Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
обобщение и систематизация изученного
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу.
Улыбнитесь друг другу, себе.
Окажите такую услугу,
Улыбнитесь, пожалуйста, мне.
Приятного вам учебного дня!
Цели урока:
- Повторить классификацию основных групп сложноподчиненных предложений.
- Повторить классификацию СПП с несколькими придаточными.
- Повторить правила постановки знаков препинания в СПП.
- Повторить синтаксический разбо р СПП.
Верны ли утверждения?
1. Союзы что, если, где – подчинительные 2. Придаточные определительные отвечают на вопрос когда? 3. Предложение – это синтаксическая единица. 4. Слово который – это относительное местоимение. 5. Союз однако – подчинительный. 6. Придаточные изъяснительные отвечают на вопрос какой? 7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей. 8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение 9. [ … ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.
Ответ:
101 100 101
Повторим:
- Какие типы сложных предложений знаете?
- Как определить, что это сложное предложение?
- Как определить тип сложного предложения?
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Однородное подчинение
Последователь-ное подчинение
Параллельное подчинение
Комбинирован-ное подчинение
Укажите сложноподчинённое предложение
- 1. О матерях можно рассказывать бесконечно.
- 2. Мама первая заглянула в наши глаза, она первая услышала наш голос.
- 3. В её чутком сердце никогда не гаснет любовь, и она ни к чему не останется равнодушной.
- 4. Мы в вечном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь.
Расставьте запятые
1. Когда я стараюсь вспомнить матушку такою какой она была мне представляются только её карие глаза.
2. Пишут мне что ты тая тревогу
Загрустила шибко обо мне
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне .
Проверим!
1 .(Когда я стараюсь вспомнить матушку такою), (какой она была),[ мне представляются только её карие глаза ]
2.[Пишут мне], (что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне),
(Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне).
С.Есенин «Письмо к матери»
Стихотворение Н.Рыленкова
Я помню руки матери моей,
Что утирали слёзы мне когда-то.
В пригоршнях приносили мне с полей
Всё, чем весна в родном краю богата.
Я помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей,
Святее вас нет ничего на свете!»
Послушайте письмо писателя Л.Андреева (автора рассказа «Кусака») к матери.
«Милая моя мамочка! Ты всё думаешь, что это шутки, а я серьёзнейшим образом говорю, что очень люблю твои письма и что ты чрезвычайно близка мне в письмах и по духу, и по уму…
Всегда я знаю и чувствую, что никто так не поймёт меня, как ты. Если я огорчаю тебя, то знай, что сам я от этого мучаюсь и стыжусь. Просто я недостаточно хороший человек, чтобы полностью отплатить тебе за всё твоё добро, и я это сознаю».
Составьте предложения (устно)
Начало предложений:
При солнце тепло,… Птица радуется весне,… Без отца – полсироты,… У детины заболит пальчик,… Живы родители – почитай,… Мать кормит детей…
Продолжение предложений:
… а младенец – матери; а при матери добро; а у матери – сердце; а без матери – и вся сирота; умерли – поминай; как земля людей.
Составьте предложения по схемам
1.[Я знаю…], (как… ), (как… ).
2.(Чтобы... ), [ ], (как… ).
3.[Я уверен в том], ( что… ),
(потому что …).
1.[Я знаю], (как вам хочется успешно закончить этот учебный год), (как не терпится встретиться с летом).
2.(Чтобы вы были всегда уверены в своих силах),[сегодня мы должны закрепить знания о том], (как правильно ставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными).
3.[Я уверена в том], ( что эти знания вам пригодятся),(потому что вижу всех вас в будущем образованными и успешными).
Выполнение тестовых заданий Задание В 8
- Определите виды подчинения придаточных предложений.
Проверим:
с последовательным 1,3,8
с параллельным 2,5,7
с однородным подчинением 4,6
Итог урока:
Чему вы научились на уроке?
■ Какие задания понравились?
■ Над чем заставил задуматься?
■ На какие размышления навёл?
Оценки за урок.
Домашнее задание.
- 1. Готовиться к контрольной работе по теме.
- сочинить рассказ, состоящий только из СПП;