист, его строение и значение.

10

Стебель. Лабораторная работа 4. Внешнее строение корневища, клубня и луковицы. ИОТ.

11

Цветок, его строение и значение.

12

Плод. Разнообразие и значение плодов.

13

Органы растений.

14

Минеральное питание растений и значение воды.

15

Воздушное питание растений - фотосинтез.

16

Дыхание и обмен веществ у растений.

17

Размножение и оплодотворение растений.

18

Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Лабораторная работа 5. Черенкование комнатных растений. ИОТ.

19

Рост и развитие растений.

20

Систематика растений, ее значение для ботаники.

21

Водоросли, их многообразие в природе.

22

Отдел Моховидные. Лабораторная работа 6. Изучение внешнего строения моховидных растений. ИОТ.

23

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика.

24

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. РС: Голосеменные растения Архангельской области.

25

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. РС: Цветковые растения Архангельской области.

26

Семейства класса Двудольные.

27

Семейства класса Однодольные.

28

Историческое развитие растительного мира.

29

Промежуточная аттестация. Контрольная работа за курс 6 класса.

30

Анализ контрольной работы. Разнообразие и происхождение культурных растений.

31

Многообразие и развитие растительного мира. РС: Особенности флоры Архангельской области.

32

Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и экосистеме. РС: Основные экосистемы Архангельской области.

33

Совместная жизнь организмов в природном сообществе.

34

Смена природных сообществ и ее причины.