Плакаты: «Как богат растительный мир и как мало мы его используем. Академик Н.И.Вавилов», «Лечит болезни врач, но излечивает природа. Гиппократ»,
Сундучок, в котором лежат пакетики с лекарственными растениями для игры
На доске прикреплены пучки лекарственных трав, березовый веник, плакаты, в центре доски – журнал, по бокам – календарь сбора растений и правила сбора растений; под доской – комнатные цветы
Кроссворд на плакате, маркеры
Магнитофон, кассета с записью «Вальса цветов» Чайковского
Учитель. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Я говорю Вам, здравствуйте, значит, я желаю всем вам здоровья.
Знаете ли вы, как связаны между собой здоровье и растения?
Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим. Сегодня мы с вами узнаем, как связаны между собой здоровье и растения.
Рассказ учителя
Уже первобытный человек понял, что природа, это не только источник продуктов питания, но первый лекарь. Стремясь избавиться от болезней древний человек понял .что одни растения могут исцелить, а другие отравить.
Сведения о лекарственных свойствах растений были известны еще в древнем Египте.
На Руси с давних времен для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы, плоды растений.
При царе Иване Грозном были созданы аптекарские избы. Лекарственные растения привозили из разных стран. Стоили они на вес золота. По приказу царя лекарственными растениями снабжали не только царский двор, но и армию.
Затем российский царь Петр ! издал указ о создании «аптекарских огородов». Это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. Позже «аптекарские огороды» появились во всех крупных городах при военных госпиталях.
В наше время лекарственные растения не являются редкостью, и не так уж дорого продаются в ап- теках. Не каждый человек может правильно найти лекарственные растения. Нужно знать, как выглядит растение, когда и какие его части нужно собирать, как правильно сушить.
Посмотрите на выставку книг. Здесь книги о растениях, их свойствах, об употреблении, об охране природы. Родная природа дарит нам радость открытий, отдых, здоровье.
Я приглашаю Вас изучить лекарственные свойства тех растений, которые растут в нашей местности. Но мы успеем познакомиться лишь с небольшой частью растений, которые лечат человека, теми, с которыми вы встречаетесь каждый день и даже не задумываетесь, какое влияние они оказывают на ваше здоровье.
Начнём с игры «Кто знает?» (По очереди называют лекарственные растения).
Молодцы, ребята! А сегодня вы узнаете о растениях много нового и интересного.
Учитель: Послушайте стихотворение:
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит в путь – на огород.
С грядки мы возьмём микстуру,
За таблеткой сходим в сад.
Быстро вылечим простуду.
Снова будешь жизни рад.
Одуванчик, подорожник,
Василёк, шалфей и мята.
Вот «зелёная аптека»
Помогает вам, ребята!
- О чем это стихотворение? (отвечают)
- Названия каких растений вы услышали? (отвечают)
- Чем вы лечитесь, когда болеете? (Лекарствами)
- А чем можно лечиться еще, кроме таблеток и сиропов? (Лекарственными растениями).
Правильно, тема сегодняшнего урока: «Лекарственные растения Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Сегодня мы с вами поговорим о тех лекарственных растениях, которые встречаются нам практически на каждом шагу и которые могут служить нам средством первой помощи.
- Ребята, как вы думаете легко собирать лекарственные растения? (трудно)
-Почему?
Вот и нам с вами сегодня придется потрудиться, чтобы собрать букет лекарственных растений. Сейчас мы отправимся в путешествие в «Зелёную аптеку».
- Ребята, как вы думаете, есть ли какие-нибудь правила для сбора лекарственных растений? (да)
Правильно, есть такие правила, давайте познакомимся с ними. Откройте ваши учебники на странице 75 «Правила сбора лекарственных растений».
Если лекарственное растение занесено в Красную книгу, то рвать его нельзя.
Нельзя рвать все растения, часть их нужно оставлять в природе, чтобы лекарственные растения полностью не исчезли в этом месте.
Собирать их нужно так, чтобы не навредить другим растениям или животным.
Нельзя собирать лекарственные растения вблизи автомобильных и железных дорог, в городах с загрязненным воздухом. Вредные вещества проникают в растения, делая их не целебными, а опасными.
Собирать нужно только те растения, которые ты хорошо знаешь, умеешь отличать от других, похожих видов.
Сбор лекарственных растений необходимо проводить только в хорошую погоду.
Нельзя складывать в одну корзину одновременно несколько растений разного вида.
Большое количество лекарственных растений нельзя сушить на солнце, так как при этом разрушаются полезные для человека вещества.
(Учащиеся читают правила).
Физкультминутка: Игра «Деревья, кустарники, травы».
Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводят в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия животных, не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.
Колокольчик, сирень, тополь, малина, одуванчик, МЕДВЕДЬ, сосна, астра, липа, незабудка, крыжовник, земляника, дуб, огурец, смородина, подснежник, КОШКА, берёза.
Теперь можно отправляться в путешествие. Чтобы нам легче было запомнить все лекарственные растения, я предлагаю вам заполнять таблицу:
(раздаются таблицы)
Лекарственное растение | Какую часть используют | Лечебное свойство |
1. | | |
2. | | |
3. | | |
4. | | |
5. | | |
6. | | |
1. Чтобы собрать первое лекарственное растения вам нужно отгадать загадку:
Растет она вокруг,
И враг она и друг,
Как копья, волоски,
Покрыли все листки.
Обломишь волосок –
Прольется едкий сок
На кожу - и смотри:
Уже и волдыри!
Но если дружишь с ней
И кожа здоровей,
И волосы густы,
Красивы и чисты.
В ней витаминов клад,
Весной её едят(Крапива)(слайд 11)
Сообщение о крапиве:Нет такого человека, который хотя бы раз в жизни не обжигался ею. Эту траву даже слепой узнает. Крапива укрепляет волосы. Крапива известна и как пищевое растение. Из ее листьев готовят салаты, супы. Крапива – содержит витамины, применяется при воспалениях, при заболеваниях крови, суставов, печени.
(Запись в таблицу)
2.Ребус –
(ромашка) (слайды 12-13)
Растет в лесу кудряшка,
Белая рубашка, сердечко золотое,
Что это такое?
Сообщение о ромашке: Ромашки — это маленькие солнышки. Отвар из цветков ромашки улучшает пищеварение, выводит из организма болезнетворные микробы, ускоряет заживление ран, помогает при простудных заболеваниях - настоем цветов ромашки полоскают рот и горло при ангине.
(Запись в таблицу)
3. Морской бой: (зверобой) (слайды 14-15)
| А | Б | В | Г |
1 | З | О | Д | Б |
2 | С | К | В | И |
3 | И | О | Н | Й |
4 | Е | Ю | Р | З |
Сообщение о зверобое:Зверобой - это растение с ярко-жёлтыми цветками и приятным запахом. Трава зверобой издавна в народе считалась одной из главных врачебных трав, излечивающей 99 болезней. Растёт он повсюду, зацветает в июне-августе. Именно в это время и собирают цветущие верхушки со стеблем, длиной 25-30 см. Настой зверобоя применяют для укрепления десен, для снижения различных воспалений, для улучшения работы желудка.
(Запись в таблицу)
4. Переставьте слоги:
ПО НИК РОЖ ДО(слайды 16-17) МАПИЖ ФЕЙШАЛ
РЕБЕЗА ЛИНАМА
. Подорожник
Тонкий стебелек у дорожки
На конце его сережки.
На земле лежат листки,
Маленькие лопушки.
Нам он, как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
Сообщение о подорожнике: Подорожник многолетнее растение, неприхотливое, прорастает в основном около тропинок и дорог, из-за чего и получил свое название. Листья подорожникаостанавливают кровотечение, заживляют раны, снимает воспаление глаз и зубную боль.
(Запись в таблицу)
5. Отгадайте загадку: (малина) (слайд 18)
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
Помните детскую песенку (поет)
«По малину в сад пойдем, 3 р.
И малину соберем 3р.
Солнышко во дворе, а в саду тропинка.
Сладкая ты моя, ягодка малинка»
Сообщение о малине: Малина – это кустарник. Малина содержит в ягодах очень много витаминов. Её применяют для профилактики разных болезней. Всем известно полезное свойство малины при простудных заболеваниях понижать температуру. Ягоды останавливают кровотечение и выводят плохие вещества из организма.
Малину добавляют в чай, такой чай рекомендуется пить во время простуды. Заваривать малину нужно не дольше трех минут и обязательно крутым кипятком, так как в теплой воде ягода потеряет больше полезных свойств.
(Запись в таблицу)
. Этот цветок – ландыш. У многих народов существуют легенды о ландыше. Есть украинская легенда, рассказывающая о том, что цветок вырос там, где упали слезы де-вушки, которая ожидала своего суженого из далекого похода. На Руси цветок связан с именами Садко, Любавы, Волхвы – своим появлением ландыш обязан слезам царевны, пролитым когда удалой купец разлюбил её. Существует легенда не только о цветах, но и о ягодах этого растения: юноша по имени Ландыш так горько плакал о покинувшей его Весне, что слёзы превратились в цветочки, а кровь сердца украсила ягоды.
Учитель: Этот цветок тоже занесён в Красную книгу. Целительные свойства ландыша известны с времён глубокой древности и до сих пор не утратили своего значения. В средние века из растения готовили лекарства от эпилепсии, лихорадки, сердечных болезней. В настоящее время в медицине широко применяется настойка ландыша, помогающая при неврозах.
6. Какое дерево является символом нашей страны – России? (береза) (слайд 19)
Сообщение о березе: Береза – красивейшее дерево, символ российских просторов. В лечебных целях используется кора и почки, березовые листья, сок и смола. Березовый сок, собранный ранней весной, очень полезен: он обладает общеукрепляющим действием. Отвар из березовых почек - отхаркивающее, противоспалительное и противовирусное действие, а также используется для кровочищения. Березовые веники.
(Запись в таблицу)
Выводы:
- Молодцы ребята, я вижу вы собрали много лекарственных трав и знаете их лечебные свойства.
- Я думаю, что все это вам пригодиться, если вдруг вы заболеете. Но, лучше, не болейте.
Вы знаете, что большую часть лекарственных растений составляют дикорастущие растения. Их широкое применение заставляет задуматься об ответственности каждого из нас за сохранность природных богатств. Запасы лекарственных растений не безграничны, и использовать их нужно бережно, чтобы хватило не только нам, но и будущим поколениям.
Помните:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветов,
Если все, и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!
4. Первичное закрепление материала:
Игровая пауза «Кто внимательный?»
Если вы внимательно слушали, ответьте на вопросы о лекарственных растениях.
Ты натёр ногу в пути, как облегчить боль? (приложить лист подорожника)
Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Шиповника и черной смородины)
И если случиться тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой дымится,
Слегка горьковатый, душистый отвар. (Ромашка)
Какая трава самая горькая и очень популярна в народной медицине? (Полынь. Её издавна применяли как жаропонижающее, кровоостанавливающее, желчегонное средство. Капли улучшали аппетит и пищеварение)
Есть такой один цветок, не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка, был цветок и нет цветка. (Одуванчик).
Какое растение называют “эликсиром жизни”? (одуванчик)
Какое лекарственное растение спасло семь прекрасных братьев Лизы? (Крапива)
Какие болезни лечит красавица берёза? (Почки и печень, ангину, простуду0
Познакомьтесь с нашей выставкой – здесь - сушеные плоды черемухи, шиповника, компоты из ягод, варенье из малины, смородины. Эти продукты в течение всей зимы снабжают наш организм витаминами, а это помогает справиться с простудными заболеваниями.
. можно провести игру:
Ролевая игра «Зеленая аптека»
( На витрине стоят коробочки с названиями лекарственных растений:, ягоды шиповника, корень одуванчика, цветки ромашки, лист подорожника, березовые почки, масло облепиховое, кора дуба, трава чистотела, плоды черники. Ученик в белом халате исполняет роль фармацевта, дети выступают в роли покупателей. На учительском столе лежат листочки с заболеваниями : витаминное средство, средство для повышения аппетита, для полоскания горла, при ссадинах, мелких порезах, для лечения ожогов, для укрепления десен, для выведения бородавок, веснушек, для улучшения зрения.)
2. Ситуации:
- У мальчика Вани заболел ангиной, какое лекартсвенное растение может ему помочь? (ромашка лекартвенная)
- Маленькая девочка Таня играла на улице, забегалась и упала, разбила колено, какое лекарственное растение сможет ей помочь? (подорожник)
- Оля гуляла без шапки в холодную погоду и простудилась, какое лекарственное растение может ей помочь? (малина)
Включаю музыку «Вальс цветов» Чайковского
Пока звучит музыка – составляют пары. Проверка
Теперь вернёмся к вопросу «Лечит болезни врач, но излечивает природа». Что Гиппократ хотел сказать этим высказыванием?
Нам всем нужно запомнить, что природу нужно охранять, и тогда мы ещё много лет сможем пользоваться её дарами.
Ты пришел за помощью к природе?
Добрым будь и береги её.
Ветки не ломай, корней не трогай
Помни, нужно много лет,
Чтобы кустик снова мог помочь тебе.
Говорим при всем народе:
Чтоб продлить природы век,
Должен помогать природе
Друг природы-человек.
Чтобы мирно мчались годы,
Расцветал за веком век
Другом быть для всей природы
Должен каждый человек!
Хором: Охраняйте природу!
Рефлексия: Продолжите предложения, выбрав начало словами:
- «Я узнал…»
- «Мне понравилось…»
- «Мне было трудно…»
- «Я хочу узнать…»
Домашнее задание:
Заполнить таблицу до конца.
Сообщения на выбор «Лекарственные растения на нашем огороде», «Лекарственные растения на подоконнике»