Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал по теме "Содержание образования"»
Содержание образования
Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.
В дидактике разработаны теории отбора содержания образования, в которых обосновывается перечень знаний, необходимых для общеобразовательной средней школы, и последовательность их усвоения. Эти теории исходят из определения таких факторов, как:
Социальный заказ, обращенный к школе | Потребность человека в образовании для его существования |
Передача социального опыта от старших поколений младшему: Знания о природе, обществе, технике, мышлении; Опыт осуществления известных способов деятельности; Опыт творческой, поисковой деятельности; Опыт ценностного отношения к окружающему миру. | Система педагогических средств, направленных на развитие интеллектуальной и других сфер; Систему педагогических средств, способствующих адаптации молодого человека, его свободе (автономности) и интеграции с общество, т.е., способствующих процессу социализации личности. |
В содержание образования включаются основы всех наук, определяющие естественно-научную картину мира: фундаментальные понятия, законы, основные теории и проблемы, принципы и методы. Важным элементом содержания образования являются актуальные для общества, но нерешенные научные, социальные проблемы, демонстрирующие перспективы подрастающего поколения, что, в свою очередь, создает мотивацию и не дает возникнуть ощущению, что все уже давно решено.
Различные подходы к содержанию образования |
Знаниево-ориентированный подход (традиционный) | Системно- деятельностный подход (современный) |
Цель: формирование ЗУН | Цель: развитие личности |
Ведущий тип деятельности: репродуктивный, воспроизводящий | Ведущий тип деятельности: исследовательский, продуктивный, творческий |
Функция учителя: носитель информации, «хранитель» норм и традиций, контролер | Функция учителя: организатор, сотрудничество, консультант |
Позиция обучающегося: пассивность, объект деятельности учителя | Позиция обучающегося: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности. |
Характер и стиль взаимодействия: авторитарность, монологичность, закрытость | Характер и стиль взаимодействия: демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность |
Формы организации: фронтальные, индивидуальные | Формы организации: групповые, коллективные |
Преобладающий тип и характер взаимоотношений: субъект-объектный | Преобладающий тип и характер взаимоотношений: субъект-субъектный |
Одна из особенностей современного образования заключается в его стандартизации, обеспечивающей минимальный единый уровень общего образования для всех учащихся, независимо от того, в какой школе (вузе) они обучаются, с одной стороны, и создающей возможности для отражения национальных, региональных особенностей — с другой. Для этих целей Государственный стандарт разбит натри блока: федеральный, национально-региональный, школьный (вузовский).
На основе Госстандарта разрабатывается учебный план — нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отведенное на каждый учебный предмет. Принято различать базисный учебный план (составная часть Госстандарта), типовой (разрабатывается министерством) и рабочий (разрабатывается учебно-методическими объединениями).
Для каждого учебного предмета создается своя программа — нормативный документ, определяющий ценностную направленность преподавания предмета, содержащий оценку теорий, событий, интерпретацию фактов. Под эгидой Министерства образования и науки разрабатывается типовая программа, и на ее основе преподаватели создают рабочие программы.