Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Утверждаю Согласовано на МС Рассмотрено на ШМО
Директор МАОУ «СОШ №19» Протокол №1 Протокол №1
сентября 2021 г. сентября 2021 г. сентября 2021 г.
________Е.В. Яркова ______Л.Б. Тихомирова ________Н.И. Ившина
Рабочая учебная программа
по биологии
Класс: 6
Учитель: Фомина Анна Анатольевна
2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для общеобразовательных ор-ганизаций составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства обра-зования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении феде-рального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с учетом Примерной программы по биологии.
В рабочей программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с программами начального общего образования.
Рабочая программа реализуется на основе учебника: Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кумченко; под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Просвещение/Вентана-Граф, 2020.
Цель рабочей программы:
• социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
• развитие познавательных мотивов обучающихся, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
• создание условий для овладения обучающимися ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной.
В учебном плане МАОУ «СОШ № 19» на изучение биологии в 6 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»
Изучение биологии даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
•знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
•сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
•формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
•освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
•развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
•умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
•умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; •способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
•формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения биологии в 6 классе основной школе являются:
•усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
•формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, овладение понятийным аппаратом биологии;
•приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
•формирование основ экологической грамотности: способности оценивать по следствия деятельности человека в природе, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
•объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений;
•овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
•освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
Учебно-тематический план
Рабочей программой предусмотрен следующий тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Наука о растениях - ботаника. | 4 |
2. | Органы цветковых растений | 9 |
3. | Основные процессы жизнедеятельности растений | 6 |
4. | Многообразие и развитие растительного мира | 12 |
5. | Природные сообщества | 3 |
Итого: | 34 ч |
Лабораторные работы:
Строение семени фасоли.
Строение корня проростка.
Строение вегетативных и генеративных почек.
Внешнее строение корневища, клубня и луковицы.
Черенкование комнатных растений
Изучение внешнего строения моховидных растений
Экскурсии:
Содержание курса
Наука о растениях - ботаника (4 часа)
Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Многообразие жизненных форм растений. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Ткани растений.
Экскурсия «Осенние явления в жизни растений».
Органы цветковых растений. (9 часов)
Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян. Корень, его строение и значение. Побег , его строение и развитие. Лист, его строение и значение. Стебель, его строение и значение. Цветок, его строение и значение. Плод. Разнообразие и значение плодов.
Лабораторная работа 1. Строение семени фасоли.
Лабораторная работа 2. Строение корня проростка.
Лабораторная работа 3. Строение вегетативных и генеративных почек.
Лабораторная работа 4. Внешнее строение корневища, клубня и луковицы.
Основные процессы жизнедеятельности растений. (6 часов)
Минеральное питание растений и значение воды. Воздушное питание растений- фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений. Размножение и оплодотворение у растений. Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Использование вегетативного размножения человеком. Рост и развитие растений. Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания.
Лабораторная работа 5. Черенкование комнатных растений.
Многообразие и развитие растительного мира. (12 часов)
Систематика растений, ее значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Семейства класса Двудольные. Семейство класса Однодольные.Историческое развитие растительного мира на Земле.
Лабораторная работа 6. Изучение внешнего строения моховидных растений.
Природные сообщества. (3 часа)
Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ. Многообразие природных сообществ. Жизнь организмов в природе.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока |
1 | Царство Растения. РС: Экскурсия: Осенние явления в жизни растений. ИОТ. |
2 | Многообразие жизненных форм растений. РС: Растения Архангельской области. |
3 | Клеточное строение растений. |
4 | Ткани растений. |
5 | Семя, его строение и значение. Лабораторная работа 1. Строение семени фасоли. ИОТ. |
6 | Условия прорастания семян. |
7 | Корень. Лабораторная работа 2. Строение корня проростка. ИОТ. |
8 | Побег. Лабораторная работа 3. Строение вегетативных и генеративных почек. ИОТ. |
9 | Лист, его строение и значение. |
10 | Стебель. Лабораторная работа 4. Внешнее строение корневища, клубня и луковицы. ИОТ. |
11 | Цветок, его строение и значение. |
12 | Плод. Разнообразие и значение плодов. |
13 | Органы растений. |
14 | Минеральное питание растений и значение воды. |
15 | Воздушное питание растений - фотосинтез. |
16 | Дыхание и обмен веществ у растений. |
17 | Размножение и оплодотворение растений. |
18 | Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Лабораторная работа 5. Черенкование комнатных растений. ИОТ. |
19 | Рост и развитие растений. |
20 | Систематика растений, ее значение для ботаники. |
21 | Водоросли, их многообразие в природе. |
22 | Отдел Моховидные. Лабораторная работа 6. Изучение внешнего строения моховидных растений. ИОТ. |
23 | Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. |
24 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. РС: Голосеменные растения Архангельской области. |
25 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. РС: Цветковые растения Архангельской области. |
26 | Семейства класса Двудольные. |
27 | Семейства класса Однодольные. |
28 | Историческое развитие растительного мира. |
29 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа за курс 6 класса. |
30 | Анализ контрольной работы. Разнообразие и происхождение культурных растений. |
31 | Многообразие и развитие растительного мира. РС: Особенности флоры Архангельской области. |
32 | Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и экосистеме. РС: Основные экосистемы Архангельской области. |
33 | Совместная жизнь организмов в природном сообществе. |
34 | Смена природных сообществ и ее причины. |