СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-обобщение по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" построен на воспитании любви к матери, к своей родине.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными обобщение и систематизация изученного

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

обобщение и систематизация изученного

Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. Подарите улыбки друг другу. Улыбнитесь друг другу, себе. Окажите такую услугу, Улыбнитесь, пожалуйста, мне.  Приятного вам учебного дня!

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу.

Улыбнитесь друг другу, себе.

Окажите такую услугу,

Улыбнитесь, пожалуйста, мне.

Приятного вам учебного дня!

Цели урока: Повторить классификацию основных групп сложноподчиненных предложений.  Повторить классификацию СПП с несколькими придаточными.  Повторить правила постановки знаков препинания в СПП.  Повторить синтаксический разбо р СПП.

Цели урока:

  • Повторить классификацию основных групп сложноподчиненных предложений.

  • Повторить классификацию СПП с несколькими придаточными.

  • Повторить правила постановки знаков препинания в СПП.

  • Повторить синтаксический разбо р СПП.
 Верны ли утверждения?  1. Союзы что, если, где  –   подчинительные  2. Придаточные определительные отвечают на вопрос когда?  3. Предложение – это синтаксическая единица.  4. Слово который – это относительное местоимение.  5. Союз однако – подчинительный.  6. Придаточные изъяснительные отвечают на вопрос какой?  7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей.  8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение  9. [ … ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

Верны ли утверждения?

1. Союзы что, если, где  подчинительные 2. Придаточные определительные отвечают на вопрос когда? 3. Предложение – это синтаксическая единица. 4. Слово который – это относительное местоимение. 5. Союз однако – подчинительный. 6. Придаточные изъяснительные отвечают на вопрос какой? 7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей. 8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение 9. [ … ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

Ответ: 101 100 101

Ответ:

101 100 101

Повторим: Какие типы сложных предложений знаете?  Как определить, что это сложное предложение?  Как определить тип сложного предложения?

Повторим:

  • Какие типы сложных предложений знаете?
  • Как определить, что это сложное предложение?
  • Как определить тип сложного предложения?
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными Однородное подчинение Последователь-ное подчинение Параллельное подчинение Комбинирован-ное подчинение

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Однородное подчинение

Последователь-ное подчинение

Параллельное подчинение

Комбинирован-ное подчинение

Укажите сложноподчинённое предложение 1. О матерях можно рассказывать бесконечно. 2. Мама первая заглянула в наши глаза, она первая услышала наш голос. 3. В её чутком сердце никогда не гаснет любовь, и она ни к чему не останется равнодушной. 4. Мы в вечном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь.

Укажите сложноподчинённое предложение

  • 1. О матерях можно рассказывать бесконечно.
  • 2. Мама первая заглянула в наши глаза, она первая услышала наш голос.
  • 3. В её чутком сердце никогда не гаснет любовь, и она ни к чему не останется равнодушной.
  • 4. Мы в вечном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь.
Расставьте запятые 1. Когда я стараюсь вспомнить матушку такою какой она была мне представляются только её карие глаза. 2. Пишут мне что ты тая тревогу  Загрустила шибко обо мне  Что ты часто ходишь на дорогу  В старомодном ветхом шушуне .

Расставьте запятые

1. Когда я стараюсь вспомнить матушку такою какой она была мне представляются только её карие глаза.

2. Пишут мне что ты тая тревогу

Загрустила шибко обо мне

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне .

Проверим! 1 .(Когда я стараюсь вспомнить матушку такою), (какой она была),[ мне представляются только её карие глаза ] 2.[Пишут мне], (что ты, тая тревогу,  Загрустила шибко обо мне),  (Что ты часто ходишь на дорогу  В старомодном ветхом шушуне).  С.Есенин «Письмо к матери»

Проверим!

1 .(Когда я стараюсь вспомнить матушку такою), (какой она была),[ мне представляются только её карие глаза ]

2.[Пишут мне], (что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне),

(Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне).

С.Есенин «Письмо к матери»

Стихотворение Н.Рыленкова   Я помню руки матери моей, Что утирали слёзы мне когда-то. В пригоршнях приносили мне с полей Всё, чем весна в родном краю богата.   Я помню руки матери моей, И я хочу, чтоб повторяли дети: «Натруженные руки матерей, Святее вас нет ничего на свете!»

Стихотворение Н.Рыленкова

Я помню руки матери моей,

Что утирали слёзы мне когда-то.

В пригоршнях приносили мне с полей

Всё, чем весна в родном краю богата.

 

Я помню руки матери моей,

И я хочу, чтоб повторяли дети:

«Натруженные руки матерей,

Святее вас нет ничего на свете!»

Послушайте письмо писателя Л.Андреева (автора рассказа «Кусака») к матери.  «Милая моя мамочка! Ты всё думаешь, что это шутки, а я серьёзнейшим образом говорю, что очень люблю твои письма и что ты чрезвычайно близка мне в письмах и по духу, и по уму…  Всегда я знаю и чувствую, что никто так не поймёт меня, как ты. Если я огорчаю тебя, то знай, что сам я от этого мучаюсь и стыжусь. Просто я недостаточно хороший человек, чтобы полностью отплатить тебе за всё твоё добро, и я это сознаю».

Послушайте письмо писателя Л.Андреева (автора рассказа «Кусака») к матери.

«Милая моя мамочка! Ты всё думаешь, что это шутки, а я серьёзнейшим образом говорю, что очень люблю твои письма и что ты чрезвычайно близка мне в письмах и по духу, и по уму…

Всегда я знаю и чувствую, что никто так не поймёт меня, как ты. Если я огорчаю тебя, то знай, что сам я от этого мучаюсь и стыжусь. Просто я недостаточно хороший человек, чтобы полностью отплатить тебе за всё твоё добро, и я это сознаю».

Составьте предложения (устно)  Начало предложений:  При солнце тепло,… Птица радуется весне,… Без отца – полсироты,… У детины заболит пальчик,… Живы родители – почитай,… Мать кормит детей…  Продолжение предложений: … а младенец – матери; а при матери добро; а у матери – сердце; а без матери – и вся сирота; умерли – поминай; как земля людей.

Составьте предложения (устно)

Начало предложений:

При солнце тепло,… Птица радуется весне,… Без отца – полсироты,… У детины заболит пальчик,… Живы родители – почитай,… Мать кормит детей…

Продолжение предложений:

а младенец – матери; а при матери добро; а у матери – сердце; а без матери – и вся сирота; умерли – поминай; как земля людей.

Составьте предложения  по схемам 1.[Я знаю…], (как… ), (как… ). 2.(Чтобы... ), [ ], (как… ). 3.[Я уверен в том], ( что… ),  (потому что …).

Составьте предложения по схемам

1.[Я знаю…], (как… ), (как… ).

2.(Чтобы... ), [ ], (как… ).

3.[Я уверен в том], ( что… ),

(потому что …).

1.[Я знаю], (как вам хочется успешно закончить этот учебный год), (как не терпится встретиться с летом). 2.(Чтобы вы были всегда уверены в своих силах),[сегодня мы должны закрепить знания о том], (как правильно ставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными). 3.[Я уверена в том], ( что эти знания вам пригодятся),(потому что вижу всех вас в будущем образованными и успешными).

1.[Я знаю], (как вам хочется успешно закончить этот учебный год), (как не терпится встретиться с летом).

2.(Чтобы вы были всегда уверены в своих силах),[сегодня мы должны закрепить знания о том], (как правильно ставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными).

3.[Я уверена в том], ( что эти знания вам пригодятся),(потому что вижу всех вас в будущем образованными и успешными).

Выполнение тестовых заданий  Задание В 8 Определите виды подчинения придаточных предложений.

Выполнение тестовых заданий Задание В 8

  • Определите виды подчинения придаточных предложений.
Проверим:   с последовательным 1,3,8 с параллельным  2,5,7 с однородным подчинением 4,6

Проверим:

с последовательным 1,3,8

с параллельным 2,5,7

с однородным подчинением 4,6

Итог урока:   Чему вы научились на уроке? ■ Какие задания понравились? ■ Над чем заставил задуматься? ■ На какие размышления навёл? Оценки за урок.

Итог урока:

Чему вы научились на уроке?

■ Какие задания понравились?

■ Над чем заставил задуматься?

■ На какие размышления навёл?

Оценки за урок.

Домашнее задание.   1. Готовиться к контрольной работе по теме. 2. На выбор: сочинить рассказ, состоящий только из СПП;  сказку о СПП; - кроссворд о СПП.

Домашнее задание.

  • 1. Готовиться к контрольной работе по теме.
  • 2. На выбор:
  • сочинить рассказ, состоящий только из СПП;
  • сказку о СПП;
  • - кроссворд о СПП.