У р о к № 1. Деление с остатком
Основная дидактическая цель урока: повторить деление с остатком, учить выполнять деление с остатком.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Устный счёт
– Какой вариант продолжения определения верный?
1. Делитель – это…
а) число, которое делят
б) число, на которое делят
в) число – результат деления
2. Частное – это…
а) число, на которое делят
б) число, которое делят
в) число – результат деления
3. Делимое – это…
а) число – результат деления
б) число, на которое делят
в) число, которое делят
– Выполните деление.
30 : 5 = 34 : 5 = 81 : 8 =
47 : 6 = 42 : 6 = 16 : 2 =
– На какие две группы можно разделить выражения?
– Выпишите и решите те выражения, в которых есть деление с остатком.
– Расскажите, как выполняется деление с остатком.
III. Работа по теме урока
Не всегда одно натуральное число делится на другое число.
Но всегда можно выполнить деление с остатком. Что значит разделить с остатком?
С. 94 (работа по статье учебника).
(Ученики читают, обсуждают и озаглавливают каждый абзац пункта, составляют конспект.)
1. Деление одного натурального числа на другое нацело не всегда возможно.
2. При делении с остатком числа называются так:
23 – делимое, 4 – делитель, 5 – неполное частное, 3 – остаток.
3. Остаток всегда меньше делителя.
4. Чтобы найти делимое при делении с остатком, надо умножить неполное частное на делитель и к полученному произведению прибавить остаток.
23 = 5 ・ 4 + 3.
IV. Работа по учебнику
1. С. 95, № 3.150.
Ответ:
548 : 9 = 60 (ост. 8)
371 : 6 = 61 (ост. 5)
293 : 10 = 29 (ост. 3)
100 000 : 3 = 33 333 (ост. 1)
224 : 100 = 2 (ост. 24)
6140 : 78 = 78 (ост. 56)
10 744 : 56 = 191 (ост. 48)
82 400 : 2700 = 30 (ост. 1400)
70 696 : 131 = 539 (ост. 87)
2. С. 95, № 3.151 (устно).
V. Работа над задачей
1. С. 94, № 3.144.
– Сколько всего плёнки?
– Можно ли узнать, сколько парников можно сделать из 100 м плёнки?
– Сколько метров плёнки нужно для одного парника?
– Как узнать, сколько получится парников?
– Составьте план решения задачи.
– Решите задачу.
100 : 14 = 7 (ост. 2) – 7 парников и 2 м плёнки в остатке.
2. С. 94, № 3.145 (работа в паре).
Ответ:
1) 20 ・ 10 = 200 (т.)
2) 200 : 17 = 11 (ост. 13) – 11 букетов и 13 тюльпанов.
VI. Работа в рабочей тетради
С. 31, № 1.
VII. Тест
1. При делении числа на 46 может получиться остаток:
1) 48 2) 45 3) 46 4) 47
2. Скорость пешехода 5 км/ч, а скорость велосипедиста 20 км/ч. Во сколько раз скорость велосипедиста больше скорости пешехода?
1) в 2 раза 3) в 4 раза
2) в 3 раза 4) в 5 раз
3. За 3 ч теплоход проплыл 90 км, а поезд за 2 ч проехал 120 км. Во сколько раз скорость поезда больше скорости теплохода?
1) в 4 раза 2) в 3 раза 3) в 2 раза
VIII. Рефлексия
– Что было для вас трудным на уроке?
– Какой остаток может быть при делении на 19?
– При делении на 480 получился остаток 45. Правильно ли выполнено деление?
Домашнее задание
С. 97, № 3.172, 3.176.