СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока № 3 "Деление с остатком" (5 класс, учебник Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков и др.)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка третьего урока по теме "Деление с остатком".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока № 3 "Деление с остатком" (5 класс, учебник Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков и др.)»

Ур о к № 3. Деление с остатком

Основная дидактическая цель урока: совершенствовать навык выполнения действия деления с остатком, продолжить работу над текстовыми задачами и уравнениями.


Х о д у р о к а

I. Организационный момент

II. Устный счёт

1. С. 96, № 3.162.

Ответ:

а) 25, 75, 5, 30, 14, 7, 20, 10;

б) 45, 3, 84, 72, 9, 36, 18, 90.

2. Решите задачу.

Десять учеников обменялись открытками. Сколько всего открыток раздали?

(10 9 = 90.)

– Что вы можете сказать про эту задачу?

– Объясните её решение.

III. Работа по теме урока

1. Рассмотрим уравнения.

x : 6 = 5 (ост. 3)

100 : b = 8 (ост. 4)

y : 15 = 10 (ост. 3)

y : 75 = 3 (ост. 4)

45 : а = 7 (ост. 3)

29 : х = 4 (ост. 1)

– На какие две группы можно разделить данные уравнения?

– Решим сначала уравнения первой группы.

– Как найти делимое при делении с остатком?

x : 6 = 5 (ост. 3) у : 75 = 3 (ост. 4) у : 15 = 10 (ост. 3)

x = 5 ・ 6 + 3 у = 75 ・ 3 + 4 у = 10 ・ 15 + 3

x = 33 у = 229 у = 153

Ответ: 33. Ответ: 229. Ответ: 153.

– Что неизвестно в уравнениях второй группы?

– Попробуйте сформулировать правило, как найти неизвестный делитель при делении с остатком.

100 : b = 8 (ост. 4) 29 : х = 4 (ост. 1) 45 : а = 7 (ост. 3)

b = (100 – 4) : 8 х = (29 – 1) : 4 а = (45 – 3) : 7

b = 12 х = 7 а = 6

Ответ: 12. Ответ: 7. Ответ: 6.

2. С. 95, № 3.149.

IV. Работа над задачей

С. 94, № 3.146.

– Сколько цистерн понадобится?

– Какова грузоподъёмность автоцистерны?

– Прочитайте, что нужно узнать в задаче.

– Составьте план решения задачи.

1) 32 ・ 43 = 1376 (т) – грузоподъёмность 43 автоцистерн.

2) 1376 : 60 = 22 (ост. 56) – потребуется железнодорожных цистерн.

3) 23 ・ 60 = 1380 (т) – нефти в железнодорожных цистернах.

4) 1380 – 1376 = 4 (т) – останется нефти.

V. Повторение изученного материала

С. 96, № 3.170 (работа в паре).

VI. Самостоятельная работа

(Задания на билетах.)

Б и л е т № 1

1. С помощью какого действия находят неизвестный множитель?

2. Вычислите.

1 789 405 : 2143 = 835

Б и л е т № 2

1. Как называется число, которое делят?

2. Вычислите.

18 291 000 : 273 = 67 000

Б и л е т № 3

1. Что такое делитель?

2. Частное 18 252 : 36 равно:

а) 57 б) 570 в) 4170 г) 507

Б и л е т № 4

1. Как называется результат деления?

2. Значение выражения 972 : 9 : 3 равно:

а) 6 б) 36 в) 324 г) 108

Б и л е т № 5

1. Как найти неизвестное делимое?

2. Найдите неполное частное и остаток.

1732 : 41 = 42 (ост. 10)

Б и л е т № 6

1. Как найти неизвестный делитель?

2. Найдите неполное частное и остаток.

4183 : 53 = 78 (ост. 49)

Б и л е т № 7

1. Чему равно а : 1, а : а, 0 : а? (а, 1, 0.)

2. Выполните действие.

782 : 26 = 30 (ост. 2)

110 Умножение и деление натуральных чисел

Б и л е т № 8

1. Может ли остаток быть больше делителя? равным делителю?

2. Выполните действие.

312 : 19 = 16 (ост. 8)

Б и л е т № 9

1. Как называются числа при делении с остатком?

2. Выразите делимое через неполное частное, делитель и остаток.

406 : 16

Ответ: 406 – делимое, 16 – делитель, 25 – неполное частное, 6 – остаток.

406 = 16 ・ 25 + 6

Б и л е т № 10

1. Как найти делимое по неполному частному, делителю и остатку?

2. Выразите делимое через неполное частное, делитель и остаток.

810 : 25

Ответ: 810 – делимое, 25 – делитель, 32 – неполное частное, 10 – остаток.

810 = 25 ・ 32 + 10

VII. Рефлексия

– Какие вопросы возникли у вас на сегодняшнем уроке?

Домашнее задание

С. 97, № 3.178, 3.179, 3.180.