Этапы урока | Обучающие и развивающие ком- поненты, задания и упраж- нения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Проме- жуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Постановка учебной задачи | Формулирование учебных задач на основе выдвижения гипотез, предположений по названию раздела и тем | – Откройте учебник на с. 26. Прочитайте название темы урока. – Скажите, что будем изучать, повторять, закреплять в рамках данной темы. – Проверим ваши предположения. Рассмотрите схему на с. 27. – В ходе урока обсудим, что составляет предложение, какие члены предложения выделяют, почему члены предложения получили такое название, какие выделяют главные члены предложения, какова их роль, какова роль второстепенных членов пред-ложения | Выполняют задание. Ответы учащихся. Выполняют задание. Внимательно слушают | Фронтальная | П – извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, учебника. Р – осознают и принимают учебную задачу. К – слушают друг друга, строят понятные высказывания. | |
| | | | | Л – осознают гра-ницы своего знания и «незнания» | |
II. Ми-нутка чистопи-сания | Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение навыком начертания букв, соединений | – Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать? Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. – Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Напишите строчку элементов букв. – Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных. – Прочитайте записанное ниже предложение. – Это предложение запишите в тетради. Учитель обращает внимание на правильное соединение букв в словах в предложении, правильное оформление предложения на письме. | – Заглавной и строчной букв Е, е, ё. Выполняют задания. – Плакали ночью желтые клены: вспомнили клены, как были зелёны. | Фронтальная. Индивидуальная | П – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения. Р – осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия. К – слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания | Написание элементов букв, предло-жения |
| | – Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Запишите предложение. Подчеркните в предложении известные орфограммы. – Посмотрите и отметьте буквы, которые получились у вас лучше всех | Выполняют задания | | | |
III. Изучение нового мате-риала. 1. Работа со схемой, с. 27, упр. 38 | Работа со схемой «Члены предложения» с целью определения состава предло-жения | – Вернемся к схеме в учебнике на с. 27. Опираясь на сведения схемы, ответьте на вопросы. Каков состав предложения? – Какие члены предложения выделяют? – Как вы думаете, почему они получили такие названия? – Какие выделяют главные члены предложения? – Какова роль главных членов предложения? | – Предложение состоит из главных и второсте-пенных членов. – Главные и второстепенные члены предложения. Ответы учащихся. – Подлежащее и ска- зуемое. – Они составляют основу предложения. Подлежащее обозначает, о ком или о чем говорит- | Индивидуальная. Фронтальная | П – ориентируются на страницах учебника, используют различные способы поиска информации, владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Р – осознают и принимают учебную задачу. К – слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания | Знание и определение главных членов предло-жения |
| | – Какова роль второстепенных членов предло- жения? – На какие вопросы отвечает подлежащее? – На какие вопросы отвечает сказуемое? – На какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения? | ся в предложении, а сказуемое – что говорится о подлежащем. – Они поясняют главные и другие второстепенные члены пред- ложения. – Кто? Что? – Что делает? Что делал? Что сделал? Что будет делать? Что сделает? – Кого? Чего? Какой? Какая? Где? Куда? и др. | | | |
2. Работа по учебнику, с. 27, упр. 39 | Упражнение в рас-познавании распространенных | – Найдите в учебнике упр. 39. Прочитайте и сравните первое и второе предложения. – Определите основу предложений. | Выполняют задания. – В первом и во втором предложени- | | | |
| и нерас-пространенных предложений. Упражнения физкульт- минутки | – Какое предложение является распространенным? Почему распространенное предложение получило такое название? – Спишите распространенное предложение. Подчеркните подлежащее и сказуемое. – Соотнесите распространенное предложение со схемой и ответьте на вопросы: какой из второстепенных членов указывает на признак предмета? на время действия? на направление действия? Стрижи что сделали? улетели ↓ ↓ ↓ какие? когда? куда? ↓ ↓ ↓ быстрокрылые давно на юг Физкультминутка (см. урок 1) | ях основа одинакова – стрижи улетели. – Второе предложение является распространенным. Выполняют задание. Отвечают на вопросы | Фронтальная. Индивидуальная | П – используют знаково-символические средства предоставления информации, осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения. Р – принимают и сохраняют задачи учебной деятельности, пла- нируют, контро-лируют, оцени- вают учебные действия. К – слушают, излагают свое мнение и аргу-ментируют свою точку зрения | Выделение основы предложения. Установление связи слов в предложении |
3. Работа по учеб-нику, с. 28, упр. 40 | Упражнение в кон-струировании предложений | – Откройте в учебнике с. 28, найдите упр. 40. Прочитайте слова первой группы. – Можно ли считать это предложением? Объясните, почему. – Составьте из данных слов предложение так, чтобы сначала были слова, которые будут в предложении главными членами, потом – слова, которые будут их пояснять. – Обратите внимание, что в составленном предло-жении слова не связаны по смыслу. Правильнее составить такое предложение: «Уже прошло красное лето». – Запишите предложение в тетради. Подчеркните главные члены предложения. Аналогично проводится работа с остальными предложениями. – Какой темой можно объединить предложения? | – Лето, уже, красное, пришло. – Нет. В предложении заключена мысль, слова связаны по смыслу. – Прошло лето уже красное. Выполняют задания. – Подготовка животных и птиц к зиме | Фронтальная.Индивидуальная | П – используют знаково-символические средства предоставления информации, осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Р – принимают и сохраняют задачи учебной деятельности, пла- нируют, контро- лируют, оцени- вают учебные действия. К – слушают, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения | Констру-ирование предложений |
4. Работа по учеб-нику, | Упражнение в рас-простране- | – Найдите упр. 41. Это упражнение мы разберем устно, а дома вы выполните его письменно. | | Фронтальная | П – используют речевые средства для решения ком- | Распространение предло- |
с. 28, упр. 41 | нии предложений второстепенными членами | – Прочитайте. Распространите первое предложение второстепенными членами, используя слова из скобок. С каким из главных членов предложения образует словосочетание каждый второстепенный член? – Какое предложение получилось? Учитель обращает внимание учащихся на соблюдение правильного порядка слов при построении предложений. Аналогично проводится работа с остальными предложениями. – Составят ли предложения текст? Почему? Придумайте к тексту заголовок | Выполняют задание. – Рыжая белочка сидела на пеньке. Отвечают на вопросы, выполняют задание | | муникативных задач; владеют логическими действиями анализа, синтеза. Р – принимают и сохраняют задачи учебной деятельности, пла- нируют, контро-лируют учебные действия. К – слушают, излагают и аргументируют свое мнение | жений второстепенными членами |
5. Работа по учеб-нику, с. 29, упр. 42 | Упражнение в определении главных и второстепенных чле-нов предложения | – На с. 29 найдите упр. 42. Прочитайте строки из стихотворений. Следующее задание будете выполнять в паре: объясните, как найти в данных предложениях главные и второстепенные члены. – Выполните письменное задание: запишите одно из предложений по памяти, подчеркните его основу. Учитель напоминает учащимся, что сначала надо прочитать предложение орфографически, по слогам. Затем, закрыв учебник, снова произнести предложение, четко проговаривая каждое слово. | Выполняют задание, отвечают на вопрос. Выполняют задание | Фронтальная. Индивидуальная. Парная | П – используют знаково-символические средства предоставления информации, осознанно строят речевое высказывание. Р – принимают и сохраняют зада- | Определение главных и второстепенных членов предложения |
| | После этого нужно открыть учебник и проверить, правильно ли озвучили предложение, затем опять закрыть учебник и написать предложение по памяти. – Обменяйтесь тетрадями и проверьте написанное | | | чи учебной деятельности, планируют, контролируют, оценивают учебные действия | |
IV. Итог урока. Рефлексия деятель- ности | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа | – Над какой темой работали на уроке? – Как различить главные и второстепенные члены предложения? – Почему члены предложения получили названия главные и второстепенные? – Какова роль главных членов в предложении? – Что выполняли на уроке? – Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее задание: учебник, с. 28, упр. 41; рабочая тетрадь, с. 13, упр. 28 | Отвечают на вопросы | Фронтальная. Индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к пред- мету, стремятся к приобретению новых знаний | |