СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздаточный материал по теме "Содержание образования"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздаточный материал по теме "Содержание образования" предназначен для использования на занятиях по педагогике. 2 курс

Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал по теме "Содержание образования"»

Содержание образования

Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.

В дидактике разработаны теории отбора содержания образования, в которых обосновывается перечень знаний, необходимых для общеобразовательной средней школы, и последовательность их усвоения. Эти теории исходят из определения таких факторов, как:


Социальный заказ, обращенный к школе

Потребность человека в образовании для его существования

Передача социального опыта от старших поколений младшему:

  • Знания о природе, обществе, технике, мышлении;

  • Опыт осуществления известных способов деятельности;

  • Опыт творческой, поисковой деятельности;

  • Опыт ценностного отношения к окружающему миру.

  • Система педагогических средств, направленных на развитие интеллектуальной и других сфер;

  • Систему педагогических средств, способствующих адаптации молодого человека, его свободе (автономности) и интеграции с общество, т.е., способствующих процессу социализации личности.


В содержание образования включаются основы всех наук, определяющие естественно-научную картину мира: фундаментальные понятия, законы, основные теории и проблемы, принципы и методы. Важным элементом содержания образования являются актуальные для общества, но нерешенные научные, социальные проблемы, демонстрирующие перспективы подрастающего поколения, что, в свою очередь, создает мотивацию и не дает возникнуть ощущению, что все уже давно решено.

Различные подходы к содержанию образования

Знаниево-ориентированный подход (традиционный)

Системно- деятельностный подход

(современный)

Цель: формирование ЗУН

Цель: развитие личности

Ведущий тип деятельности: репродуктивный, воспроизводящий

Ведущий тип деятельности: исследовательский, продуктивный, творческий

Функция учителя: носитель информации, «хранитель» норм и традиций, контролер

Функция учителя: организатор, сотрудничество, консультант

Позиция обучающегося: пассивность, объект деятельности учителя

Позиция обучающегося: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.

Характер и стиль взаимодействия: авторитарность, монологичность, закрытость

Характер и стиль взаимодействия: демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность

Формы организации: фронтальные, индивидуальные

Формы организации: групповые, коллективные

Преобладающий тип и характер взаимоотношений: субъект-объектный

Преобладающий тип и характер взаимоотношений: субъект-субъектный

Одна из особенностей современного образования заключается в его стандартизации, обеспечивающей минимальный единый уровень общего образования для всех учащихся, независимо от того, в какой школе (вузе) они обучаются, с одной стороны, и создающей возможности для отражения национальных, региональных особенностей — с другой. Для этих целей Государственный стандарт разбит натри блока: федеральный, национально-региональный, школьный (вузовский).

На основе Госстандарта разрабатывается учебный план — нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отведенное на каждый учебный предмет. Принято различать базисный учебный план (составная часть Госстандарта), типовой (разрабатывается министерством) и рабочий (разрабатывается учебно-методическими объединениями).

Для каждого учебного предмета создается своя программа — нормативный документ, определяющий ценностную направленность преподавания предмета, содержащий оценку теорий, событий, интерпретацию фактов. Под эгидой Министерства образования и науки разрабатывается типовая программа, и на ее основе преподаватели создают рабочие программы.