СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка СИПР для обучающихся с ТМНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная СИПР для обучающейся с ТМНР. В разработке приведен пример использования конструктора СИПР из УМК СИПР (г. Псков).

Просмотр содержимого документа
«Разработка СИПР для обучающихся с ТМНР»

Специальная индивидуальная программа развития

Цель образования обучающихся с тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями развития (2 вариант):

создание условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся, развитие максимально
возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Содержание


1. Индивидуальные сведения о ребенке


2. Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года


3. Индивидуальный учебный план


4. Расписание занятий


5. Содержание образования


6. Внеурочная деятельность


7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР


8. Программа сотрудничества с семьей




9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения



  1. Общие сведения об учащемся:

Ф.И. О. ребёнка: Жанна К.

Возраст ребёнка: 11 лет

Год рождения: 21.09.2009

Адрес проживания: ****************.

Мать: *************

Отец: *************


2. Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года

Жанна поступила в школу 1 сентября 2017г. Дошкольное образование не было организовано. Обучается индивидуально на дому по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и УО (СИПР).

У девочки сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени, которое сочетается с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП). Жанна не говорит, самостоятельно не передвигается, сидит в инвалидной коляске с фиксацией.
Эмоциональное состояние неустойчивое. Жанна склонна к перепадам настроения. Может заплакать. Реагирует на шум, вокализирует. Девочка узнает близких людей (маму, папу), реагирует эмоционально.
Обращённую речь не понимает, не соотносит себя с именем, но эмоционально реагирует на интонацию говорящего с ней: улыбается, прислушивается, вокализирует. Привлекает внимание взрослых с помощью вокализаций, двигательного беспокойства.

Работоспособность крайне низкая, зрительное и слуховое восприятие пассивное. Девочка быстро утомляется, проявляет беспокойство, плачет. Внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью. Удается привлечь внимание к некоторым ярким и звучащим предметам.

Мелкая моторика рук развита слабо. Захватывает попавший под руку предмет и сразу берет его в рот. Девочка реагирует на воду, сыпучие, вязкие материалы.
У Жанны отсутствует контроль выделений, она находится в памперсе. Ест протёртую измельченную пищу. Во время приёма пищи, одевания, раздевания требуется постоянная полная помощь взрослого.

Установить контакт с ребенком возможно через тактильно-осязательную область с голосовым сопровождением.

Ребенок воспитывается в полной семье. Родители заботливо и доброжелательно относятся к девочке, заинтересованы в успешном развитии ребенка. Родители интересуются успехами дочери, выполняют все требования и рекомендации педагогов.

По результатам мониторинга за 2020-2021 уч. год, в развитии ребенка присутствует положительная динамика. Можно отметить увеличение времени занятия. Так, улучшилось зрительное восприятие (фиксация взгляда на предметах, прослеживание за движущимися предметами и др.), слуховое восприятие (локализация удаленного источника звука, отслеживание перемещающегося источника звука и др.), кинестетическое восприятие (реакция с нейтрально-негативной изменилась на нейтрально-положительную), расширился спектр воспринимаемых раздражителей.

Заметны некоторые улучшения в действиях с предметами и материалами (более уверенный и прочный захват предметов и их удержание) и двигательном развитии (движения конечностей, головы стали менее спастичными). Заметен положительный эмоциональный отклик на занятиях (оживление, вокализация, фиксация взгляда).
В 2021-2022 уч. г. будет продолжена работа по ранее изучаемым направлениям. На занятиях будет уделяться внимание увеличению доли самостоятельности движений, стремление к выполнению действий и заданий по образцу. Достаточно большое внимание планируется уделить развитию простейших навыков самообслуживания (пользование поильником, носовым платком и др.)

Приоритетные коррекционные занятия:

  1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация.

  2. Сенсорное развитие.

  3. Предметно-практическая деятельность.

  4. Двигательное развитие.



Условия реализации специальной индивидуальной программы развития обучающейся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Технологии, используемые в обучении ребенка:

  • индивидуализация обучения

  • игровые технологии

  • создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребенка

  • «пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала

Особые образовательные потребности обучающейся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала.

В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие и др., нитки (разные виды, ткани, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).

В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы, которые развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, ворсовая щеточка, ручной массажер для расслабления мышечной мускулатуры тела, гелевая игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью и колючками для развития тактильных ощущений, ткани, еховые шарики, лоскутки и т. д.

Применяется полифункциональное игровое оборудование - мячи, кубики, пирамидки, мозаики, и др.

Во время занятия, отсутствуют посторонние раздражители, соблюдается посильная, дозированная нагрузка, смена видов деятельности в ходе занятия.

Основой занятий являются упражнения, направленные на различные стороны сенсорного развития:

- задания для развития слухового внимания на неречевом и доступном речевом материале (речевые звуки, вокализации, звукоподражательные слова и т.д.)

- задания на развитие сенсомоторных реакций и перцептивных действий.

Соблюдается охранительный режим. Продолжительность учебных занятий не превышает 20 минут, с перерывом 5-7 минут.



2.Индивидуальный учебный план на 2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

Учебный план индивидуального обучения на дому разработан в соответствии с приказом Министерства образования и науки Пермского края  от 18 июля 2014 года N СЭД-26-01-04-627 «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения на дому».

Для обучающейся организуется индивидуальное обучение на дому на основании справки ГБУЗ ПК «*********» №177 от 25.08.2017 года, заявления родителей. Обучение организовано по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с тяжелой умственной отсталостью, 2 вариант (СИПР) на основании заключения комплексного обследования ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии от 23.12.2017 года и заявления родителей.

При определении учебной нагрузки обучающейся учтены её психофизические возможности, состояние здоровья, рекомендации ПМПК.

Предмет

Количество часов

Педагог

Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация

3

Коротаева О.П., учитель-дефектолог

Сенсорное развитие

3

Коротаева О.П., учитель-дефектолог

Предметно-практические действия

2

Коротаева О.П., учитель-дефектолог

Двигательное развитие

2

Коротаева О.П., учитель-дефектолог

Итого

10



При планировании содержания и продолжительности занятий учитываются индивидуальные особенности ребенка. Педагогом-психологом проводятся консультации для родителей.



  1. Расписание занятий на 2020-2021 учебный год

Время

Учебные предметы

Учитель

Понедельник

14.10 – 14.30

Развитие речи и альтернативная коммуникация

Коротаева О.П.

14.35 – 14.55

Сенсорное развитие

Коротаева О.П.

Среда

14.10 – 14.30

Развитие речи и альтернативная коммуникация

Коротаева О.П.

15.00 – 15.20

Предметно-практическая деятельность

Коротаева О.П.

15.25 – 15.45

Двигательное развитие

Коротаева О.П.

Четверг

14.10 – 14.30

Предметно-практическая деятельность

Коротаева О.П.

14.35 – 14.55

Сенсорное развитие

Коротаева О.П.

Пятница

14.10 – 14.30

Развитие речи и альтернативная коммуникация

Коротаева О.П.

14.35 – 14.55

Сенсорное развитие

Коротаева О.П.

15.00 – 15.20

Двигательное развитие

Коротаева О.П.



  1. Содержание коррекционных курсов.

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация.




1.1. Коммуникация.



1.1.1. Коммуникация с использованием вербальных средств.



  • 1.1.1.1. Установление зрительного контакта с собеседником;

  • 1.1.1.2. Установление контакта с собеседником

  • 1.1.1.3. Реагирование на собственное имя



1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.



1.2.1. Импрессивная речь.



  • 1.2.1.1. Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др.

  • 1.2.1.2. Реагирование на собственное имя

  • 1.2.1.3. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов



2. Сенсорное развитие




2.1. Зрительное восприятие.



  • Фиксация взгляда на лице человека

  • Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки)

  • Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка)

  • Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад)

  • Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом



2.2. Слуховое восприятие.



  • Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии)

  • Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука

  • Локализация неподвижного удаленного источника звука

  • Соотнесение звука с его источником



2.3. Кинестетическое восприятие.



  • Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека

  • Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий)

  • Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей



2.4. Восприятие запаха.



  • Адекватная реакция на запахи



3 ППД




3.1. Действия с материалами.



  • Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами)

  • Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя)

  • Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу)

  • Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой)



3.2. Действия с предметами.



  • Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.)

  • Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.)

  • Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем)

  • Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами)

  • Вынимание предметов из емкости

  • Складывание предметов в емкость

  • Перекладывание предметов из одной емкости в другую



4. Двигательное развитие





  • Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые»

  • Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание

  • Выполнение движений плечами

  • Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы), одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы)





6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР:

Учитель (учитель-дефектолог), педагог-психолог.


7.Внеурочная деятельность.


Название мероприятия



Планируемая деятельность ребенка в мероприятии



Участие ребенка в мероприятии

День знаний


присутствие на торжественной линейке




Новогодний праздник



присутствие на новогоднем празднике




«Масленица»




присутствие на мероприятии




«Последний звонок»

присутствие на торжественной линейке





В течение учебного года запланировано посещение библиотеки, сопровождение на мероприятия, проводимые Домами культуры (п.Менделеево, д.Савино), участие в муниципальных фестивалях для детей с ОВЗ.

8. Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия


Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

  • индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей)

  • участие в тематических семинарах:

«Реализация СИПР в домашних условиях» и др.


Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР

  • заключение договора о сотрудничестве между родителями и ОО

  • Обсуждение специалистами совместно с родителями содержания обучения и воспитания ребенка, вносимого в СИПР

  • информирование электронными средствами

  • личные встречи, беседы



Психологическая поддержка семьи

  • участие в тренингах и семинарах

  • индивидуальные консультации с психологом



Организация участия родителей во внеурочной деятельности

  • привлечение родителей к участию в традиционных и тематических мероприятиях.




9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Условные обозначения

Уровни самостоятельности при выполнении заданий

не выполняет задание

-

выполняет задание со значительной помощью

зп

выполняет задание с частичной помощью

чп

выполняет задание по подражанию

п

выполняет задание по образцу

о

выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки

со

выполняет задание самостоятельно (без ошибок)

+

Реакция на воздействия

негативная реакция

нг

нейтральная реакция

нр

положительная реакция

пр