СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Раздельное написание не с деепричастиями»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Раздельное написание не с деепричастиями» для учащихся 7-ого класса. Нужно оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, опорные схемы; алгоритм ; раздаточный материал, карточки.Учитель - Козачок Оксана Олексеевна. 

Просмотр содержимого документа
««Раздельное написание не с деепричастиями»»

Урок

Тема урока: «Раздельное написание не с деепричастиями»

Цель урока:

- создать условия для усвоения обучающимися теоретических сведений о правописании не с деепричастиями;

- дать общее понятие о правописании не с деепричастиями;

- развивать умение правописания не с различными частями речи; совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость; формировать коммуникативные качества личности; умения планировать и корректировать свою работу, строить грамотные высказывания;

- воспитывать интерес к предмету через групповую форму работы, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, опорные схемы; алгоритм ; раздаточный материал, карточки.

І.Организационный момент:

Цель для учителя: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию.

Цель для учеников: психологически подготовиться к уроку.

Задачи: доброжелательный настрой учителя и учащихся, готовность класса и оборудования к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

Приветствия учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку.

Эмоциональный настрой.

(включение в предметно-практическую деятельность с целью подготовки к изучению новой темы)

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Прием «Метафорический образ».



За окном зима, а я представляю лето, поле ромашек, и каждая ромашка-это вы, дети, которые пришли на урок с одной целью - учиться. Ромашка- символ надежды. Надеюсь на вашу поддержку и понимание.







ІІ.Актуализация опорных знаний.

Мотивация учебной деятельности.

1. Повторение пройденного материала. Лингвистическая разминка. Постановка проблемной ситуации.

Цель для учителя: включить обучающихся в учебно-практическую деятельность, выделить проблемную ситуацию Цель для учеников: повторить орфограммы « Не с глаголами», « Раздельное и слитное написание не с причастиями»

Задачи: уметь определять выбор написания не со словами, выделить проблему написания не с деепричастиями

Регулятивные: коррекция, оценивание

Личностные: стремятся развивать внимание, проявляют самостоятельность

Коммуникативные: аргументируют свою точку зрения

Организует работу, объясняет цели.

«Мозговой штурм»:

-Вспомните правило о правописании не с глаголами, не с причастиями, объясните правописание слов с не.

- Какое возникло затруднение в последнем словосочетании?

Почему возникло затруднение в написании не с деепричастиями?

( рассказывают правило).

Работа у доски.

Не хочу играть; ненавидеть мороженое; не придуманная история; ответ не проду­ман; нере­шенная проблема; не пришёл в школу; стоял, не двигаясь.



Выделяют слово, в котором возникло затруднение.

Вывод делают учащиеся.

ІІІ. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Сообщение темы урока, постановка цели урока

Цель для учителя: включить обучающихся в учебно-практическую деятельность.

Цель для учеников: уметь ставить цели урока.

Задачи: стимулировать понимание учащимися цели урока.

Регулятивные: умение ставить цели, прогнозировать

Коммуникативные: сотрудничество учителя с учениками, выражение своих мыслей. Познавательные: построение высказывания.

- Как пишется не с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями и причастиями нам известно, а как пишется НЕ с деепричастием мы узнаем сегодня на уроке. Следовательно, тема нашего урока «НЕ с деепричастиями».

Задание:

- Определите тему урока.

-Что нужно делать, чтобы правильно написать не с деепричастиями?

- Какие цели поставим?

-Тему урока называют учащиеся.


ІV. Объяснение нового материала. Поиск решения: открытие нового, формулирование правила.


1. Исследование

Цель для учителя: показать закономерность слитного и раздельного написания не с деепричастиями.

Цели для учеников: сравнить написание деепричастий, сделать выводы

Задачи: формировать умение выделять существенные признаки, анализировать, делать выводы

Личностные : стремятся развивать внимание.

Регулятивные: прогнозирование, Познавательные: поиск информации, структуирование информации, построение высказываний, выбор способов действий.

Коммуникативные:

выражение мыслей, сотрудничество с учителем.

Познавательные : анализируют, сравнивают, контролируют свою деятельность.


- Проведем исследование:

Сравните написание деепричастий с НЕ в левом столбике и в правом.
– Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями  вы отметили?
– Сделайте вывод о написании не с деепричастиями
.

не_ задумываясь       ненавидя
не_думая                 негодуя
не_прочитав           недоумевая
не_двигаясь          невзлюбив





2. Работа с правилом

« Ти - мне , я - тебе»

Учитель предлагает сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника, затем обращает их внимание на графическое обозначение данной орфограммы. В целях запоминания правила школьники один раз читают правило про себя, затем рассказывают соседу по парте.



Не напоминает ли вам это правило некое другое, связанное с правописанием НЕ?

НЕ с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ деепричастие не употребляется (отметить, что таких случаев немного, поэтому ведется речь в основном о раздельном написании НЕ с деепричастиями). Записывают слова – слитное написание.



Читают правило вслух (упр. 244).

НЕ с глаголами


3. Составление алгоритма

Цель для учителя: научить учающихся сделанные выводы, записать алгоритм.

Цели для учеников: уметь сделанные выводы записывать в алгоритм.

Коммуникативные : выражение мыслей

Личностные : имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные : анализируют, сравнивают, контролируют свою деятельность. Коммуникативные: сотрудничают со всеми участниками, аргументируют свою точку зрения, полно выражают свои мысли

- Составьте алгоритм.

- Как нужно действовать, чтобы правильно написать не с деепричастием.

1. Определить часть речи.

2. Проверить - употребляется слово без не.





Да Нет

Раздельно Слитно





4. Возвращение к проблеме.

Тренировочное упражнение:

1. Объяснительный диктант

Личностные : стремятся развивать внимание.

Регулятивные: прогнозирование, коррекция, оценивают свои действия.

Коммуникативные : выражение мыслей, сотрудничество друг с другом.

- Попробуйте применить алгоритм и объяснить правописание не с деепричастиями.

Сейчас мы будем учиться слитному и раздельному написанию НЕ с деепричастиями ( к первому примеру учитель дает алгоритм рассуждения  сам, к  остальным – отдельные учащиеся, сначала сильный, потом слабый):

Работа у доски.( к первому примеру учитель дает алгоритм рассуждения  сам, к  остальным – отдельные учащиеся, сначала сильный, потом слабый):

Дети записывают в тетрадь.

Записывают слова в две группы.



Не_зная (дееприч.) , недоумевая (без НЕ не употр.), не_сократив(дееприч.), невзлюбив(без НЕ не употр.), не_жалея (дееприч.),ненавидя(без НЕ не употр.). 


5. Физкультминутка№1

Цель для учителя: снять напряжение с глаз и активизировать работу учащихся. Цель для учеников: снять напряжение с глаз.

Задача: формирование необходимости заботиться о своём здоровье, беречь зрение.


Контролирует выполнение правильности упражнений.

Ребята, сядьте на стул, руки положите на колени, расслабьтесь, все внимание сосредоточьте на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.

Ребята, берегите свое зрение!

Выполняют действия.

Во время всей физкультминутки следят глазами за движением круга и потом следят за направлениями линий.





V. Систематизация и обобщение знаний.

1. Работа в паре (раздаточный материал ).

Цель для учителя: закрепить умения и навыки учащихся по теме, умение различать буквы и звуки, видеть их смыслоразличительную роль.

Цели для учеников: уметь применять полученные знания на практике.

Задачи: формировать умение работать в группе; отрабатывать навык анализировать и делать выводы, обобщать.

Познавательные : анализируют, сравнивают, контролируют свою деятельность. Коммуникативные: сотрудничают в паре, аргументируют свою точку зрения, полно выражают свои мысли.

Личностные: развивают навыки сотрудничества.

Регулятивные : коррекция знаний.

Докажите, что  перед нами текст.

Озаглавьте текст 
– Определите стиль текста (художественный)

Определите тип речи (повествование)

- Выпишите деепричастия, в которых допущены ошибки, исправьте , обозначьте изученную орфограмму.

Предложения связаны по смыслу и грамматически.

« Песня волчицы ».

Вывод:

-Художественный , т.к. рисует словами картину, воздействует на чувства читателя, вызывая сочувствие к волкам, характерны выразительные средства речи.

-Повествование , т.к. описывает последовательность действий, много глаголов, деепричастий, которые делают речь лаконичной, точной, позволяют избегать однообразия синтаксических конструкций.

2. Диктант с взаимопроверкой

Цель для учителя: закрепить умения и навыки учащихся по теме, умение различать суффиксы чик , ек , ик и звуки, определять их роль.

Цели для учеников: уметь применять полученные знания на практике.

Задачи: формировать умение выделять существенные признаки, анализировать, делать выводы.

-Познавательные: контролируют результаты деятельности.

-Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.



Попробуйте применить алгоритм и выполнить задание.

Распределите слова в две группы:

1. Раздельное написание

2. Слитное написание

1 ученик работает у доски, остальные пишут в тетради. Выполняют взаимопроверку.

Негодуя на людей, не разбирая дороги, не подумав о других, не задев его, не вытирая пол, недоумевая, не веря своим ушам, не заметив людей .

3.Физкультминутка№2.

«Дружно маме помогаем-

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Все полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем!

4. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель для учителя : выявить качество усвоения материала. Цели для учеников: показать степень усвоения материала.

Задачи: проверить полученные знания, умения, навыки.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные .-построение логической цепи рассуждений, контролируют результаты деятельности.

Регулятивные - оценка-осознание качества уровня усвоения.

1.Распределите слова в два столбика.

-Самостоятельно с опорой на алгоритм выполняете задание в карточке.

- Проверим.

(Не) уставая, ( не)доумевая, (не)желая, (не) присев, (не) ответив,

( не)навидя, (не)годуя, (не)дыша.


2.Выполнить упражнение учебника №246 ( стр.98).



VІ. Подведение итогов. Рефлексия.

Цель для учителя: научить обучающихся самостоятельно оценивать результат своей работы; дать оценку успешности достижения обучающихся поставленной цели.

Цели для учеников: уметь оценивать себя, уметь подводить итоги работы.

Pегулятивные. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Коммуникативные .— умение выражать свои мысли, правильно, грамотно составлять предложения.

1.« Блиц-опрос »:

- О какой теме мы сегодня говорили на уроке?

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Что надо знать, чтобы не допустить ошибки в правописании не с деепричастиями.

- Как нужно действовать, чтобы правильно написать не с деепричастием.



2. «Микрофон»:


Мы вспомнили, что –

Мы поняли –

Было интересно –

Вызвало затруднение –

Нужно выучить –


3..Оценивание.

- Итак, ребята, попробуем оценить свою работу на уроке?

- На каждой парте лежит ромашка, снежинка и подснежник ( ромашка - тема урока усвоена, подснежник- что-то не понятно, не усвоено, снежинка -не усвоил, не понял).



VІІ.Домашнее задание.

Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Цели для учеников: совершенствовать практическое применение знаний, умений, навыков, полученных на уроке.

Задачи: закрепление изученного материала, контроль.

1.Параграф 35 выучить;

2.упражнение 247 на повторение (заполнить таблицу);

3.упр. 250-письменно.