СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока поможет учителю сэкономить время подготовки к уроку русского языка в 4 классе по системе  Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

Русский язык 4 класс

( Система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова)

Тема: «Систематизация знаний о синтаксических единицах».

Цели: Закреплять знания о синтаксических единицах. Учить анализировать, сопоставлять и рассуждать. Вырабатывать умение работать в сотрудничестве. Воспитывать интерес к изучению русского языка. Развивать зрительную память, внимание, самооценку.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Рефлексия.

  1. Работа с моделями.

-Посмотрите на модели, о чем они сообщают? (О том, что слова друг с другом связываются с помощью подчинительной, сочинительной, взаимной связи)

- Какая из моделей лишняя? ( Третья, т.к. она указывает на грамматические признаки глагола)

-Как называются слова, связанные между собой разными видами связи? (Синтаксическими единицами.)

-Приведите примеры разных синтаксических единиц.

(Располагаю схемы в ряд, дети под каждой из них записывают по 1-2 примера синтаксических единиц)

  1. Работа в парах.

-Помните рассказ Л. Петрушевской «Пуськи бятые»? (У детей текст на партах).

-Прочитаем его вслух, чтобы всем было понятно, о чем в нем идет речь.

(Ученик читает).







ПУСЬКИ БЯТЫЕ

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:

— Калушата! Калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит:

— Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам:

— Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А Бутявка волит за напушкой:

— Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

-Какие значения в этом рассказе понятны, а какие - нет?

(Лексические - понятны, а грамматические – не понятны)

-Если вам понятны грамматические значения, найдите в тексте рассказа синтаксические единицы с разным типом связи. Работать будем в парах, но сначала каждый сам находит нужные словосочетания, затем – сверяемся друг с другом.

1ряд подбирает синт. ед. с подчинительной связью;

2 ряд – с сочинительной;

3 ряд – со взаимной.

Результаты работы в парах представим на доске и в тетрадях. (Парами – 1,2,3 парта и т.д.)

Подчинительная связь Сочинительная связь Подчинительная связь

Калуша с калушатами увазила и волит сяпала калуша

сяпала по напушке сопритюкнулась и усяпала калушата стрямкали

увазила бутявку дюбые и некузявые бутявка вздребезнулась

бутявку стрямкали калуша волит





бутявка некузявая калушата вычучили

валит за напушкой бутявка волит

зюмо некузявые калушата подудонились

- О какой группе записанных нами синтаксических единиц можно сказать, что это – словосочетания? (О первой, так как слова связаны подчинительной связью).

- Как называются слова в словосочетании? (Независимое и зависимое)

-На что указывает независимый член? (Что оно называет – предмет, признак или действие).

-А зависимый? (Уточняет название предмета, признака, действия).

Давайте произведем разбор словосочетаний (на доске и в тетрадях).

Физминутка. Вы, наверное, устали? И поэтому все встали,

Сладко-сладко потянулись, и пригнулись, разогнулись,

Улыбнемся – день хороший, и похлопаем в ладоши!

Повернемся вправо, влево, наконец, присядем смело.

  1. Работа в группах.

- Я вижу, ребята, что могу вам доверить важное дело – проверить работы учащихся 4 класса из другой школы. Они в группах выполняли следующее задание – определяли вид связи в синтаксических единицах. Вот что у них получилось.

(Учащиеся делятся на группы.)

1группа: Лиза, Саша, Лера, Сережа, Веринела

2группа: Данил, Катя, Эля С., Эля Я., Антон

3 группа: Алим, Артем, Коля М., Егор, Гуля

4 группа: Мадина, Коля П., Илья, Азад,

- Давайте повторим правила работы в группе (распределить роли – «планировщик», «исполнитель», «контролер», представитель; работать слаженно, давать высказаться, уважать мнение другого и т.д.)



(Задания на карточках)

1группа 2 группа

Пунктирная линия Настоящее чудо

вчера и сегодня веет ласково

выбираем подарок растут березы и клены

сидеть прямо перед концертом

над горизонтом портрет директора

3 группа 4 группа

Ребята трудятся Читать о Пушкине

подъехать к станции были прочитаны

будет петь в цирке или зоопарке

в цирке или зоопарке урок заканчивается

любимое занятие давняя мечта

По окончанию работы выходят представители групп и сообщают,что было верно выполнено и какие ошибки допущены. Остальные соглашаются или нет.

Отмечаются группы, которые наиболее быстро и качественно справились с заданием.

  1. Итог урока.

- Я думаю, ребята, что вы успешно справитесь с заданиями, выполняя проверочную работу. Задание на дом.

-Урок закончен.