Специальная индивидуальная программа развития
Цель образования обучающихся с тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и
множественными нарушениями развития (2 вариант):
создание условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся, развитие максимально
возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Содержание | |
1. Индивидуальные сведения о ребенке | |
2. Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года | |
3. Индивидуальный учебный план | |
4. Расписание занятий | |
5. Содержание образования | |
6. Внеурочная деятельность | |
7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР | |
8. Программа сотрудничества с семьей | |
| |
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения | |
Общие сведения об учащемся:
Ф.И. О. ребёнка: Жанна К.
Возраст ребёнка: 11 лет
Год рождения: 21.09.2009
Адрес проживания: ****************.
Мать: *************
Отец: *************
2. Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года
Жанна поступила в школу 1 сентября 2017г. Дошкольное образование не было организовано. Обучается индивидуально на дому по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и УО (СИПР).
У девочки сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени, которое сочетается с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП). Жанна не говорит, самостоятельно не передвигается, сидит в инвалидной коляске с фиксацией.
Эмоциональное состояние неустойчивое. Жанна склонна к перепадам настроения. Может заплакать. Реагирует на шум, вокализирует. Девочка узнает близких людей (маму, папу), реагирует эмоционально.
Обращённую речь не понимает, не соотносит себя с именем, но эмоционально реагирует на интонацию говорящего с ней: улыбается, прислушивается, вокализирует. Привлекает внимание взрослых с помощью вокализаций, двигательного беспокойства.
Работоспособность крайне низкая, зрительное и слуховое восприятие пассивное. Девочка быстро утомляется, проявляет беспокойство, плачет. Внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью. Удается привлечь внимание к некоторым ярким и звучащим предметам.
Мелкая моторика рук развита слабо. Захватывает попавший под руку предмет и сразу берет его в рот. Девочка реагирует на воду, сыпучие, вязкие материалы.
У Жанны отсутствует контроль выделений, она находится в памперсе. Ест протёртую измельченную пищу. Во время приёма пищи, одевания, раздевания требуется постоянная полная помощь взрослого.
Установить контакт с ребенком возможно через тактильно-осязательную область с голосовым сопровождением.
Ребенок воспитывается в полной семье. Родители заботливо и доброжелательно относятся к девочке, заинтересованы в успешном развитии ребенка. Родители интересуются успехами дочери, выполняют все требования и рекомендации педагогов.
По результатам мониторинга за 2020-2021 уч. год, в развитии ребенка присутствует положительная динамика. Можно отметить увеличение времени занятия. Так, улучшилось зрительное восприятие (фиксация взгляда на предметах, прослеживание за движущимися предметами и др.), слуховое восприятие (локализация удаленного источника звука, отслеживание перемещающегося источника звука и др.), кинестетическое восприятие (реакция с нейтрально-негативной изменилась на нейтрально-положительную), расширился спектр воспринимаемых раздражителей.
Заметны некоторые улучшения в действиях с предметами и материалами (более уверенный и прочный захват предметов и их удержание) и двигательном развитии (движения конечностей, головы стали менее спастичными). Заметен положительный эмоциональный отклик на занятиях (оживление, вокализация, фиксация взгляда).
В 2021-2022 уч. г. будет продолжена работа по ранее изучаемым направлениям. На занятиях будет уделяться внимание увеличению доли самостоятельности движений, стремление к выполнению действий и заданий по образцу. Достаточно большое внимание планируется уделить развитию простейших навыков самообслуживания (пользование поильником, носовым платком и др.)
Приоритетные коррекционные занятия:
Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация.
Сенсорное развитие.
Предметно-практическая деятельность.
Двигательное развитие.
Условия реализации специальной индивидуальной программы развития обучающейся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Технологии, используемые в обучении ребенка:
индивидуализация обучения
игровые технологии
создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребенка
«пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала
Особые образовательные потребности обучающейся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала.
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие и др., нитки (разные виды, ткани, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы, которые развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, ворсовая щеточка, ручной массажер для расслабления мышечной мускулатуры тела, гелевая игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью и колючками для развития тактильных ощущений, ткани, еховые шарики, лоскутки и т. д.
Применяется полифункциональное игровое оборудование - мячи, кубики, пирамидки, мозаики, и др.
Во время занятия, отсутствуют посторонние раздражители, соблюдается посильная, дозированная нагрузка, смена видов деятельности в ходе занятия.
Основой занятий являются упражнения, направленные на различные стороны сенсорного развития:
- задания для развития слухового внимания на неречевом и доступном речевом материале (речевые звуки, вокализации, звукоподражательные слова и т.д.)
- задания на развитие сенсомоторных реакций и перцептивных действий.
Соблюдается охранительный режим. Продолжительность учебных занятий не превышает 20 минут, с перерывом 5-7 минут.
2.Индивидуальный учебный план на 2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Учебный план индивидуального обучения на дому разработан в соответствии с приказом Министерства образования и науки Пермского края от 18 июля 2014 года N СЭД-26-01-04-627 «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения на дому».
Для обучающейся организуется индивидуальное обучение на дому на основании справки ГБУЗ ПК «*********» №177 от 25.08.2017 года, заявления родителей. Обучение организовано по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с тяжелой умственной отсталостью, 2 вариант (СИПР) на основании заключения комплексного обследования ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии от 23.12.2017 года и заявления родителей.
При определении учебной нагрузки обучающейся учтены её психофизические возможности, состояние здоровья, рекомендации ПМПК.
Предмет | Количество часов | Педагог |
Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация | 3 | Коротаева О.П., учитель-дефектолог |
Сенсорное развитие | 3 | Коротаева О.П., учитель-дефектолог |
Предметно-практические действия | 2 | Коротаева О.П., учитель-дефектолог |
Двигательное развитие | 2 | Коротаева О.П., учитель-дефектолог |
Итого | 10 | |
При планировании содержания и продолжительности занятий учитываются индивидуальные особенности ребенка. Педагогом-психологом проводятся консультации для родителей.
Расписание занятий на 2020-2021 учебный год
Время | Учебные предметы | Учитель |
Понедельник |
14.10 – 14.30 | Развитие речи и альтернативная коммуникация | Коротаева О.П. |
14.35 – 14.55 | Сенсорное развитие | Коротаева О.П. |
Среда |
14.10 – 14.30 | Развитие речи и альтернативная коммуникация | Коротаева О.П. |
15.00 – 15.20 | Предметно-практическая деятельность | Коротаева О.П. |
15.25 – 15.45 | Двигательное развитие | Коротаева О.П. |
Четверг |
14.10 – 14.30 | Предметно-практическая деятельность | Коротаева О.П. |
14.35 – 14.55 | Сенсорное развитие | Коротаева О.П. |
Пятница |
14.10 – 14.30 | Развитие речи и альтернативная коммуникация | Коротаева О.П. |
14.35 – 14.55 | Сенсорное развитие | Коротаева О.П. |
15.00 – 15.20 | Двигательное развитие | Коротаева О.П. |
Содержание коррекционных курсов.
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация. | | | |
1.1. Коммуникация. | | |
1.1.1. Коммуникация с использованием вербальных средств. | | |
1.1.1.1. Установление зрительного контакта с собеседником; 1.1.1.2. Установление контакта с собеседником 1.1.1.3. Реагирование на собственное имя | | |
1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. | | |
1.2.1. Импрессивная речь. | | |
1.2.1.1. Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др. 1.2.1.2. Реагирование на собственное имя 1.2.1.3. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов | | |
2. Сенсорное развитие | | | |
2.1. Зрительное восприятие. | | |
Фиксация взгляда на лице человека Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки) Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка) Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад) Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом | | |
2.2. Слуховое восприятие. | | |
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии) Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука Локализация неподвижного удаленного источника звука Соотнесение звука с его источником | | |
2.3. Кинестетическое восприятие. | | |
Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий) Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей | | |
2.4. Восприятие запаха. | | |
| | |
3 ППД | | | |
3.1. Действия с материалами. | | |
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами) Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя) Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу) Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой) | | |
3.2. Действия с предметами. | | |
Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.) Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.) Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем) Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами) Вынимание предметов из емкости Складывание предметов в емкость Перекладывание предметов из одной емкости в другую | | |
4. Двигательное развитие | | | | |
Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые» Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание Выполнение движений плечами Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы), одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы) | | |
6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР:
Учитель (учитель-дефектолог), педагог-психолог.
7.Внеурочная деятельность.
Название мероприятия | Планируемая деятельность ребенка в мероприятии | Участие ребенка в мероприятии |
День знаний | присутствие на торжественной линейке | |
Новогодний праздник | присутствие на новогоднем празднике | |
«Масленица» | присутствие на мероприятии | |
«Последний звонок» | присутствие на торжественной линейке | |
В течение учебного года запланировано посещение библиотеки, сопровождение на мероприятия, проводимые Домами культуры (п.Менделеево, д.Савино), участие в муниципальных фестивалях для детей с ОВЗ.
8. Программа сотрудничества с семьей
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей) участие в тематических семинарах: «Реализация СИПР в домашних условиях» и др. | |
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР | заключение договора о сотрудничестве между родителями и ОО Обсуждение специалистами совместно с родителями содержания обучения и воспитания ребенка, вносимого в СИПР информирование электронными средствами личные встречи, беседы | |
Психологическая поддержка семьи | | |
Организация участия родителей во внеурочной деятельности | | |
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения
Уровни самостоятельности при выполнении заданий |
не выполняет задание | - |
выполняет задание со значительной помощью | зп |
выполняет задание с частичной помощью | чп |
выполняет задание по подражанию | п |
выполняет задание по образцу | о |
выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки | со |
выполняет задание самостоятельно (без ошибок) | + |
Реакция на воздействия |
негативная реакция | нг |
нейтральная реакция | нр |
положительная реакция | пр |