СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с родителями «Интеграция двигательной и познавательной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа с родителями «Интеграция двигательной и познавательной деятельности»»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение № 27









Работа с родителями

«Интеграция двигательной и познавательной деятельности»







Выполнила:

Ю. Е. Зуева,

воспитатель группы детей 4-5 лет,

высшая кв. категория






Апрель, 2021

«То, что я слышу, я забываю.

То, что я вижу, я помню.

То, что я делаю, я знаю»

(Конфуций).

В настоящее время в воспитательно-образовательном процессе в детских образовательных учреждениях (ДОУ) ярко выделяется проблема недостатка времени и большого объема информации, в том числе и программного материала, предлагаемого для усвоения ребенком. Это негативно сказывается как на состоянии здоровья детей, так и на качестве воспитательно-образовательного процесса.

Разрыв между двигательной и другими видами деятельности дошкольников также является одним из негативных явлений как новых, так и традиционных систем образования. Основная причина такого положения заключается в отсутствии механизмов, которые обуславливают интеграцию познавательной и двигательной деятельности в ходе обучения. Разработка организационно-методических основ интеграции в воспитательно-образовательном процессе дошкольников является актуальным направлением научного исследования.

Смысл интеграции познавательной и двигательной деятельности заключается в формировании системы, обладающей большим образовательным, оздоровительным и экономическим эффектом.

Интеграция двигательной и познавательной деятельности способствует увеличению объема двигательной активности детей, а так же выявлено позитивное влияние на снижение заболеваемости (экспериментальная группа).

Традиционные содержание и методы физического воспитания недостаточно воздействуют на развитие психических способностей, тогда как интеграция оказывает положительное влияние на развитие восприятия, мышления, памяти, внимания и воображения детей. Разработанная интегрированная технология физкультурных занятий позитивно сказывается на развитии у детей эмоционально – волевых свойств личности, на его взаимоотношениях в коллективе сверстников и со взрослыми, на собственной самооценке и повышении собственного статуса как равного среди других, на значительном росте эмоционального настроя на жизнь и двигательную активность (ЗОЖ).

Использование интегрированного подхода развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Образовательная деятельность с использованием интеграции раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. По результатам новейших исследований ученых в области мозга становится ясно, что именно движение – важнейшая часть обучения. Мозг активизируется во время двигательной активности. Физические упражнения укрепляют существующие клетки мозга и даже стимулируют рост новых. Из исследований также становится ясно, что сидение на протяжении более чем 10 минут без перерыва, снижает концентрацию детского внимания, и, поэтому часто возникают проблемы с дисциплиной. Движение же, расширяет кровяные сосуды, которые предназначены для доставки кислорода, воды и глюкозы к мозгу. Другими словами, когда дети двигаются, большее количество информации идет в мозг. Таким образом, именно движение становится ключиком к обучению. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроении е детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Содержательная сторона двигательного режима должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.


Средства развития двигательной активности для дошкольников:

Утренняя гимнастика — часть режима двигательной активности детей. Она представляет собой комплекс физических упражнений для мышц и суставов. Зарядка для дошкольников часто дополняется элементами дыхательной гимнастики и пальчиковыми играми. Утренние упражнения могут сочетаться с приёмами закаливания. Кроме здоровьесберегающих функций, зарядка выполняет значимую роль в развитии психических процессов, коммуникативных способностей, расширении познавательных интересов. Утренняя гимнастика является одним из инструментов воспитания всесторонне развитой личности. Выполнение зарядки укрепляет и физическое, и психическое здоровье — ребёнок испытывает положительные эмоции.

Гимнастика после сна — это комплекс упражнений, которые обеспечивают нерезкий переход от спокойствия к бодрствованию. Они способствуют подъёму мышечного тонуса, улучшению настроения, профилактике простудных заболеваний, укреплению дыхательного аппарата, предотвращению развития проблем с осанкой, плоскостопия.

Дыхательная гимнастика. Для детей средней — подготовительной групп это чуть ли не самый важный этап работы, так как, кроме задачи общего укрепления организма и дыхательной системы в частности, упражнения помогают вырабатывать правильное звукопроизношение, что очень актуально для малышей, полноценно овладевающих речью или тех, у кого есть проблемы с речевым аппаратом.

Корригирующая гимнастика – это вид лечебной гимнастики, специальных упражнений для устранения нарушений осанки, оказывает она и общеукрепляющее действие.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Основными задачами проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются: дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями; совершенствование, имеющихся у детей навыков с основных видах движений, путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях; развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости; воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Физкультминутки снимают утомление и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность. Для того, чтобы их использование было эффективным, важно знать основные требования к ним:

  • содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия;

  • упражнения для физкультминуток должны быть занимательны, хорошо знакомы детям;

  • предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;

  • комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятий, их содержания;

  • необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно, результативность.

Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движений под текст стихотворения, а также в виде любого двигательного действия и задания.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает творческие способности.

Дидактические игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов, действия с предметами стимулируют развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, тем самым влияют на умственное развитие.

Пальчиковая гимнастика (штриховка, обводка, дорисовывание, раскрашивание букв пластилином и методом «тычка», работа с разным конструктором, мозаика, шнуровки и т.д.).

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.

Важное место в двигательном режиме детей занимают занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. Физкультурные занятия способствуют формированию правильных двигательных умений и навыков, двигательного опыта, позволяют научить дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности, подводить к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий. Они позволяют формировать и развивать навыки самоорганизации, способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности, развивают речь, оценочные суждения у детей, несут оздоровительную направленность, обеспечивают прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности.

Также немаловажная роль отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка.

Все перечисленные виды двигательной деятельности в ДОУ выполняют значимую роль в развитии психических процессов, коммуникативных способностей, расширении познавательных интересов, тем самым направлены на развитие умственных способностей детей.

Таким образом, интеграция двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста позволяет: повысить эффективность физкультурно-оздоровительной работы и качество образовательного процесса в дошкольных организациях; позволяет оптимизировать режим двигательной активности детей в условиях ДОУ; оказывает положительное воздействие на психофизическое развитие и физическую подготовленность детей.